Самолет — измерительный пункт ил-18рт (ил-18сип).

      Комментарии к записи Самолет — измерительный пункт ил-18рт (ил-18сип). отключены

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1961 г.Самолет — измерительный пункт ил-18рт (ил-18сип).

Появление баллистических ракет, стартующих из-под воды в любой точке мирового океана и оборудованных БЦВМ, стало причиной созданию новых радиотелеметрических совокупностей (РТС) с цифровой радиолинией. Их опробования для ВМФ СССР планировались на морских акваториях, исходя из этого было издано постановление о разработке СИП нового поколения.

В первой половине 60-ых годов XX века на базе серийных самолетов Ил-18В (СССР-75840 и СССР-75528) ОКБ С.В.Ильюшина оборудовало два СИП. взявших обозначение Ил-18РТ. В испытаниях и создании автомобилей учавствовали войсковых частей и десятки предприятий под управлением намерено созданной национальной рабочей.

Потому, что Ил-18Р’Т первенствовал СИПом с обычными условиями работы операторов, имеется суть более подробно разглядеть состав измерительного комплекса. В пассажирской кабине устанавливались станции двух типов (МА-9МКС и БРС-1С), каковые снабжали прием и регистрацию радиотелеметрической информации от двух бортовых совокупностей (Р’ГС-9 и БРС-1) испытуемых объектов.

РТС-9 передавала данные о медлительно изменяющихся и командных параметрах, БРС-4 — о вибрационных и быстроменяющихся. Аппаратура СЕВ-12К употреблялась для независимой привязки зарегистрированных данных к шкале единого времени. Не считая .этого, комплекс оборудования СИП Ил-18РТ снабжал ретрансляцию информации совокупности РТС-9. диагностику готовности наземных радиотелеметрических и радиолокационных средств к боевой работе при облете автострад опробований и, наконец, скрытую своевременную связь с командным измерительными пунктами и пунктом испытаний полигонов, на каковые падали запущенные объекты.

Для размещения измерительного комплекса на серийных Ил-18В сняли все пассажирские кресла, грузовые полки и одну туалетную помещений) в среднем салоне. Передний гардероб уменьшили, дабы передвинуть заднюю перегородку по направлению полета, для этого же сняли передние части буфетов по правому и левому борт). Стол главы СИП размещался в переднем салоне по правому борту. В салонах имелось 15 рабочих мест операторов.

Для записи принимаемой информации употреблялась аппаратура регистрации на магнитной ленте и стойка графической регистрации.

Самолеты были практически утыканы антеннами различных типов, среди которых особенно выделялись антенны аппаратуры спецсвязи «Арфа» на законцовках стабилизатора.

Антенно-фидерная совокупность станции МА-9МКС состояла и.) восьми антенн: трех (носовая, боковая и хвостовая) плюс двух (передняя и задняя) — для приема сигналов двух различных типов, передающей антенны ретранслятора, индикаторной антенны и антенны имитатора. Со своей стороны носовая антенна воображала совокупность из четырех петлевых вибраторов, укрепленных на спецподставках по окружности фюзеляжа в передней его части.

Подобно смотрелась совокупность носовых антенн для приема в другом режиме, причем вибраторы устанавливались на тех же подставках. Такая же антенная совокупность установлена между шпангоутами 36 и 37.

В программе опробований предусматривались работы с настоящими объектами, исходя из этого наровне с опробованиями в ЛИИ, Ил-18РТ учавствовали в обеспечении стартов космических аппаратов. В 1965 году в СССР начались запуски аппаратов типа «Зонд», каковые должны были облетать Луну и после этого возвращаться на Почву. В начальной фазе полета ракетоносителя телеметрия принималась наземными станциями, расположенными недалеко от космодрома, на приземлении и конечной фазе — СИПами.

По возвращении спускаемые блоки «Зондов» должны были оказаться в самых южных точках — недалеко от Кушки (Туркмения) либо в Закавказье. Сложность заключалась в том, что в то время никто еще не знал ни о высотах и дальностях, на которых станет вероятным прием со спускаемого блока, ни об эффекте экрана плазмы около тормозящего в верхних слоях воздуха аппарата. Соответственно, были выбраны и аэропорты базирования — Мары либо Гвардейское (Крым), на каковые СИПы направлялись за пара дней до запуска, дабы выполнить облеты предполагаемых территорий приземления.

Полей «Зондов» до Луны и обратно занимал пара дней, исходя из этого при базировании в Марах СИП возможно было применять и для контроля старта вторых ракет со стартовой площадки Байконур.

Облеты территорий измерений нужны были и для тренировки экипажей, отработки сотрудничества с центрами выбора и управления оптимальных режимов полета СИП. Действительно, проведение таких больших работ в те важные (в отношении секретности) времена было делом непростым — своевременная сообщение с органами и центром управления разного ведомственного подчинения была очень неустойчивой. Время от времени вследствие этого появлялись глупейшие обстановки.

Само появление СИПов на отдаленных аэропортах по известным обстоятельствам не афишировалось, но в силу собственного экзотического вида всегда приводило к повышенному интересу у «аборигенов». При исполнении облетов экипажи старались как возможно ближе подлетать к национальной границе, в этот самый момент же в наушниках слышалось: «Ты куда?! — Собьем!». У непредупрежденной ПВО был приказ уничтожать каждые ЛА, в случае если те подходят к границе ближе 30 км.

Полет от Мары до Байконура занимал пара часов, исходя из этого навигатор должен был шепетильно проработать пара вариантов с учетом вероятных задержек старта ракетоносителя. в один раз по окончании нужной подготовки самолет уже выруливал на взлет, как с КДП поступила команда «отбой». Оказывается, по существовавшим у ВВС положениям на протяжении старта определенного типа космических аппаратов в этом районе все полеты запрещались. До тех пор пока добрались до «верхов» и пробили «добро», прошло много времени…

в один раз экипаж взял незабываемые впечатления, замечая с высоты 8 километров в безоблачном небе ночной запуск большой ракеты, которая взорвалась через пара мин. по окончании старта.

В второй раз СИП делал посадку ночью на аэропорт Мары, протяженность ВПП которого в то время удовлетворяла Ил-18 только по минимуму. Начальник попытался произвести касание как возможно ближе к торцу полосы… Внезапно раздался удар, самолет подпрыгнул, опустился, послышался скрежет, и чёрную южную ночь разрезала броская вспышка. Машина, нелепо накренившись, пробежала по полосе и остановилась.

Разбор продемонстрировал, что перед торцом ВПП вместо положенного утрамбованного грунта был насыпан рыхлый каракумский песок, в котором колеса пропахали глубокие борозды и ударились о край дороги. Покрышки одной из тележек шасси разрушились, куски резины пробили закрылок, помяли обшивку фюзеляжа и откололи кусок лопасти винта. Магниевые диски колес, соприкоснувшись с бетоном, и произвели такую броскую вспышку, но не загорелись лишь по воле случая, что и было потом констатировано специалистами.

По окончании сдачи СИП Ил-18РТ в эксплуатацию они базировались на аэропорте Лахта под Архангельском, снабжая опробования ракетной и космической техники.

Опыт применения Ил-18РТ определенно распознал необходимость постройки аналогичных самолетов для космического ведомства, но с более действенными антеннами для приема сигналов из верхней полусферы и более чувствительными приемниками. Вследствие этого, с подачи ГУКОС, 28 сентября 1970 года вышло распоряжение Совета Министров СССР о создании отряда из четырех новых СИП (самолет-носитель в распоряжении выяснен не был).

Документ предусматривал разработку, изготовление и приёмной новых аппаратуры и испытания антенн. Предварительная отработка аппаратуры началась в ЛИИ на летающей лаборатории Ил-18 СССР-75637. Эта машина употреблялась в то время для опробований противооблединительных совокупностей.

Любой полет Ил-18РТ был неповторимым. Но одна операция, в проведении которой были задействованы два самолетных измерительных пункта, не имела аналогов по важности и предпринятым мерам безопасности.

В первой половине 80-х годов прошлого века в СССР широким фронтом были развернуты работы по программе «Энергия-Буран». В частности, для отработки плиточного покрытия космоплана «Буран» было решено произвести пара запусков в космос его уменьшенной модели. Запуски БОРов выполнялись с Капустина Яра. Первый пуск проводился 5 декабря 1980 г., он был суборбитальным.

СИПы на этом запуске дежурили недалеко от посадки БОРа у озера Балхаш и удачно совершили сеанс измерений. Пара последующих пусков были орбитальными и выполнялись с посадкой БОРов в Чёрное море и Индийский океан, где их поднимали на борт судов. Потому, что сроки разработки «Бурана» поджимали, нужно было за минимальное время взять наиболее все данные о полете БОРа при вхождении в плотные слои атмосферы и при понижении на атмосферном участке.

Отыскать какой-либо приемлемый метод получения телеметрической информации о полете БОРа на последнем участке траектории не удалось, и вследствие этого Г.С.Титов внес предложение задействовать самолетные ИПы. По окончании того, как решение было принято, эксперты космодрома вычислили автостраду полета телеметрических Ил’ов: для получения устойчивого сигнала она должна была пролегать над Афганистаном.

Сейчас в Афганистане велись активные боевые действия, на протяжении которых войска СССР несли утраты, например, авиационной техники. Но ответ о задействовании СИПов было принято, а для обеспечения надёжного полета самолетных пунктов над Афганистаном было нужно принимать комплекс дополнительных мер.

Подготовка к исполнению работ велась особенно шепетильно. Состав двух экипажей майора Н.А.Черноусова и С.А.Морева отбирался на базе наилучшей опытной готовности, проводилось множество инструктажей по действиям в случаях непредвиденных событий, всем участникам экипажей было выдано личное оружие. Были совершены тренировки по связи на земле.

Главами СИПов были умелые эксперты — майоры В.П.Серов и В.М.Епихин, бортовыми инженерами -лейтенант В.Н.Варлашин и капитан Л.Д.Пузырный. Старшим группы был назначен майор Г.И.Плужников.

10 марта 1983 г. самолеты вылетели для исполнения задачи в город Мары. В Туркменистане была безоблачная теплая погода, что разрешало проводить долгие тренировки. Перед работой экипажи побывали на постановке и инструктаже задач в Ташкенте, где совсем был согласован порядок пересечения границы и работы по проведению измерений.

Затем экипажи еще целую семь дней пребывали в Марах, проводя наземные тренировки по связи. Особенное внимание наряду с этим уделялось установлению надежной связи с космодромом Байконур — за всю историю эксплуатации самолетных ИПов это была единственная ОИР, в то время, когда радистам СИПов предстояло напрямую трудиться с передающим и приемным центрами космодрома.

Ночью 14 марта два Ил-18РТ вылетели для исполнения задания над территорией Афганистана. Самолеты пересекали границу недалеко от Кушки, погасив бортовые огни. Полет был только непростым — в ночных условиях нужно было в назначенное время выйти в совершенно верно определенную точку. Экипажи измерительных самолетов с честью совладали с поставленной задачей.

На территории Афганистана самолеты вышли в район Шимкент-Гиляран, где Афганистан граничит с Пакистаном. В то время, когда БОР, запущенный с Капустина Яра, начал понижение, СИПы зафиксировали устойчивый сигнал и, сказав на приемный центр космодрома данные о начале и количестве и конце приёма принятой информации, развернулись в сторону советской границы.

По возвращении к себе целый персональный состав взял признательность за исполнение этого задания. С удовлетворением было встречено сообщение, что принятая на СИПах телеметрическая информация была самого большого качества: по отзыву одного из ведущих экспертов-испытателей, «ей цены нет!»

Действия СИПов данной ночью закрывал целый полк истребительной авиации. Армейские летчики, сопровождавшие СИПы, недоумевали: «Илы» ушли из воздушного пространства Афганистана «кроме того не отбомбившись», вести войну в Афганистане летчики полагали, что СССР проводит опробование какого-либо нового вида оружия.

Полет над Афганистаном стал для экипажей СИПов занимательным, но все-таки разовым эпизодом в их работе с десятками ежегодных вылетов на обслуживание космических запусков.

Шли годы, отряд Ил-20РТ удачно делал поставленные руководством задачи, приходили новые эксперты, каковые продолжали традиции единственного в стране отряда самолетных измерительных пунктов.

Весной 1987 года на Байконуре заканчивались изготовление к пуску самой замечательной советской ракеты «Энергия» с космическим аппаратом «Скиф-ДМ». 15 мая, в сутки старта, два Ил-18РТ пребывали на Камчатке. За пара часов до расчетного старта «Энергии» самолеты поднялись в воздух и забрали курс в сторону Тихого океана.

По окончании запуска, в момент прохождения «Энергии» над районом, где барражировали самолеты, аппаратура СИПов зафиксировала работу второй ступени РН и приняла телеметрию полета носителя. Принятые эти помогли испытателям осознать картину других агрегатов и работы ракеты, что разрешило скоро распознать обстоятельство отказа при первом пуске «Энергии» и более как следует совершить подготовку старта «Энергии-Бурана».

При запуске «Бурана» самолеты измерительного комплекса пребывали в воздухе между Карагандой и Джезказганом, где были задействованы для наблюдения разделения первой и второй контроля ракеты-отхода и ступеней носителя параблоков.

Вот как обрисовывает работу СИПов при запуске «Бурана» полковник К.А.Попов, руководивший в то время авиационным полком Байконура: «Опыт полетов разрешил нам в 1988 г. удачно совершить авиационное обеспечение запуска МКТС «Энергия-Буран». Тогда мы создали и внесли предложение руководству сопровождение самолетами по автостраде полета «Энергии-Бурана» впредь до отделения объекта от ракеты-носителя.

Самолеты предполагалось разместить по различным высотам в соответствии с их тактико-техническими возможностями. Предварительные расчеты, а позже пробный облет предложенного метода обеспечения самолетами подтвердили эффективность метода применения авиационных средств и сил. Руководством было дано добро на таковой полет. Нужно заявить, что в будущем никто не жалел о принятом ответе.

Запуск МКТС происходил в только сложных метеоусловиях: низкая облачность, ураганный ветер (до 20-25 м/с). Самолеты, расставленные нами на «этажерке», совладали со своей задачей. Об этом свидетельствовали как принятая телеметр

Cекреты Татарской Кухни Выпуск от 12.02.11. ALIEN TV г. Казань.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: