Штурмовик ил-2 м-82.

      Комментарии к записи Штурмовик ил-2 м-82. отключены

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1941 г.Штурмовик ил-2 м-82.

С целью расширения моторной базы повышения-2 и Ил его боевой живучести С.В.Ильюшин 21 июля 1941 года обратился к Наркому авиапромышленности А.И.Шахурину (письмо № 924) с предложением об установке на самолет мотора воздушного охлаждения М-82 с взлетной мощностью 1675 л.с. Это предложение было как запрещено более актуальным, учитывая, что стремительное продвижение германских армий в глубь страны поставило под угрозу серийное производство моторов для штурмовиков Ил-2.

За установку для того чтобы мотора на штурмовике выступал кроме этого и последовательность экспертов ВВС КА и НКАП. Помимо этого, при переделке Ил-2 под мотор М-82 предполагалось «…на основании опыта войны …сделать самолет двухместным. Второй член экипажа будет главным образом вести защиту хвоста самолета от воздушного нападения. Наряду с этим условии самолет будет практически неуязвим…»

Управление НКАП и Правительство с пониманием отнеслось к предложению С.В.Ильюшина и уже 29 июля 1941 года вышел приказ по НКАП № 760, в соответствии с которому директор 18-го авиазавода М.Б.Шенкман обязывался до 1 августа выделить в распоряжение С.В.Ильюшина один серийный Ил-2 и обеспечить его перелет в Москву на завод № 39, а Основной конструктор самолета должен был не позднее 30 августа изготовить и выпустить в первоначальный полет модифицированный Ил-2 с двигателем М-82.

Ровно через месяц, 29 августа 1941 года, вышло Распоряжение ГКО № 327 о постройке на 39-м авиазаводе Ил-2 с 82-м винтом и мотором АВ-5Л. Еще через 9 дней, 8 сентября 1941 года, В.К.Коккинаки с аэропорта ЛИИ НКАП совершил на новом штурмовике первый испытательный полет.

Для постройки этого самолета часть бронекорпуса серийного Ил-2, до переднего лонжерона центроплана, являвшаяся капотом мотора АМ-38, была снята, а по переднему лонжерону центроплана установлена двойная бронеперегородка, принимавшая все нагрузки от сварной трубчатой моторамы мотора М-82. Мотор наряду с этим не бронировался. Он закрывался простым капотом типа NACA из легкого алюминиевого сплава с управляемой юбкой на задней выходной щели.

Каркас капота крепился лишь к мотору и не был связан с другой конструкцией самолета. Такая конструкция значительно упрощала смену мотора, в особенности в поле. Переход от М-82 к фюзеляжу Ил-2 оказался неплавный и достаточно очень сильно ухудшал аэродинамику самолета.

Вместо заднего бензобака, размешавшегося за бронеперегородкой пилотской кабины, оборудовали кабину стрелка с блистерной установкой под пулемет УБТ калибра 12,7 мм с боекомплектом 280 патронов.

Стрелок, так же как и летчик, был достаточно прекрасно защищен броней: задняя и нижняя броневые стены кабины имели толщину 8 мм, боковые — до 6 мм, а броня над головой стрелка — 5 мм. Также, на блистере устанавливалось бронестекло толщиной 64 мм.

Пулемет УБТ размещался на шкворневой установке и, благодаря сильного бронирования фонаря кабины стрелка, имел достаточно ограниченные углы обстрела — 38° по вертикали и по 22° в стороны.

Для сохранения прошлой дальности полета емкость топливного бака под сиденьем летчика была увеличена до 724 л, а с целью увеличения боевой живучести автомобили на штурмовике была установлена совокупность заполнения бензобаков нейтральным газом от выхлопной совокупности двигателя.

На самолете вместо винта ВИШ-22Т был установлен винт АВ-5В диаметром 3,4 м.

