От флотилии петра великого до флотилии сло. часть vi.

      Комментарии к записи От флотилии петра великого до флотилии сло. часть vi. отключены

Ура, я возвратился к альтфлоту, что МОГ БЫТЬ НАСТОЯЩИМ! Флотилия СЛО.

Флотилия СЛО, не обращая внимания на то что она стала широко известна лишь в годы первой мировой, по сути есть ветшайшей военно-морской тактической единицей отечественного флота.

Более чем 300 лет назад была сделана первая попытка создания армейского флота на Севере. В первой половине 90-ых годов XVII века по указанию Петра I в Архангельске была заложена Соломбальская судоверфь и началось строительство боевых судов.

14 августа 1694 года выстроенный в Соломбале 24-пушечный фрегат «Святой Павел», 44-пушечный корабль «Святое пророчество», приобретённый в Голландии, и яхта «Святой Петр» под бело-светло синий-красным флагом во главе с Петром I вышли в море, сопровождая восемь британских купеческих судов.

Но боевые суда в Белом море продолжительно не оставались, а переводились на Балтику.

В первой половине 40-ых годов восемнадцатого века на Севере показалось первое соединение (эскадра) русских кораблей ВМФ, каковые совершали крейсерство от Норвежского до Карского морей, давая предупреждение тем самым заход шведского флота в произвол и русский гавани их судов на побережье Мурмана. Но и оно не продолжительно продержалось

Так, в Крымскую войну на Белом и Баренцевом море фактически не было флота, и не смотря на то, что Архангельское адмиралтейство было не просто одним из наибольших, а наибольшим предприятием армейского судостроения в Российской Федерации в течении большей части собственной истории, до упразднения в первой половине 60-ых годов девятнадцатого века, – британскую эскадру, которая совершила наступление на Соловецкий монастырь и вела обстрелы приморских поселений, имела возможность встретить только пара судов маленького водоизмещения. Это были бриги «Новая Почва» и «Лапоминка» (притом последний солидную часть времени проводил на якоре, делая функции брандвахты), да шхуна «Полярная Звезда», занимавшаяся снабжением беломорских маяков. Малые пароходы «Смирный» и «Нужный», каковые кроме этого входили в состав Беломорской флотилии, кроме того не несли оружия и не были приспособлены к его установке.

Помимо этого, в течение трех месяцев по окончании начала войны были выстроены два десятка гребных канонерских лодок, каковые смотрелись неказисто: практически это были шлюпки, но на каждой из них было по два орудия, они владели необыкновенной маневренностью, что важно при действиях в протоках между отмелями и островами, с берега их закрывали батареи, каковые со своей стороны должно было закрывать вооруженное местное население.

Кроме того по окончании войны русский администрация фактически не занималась морскими силами на севере. Время от времени для патрульной работы приходили корветы Балтфлота, но это все было временным ответом.

В начале 20-го века мало что изменилось. Для охраны рыбных промыслов каждый год приходило из Балтийского моря посыльное судно «Бакан» водоизмещением 885 тысячь киллограм, вооруженное четырьмя пушками (две 47-мм и две 37-мм). А сохранившаяся беломорская флотилия имела всего несколько ветхих невооружённых пароходов и шхун, каковые занимались гидрографическими работами и транспортными перевозками.

От флотилии петра великого до флотилии сло. часть vi.

Сторожевое судно Бакан у Новой Почвы, 1909 год

Обстановка сдвинулась лишь по окончании русско-японской войны. В сентябре 1906 года адмирал И.Ф. Бострем взял миссию изучения местности Северного его прибрежья и простора, для строительства и закладки будущей базы северного флота.

Взяв в собственное распоряжение несколько броненосцев – «Слава» и «Цесаревич», он проложил маршрут из Балтийского моря, огибая Скандинавию, на север, наметив изучить и посетить Екатерининскую гавань, Печенгскую бухту и Териберку; в следующем году эту миссию продолжил крейсер «Бриллиант».

Но пока Россия не имела возможности выделить большие морские силы для обороны Севера, но начало было положено.

Наконец в мае 1910 года было издано постановление о постройке нового незамерзающего порта, что стал называться Романов-на-Мурмане. Тогда же снова посланный на Север «Бакан» обзавёлся компаньоном в виде канонерской лодки «Угрожающий»: лишь эту самую ветхую канонерку руководство Балтийским флотом имело возможность выделить для работы в Белом море.

Переход был сложным, и в итоге корабль решили не возвращать на Балтику, а приказом морского министра оба корабля включили в состав Беломорской флотилии. Так из запасного она нежданно стала боевой.

Нужно сообщить что появление «нового» корабля, как ни необычно, выяснилось очень рентабельным: лишь за один год «Бакан» и «Угрожающий» смогли задержать более 28 довольно больших судов с контрабандой и ведущих незаконный промысел в русских водах. Действительно, к сожалению, еще больше судов ушли от преследования отечественных судов.

Канонерская лодка Угрожающий по окончании перехода.

Аппетит приходит на протяжении еды, и следующий год стал временем еще одного пополнения корабельного состава сейчас уже флотилии быстроходными миноносцами. Действительно, адмирал Эссен первоначально пробовал дать то, что совсем не жалко – миноносцы типа «Пернов» и «Циклон»; притом при беседе с капитаном I ранга Дмитрием Мантуровым, что стал командующим новым соединением, была фраза: Забирайте, все другое не дам.

Благодаря красноречию Мантурова, что продолжительное время руководил «Баканом» и имел опыт плаванья в полярных широтах, удалось договориться о переводе 2 эсминцев типа «Сокол», что и было закреплено МГШ в соответствующих документах.

И в июне 1911 года ЭМ «Рьяный» и «Поражающий» в сопровождении двух вооружённых пароходов «Вайгач» и «Таймыр» отправились на Север. Нужно мало поведать о последних. Они представляли собой, ни больше ни меньше, увеличенный ледокольный пароход типа «Ангара», что уже с дюжина лет бороздил просторы Байкала; как и их прародитель, они были выстроены на верфи «Армстронга», а на Балтийском заводе им сделали подкрепления под установку 2?120-мм орудий.

Нужно заявить, что с возникновением новых судов эффективность действий флотилии еще больше возросла. Первоначально ВМС Норвегии пробовали закрывать действия собственных браконьеров, потому, что экспорт рыбы приносил хорошую прибыль казне королевства. Само собой разумеется, до открытого столкновения не доходило, но в то время, когда рядом с рыбацкой флотилией крутились канонерки наподобие «Фритьоф» либо «Викинг», приходилось выполнять определённую осторожность.

Эсминцы типа Сокол у причальной стены нового порта Романов-на-Мурмане.

1913 год ознаменовался сходу 3 событиями в жизни флотилии.

Во-первых, наконец-то были выстроены новые причальные стены в Романове-на-Мурмане и небольшой док, что имел возможность принимать суда до 80 метров в длину и водоизмещением до 4000 т.

Во-вторых, флотилия стала называться «флотилия СЛО».

В-третьих, руководство Балтфлота с подачи МГШ весьма расщедрилось (сказались хорошие темпы поступления в строй новых ЭМ) и выделило еще дополнительно 2 эсминца типа «Сокол»; это разрешило выделить в составе флотилии отряд ЭМ.

Нужно заявить, что это было неприятным сюрпризом для соседей. В октябре 1913 года Норвегия попыталась произвести большее устрашение на русские силы, отправив в район действия рыбацких флотилий сильнейший собственный корабль – ББО «Норге»; но в то время, когда рядом с траулерами показались «Бакан» и «Таймыр», а на перехват удирающим браконьерам ринулись сходу 3 ЭМ – «Норге» вид, что его в этот самый момент и не было. Затем судов Норвегии, Великобритании и Швеции стало значительно меньше.

В мае 1914 года рейд Мурманска был взбудоражен салютом: в гавань входил стремительный красивый мужчина «Жемчуг». Данный крейсер лишь в апреле 1913 года вышел из ремонта и по сей день был направлен для развития сотрудничества легких крупных кораблей и сил. Тем более что опыт посылки устаревших эсминцев на Север желали продолжить, а также перевезти в 1914–1915 годах все оставшиеся эсминцы типа «Сокол». А до тех пор пока для потребностей флотилии закупили 2 канадских ледореза Канада и Иван Сусанин

По большому счету замыслы МГШ по поводу флотилии были громадными, правда в отличие от сил на Дальнем востоке для флотилии СЛО не планировали постройку больших крейсеров-рейдеров, но наращивать силы думали. В частности, в случае если сотрудничество Жемчуга и отряда ЭМ выяснилось бы продуктивным, то по окончании вступления в строй крейсеров типа Светлана Балтфлот имел возможность пожертвовать камушком, передав его в состав сил на Севере, а не считая соколов планировали, что и добрая половина ЭМ типа Инженер-механик Зверев смогут последовать за ним.

Не оставляли без внимания и более небольшие сторожевые суда: по программе 1915 года собирались заложить сторожевики типа Туман водоизмещением в 300 т для работы на Севере.

Крейсер Жемчуг входит на рейд Мурманска.

Но война внесла собственные коррективы: отныне флотилия СЛО становилась одним из самых ответственных подразделений Императорского ВМФ.

Первую мировую флотилия СЛО встретила в таком составе (включая крейсер Жемчуг):

КЛ «Угрожающий» (флагман). Минный отряд: БПКР «Жемчуг», отряд ЭМ (4 типа «Сокол»), отряд гидрографических и транспортных судов – 14 ед (а также 5 ледокольного типа).

Разведопрос: Игорь Пыхалов про гитлеровский евросоюз, часть вторая

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: