На протяжении разработки требований спецификации 9-Shi на новое поколение морских самолетов для Императорского флота Японии одним из наиболее значимых пунктов было создание нового палубного истребителя, талантливого заменить только что поступивший на вооружение истребитель-биплан Тип 90 А2N. Летно-технические характеристики истребителя, заложенные в спецификации предполагали создание самолета кардинально нового поколения. Не смотря на то, что концепция его намерено не оговаривалась, но скорость более чем 350 км/ч уже подразумевала как следует новый скачок.
В феврале 1934 года спецификация 9-Shi была выдана компании Mitsubishi, но, технический отдел Императорского флота Kaigun Koku Hombu, осознавая масштаб поставленной задачи, решил подстраховаться и незадолго до этого поручил компании Nakajima совершить комплексную модернизацию состоявшего на вооружении истребителя А2N с целью улучшения динамических черт.
Вести проект было поручено конструкторскому коллективу под управлением Такао Йошида (Takao Yoshida) и Шинобу Мияке (Shinobu Miyake). В целом, новый проект был весьма похож на собственного предшественника. И трансформации в основном свелись к установке на 20% более замечательного двигателя Nakajima «Hikari 1» и чуть громадными габаритами планера. Помимо этого, была поменяна конструкция шасси, раздельные стойки которого на А2N в новом проекте были объединены в единую конструкцию с неспециализированной осью для большей жесткости.
Было введено, кроме этого и хвостовое колесо вместо используемого ранее палки. Смешанная конструкция планера трансформаций фактически не претерпела.
Первый прототип истребителя под внутрифирменным обозначением «YM» (Yoshida; Miyake) готовься в октябре 1934 года. Но недоведенность нового мотора Nakajima «Hikari 1» взлетной мощностью 730 л.с. при номинальной – около 600 л.с., не разрешило новому самолету встать в атмосферу до первых чисел 1935 года.
Первые же опробования, в целом, подтвердили расчетные характеристики нового истребителя, что развил 352 км/ч на высоте 3200 м, и в общем, вписывался в требования спецификации 9-Shi. Но пока шли опробования самолета, 1-го февраля 1935 года в атмосферу в первый раз встал прототип нового палубного истребителя-моноплана компании Мицубиси Ка-14, созданный по заданию спецификации– будущего А5М.
Ожидая результатов опробования истребителя Мицубиси, Kaigun Koku Hombu не торопился принимать ответ по принятию на вооружение новой автомобили Накадзимы. С одной стороны прототип Мицубиси Ка-14 продемонстрировал на опробованиях скорость практически на сотню км/ч больше, чем “YM”, но в середине 30-х годов авиационные теоретики еще не пришли к однозначным выводам о приоритете скорости моноплана над маневренностью биплана. И было решено совершить сравнительные опробования двух прототипов строевыми пилотами.
В осеннюю пору 1935 года детище Накадзимы совместно со втором прототипом истребителя Ка-14 были поставлены для сравнительных опробований в Yokosuka Kokutai – в то время самой боеспособной части, укомплектованной летчиками высочайшей квалификации. Опробования, включавшие в себя учебные воздушные битвы между двумя претендентами, проводили лейтенант Минору Генда (Minora Genda ) — будущий ас 2-й Всемирный войны, а в то время начальник акробатической группы «Цирк Генды», лейтенант Рюсуке Номара ( Ryosuke Nomura), и еще множество строевых пилотов.
По оценке боевых летчиков, проводивших опробования, однозначное вывод было в пользу истребителя Накадзимы, что превосходил будущий А5М в «собачьей свалке» — главной тактике маневренного истребительного боя того времени.
Вывод боевых летчиков выяснилось решающим, истребитель Накадзимы, взявший обозначение А4N1 либо «Палубный истребитель флота Тип 95» был запущен в серийное производство и официально принят на вооружение.
Работа его, но, была не продолжительной. Здравый суть в управлении Императорского флота побеждал, и уже к концу 1937 года последний истребитель-биплан японского флота начал исчезать из боевых эскадрилий, фактически в один момент с прошлым проектом А2N, что новый истребитель был призван заменить. Век бипланов подошел к концу.
Новая тактика применения скоростного моноплана А5М доказала безоговорочные преимущества монопланной схемы в истребительной авиации.
Перевооружение палубных авиагрупп и «сухопутных» кокутаев на новый истребитель шло неспешно и без того до конца и не было завершено. Многие истребительные эскадрильи пересаживались со ветхих бипланов А2N сходу на новые монопланы А5М, минуя промежуточный А4N. К началу военных действий «2-го китайского инцидента» в августе 1937 года в составе японской морской авиации только 12 смешанный кокутай имел в собственном составе двенадцать новых истребителей А4N.
Для повышения дальности на многих А4N внедрялись мягкие подвесные баки, причем монтировались они только под одним крылом. Немногочисленные фотографии говорят о том, что подобные баки имели возможность размешаться как под правым, так и под левым крылом. Обстоятельства аналогичной ассиметрии не ясна.
Но так или иначе, с подобным эрзац ПТБ дальность полета со штатных 845 км возрастала до 950-980 км. Первоначально запроектированное оружие из пары синхронных 7.7-мм пулеметов Виккерс-Е, на серийных автомобилях было заменено на отечественные Тип 97 – по сути, тех же Виккерсы, производимые в Японии по лицензии. Под крылом имело возможность подвешиваться пара легких бомб массой по 30 кг.
Имеется информация, что в ходе военных действий, устаревающие истребители Тип 95, завлекаемые к штурмовым операциям, носили и более тяжелые 60-кг бомбы.
Как уже упоминалось выше, единственной частью в начале военных действий в Китае, имевшей в собственном составе истребители Тип 95 был 12-й кокутай, расквартированный на аэропорте Люда (Дайрен). Главными функции истребителей 12-го Ku. были эскортные операции ближнего действия и ПВО.
Первые боевые столкновения были не через чур успешны для нового японского истребителя. 24 августа 1937 года начальник 24-й истребительной эскадрильи капитан Лю Чуй Кан на истребителе Hawk III сбил А4N северо-западнее Шанхая. Японский пилот погиб. 23-го августа китайский летчик заявил еще один A4N, сбитый к юго-западу от Шанхая.
25 августа 1937 года истребители A4N 12-го кокутай совместно с A2N с авианосца «Хосё» учавствовали в отражение попытки китайцев бомбить суда японского флота силами трех бомбардировщиков Не-111А. Два из нападавших были не легко повреждены.
В последних числах Августа 12-й кокутай убыл в Японию на отдых. Но возраставший накал боев в Китае настойчиво попросил усиления японской авиационной группировки флота и уже 5-го сентября 12 Ku снова возвратился в Китай в составе 3-го флота. Истребители А4N были размещены на авиабазе Кунда в Шанхае и деятельно привлекались к помощи наземных армий в качестве истребителей и штурмовиков ПВО для обороны авиабазы.
18 сентября на протяжении штурмовки китайских армий был потерян еще один истребитель A4N тайи (ст. лейтенанта) Казуе Сато (какое количество Sato), начальника 2-го Чутая, что был сбит огнем с почвы в районе Баодинга. Капитан совершил вынужденную посадку на китайской территории и был убит в перестрелке.
В Октябре – ноября 1937 года сохранившиеся истребители A4N 12-го кокутая были неспешно заменены на новые монопланы Мицубиси А5М.
В декабре 1937 года с Формозы в район Шанхая был переброшен «Каноя» кокутай, имевший кроме бомбардировочных эскадрилий один дайтай (эскадрилью) истребителей A4N. Но к активным боевым операциям эти истребители уже не привлекались, осуществляя только функции ПВО.
В составе палубных авиагрупп истребители A4N кроме этого задержались не на продолжительно и поступали в том направлении только в качестве восполнения утрат да и то временно.
13 апреля 1938 года авианосец «Кага», имея в составе собственной авиагруппы пара истребителей A4N, поддерживал удары по Кантону. В тот сутки китайский «Гладиатор», пилотируемый лейтенантом Тенг Чунг-Кай из 28-й эскадрильи в воздушном бою сбил один из японских A4N. (китайский летчик заявил два истребителя Тип 95, один из которых правда был палубным пикировщиком D1A). Лейтенант Кван Йен Сунн (Kwan Yen-Sun) заявил еще один Тип 95 сбитым и два поврежденными.
В один момент санто хико хэйсо (ефрейтор 2-й ст.) Хатсуо Хидака на своем A4N нападал и сбил китайский «Гладиатор». Пилот – Ву Во-Джун погиб. Второй A4N, пилотируемый итто хико хэйсо (гл. ефрейтор) Чоно сбил второй «Гладиатор».
В последних числах Апреля к китайскому побережью подошел авианосец «Сорю», на борту которого имелось девять A4M. 25 апреля 1938 года авиагруппа «Сорю» перелетела в аэропорт Нанкина для действий в качестве штурмовиков.
В июне на китайский фронт был переброшен только что организованный 15-й кокутай, в составе которого имелись как новые А5М, так и ветхие А4N по девять штук каждого типа. Только тяжелые потери в авиатехнике и дефицит новых истребителей заставляли японское руководство бросать в бой уже устаревшие бипланы.
16 июля 15 кокутай вступил в бой. На протяжении атаки китайских бомбардировщиков СБ на аэропорт японским истребителям было нужно поработать в обороне. На протяжении скоординированной атаки три СБ были сбиты.
Их записали на собственный счет итто хико хэйсо (гл. ефрейтор) Ичиро Хигашияма (Ichiro Higashiyama) и санто хико хэйсо (ефрейтор 2-й ст.) Ёшихару Мацумото (Yoshiharu Matsumoto).
Но, время, отпущенное для активной боевой судьбы истребителя Nakajima A4N доходило к концу. В апреле данный тип истребителя провалился сквозь землю с палуб авианосцев «Сорю» и «Кага». В сентябре 1938 года с ними расстался 15 кокутай. «Каноя» кокутай сдал их еще раньше – в марте 1938 года.
Некое время A4N базировался на авианосце «Рюйё», но лишь в качестве переходного типа для тренировки личного состава и на долгое время в том месте не задержался.
К концу 1938 года в составе боевых частей японского флота данный тип истребителя больше не числился. Некое время он использовался еще в метрополии в качестве учебного, но и тут он не задержался на долгое время.
Выпуск последнего японского палубного истребителя-биплана Тип 95 длился недолго. Истребитель A4M, без оглядки на собственный достаточно юный возраст, устарел концептуально уже на момент собственного появления. В начале 1937 года производство было остановлено на 221-м экземпляре.
Последние из выпущенных истребителей A4N так и не достигли боевых частей, отправляясь в летные школы.
Модификация | A4N1 |
Размах крыла, м | 10.00 |
Протяженность, м | 6.64 |
Высота, м | 3.07 |
Площадь крыла, м2 | 22.89 |
Масса, кг | |
безлюдного самолета | 1276 |
обычная взлетная | 1760 |
Тип двигателя | 1 ПД Nakajima Hikari |
Мощность, л.с. | 1 х 730 |
Большая скорость , км/ч | 350 |
Крейсерская скорость , км/ч | 286 |
Практическая дальность, км | 845 |
Практический потолок, м | 7740 |
Экипаж, чел | 1 |
Оружие: | 2 синхронных 7.7-мм пулемета Тип 97, до 120 кг бомб |
War Thunder — Dai-Nippon Teikoku Kaigun Kōkū-tai
Увлекательные записи:
- Тяжелый ночной перехватчик флота kugisho p1y-s kyokko
- Пушка летающего линкора — 102-мм schneider-armstrong-ansaldo 102/35 mod. 1914
- Проект сверхзвукового истребителя-бомбардировщика hawker siddeley p.1154. великобритания часть 2
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Палубный истребитель флота тип 90 nakajima а2n (kyu rei-shiki kanjo sentoki)
Во второй половине 20-ых годов двадцатого века представители Императорского флота Японии купили в Соединенных Штатах пример новейшего истребителя Boeing…
-
Ближний корабельный разведчик nakajima type 95 (e8n) dave
Первый масштабный конкурс авиационных проектов 7-Shi, совершённый штабом Императорского флота Японии в первой половине 30-ых годов двадцатого века, был…
-
Палубный истребитель nakajima a1n тип 3 (??????? — сан-сики kanjo sentoki)
В апреле 1926 года Императорский флот Японии заявил конкурс на создание нового палубного истребителя для замены состоявшего на вооружении палубных групп…
-
Дальний корабельный разведчик aichi тип 0 (e13a1) reisu” / jake
История создания самого массового гидросамолета японского флота Aichi E13A помогает хорошей иллюстрацией разброда и шатаний, царивших в конце 30-х годов…
-
Альтфлот 1906-1939: палубная авиация российского флота iv. последние поршневые истребители
Мало перешагну по времени за период второй мировой войны. Сотрудник Arturpraetor как мы и обговаривали все что я уже выложил на сайте имеете возможность…
-
Альтфлот 1906-1939: палубная авиация российского флота v. русский «авенджер»
Желал одним постом – не вышло. В общем, продолжаю это уже со схемами. Честно говоря, я целый цикл для данной статьи строил. Полная альтернатива. Ожидаю…