Программа заводских опробований нового штурмовика была совершена ускоренными темпами и закончена уже через восемь дней (вместе с В.К.Коккинаки машину испытывал летчик-испытатель серийного завода № 18 К.К.Рыков). Напоследок по итогам заводских летных опробований летчики отмечали, что фактически все летные характеристики самолета Ил-2 М-82, если сравнивать с серийными автомобилями с АМ-38, ухудшились, никаких изюминок новый «Ил» не имеет, броня снабжает защиту горючего и экипажа от поражения, недостатков, страшных для полета, не найдено и штурмовик возможно передавать для производства национальных опробований.

Сразу же по окончании заводских летных опробований С.В.Ильюшин вышел на управление НКАП и ВВС с предложением срочно выпустить на 18-м авиазаводе 30 двухместных Ил-2 М-82 для проведения всесторонних войсковых опробований. Из этого числа предлагалось организовать один авиаполк, всецело укомплектованный новыми автомобилями и один смешанный авиаполк, укомплектованный как одноместными Ил-2 АМ-38, так и двухместными «Илами» с М-82 в пропорции 2:1, другими словами каждым двум одноместным «ильюшинам» придать один «…двухместный Ил-2, что решал бы задачи фаворита группы. В этом случае Ил-2 с М-82 именовался бы как Ил-4.»

Предложение С.В.Ильюшина в целом приобрело помощь как у управления НКАП, так и ВВС КА, но решение было отложено до проведения национальных опробований.

В середине декабря 1941 года эксперты НИИ ВВС вышли с предложением об установке на новый штурмовик мотора М-82 112и (М-82ИР) с односкоростным нагнетателем и форсированным по мощности на малых высотах, что в ноябре удачно прошел 100-часовые опробования на стенде. Предложение было принято и модифицированный мотор установили на штурмовик.

К сожалению, госиспытания Ил-2 с М-82ИР (ведущий летчик-испытатель М.А.Нюхтиков) из-за эвакуации производства были начаты лишь 20 февраля 1942 года. До 13 марта было выполнено 26 полетов с неспециализированным налетом 8 часов 15 мин.

Не обращая внимания на уменьшение массы безлюдного самолета, Ил-2 М-82ИР при обычном полетном весе 5655 кг продемонстрировал большую горизонтальную скорость у почвы 365 км/ч, а на высоте 5,5 км — 406 км/ч. Наряду с этим время подъема на высоту 5000 м составила 10,6 60 секунд. Статическая продольная устойчивость, из-за более задней центровки самолета, ухудшилась. Усложнилась и техника пилотирования. Взлетно-посадочные характеристики самолета кроме этого ухудшились.

Большая дальность полета на номинальном режиме, не обращая внимания на повышение емкости бензобака до 724 л, уменьшилась до 700 км.

Оружие Ил-2 М-82ИР включало две пушки ШВАК (по 210 снарядов на ствол), два пулемета ШКАС (по 750 патронов на пулемет), один УБТ для стрельбы назад (280 патронов), 8 РС-82 и 400 кг бомб (в перегрузку 600 кг).

Напомним, что пушки ШВАК на новом штурмовике размешались ближе к оси самолета, а пулеметы — дальше. Это событие повышало точность стрельбы из пушек в воздухе.

В акте о национальных опробованиях Ил-2 М-82ИР, утвержденном командующим ВВС КА А.А.Новиковым 23 марта 1942 года, отмечалось, что «…испытанный в НИИ ВВС двухместный самолет Ил-2 с мотором М-82 конструкции С.В.Ильюшина вычислять целесообразным внедрить в серийное производство». На самолете рекомендовалось установить переговорное устройство и радиополукомпас РПК-10.

В соответствии с Распоряжением ГКО № 1502 от 28.03.1942 г. Ил-2 с М-82ИР запускался в серийное производство на авиазаводе № 381 с изготовлением первой серийной автомобили к 1 мая 1942 года. Всего же в мае должно было быть выпущено 56 экземпляров Ил-2 с М-82ИР. Еще столько же — в июне.

Но ввиду того, что к этому времени уже было налажено массовое производство моторов AM-38 и одноместных штурмовиков Ил-2 с ними, а мотор М-82 было решено устанавливать на ЛаГГ-3, которому он был нужнее, Распоряжением ГКО № 1658 от 26.04.1942 г. предстоящие работы по Ил-2 М-82ИР были прекращены. С.В.Ильюшину было предложено решить вопрос о возможности переделки одноместного серийного самолета Ил-2 с мотором АМ-38 в двухместный вариант с внедрения огневой и задней точкой его в серийное производство безостановочно заводского конвейера.

История умалчивает, сколько в действительности было выстроено бронированных «Илов» с мотором М-82ИР. Известно только то, что к началу мая на 381-м заводе вправду был выстроен один экземпляр Ил-2 М-82ИР (первый полет планировался 7 мая), но в одноместном варианте вместо двухместного. Из-за чего был осуществлен переход на одноместный вариант, неизвестно. На данной машине емкость бензобаков была доведена до 980 литров и также, снизу мотора на капоте были установлены броневые накладки.

Заводские опробования одноместный Ил-2 М-82ИР удачно прошел к середине августа 1942 года (отчет по опробованиям утвержден 18.08.1942 г.), но на национальные опробования штурмовик не передавался и в будущем все работы по нему были прекращены.

ЛТХ:

Модификация: Ил-2 М-82
Размах крыла, м: 14,60
Протяженность, м: 11,60
Высота, м: 4,17
Площадь крыла, м2: 38,50
Масса, кг
-безлюдного самолета: 3935
-обычная взлетная: 5655
Тип двигателя: 1 х ПД М-82
Мощность, л.с.
-номинальная: 1 х 1400
-взлетная: 1 х 1675
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 365
-на высоте: 396
Крейсерская скорость, км/ч: 384
Практическая дальность, км: 700
Макс. скороподъемность, м/мин: 556
Практический потолок, м: 7500
Экипаж, чел: 2
Бомбовая нагрузка: 400 кг бомб (в перегрузку 600 кг)
Оружие: 2 х 20-мм пушки ШВАК (по 210 снарядов на ствол), 2 х 7,62-мм пулемета ШКАС (по 750 патронов на пулемет), 1 х 12,7-мм УБТ для стрельбы назад (280 патронов), 8 х РО-82.

Умелый штурмовик Ил-2 М-82.

Умелый штурмовик Ил-2 М-82.

Умелый штурмовик Ил-2 М-82. Вид спереди.

Умелый штурмовик Ил-2 М-82.

Умелый штурмовик Ил-2 М-82.

Умелый штурмовик Ил-2 М-82.

Умелый штурмовик Ил-2 М-82.

Кабины экипажа штурмовика Ил-2 М-82.

Ил-2 М-82. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Ю.А.Егоров. Самолеты ОКБ С.В.Ильюшина.
«Война в воздухе» №№ 6-7. Ил-2, Ил-10. применения и История создания.
Космонавтика и Авиация. В.Перов, О.Растренин. Штурмовик Ил-2.
Авико-Пресс. Владимир Перов, Олег Растренин. Штурмовики Красной Армии.
Крылья Отчизны. Евгений Черников. Ил-2 — гордость отечественной авиации.

Тройное 6 или непобедимый Ла-5 (мотор М-82Ф). Ил 2 БЗС, БЗМ (IL 2 BoS. BoM)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Тяжелый штурмовик ил-8.

    Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1943 г. Распознанные на протяжении боев недочёты главного штурмового самолета Красной армии —…

  • Штурмовик ил-40.

    Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1953 г. Во второй половине 40-ых годов XX века завершились заводские летные опробования…

  • Опытные самолёт-разведчик l.w.f. model g-1 и штурмовик l.w.f. model g-2. сша

    Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за редактирование и вычитку текста. В декабре 1915 года трое американских…

  • Бронированный штурмовик бш-2 (цкб-55).

    Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1939 г. В связи с неудачным испанским опытом истребителей и разведчиков-боевого применения…

  • Бронированный штурмовик бш-2 (цкб-57).

    Разработчик: ОКБ Ильюшина Страна: СССР Первый полет: 1940 г. Распоряжение Комитета обороны при СНК СССР о выпуске 10 автомобилей БШ-2 с двигателями АМ-35…

  • Лёгкий штурмовик р-5ш.

    Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1931 г. Особенный класс самолетов-штурмовиков, предназначенных для атак наземных целей с предельно…