Скоростной легкий штурмовик ссс (р-5ссс).

      Комментарии к записи Скоростной легкий штурмовик ссс (р-5ссс). отключены

Разработчик: Поликарпов
Страна: СССР
Первый полет: 1934 г.Скоростной легкий штурмовик ссс (р-5ссс).

Первый штурмовой вариант известного биплана Н.Н.Поликарпова показался в следствии инициативы начальника 252-й авиабригады А.А.Туржанского и бригадного инженера Павлова. Они сняли с серийного Р-5 подфюзеляжные балки бомбодержателей и установили на нижнем крыле короба с пулеметами ПВ-1. Самолет удачно испытали и заявили эталоном для переделок в других авиачастях, а после этого и для серийного выпуска на заводе № 1. Машина взяла обозначение Р-5Ш (он же ЛШ-5 и Р-5Шт).

2 марта 1934 года вышло обороны Совета и постановление труда СССР, потребовавшее от Главного управления авиационной индустрии (ГУАП) к 1 мая того же года выставить на опробования опытный образец «Р-5 — штурмовика со ШКАС«. На самолете требовалось применять все новшества, предусмотренные для Р-5 выпуска 1934 года, т.е. колеса с пневматическими тормозами, мотор М-17Ф (500/715 л.с.), железный винт, и отказаться от защитных дуг под законцовками крыла.

Но конструкторы завода № 1 пошли дальше. Самолет взял претенциозное наименование «ССС», что расшифровывалось как «скоростной, скороподъемный, скорострельный». Два первых качества, не считая мотора М-17Ф, должны были обеспечить уменьшение и аэродинамика веса.

На колесах предусмотрели каплевидные обтекатели. Ввели зализы на креплениях стоек и подкосов, улучшили отделку поверхностей. Планер облегчили за счет применения в конструкции вместо сосны ели.

Пара поменяли разработку изготовления древесных частей- больше стали клеить и меньше забивать гвоздей и завинчивать шурупов. Шасси стало легче за счет применения легированных сталей.

Слово «скорострельный» связывалось с применением на штурмовике новых пулеметов ШКАС, талантливых делать 1500 выстр./мин, что вдвое превосходило возможности ПВ-1 (вариант заслуженного «Максима»). Столь большое повышение секундного залпа разрешило ограничиться четырехствольной крыльевой батареей, отказавшись от находившегося под капотом Р-5Ш пятого ПВ-1 Освободившееся над двигателем место занял расширительный бачок водяной совокупности, ранее размещавшийся в центроплане верхнего крыла.

Пулеметы на ССС упрятали вовнутрь нижнего крыла, положив их на бок между 5-й и 7-й нервюрой. Стволы торчали из передней кромки через металлические накладки. Любой ШКАС оснастили коробом на 200 патронов. Внизу размешался магазин — звеньесборник. Стреляные гильзы выбрасывались под крыло. Отсек сверху и снизу закрывался железными крышками.

Пулеметные гашетки находились на ручке управления у пилота. Он имел возможность стрелять или из двух крайних, или из двух средних, или из всех четырех стволов сходу. При стрельбе на приборной доске мигала лампочка электрической сигнализации. Перезаряжанием пулеметов при задержки занимался летнаб.

У него имелась особая ручка, соединенная с затворами тросиками Боудена. Пулеметное оружие ССС считалось достаточно действенным против кавалерии и пехоты, и артиллерии на позициях, автоколонн, обозов, самолетов на аэропортах.

Для поражения аналогичных целей оптимизировалось и бомбовое оружие штурмовика В фюзеляже под полом кабины пилота пребывали два маленьких бомбоотсека для 20 бомб калибром 8-10 кг. Они размещались горизонтально в т.н. «кассетницах»: спереди в три последовательности, позади — в два. Помимо этого, бомбы калибром до 250 кг возможно было подвесить на четыре бомбодержателя Дер-31, дюралевые балки которых убрали вовнутрь нижнего крыла.

В арсенал ССС вошла новинка — ротативно-рассеивающая (кассетная) бомба РРАБ-250, заполненная небольшими осколочными либо зажигательными снарядами. Именно поэтому ассортимент бомб, каковые имел возможность нести ССС, был весьма широк. В него входили осколочные АО-8, АО-8М2, АО-10, АО-25, зажигательные ЗАБ-1 и разные «фугаски», как ветхие АФ-32 и АФ-82, так и новые ФАБ-50, ФАБ-100 и ФАБ-250.

Главным бомбосбрасывателем являлся электрический ЭСБР-1, но предусмотрели и дублирующий механический АСБР-2 (на первых сериях он не устанавливался). Самолет имел и химическое оружие. В начальном варианте на ближних к фюзеляжу бомбодержателях возможно было подвесить два дымовых прибора ДАП-100 либо два выливных ВАП-4м.

Последний воображал собой каплевидный бак, рассчитанный на 72 л ядовитой жидкости — значительно чаще растворенной в керосине люизита и смеси иприта.

В качестве оборонительного оружия, вместо классической для Р-5 турели Тур-6 со спаренными пулеметами ДА, на ССС установили новую Тур-8 конструкции Токарева с одним ШКАСом. Он имел постоянное ленточное питание от патронного коробки на 1000 патронов, что уже являлось значительным преимуществом перед ДА, потребовавшим поменять диски по окончании каждых 48 выстрелов.

В целом новая установка оказалась легче ветхой, подвижней и существенно скорострельней, но настойчиво попросила очень продолжительной доводки. Сначала ее опробовали на Р-5, а в марте 1934 года опытный образец Тур-8 выставили на Национальные опробования (ГИ), каковые из-за бессчётных неполадок было нужно скоро прекратить. В июле того же года в НИИ ВВС представили турель уже из головной серии.

И снова проявились недочёты, для устранения которых было нужно затратить много времени.

Накладки с доводкой Тур-8 без шуток задержали готовность самолета в целом. Опытный образец ССС (№ 8188) изготовили на заводе № 1 в Москве и облетали только в ноябре 1934 года. Он не совсем соответствовал требованиям Управления ВВС (УВВС): винт стоял древесный, а колеса не имели тормозов Однако, НИИ ВВС под давлением сверху дал согласие принять машину на ГИ. 27 декабря ССС перегнали в Щелково. Самолет стоял на лыжах, так что отсутствие тормозов ни на что не воздействовало.

Но летных опробований в НИИ проводить не стали. По окончании опробования и осмотра нового оружия его признали неработоспособным и ССС вернули заводу, присовокупив долгий перечень найденных недостатков.

Повторно самолет предъявили на ГИ только 16 апреля 1935 года. Сейчас на ССС показались тормоза и металлический винт на колесах. На следующий сутки началась летная программа, которую проводили пилот А.Э.Шитц, и летнабы Черкасов и Никитин. Опробования продемонстрировали, что в пилотировании ССС, не обращая внимания на пара больший вес, ничем не отличается от простого Р-5.

Скорость достаточно прилично возросла (приблизительно на 45 км/ч), улучшилась и скороподъемность. Действительно, при комплекте высоты на полном газу проявилась тряска хвостового оперения.

В июле совершили увлекательные сравнительные опробования, разрешившие оценить, какой вклад в улучшение данных внес мотор М-17Ф с новым винтом и какой — аэродинамика. Забрали умелый ССС, Р-5 выпуска 1933 года с двигателем М-17Б и Р-5 выпуска 1934 года с этими же, как у ССС, мотором и винтом. В итоге определили, что основное — все же аэродинамика, разрешившая взять прибавку скорости в 37,5 км/ч.

Но скороподъемность улучшилась лишь за счет винтомоторной группы.

Глава ВВС РККА командарм Я.И.Алкснис потребовал от НИИ всемерно форсировать опробования. Время вправду поджимало. Еще 20 декабря 1934 года правительство утвердило замысел выпуска самолетов на 1935 год, в который заложили 400 «Р-5 со ШКАС», причем первые 25 автомобилей от завода № 1 требовалось сдать уже в 1-м квартале. Но предприятие резонно отказывалось заключать контракт с УВВС до утверждения эталона. А эталона было не видно, как собственных ушей.

Неприятности снова создало оружие. На протяжении опробований досконально опробовали пулеметные установки, бомбодержатели, внутренние кассеты. В мае в первый раз подвесили на самолет выливные и дымовые устройства. Но снова оружие трудилось ненадежно, и в отчете НИИ ВВС записали: «Все оружие забраковано… недоработаны пулеметная установка, кассетные бомбодержатели».

В итоге самолет Национальных опробований не выдержал.

7 июня Алкснис писал об ССС наркому К.Е.Ворошилову: «Без устранения основных недостатков оружия он есть небоеспособным и не может служить эталоном для серии.» В НИИ ВВС быстро доводили все, что имели возможность. Наконец, в июле УВВС решило о проведении войсковых опробований установочной серии. Их планировали начать в августе, но задержали из-за поломки на статических опробованиях коробки крыла одного из опытных образцов.

Было нужно безотлагательно проводить усиление каркаса.

Первые шесть серийных самолетов прошли военную приемку к 7 августа. 15 сентября 1935 года десять автомобилей прибыли в размещение 114-й (бывшей 252-й) авиабригады в Гомель. 22 сентября на одном из ССС первым вылетел комбриг А.А.Туржанский.

В целом самолет приняли прекрасно, не смотря на то, что выявилось много недостатков. Был легко огромен выброс воды из расширительного бачка (до 15 л за полет). Снова выявились вибрации стабилизатора, по окончании двух месяцев эксплуатации появились трещины на обтекателях колес, внутренние бомбовые кассеты трудились ненадежно (зависало 7-8% бомб) Тур-8 облегчила стрельбу на больших скоростях, но сделала заднюю кабину весьма тесной.

Много хлопот доставила и крыльевая батарея ШКАСов. Но в итоге, по окончании проведения еще многих доработок, ССС сочли пригодным для принятия на вооружение.

16 октября 1935 года УВВС утвердило соглашение с заводом № 1. Началась приемка серийных штурмовиков. Любая машина обходилась казне в 63000 рублей. Самолеты ранних серий комплектовались древесными окованными винтами. Радиостанции 13СК-2 устанавливались лишь на командирских автомобилях. Уже в последних месяцах года самолеты стали поступать в строевые части.

Всего за 1935 год успели выпустить 221 самолет ССС. В документах строевых частей их обычно записывали как «3С» либо кроме того «ТРИЭС». Последнее наименование виделось и в техническом описании 1936 года.

С середины 1936 года в серийном производстве на ССС внедрили пневмо-масляные амортизаторы шасси. С ними позже в частях продолжительно мучались — масло текло, воздушное пространство стравливался. От механиков требовался постоянный контроль за давлением в стойках.

На последних сериях ССС применили подвеску четырех (вместо двух) выливных устройств ВАП-4м и дублирующий бомбосбрасыватель АСБР-2. Во внутренних бомбоотсеках на замках Дер-30 подвесили легкосъемные кассеты КД-1.

Один из поздних ССС в порядке опыта оснастили мотором М-34Р. Снаружи он отличался смещенной вверх осью винта и намного большим по размерам водяным радиатором, похожим на радиатор самолета P-Z. Данный вариант испытывался в НИИ ВВС, но в серию его не внедрили.

Масштабы производства ССС были очень малы и ему не удалось вытеснить из строевых частей ветхие Р-5Ш. Солидную часть выстроенных самолетов сконцентрировали в нескольких штурмовых авиабригадах (ШАБ). К 1 октября 1936 года 78 автомобилей поступили в 100-ю ШАБ, дислоцированную в Детском Селе под Ленинградом, 80 — в три эскадрильи из четырех уже упомянутой 114-й ШАБ и еще 31 в 32-ю эскадрилью 48-й ШАБ из состава ВВС Отдельной Дальневосточной армии (аэропорт Хорольское).

Помимо этого, по 10 автомобилей взяли Верховная летно-тактическая школа в Липецке и 2-я школа комзвеньев в Борисоглебске.

По штатам того времени штурмовая эскадрилья должна была располагать 31 самолетом, бригада трехэскадрильного состава — 94. Количество ССС в советских ВВС заметно увеличивалось и к 1 января 1937 года достигло 295 единиц. Наряду с этим численность ССС в 100-й и 114-й бригадах довели до положенной по штату, и всецело вооружили этими самолетами киевскую 81-ю ШАБ.

На Дальнем Востоке обладателем ССС стало еще лишь одно подразделение — 3-я эскадрилья 50-й авиабригады в Поздеевке.

Опыт эксплуатации в частях продемонстрировал, что новый самолет в целом столь же надежен, как и Р-5. Жалоб поступало мало. самые типичные касались низкого качества сварки стоек шасси и срезания и костыля болтов крепления воздушного винта.

Поступали кроме этого сообщения о течах кранов бензосистемы, оседании резиновых амортизаторов шасси, отказах бомбового вооружения и пулемётов (прежде всего — кассет). В сырую погоду обтекатели колес забивались травой и грязью, что приводило к самопроизвольному подтормаживанию колес, а иногда и к капотированию. Исходя из этого обтекатели время от времени снимали ССС без них становился снаружи практически неотличимым от простого Р-5, исходя из этого их идентификация на фотографиях подчас требует больших упрочнений.

Но самой нередкой обстоятельством поломок (по статистике — 80% случаев) стало задевание крылом почвы на посадке. Может, напрасно сняли подкрыльные дуги?

В августе 1936 года новые самолеты в первый раз участвовали в громадных маневрах ВВС. «Красные» наносили сильный удар по его окрестностям и Ленинграду, «светло синий» пробовали атаковать Москву. Главной ударной силой обеих сторон являлись соединения четырехмоторных ТераБайт-3, а штурмовики и лёгкие бомбардировщики должны были обеспечить их свободное перемещение к целям, блокируя аэропорты и подавляя зенитные батареи ССС действовали и за «красных», и за «светло синий»

7 ноября новые штурмовики в первый раз продемонстрировали на параде в Москве. Три девятки ССС пролетели над Красной площадью. Командарм Алкснис заменил в собственном личном звене Р-5 на новенький ССС.

81-я, 100-я и 114-я бригады считались «особенными химическими» В апреле 1937 года наименование «особенные» в целях увеличения секретности отменили. В этих бригадах ВАП-4 и ДАП-100 выдавались на все самолеты, тогда как в простых штурмовых выливные устройства надеялись лишь на половину автомобилей, а дымовые — на треть. Химические бригады проходили особую подготовку, включавшую тренировки на Центральном военно-химическом полигоне (ЦВХП) в Шиханах.

В том месте летом 1937 года прошли учения, в которых задействовали 15 ССС из 114-й ШАБ. На любой самолет подвесили по четыре ВАП-4м. Привозить их обратно заполненными запрещалось, и при отказе выливной совокупности требовалось скинуть на цель, как бомбу.

В итоге скинули десять баков и как позже выяснилось, четыре безлюдных по неточности.

В том же году и в том же месте испытали совокупность «Огненный ливень» (либо «Огневой ливень»). Из ВАП-4м штурмовики на бреющем полете выливали гранулированный фосфор в растворе хлористого кальция. Фосфор поджигался особыми устройствами ЗАП, крепившимися под выливными устройствами На полигоне подготовили цели: дома под металлическими, тесовыми и соломенными крышами, древесные мосты, чучела в разном обмундировании и живых псов.

Стало известно, что «ливень» против построек неэффективен — зажечь удалось лишь соломенные крыши. Но против людей его сочли очень страшным, т.к. около 85% псов взяли ожоги 3-й степени, а обмундирование на чучелах сгорело. комплекты и Фосфор ЗАП включили в состав оружия ССС, но в боевых условиях ни разу не использовали.

К середине 1937 года сокровище ССС как штурмовика уже подвергалась громадным сомнениям. Дело в том, что самолеты успели попытаться в настоящей войне и эта попытка была неудачной.

Как мы знаем, на протяжении гражданской войны в Испании СССР деятельно поставлял республиканскому правительству боевую технику, в т.ч. самолеты. Наровне с истребителями И-15, И-16, бомбардировщиками СБ, попали на штурмовики и Пиренеи ССС. Правительство решило направить в страну «X» (так зашифровывалась Испания в тайных документах) полнокровную штурмовую эскадрилью — 31 штурмовик ССС, аэродромную технику, запчасти, боеприпасы и моторы.

Начальником подразделения прописали м-ра К.М.Гусева. В его подчинении пребывали 109 человек летного и наземного состава, собранных из различных бригад, но преимущественно из 114-й, лидировавшей в освоении ССС.

Самолеты забрали из уже эксплуатировавшихся. Их свезли в Одессу, где уже ожидали техники Каминской школы. Автомобили удостоверились в надежности, разобрали и упаковали в коробки, изготовленные севастопольским заводом № 45. 29 октября 1936 года под погрузку поднялся испанский пароход «Алдекоа». На нем разместили все самолеты (24 фюзеляжа уложили в трюмы без коробок), бензозаправщики, автостартеры и др. Руководил отправкой комкор Аппога.

4 ноября пароход вышел в море. На его борту пребывала и некая часть личного состава, остальные подчиненные Гусева путешествовали на вторых судах.

Портом назначения «Алдекоа» стала Картахена. Оттуда самолеты перевезли в Мурсию, где за пять-шесть дней под управлением инженеров Грицука и Новикова собрали. После этого штурмовики по воздуху перебросили под Мадрид.

Так в республиканских ВВС показалась несколько 15. В соответствии с принятой в Испании структурой, отечественные авиаотряды переименовали в эскадрильи. 1-й эскадрильей руководил А.Стрелков, 2-й — В.Левекин (по вторым документам — Левский), 3-й — Г.Тупиков.

У испанцев ССС взяли прозвище «Расанте» («Бритва»).

Первый боевой вылет состоялся 2 декабря 1936 года. С аэропорта Санта-Крус-де-ля-Сарса (в 70 км от Мадрида) девятка ССС отправилась бомбить вражеский аэропорт Торрихос. Самолетов в том месте не нашли, но на обратном пути встретили кавалерийский эскадрон на марше.

36 пулеметов получили враз. Эскадрон разогнали. Бомбы скинули на ЖД станцию Ильескас. Наряду с этим осколки бомб поразили замыкающий самолет, и он совершил вынужденную посадку. В тот же сутки 12 штурмовиков «посетили» аэропорт Талавера, где базировались самолеты итальянского экспедиционного корпуса. По сообщению отечественных летчиков, они на летном поле стёрли с лица земли до 15 «Капрони». Итальянцы признали утрату нескольких бомбардировщиков «Савойя».

И опять шедшие в хвосте штурмовики были повреждены осколками бомб (взрыватели не имели замедления) Были пробитыми вода и радиаторы из них вытекла. Экипаж Волкова совершил вынужденную посадку неподалеку от неприятельского аэропорта. Начальник попал в плен, а будущее навигатора Акуленко осталась малоизвестной.

Летчику второй автомобили Поливалову удалось пересечь линию фронта, но, приземлившись, авиаторы совершили ошибку в собственном местонахождении и сожгли ССС. Остальные 10 штурмовиков на обратном пути в первый раз столкнулись с вражескими истребителями. Четверка Не-51 нападала их, но бесполезно.

Франкисты заявили об уничтожении четырех Р-5 — одного зенитчиками и трех истребителями CR.32.

Утром следующего дня 27 ССС под прикрытием 30 истребителей ударили войска франкистов южнее Касо-дель-Кампо. На соперника скинули более 600 фугасных и осколочных бомб Удачно действовали штурмовики у Посуэло. Девятка ССС пулемётным огнём и бомбами остановила и прижала к почва наступавших неприятельских солдат.

Дело закончили три звена СБ. Они также скинули бомбы, по окончании чего неприятель побежал. За данный сутки ни одного ССС не утратили.

4 декабря эскадрилья Тупикова отправилась бомбить ЖД эшелоны, но заблудилась и случайно вышла к аэропорту Навальмораль-де-ла-Мата (в 60 км отТалаверы), где нашла полтора десятка «Юнкерсов» и пара разведчиков. ССС сперва обстреляли стоянки самолетов с пикирования, выходя из него в 10-15 м над летным полем, а после этого сделали «горку» и со 100 м засыпали соперника небольшими бомбами. Отход выполнили со разворотом и снижением вправо.

По рапортам пилотов, сожгли «не меньше 12 самолетов». В «Издании военных действий» кроме того уточнено — восемь «Юнкерсов» и четыре разведчика. Потом признали, что удар все же был не весьма действенным.

Второй вылет в тот сутки совершили против аэропорта в Севилье. О итогах его в «Издании» сообщено коротко: «Наблюдались прямые попадания». На обратном пути семь ССС обстреляли обоз. Тут штурмовиков настигли два истребителя и напали на замыкающий самолет Г.Никифорова. Летнаб А.Шукаев смог подбить одну вражескую машину, но второй истребитель ранил его и вывел из строя ССС. Экипажу было нужно сесть, после этого они подожгли собственный самолет. Раненый летнаб попал в плен, позже его обменяли на немца.

В сражении был подбит еще один штурмовик, что совершил вынужденную посадку уже за линией фронта.

Всего за первые три дня несколько Гусева утратила шесть ССС. Еще пара недель таковой бурной активности, и она всецело потеряла бы боеготовность. Из Испании в Москву докладывали: «Действия штурмовиков продемонстрировали, что они являются грозной силой, а летный состав показал большую храбрость и высокую выучку.

не сильный местом штурмовиков есть полная незащищенность и малая скорость баков и радиаторов от пуль». Положение постарались исправить, перевоплотив ССС в легкие бомбардировщики. Гоняться за пехотой и кавалерией на малой высоте прекратили.

Перешли на бомбометание с горизонтального полета с высоты 400-500 м, но наряду с этим пулеметы в крыле стали ненужным грузом.

10 декабря 12 ССС прошли на протяжении дорог пребывавшей в 35 км от Мадрида станции Ильескас и скинули бомбы на находившиеся в том месте эшелоны. Но по большей части экипажам приходилось трудиться конкретно над передовой. Цели летчикам показывали весьма примерно -в лучшем варианте деревню на карте, а время от времени легко квадрат 40 на 40 км, исходя из этого в 40% случаев по большому счету цель не обнаружили.

Самолеты подлетали к заданному району и на высоте 200-300 м начинали кружить, разыскивая соперника. С почвы по ним наряду с этим вели ружейно-пулеметный, а время от времени и огонь артиллерии. Так, 19 декабря 18 ССС действовали в районе Боадилья-Вильявимоса и попали под обстрел зениток.

На двух автомобилях осколки продырявили радиаторы. При вынужденной посадке один самолет сгорел, второй изрядно поломался. Все чаще стали встречаться и вражеские истребители, в большинстве случаев атаковавшие штурмовики снизу-сзади.

Отечественный летчик, в большинстве случаев, убирал газ и «проваливался» вниз, истребитель проскакивал над ним, подставляясь под очереди стрелка.

К финалу 19 декабря самолетов без пробоин у Гусева не осталось. «В итоге всех прошлых боев установлена непригодность самолетов «Р-5» и «ССС» для штурмовых действий в современной войне», — информировали из Испании 21 декабря. Летчики высказывались куда более открыто. «Я прямо сообщу, что ССС — это летающий гроб», — сказал навигатор Мачеидзе уже по окончании возвращения в Москву, на встрече с руководством ВВС. Механики к штурмовику относились более благосклонно.

Так, техник Поляков в собственном отчете написал. «сам самолёт и Винтомоторная группа — хорошая машина». Но опыт эксплуатации ССС в боевых условиях распознал последовательность значительных недостатков. Текли радиаторы. Довольно часто происходили отказы турельных пулеметов. При хранении под открытым небом скоро корродировали алюминиевые трубки водяной совокупности. По данной причине сначала выходило из строя до пяти самолетов в сутки.

Трубки поменяли на отожженные бронзовые. Спускали воздушное пространство амортизаторы шасси. Обтекатели колес практически сходу сняли — по окончании дождей глина местных аэропортов налипала на покрышки и забивала все в.

Дабы спасти оставшиеся самолеты, их решили перевести на «ночной образ судьбы». Но полеты в чёрное время были не характерны штурмовикам, и у многих пилотов нужной практики выяснилось не хватает. Было нужно совершить тренировки, наряду с этим одну машину на посадке разбили.

В ночь с 24 на 25 декабря ССС в первый раз во тьме бомбили войска у Карабанчели и Кампаменто. На следующую ночь самолеты снова вылетели на фронт под Мадридом. Неспешно выработалась определенная тактика ночных операций. Летали парами либо звеньями.

Самолеты набирали над Мадридом высоту около 3000 м, а после этого планировали к передовой с приглушенными моторами. Для указания направления на цель служила электрифицированная стрела, установленная в определенной точке маршрута. Собственные окопы обозначались фонарями Один самолет в группе шел ниже вторых и должен был подавлять зенитные прожекторы. По окончании сброса бомб пилот давал полный газ и делал разворот. Вражеские зенитчики в большинстве случаев запаздывали.

За ночь делали один-два вылета. За месяц любой ССС налетывал приблизительно 30 часов. Отечественные советники писали о «громадном моральном эффекте» ночных бомбардировок. ССС под Мадридом пробовали применять и как ночной истребитель. Ему в полной мере было по силам догнать неуклюжий трехмоторный «Юнкерс», на котором немцы по ночам бомбили город, а по огневой мощи штурмовик превосходил И-15 и ранние модификации И-16.

Один из экипажей пара ночей пробовал перехватить вражеские бомбардировщики, но бесполезно.

К 7 января 1937 года ССС в Испании налетали в общем итоге 620 часов. Семь советских летчиков погибли. К тому времени несколько 15 уже являлась интернациональной.

В ней помогали 12 испанцев (5 пилотов и 7 летнабов), 3 чеха, 2 американца, а позже добавился еще и грек.

В феврале ночные бомбардировщики действовали против армий франкистов на западном берегу реки Харама. На полдороге от аэропорта ставили автомашину со светомаяком, а в 5 км от цели пребывала световая стрела. Бомбили по расчету времени.

В марте ССС перебросили под Теруэль, где они ненадолго снова превратились в штурмовики. 5 марта самолеты днем бомбили деревушку в 10 км от фронта, в которой скопились войска соперника. Прикрытие снабжали 18 И-16.

Полтора десятка Не-51 постарались прорваться к штурмовикам, но «ишачки» их оттеснили. На первом заходе ССС с высоты 150-200 м скинули небольшие осколочные бомбы, на втором в движение пошли пулеметы.

Скоро группу перебросили на аэропорт Алкалья-де-Энарес неподалеку от Мадрида, а через пара дней — в бывший аэропорт испанской столицы. Авиация должна была остановить итальянцев, прорвавших фронт и двигавшихся на Мадрид. На 11 марта республиканцы смогли сосредоточить 45 истребителей, 11 штурмовиков и 15 бомбардировщиков. В тот сутки ССС в первый раз ударили под Бриуэгой.

Летели под тучами, в ливень, бомбили со 150-200 м. Атаки на армии итальянского экспедиционного корпуса продолжались около семь дней, но не помогли. Соперник наступал , но дожди сделали грунтовые дороги непроезжими — и главная масса неприятельских сил двигалась к Мадриду по Французскому шоссе, пролегавшему в узких горных равнинах. Колонна растянулась на 10 км: бронемашины, танкетки и машины шли в два последовательности, по обеим сторонам дороги, пехота — в кузовах грузовиков, орудия — на прицепе у тягачей.

Воспользовавшись этим, республиканская

ТОП-5 лучших штурмовиков! — War Thunder

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: