Лёгкий штурмовик р-5ш.

      Комментарии к записи Лёгкий штурмовик р-5ш. отключены

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1931 г.Лёгкий штурмовик р-5ш.

Особенный класс самолетов-штурмовиков, предназначенных для атак наземных целей с предельно малых высот, с давних времен завлекал внимание авиаторов. Он взял собственный конструктивное выражение в проектах и различных типах, начиная с 1912 года.

По окончании гражданской войны особым приказом Наркомвоенмора в составе тогда немногочисленных советских ВВС организовали особую эскадрилью «боевиков» (прообраз будущих штурмовых частей). Во второй половине 20-ых годов XX века их число довели до 5. Новые подразделения вооружили простыми разведчиками Р-1, лишь часть из них (пара десятков) были адаптированными для штурмовых действий (вооружив во второй половине 20-ых годов XX века 2 либо 4 пулеметами на нижнем крыле).

Во второй половине 20-ых годов XX века поднялся в воздух новый разведчик-бомбардировщик конструкции Поликарпова Р-5, часть из них начали поступать в состав штурмовых подразделений и первоначально не чем не отличались от простых разведчиков.

Первый штурмовой вариант этого биплана показался в следствии инициативы начальника 252-й авиабригады А.А.Туржанского и бригадного инженера Павлова. В первой половине 30-ых годов двадцатого века они сняли с серийного Р-5 подфюзеляжные балки бомбодержателей и установили на нижнем крыле четыре пулемета ПВ-1 (по два рядом на каждом крыле), закрытых обтекателями патроны размещались тут же, в крыльях. Другое стрелковое оружие (синхронный пулемет ПВ-1 и спарка пулеметов ДА-2 на турели ТУР-5) осталось прошлым.

Помимо этого собирались подвешивать легкие бомбы в подфюзеляжном обтекаемом контейнере, правда в частях его фактически не использовали. Время от времени количество бомбодержателей увеличивали до 40. Вторых значительных отличий от серийного разведчика Р-5Ш (он же Р-5Шт) не имел.

Штурмовой вариант предназначался для ударов с малых высот («бреющий полет») по неукрытой живой силе, коннице, транспортным колоннам. Самолет удачно испытали и заявили эталоном для переделок в других авиачастях, а после этого и для серийного выпуска на заводе № 1. Р-5Ш составлял заметную долю всей серийной продукции Р-5. Их было выпущено около 500 (кое-какие источники говорят о более 800 экземплярах).

Помимо этого часть простых Р-5 переделали в штурмовики прямо в частях.

В первой половине 30-ых годов XX века была выпущена совсем маленькая серия штурмовика Р-5ЛШ тот же Р-5Ш, но с восемью пулеметами ШКАС (по четыре пулемета в каждом крыле) для стрельбы вперед и одним оборонительным ШКАС на турели ТУР-8. Примечательно, что на самолетах Р-5Ш проходило другое вооружение и испытание, к примеру авиационных огнеметов (АОГ) конструкции ГСКБ-47 и подвижные пулеметные установки «Гром».

В первой половине 30-ых годов XX века успели вооружить Р-5Ш по одной эскадрилье в 251, 252-й и 255-й бригадах. Массовое же перевооружение штурмовой авиации на эти автомобили случилось в следующем году. Любая бригада складывалась из двух-трех эскадрилий.

В большинстве случаев в каждой один отряд должен был нести полную бомбовую нагрузку (до 40 бомб малого калибра) при снятии одной либо двух пар пулеметов на крыльях, второй бомб не брал, но нес полный боекомплект для пулеметов, на самолеты третьего подвешивали ВАП-4, ограничивая запас патронов для крыльевых пулеметов. Тактика применения Р-5Ш предусматривала нанесение ударов с малых высот (15 до 50 м).

В осеннюю пору 1934 года 253-я штурмовая бригада на маневрах под Псковом в условиях низкой облачности удачно нанесла условный удар по пехоте, занявшей оборону у р. Великая и поставила дымовую завесу, под прикрытием которой реку форсировал танковый корпус. В конце того же года две эскадрильи штурмовиков вошли в 250-ю бригаду на Дальнем Востоке. В январе 1935 года Р-5Ш взяли 254-я и 257-я бригады в Сибирском армейском округе.

Летом на протяжении учений они уже имитировали налет на аэропорт в Омске.

Одним из главных видов оружия для штурмовиков считалось химическое. Предусматривалось использование ВАП против пехоты, кавалерии, обозов и артиллерии, прежде всего на конной тяге.

Особенно уязвимыми считались два последние, в том месте, где лошадей было большое количество, а человек относительно мало. При неожиданной атаке они не успевали надеть на всех лошадей противогазы. У обозников не имелось и действенных средств борьбы с низколетящими самолетами.

Один Р-5 нес 160 кг иприта либо люизита. При высоте полета около 50 м он накрывал ядовитым дождем всю ширину дороги.

На поле боя предусматривалось нанесение ударов с малых высот в строю отряда и звена, со средних — эскадрильей. Штурмовая бригада имела возможность за два вылета скинуть 9 т иприта либо 7,2 т гранулированного фосфора. Бригады за один вылет имели возможность перебить всех лошадей в польском пехотном корпусе.

Работа на малых высотах, непременно, была небезопасна. Кроме того в условиях зенитного огня от пилота требовалась предельная сосредоточенность. В феврале 1937 года летчик Жданов так увлекся поливанием танковой колоны подкрашенной водой, изображавшей иприт, что «прозевал» телеграфный столб.

Снес шасси и радиатор, а после этого совершил вынужденную посадку у дороги. И Жданов и его летнаб никаких травм не взяли. Жданову позже дали трое дней «губы» … а штурмовик отремонтировали.

Единственной страной, не считая СССР, которая имела на вооружении штурмовики Поликарпова, стала Монголия. Как указано в советской историографии летом 1938 года в конфликте у оз. Хасан — «Громадной неожиданностью для японских агрессоров был стремительный удар, нанесенный молодыми ВВС МНР.

Самолеты-штурмовики Р-5Ш, каковые вели монгольские летчики, обученные в советских авиационных училищах, нанесли неприятелю тяжелые потери…» Всего к осени 1938 года в составе авиации МНР было 17 Р-5Ш в 1-ом штурмовом авиаполку.

Не все штурмовые подразделения, в который поступали Р-5Ш, имели однородный состав, так в 253-й бригаде кроме двух штурмовых эскадрилий был истребительный отряд с истребителями И-5.

Через год Р-5Ш было нужно опять поучаствовать в боевых действиях на протяжении летней войны, известной в истории как Халхин-Гол либо Номонханский инцидент. Действительно, в этом конфликте самолет довольно часто использовался как связной, а роль штурмовиков выполняли по большей части более идеальные Р-5ССС, но, однако, самолет «прославился» тем, что стал первой утратой ВВС РККА, будучи сбитым японскими истребителями 21 мая.

В этом конфликте употреблялись самолеты не только штурмовых эскадрилий, но 150-го бомбардировочного авиационного полка. Соединение дислоцировалось в Монголии в районе Баин-Тумена. В его составе было семнадцать легких штурмовиков (две эскадрильи) и 29 скоростных бомбардировщиков СБ (три эскадрильи).

В зимней войне с Финляндией порядком изношенные Р-5Ш как штурмовики фактически не употреблялись, большая часть авиаполков перевооружались на И-15 и И-153, а более либо менее исправные самолеты передавались в состав общевойсковых эскадрилий. Кое-какие из них дожили до ВОВ и употреблялись на севере СССР в качестве легких связных и бомбардировщиков, действительно, для повышения грузоподъемности крыльевые пулеметы снимали.

Штурмовая авиация занимала серьёзное место в структуре ВВС РККА в 1930-х годах.

На 1 января 1937 года в строю пребывали 446 самолетов Р-5Ш. Показавшиеся позднее штурмовики Р-5ССС вытеснили ветхую машину в западных округах, но на Сибири и Дальнем Востоке эти автомобили сохранились фактически до 1940 года, всего около 82 автомобилей.

ЛТХ:

Модификация: Р-5Ш
Размах крыла, м: 15,50
Протяженность, м: 10,56
Высота, м: 3,62
Площадь крыла, м2: 50,20
Масса, кг
-безлюдного самолета: 2005
-большая взлетная: 3410
Тип двигателя: 1 х ПД М-17Б
-мощность, л.с.: 1 х 680
Большая скорость, км/ч
-у почвы: 202
-на высоте: 192
Крейсерская скорость, км/ч: 170
Практическая дальность, км: 800
Скороподъемность, м/мин: 150
Практический потолок, м: 4440
Экипаж: 2
Оружие: 4 х 7,62-мм пулемета ПВ-1 на нижнем крыле, один синхронизированный ПВ-1, два 7,62-мм ДА на турели, до 500 кг бомб на внешней подвеске.

Легкий штурмовик Р-5Ш.

Легкий штурмовик Р-5Ш выпуска завода № 1. Февраль 1934 г.

Легкий штурмовик Р-5Ш. Вид спереди.

Легкие штурмовики Р-5Ш 60-й авиабригады с подвешенными устройствами ВАП-4. 1938 г.

Заправка выливных устройств ВАП-4 на штурмовиках Р-5Ш 60-й авиабригады на протяжении учений. 1938 г.

Легкий штурмовик Р-5Ш на лыжном шасси. Зима 1939г. Советско-финский фронт.

Легкий штурмовик Р-5Ш.

Р-5Ш по окончании аварийной посадки.

Р-5Ш. Рисунок 1.

Р-5Ш. Рисунок 2.

Р-5Ш. Рисунок 3.

Р-5Ш. Схема 1.

Р-5Ш. Схема 2.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Армада. Михаил Маслов. Самолеты Р-5 и Р-Z.
Вячеслав Чукмасов. Поликарпов Р-5Ш.

17 Серия Оружие Победы: Су 76 легкий штурмовик

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: