Ближний корабельный разведчик nakajima type 95 (e8n) dave

      Комментарии к записи Ближний корабельный разведчик nakajima type 95 (e8n) dave отключены

Первый масштабный конкурс авиационных проектов 7-Shi, совершённый штабом Императорского флота Японии в первой половине 30-ых годов двадцатого века, был достаточно успешным опытом. Из шести программ четыре закончились принятием на вооружение машиной соответствующего класса. Среди этих проектов были дальний базисный бомбардировщик Hiro G2H, тяжелый палубный и базисный торпедоносец Mitsubishi 3MT5, палубный торпедоносец Kugisho B3Y.

Но эти автомобили, без оглядки на их принятие на вооружение авиации флота, возможно назвать успешными только с некоторыми оговорками. Выпуск их был весьма ограниченным, а боевая карьера недолгой. Только четвертый проект дальнего корабельного разведчика, воплотившегося в самолете компании Каваниши E7K, был по-настоящему успешным.

Разведчик Каваниши выпускался громадными сериями и состоял на вооружении японского флота более 10 лет.

Нужно заявить, что на начало 30-х годов японский флот предпочитал иметь в составе катапультных звеньев собственных больших кораблей ВМФ два типа разведчиков – дальний трехместный и ближний двухместный. Проект дальнего разведчика технический отдел штаба авиации флота Kaigun Koku Hombu, пройдя через тернии долгих поисков, кроме этого, в итоге, реализовал в вышеупомянутом E7K.

Тема ближнего разведчика развивалась в японском флоте достаточно планомерно в течение второй половины 20-х годов, и к 1932 году данный класс был представлен достаточно идеальным бипланом компании Накадзима E4N1 или иначе Тип 90-2, только что принятым на вооружение. Но же в эру бурного расцвета авиации во всем мире устаревание авиатехники происходило столь стремительными темпами, что уповать на успешный проект только что принятого на вооружение боевого самолета было бы легко преступным.

В то время, как новый разведчик E4N2 еще лишь проходил опробования, Kaigun Koku Hombu уже подготовил задание для нового конкурса проектов 8-Shi 1933 года, куда были включены требования и на новый ближний корабельный разведчик, что должен был в возможности заменить на судах E4N2. Очень твёрдых требований к проектам не выдвигалось, предполагалось что новый разведчик будет чуть стремительнее, чуть дальше, чем проходящий опробования E4N2 Накадзимы, кроме этого быть способен базироваться на стандартных катапультах флота, иметь как курсовое, так и оборонительное стрелковое оружие.

Оговаривалась наружная подвеска пары легких бомб с возможностью сброса их с пикирования. Единственным, по настоящему, твёрдым требованием задания было обеспечение маневренности поплавкового разведчика, соизмеримой с современными ему истребителями и использование авиадвигателя — Nakajima «Kotobuki 2» Кai 1 мощностью 585 л.с.

Задание на разведчик 8-Shi было выдано компаниям Каваниши, Накадзима и Аичи – давнишним игрокам в области гидроавиации Страны Восходящего Солнца.

Самый прогрессивно смотрелся проект Каваниши Е8К – свободнонесущий однопоплавковый моноплан с двухместной кабиной. Но летные эти были достаточно разочаровывающими, ничем не превосходя разведчик Е4N2, которого призван был заменить. А в части маневренности, так легко существенно уступал.

Компания Аичи параллельно трудилась над двумя проектами – монопланом АМ-7 и бипланом АВ-7. Но, от развития второго варианта фактически сходу отказались.

На компании Накадзима сделали ставку на технологическую преемственность конструкций с только что запущенным в производство разведчиком Е4N2, создав, по сути, только улучшенную модификацию последнего, взявшую внутрифирменное обозначение «Тип MS». Характерно, что в данной разработке ближнего поплавкового разведчика на компании Накадзима последовательно принимали участие три основных инженера проекта. Начало работ по теме положил Шинобу Мицутаке с проектом E4N1, позже в модификации E4N2 знамя подхватил инженер Киёши Акегава, а уже новый проект «Тип MS» возглавил Киширо Мацуо.

Как уже отмечалось выше ставка Киширо Мацуо была сделана на простоту внедрения в производство, технологическую преемственность и дешевизну работ, что в итоге и сыграло решающую роль. Снаружи новый проект разведчика был весьма похож на предшественника E4N2 поздних серий выпуска. Из заметных отличий верхнее крыло взяло б?льшую стреловидность, более меньшую площадь и короткую хорду. Для улучшения устойчивости в полёте удлинили руль и киль направления.

Помимо этого, округлая форма нижней части руля направления на предшественнике была поменяна на скошенную. Характерным отличием двух проектов было крепление поддерживающих поплавков. N-образные стойки на E4N2 были заменены на две отдельные I-образные стойки с крестообразными тросовыми растяжками.

Полотняная обшивка крыльев была заменена на алюминиевую. Но в целом проект «Тип MS», взявший на протяжении опробований обозначение E8N1 был аналогичен E4N2, а с некоторых ракурсов так легко неотличим.

Ближний корабельный разведчик nakajima type 95 (e8n) dave

Первый прототип разведчика E8N1, проходил опробования в марте 1934 года. Особенных неприятностей с опробованиями не появилось – сказалась замечательно отработанная база E4N2. Было лишь отмечено, что крейсерская скорость пара снизилась, но большая увеличилась до 300 км/ч. Кроме этого повысился потолок, но дальность полёта уменьшилась до 780 км против 1100 км у серийного E4N2.

Одновременно с этим, манёвренность и управляемость E8N1 оценивались как хорошие. Но если сравнивать с главным соперником – бипланом Аичи E8A1 (АВ-7) особенных преимуществ не было отмечено. Более того, технический отдел штаба авиации флота Kaigun Koku Hombu больше склонялся к проекту Аичи, как владевшего пара громадным потенциалом развития.

Но в итоге роль сыграла как раз возможность стремительной наладки производства и более низкая цена. В конечном счете компания Nakajima взяла заказ ещё на шесть самолётов предсерийной партии и к середине 1935 года была заявлена победителем. В октябре 1935 года разведчик Е8N1 был принят на вооружение японского флота как «Разведывательный гидросамолет флота Тип 95 модель 1»

Производство разведчика было развернуто на заводе Накадзима в Ота. Позднее к выпуску подключен завод в Коидзуме. Выпуск разведчика Тип 95 длился до 1940 года и составил 700 штук серийных автомобилей, большинство из которых составляли самолеты Тип 95 модель 2 либо E8N2, снаружи неотличимые от первой модели, но оснащенные двигателем Nakajima Kotobuki 2-Kai-2. Номинальная мощность в 460 л.с данной версии мотора не отличалась от Kotobuki 2-Kai-1, но взлетная, составлявшая 630 л.с. была значительно выше.

Это игралось большое значение на протяжении взлета с катапульт судов.

На протяжении начавшихся военных действий 2-го японо-китайского инцидента тяжелые потери в авиатехнике вынудили японское руководство искать резервы для их восполнения. В отношении выпуска разведчиков Тип 95, каковые были очень пользуются спросом на флоте, во второй половине 30-ых годов XX века было заключено лицензионное соглашение с компанией Каваниши на выпуск разведчиков E8N2 на заводе в Конане, где собрали еще 48 автомобилей.
В первой половине 40-ых годов двадцатого века выпуск поплавковых разведчиков Тип 95 был закончен. В японском флоте E8N стал последним представителем класса ближних корабельных разведчиков. Помешанные на классификациях всего и вся японцы к этому времени заключили , что функции ближней разведки не являются приоритетными для автомобилей этого типа.

Главными задачами стала корректировка огня крупнокалиберной артиллерии «собственного» корабля, наблюдение за перемещениями флота соперника в близи от своих судов и нанесение бомбо-штурмовых ударов по береговым объектам. В связи с этими задачами во второй половине 30-ых годов двадцатого века показался новый класс морских автомобилей – «Наблюдательный гидросамолет», обозначенный латинской литерой F, первым и единственным представителем которого стал известный гидроплан Тип 0 либо F1M, поменявший разведчики Тип 95 на катапультах кораблей ВМФ. Однако разведчики E8N оставались в строю до конца 1943 года, а в учебных частях фактически до самого финиша войны.

Поступление серийных разведчиков E8N1 началось с 1936 года. В соответствии с концепции применения корабельных разведчиков японского флота ближние разведчики поступали, в основном, на тяжёлые крейсера и линкоры, где они делали функции корректировки огня тяжелой артиллерии. На легких крейсерах, призванных быть «глазами флота», базировались, в большинстве случаев, дальние разведчики Каваниши E7K.

Линейные корабли, в большинстве случаев, имели смешанную авиагруппу из 1 — 3 дальних разведчиков E7K и 2 – 3 ближних E8N. Все десять японских линейных кораблей предвоенной постройки имели на борту эти автомобили. Лишь супердредноуты “Ямато” и “Мусаси” уже взяли самолеты нового поколения.

Практически все японские тяжелые крейсера имели по штату по три ближних разведчика E8N. Исключение составляли два последних японских тяжелых крейсера “Тикума” и “Тоне”, с увеличенным составом авиагруппы, куда по штату входили 2 дальних разведчика E7K и 3 ближних E8N. Но, от этих правил на практике довольно часто отступали, состав авиазвеньев кораблей ВМФ довольно часто изменялся по мере задач, возложенных на тот либо наличия и иной корабль авиатехники.

Отдельного упоминания заслуживает работа разведчиков Накадзима на борту гидроавиатранспортов японского флота. Разведчики E8N базировались на всех судах этого класса, выстроенных в Японии. На четырех однотипных авиатендерах не сильный Мару, Кимикава Мару Кийокава Мару, Куникава Мару – базировалось по шесть разведчиков E8N плюс два резервных, не считая трех дальних E7K плюс один резервный.

Авиатендеры “Сагару Мару” и “Сануки Мару” имели по штату шесть разведчиков Тип 95 плюс два в резерве. “Саньё Мару”, Кагу Марунаправляться;, Кинугаса Мару имели на борту по восемь E8N плюс четыре дальних E7K. Гидроавиатранспорт “Ноторо” имел восемь разведчиков Тип 95, а “Камои” 12 автомобилей этого типа.

Непременно, состав авиагрупп в ходе работы всегда варьировался, но разведчики Тип 95 в их составе находились неизменно, что говорит об высокой эффективности этого самолета. Кроме того в первой половине 40-ых годов XX века на гидроавиатранспорте “Саньё Мару”, уже перевооруженном на современные самолеты, на борту корабля кроме шести F1M1 и пары E13A1 все еще базировались два стареньких E8N2.

Боевая карьера разведчиков E8N была весьма насыщенной. Расцвет ее пришелся на начало 2-го японо-китайского инцидента, где разведчики действовали с борта авиатендеров как не только по собственному прямому назначению, но и как пикирующие бомбардировщики, штурмовики а также как истребители.

В первых числах Августа 1937 года в Китай были переброшены укомплектованные разведчиками E8N 21 кокутай, действовавший на севере Китая, и 22 кокутай в центральном и южном Китае, помимо этого к побережью Китая подошел авиатендер “Камои”, имевший на борту 12 разведчиков Тип 95.

Уже в первоначальный же сутки конфликта 14 августа 1937 года японская сторона начала наступление вглубь Китая, а, одновременно с этим, китайские ВВС предприняли отчаянную попытку совершить акцию возмездия. Около 40 китайских самолетов — бомбардировщиков Northrop “Gamma” в сопровождении истребителей Curtiss “Hawk” III атаковали штаб японского 3-го флота в Шанхае. Японской авиации в этом районе фактически не было, и китайцы отработали без помех.

Ближе к вечеру китайские самолеты возвратились, постаравшись нападать находившиеся в заливе японские боевые суда. Единственными самолетами, постаравшимися дать отпор китайцам стали разведчик E7K, выпущенный с катапульты флагмана 3-го флота ветхого крейсера Идзумо и Е8N с легкого крейсера Сендаи.

Ветеран Русско-японской войны броненосный крейсер Идзумо стал главной целью для китайской атаки, выпущенный разведчик Е7K опоздал кроме того собрать высоту и был сбит. Но погибший экипаж разведчика Тип 94 отвлек внимание китайских истребителей, каковые не увидели второй гидроплан — E8N с крейсера Сендаи, что подловил один из “Hawk” III на выходе из пике и сбил его очередью из курсового пулемета.

Имя японского экипажа история не сохранила, а вот в сбитом китайском истребителе погиб начальник 24-й эскадрильи Лян Хунь Юнь. По японским данным пилот разведчика сумел сбить и второй самолет – китайский бомбардировщик “Gamma”. Но, вероятнее, это есть уже пропагандой, китайские эти не подтверждают утраты, а вот зенитная артиллерия японцев смогла подбить ещё один истребитель “Hawk”III, что сумел-таки уйти, но был разбит при посадке.

Но подобные случаи являлись скорее исключением. Не смотря на то, что разведчики Тип 95 были достаточно маневренны, действенно противостоять современным истребителям они все же не могли и встречи с ними в воздухе в большинстве случаев заканчивались смертью гидропланов.

Так, уже 16 августа был потерян первый разведчик E8N1, сбитый к северо-западу от Шанхая только что назначенным начальником 24-й эскадрильи капитаном Лью Чуи-Кангом (Liu Chui-Kang). Капитан Чуи-Канг, увидев японский гидросамолет, спикировал на него на своем истребителе “Hawk”III и поджег его с первой же очереди, отомстив, так за смерть собственного предшественника на данной должности двумя днями ранее.
20 августа Чуи-Канг добавил в собственную копилку побед еще один разведчик Тип 95. Японский гидросамолет, совершавший разведывательный полет над рекой Янцзы к северо-западу от Шанхая сопровождал истребитель Накадзима А4N1. Китайский пилот стремительной атакой из задней слепой территории нападал и сбил японский истребитель, а после этого тихо разделался с гидропланом.

Еще один E8N был потерян над Шанхаем 4 сентября 1937 года, сбитый лейтенантом Лю Джи-Чуном (Lu Ji-Chun) из 23 эскадрильи 4 группы на истребителе “Hawk”III.

20 сентября начальник 24 эскадрильи капитан Лью Чуи-Канг записал себе третий разведчик E8N, сбитый им. Китайские истребители “Hawk”III и Boeing 281 из 24 эскадрильи пробовали перехватить громадную формацию японских бомбардировщиков, бомбивших китайские позиции недалеко от Нанкина, но не смогли догнать их. Исходя из этого случайно подвернувшийся поплавковый разведчик стал приятной компенсацией.

12 октября 1937 года два разведчика E8N2 взлетели с авиатендера “Камои” для разведки китайских позиций недалеко от Нанкина, но были перехвачены группой истребителей “Hawk” III из вездесущей 24 эскадрильи над деревней Чианг-Инь. Один из китайских истребителей, увлекшись атакой врезался в японский гидроплан, что взорвался в воздухе. Китайцу удалось сохранить контроль над машиной и сесть на вынужденную.

Второй E8N2 был не легко поврежден и сел на реку Янцзы, где был добит истребителями и затонул. Оба японских экипажа погибли.

14 января 1938 года японским гидропланам опять удалось удачно применять собственный «переднее» оружие, поработав как истребители. В тот сутки одному из E8N2 с авиатендера “Камои” удалось нападать и сбить китайский разведчик Vought V-65 “Corsair” над Катноном (Гуанджоу). На следующий сутки еще один разведчик с “Камои” выдержал 10 минутный бой один на один с китайским истребителем Gloster “Gladiator”.

Оба самолета взяли множественные попадания, но ни один из них не смог победить.

К началу февраля 1938 года к китайскому побережью подошли авиатендеры Ноторо и Кинугаса Мару имевшие на борту соотвественно 8 и 5 разведчиков E8N.

24 февраля эти гидроавиатранспорты в первый раз применили собственные самолеты в сражении. С Ноторо и Кинугаса Мару встали все 13 разведчиков Тип 95 для нанесения удара по городу Нан Хсиюнг. Часть из японских автомобилей несли бомбы, другие закрывали их в качестве истребителей. На перехват японским гидропланам встали три истребителя Gloster “Gladiator” из 28 эскадрильи и 9 из 29 эскадрильи.

Управлял группу китайских истребителей начальник 29 эскадрильи майор «Буффало» Вонг Сун-Шуй (Wong Sun-Shui). Китайские истребители разделились на две группы по семь и пять автомобилей. Первую группу повел в наступление сам майор «Буффало» Сун-Шуй, вторую возглавил его помощник лейтенант Хсьен Чуан-Хо (Hsieh Chuan-Ho).

На высоте около 200 метров китайцы увидели группу японских гидропланов «на 9 часов».

Вонг просигналил собственной группе следовать за ним и атаковал японцев. В момент атаки на истребителе Вонга отказали два из четырех его пулеметов, однако, он обстрелял два разведчика и на выходе из атаки перевел пламя на третий E8N. Данный разведчик загорелся. Экипаж, пробуя сбить пламя спикировал над Нан Хсиюнгом и, оставляя за собой дымный след, проследовал на юг.

Вонг не стал его преследовать, посчитав сбитым. Два вторых «японца», атакованные Вонгом, постарались уйти к юго-востоку с комплектом высоты. Причем отмечено, что за обоими японскими гидропланами стелился след вытекающего горючего. Но этим японским гидропланам кроме этого не удалось уйти.

Шесть «Гладиаторов» группы Вонга, выстроившись в очередь для атаки, расстреляли их.

Вторая несколько китайских истребителей была менее удачлива. Лейтенант Хсьен Чуан-Хо со собственными ведомыми лейтенантами Тенг Чунг-Кай и Янг Рю-Тонг нападали еще один японский гидроплан с задней полусферы. Но маневренный японский разведчик развернулся практически на месте и сам атаковал китайцев в лобовой атаке.

Очередь из курсового пулемета японца оборвала жизнь одного из нападавших. Пуля попала в голову лейтенанта Янга. Лейтенанты Тенг и Хсьен постарались дотянуться отважного японца, но пулеметы китайских Гладиаторов отказали, и это спасло экипаж японского разведчика.

Пилот 28 эскадрильи Чень Чи-Вей выбрал собственной целью разведчик Тип 95, пробовавший уйти от преследования над самыми кронами деревьев на высоте не более 100 метров. Но и у этого «Гладиатора» отказали два из четырех его пулеметов. Чень, пробуя стрелять точно, подошел через чур близко к потенциальной жертве и попал под пламя хвостового стрелка.

В попытке увернуться Чень утратил контроль над машиной, вошел в штопор, выйти из которого не хватило высоты.

Так, в этом бою китайцы утратили сбитыми два «Гладиатора» при двух погибших пилотах, еще два истребителя взяли повреждения. Японцы кроме этого не досчитались двух разведчиков E8N2, по одному с «Ноторо» и «Кинугаса Мару», каковые погибли в сражении с экипажами. Еще один разведчик с «Ноторо» был списан, по окончании того как возвратился, имея 138 пулевых пробоин, раненого в ногу пилота и убитого стрелка в задней кабине.

Еще два экипажа – по одному с каждого корабля были кроме этого ранены, а их автомобили повреждены.

В общем, данный воздушный бой окончился в ничью при равном количественном соотношении сил, что говорит о высоких боевых возможностях японского гидросамолета. Действительно, если бы не постоянные отказы оружия на китайских истребителях, вызванных закупкой некачественных бельгийских патронов, возможно, соотношение утрат имело возможность бы стать иным.

27 февраля 1938 года замкомандира 28 эскадрильи 5 группы Луи Йим Кьюн (Louie Yim-Qun) с четырьмя собственными ведомыми на «Гладиаторах» пробовали завалить несколько встреченных E8N2 над университетом Сунь Ят Сеня на высоте около 2 тыс.метров. Но так и не смогли ничего сделать с верткими и достаточно скоростными японскими гидропланами, возвратившись с безлюдными руками, совершив 1 час и 20 мин. в воздухе.

На следующий сутки кроме этого ничем закончилась встреча начальника 29 эскадрильи майора «Буффало» Вонг Сун-Шуй с четырьмя разведчиками Тип 95 над ЖД узлом Кантон (Гуанджоу). Вонг стремительной атакой на своем «Гладиаторе» разбил строй японских гидропланов и постарался нападать один из них, обстреляв из пулеметов. Возвратившись к себе, Вонг заявил один сбитый японский самолет. Но, с японской стороны нет подтверждения утраты самолетов 28 февраля 1938 г.

В неспециализированном-то, сам факт применения в качестве бомбардировщиков корабельных поплавковых разведчиков, способных нести минимальную бомбовую нагрузку, показывает, что авиации в Китае японцам очевидно недоставало. Очень сильно растянувшийся вглубь страны ожесточённое сопротивление и фронт ВВС Китая, не разрешили японцам скоро достигнуть поставленных целей. Само собой разумеется, бомбовая нагрузка E8N2, ограниченная двумя 30-кг бомбами, считалась номинальной, не смотря на то, что самолёт имел возможность поднять в перегрузку вдовое больше.

Помимо этого, в подготовку японских пилотов в обязательном порядке входило бомбометание с пикирования, а E8N изначально проектировался с учетом данной возможности, исходя из этого считалось, что попадание одной-двумя небольшими бомбами совершенно верно в цель будет куда действеннее, чем рассеивание бомб большого калибра с горизонтального полёта.

В середине мая 1938 года к военным действиям в Китае подключился гидроавиатранспорт “Камикава-Мару, имеющий на борту 12 разведчиков E8N

31 мая в 13.00 девять гидропланов Тип 95 с “Камикава-Мару” в районе Хукоу. На перехват вылетели пять «Гладиаторов» 28 эскадрильи возглавляемые капитаном Чин Шуи-Тином (Chin Shui-Tin). Китайские истребители заняли эшелон на 500 метров выше формации японских гидропланов двигавшихся в плотном строю клином. Бой был весьма жарким.

Японские разведчики выписывали в воздухе все вероятные фигуры высшего пилотажа, пробуя стряхнуть назойливых соперников. Но через полчаса боя компндиру группы китайских истребителей все же удалось завались одного из «джапов». Его обломки и два погибших члена экипажа, — санто хико хэйсо (ефрейтор 2-й ст.) Сато (пилот) и санто хико хэйсо (ефрейтор 2-й ст.) Накаяма (наблюдатель), — позднее были отысканы приблизительно в 20 км к северу от Чэнь Цзя-ин.

Ведомые Чина – лейтенанты Кван Йен Сун, Тенг Чунг-Кай и Фан Хшин-Мин, кроме этого заявили сбитый японский разведчик.

В декабре 1941 года, в то время, когда Япония деятельно подготавливалась к войне на Тихом океане, самолёты типа E8N считались устаревшими, не смотря на то, что до полного перевооружения на новые типы автомобилей (Aichi Е13А1 и Mitsubishi F1M2) их оставили в составе корабельной авиации. Союзники присвоили ему наименование “Dave”, полагая, что эти автомобили все еще являются современными по японским меркам.

В действительности количество этих довольно-таки старых автомобилей по меркам 1941 года в японской флотской авиации было довольно не громадно. На декабрь 1941 года разведчики “Дэйв” все еще числись в следующих частях:

В учебно-боевом «Хатака» кокутай в Куре числилось 48 E8N2;

В «Йокосука» кокутай имелось 12 E8N2

Восемь разведчиков Тип 95 имелось в составе «Комацуджима» кокутай

Некое количество «Дэйвов» числилось кроме этого в учебном «Ивакуни» кокутай.

Числились еще «Дэйвы» на борту некоторых кораблей ВМФ и гидроавиатранспортов.
Как и в Китае, эти самолёты с переменным успехом употреблялись в качестве лёгких бомбардировщиков.

Так, на 3-е июня 1942 года японцы запланировали налёт на Датч-Харбор, Алеуты, для чего была собрана группа из 9 Зеро и 12 бомбардировщиков D3A и B5N. Полёт проходил в условиях сильного тумана и отыскать цель им не удалось. Но стартовавшие с катапульт тяжелых крейсеров Такао и Майя четыре E8N без неприятностей вышли к заливу Макушина.

Успех авиаудара был бы больше, если бы гидросамолеты имели возможность нести что-то больше, чем две 60-кг бомбы. Тогда в заливе пребывало пять американских эсминцев, но ни одна бомба в цель не попала. На обратном пути группу E8N догнали два истребителя Р-40Е, управляемые лейтенантами Джоном В.Мерфи и Джейкобом У.Диксоном.

Не имея возможности дать хороший отпор, тихоходные разведчики были вынуждены отчаянно маневрировать, но один японский самолёт однако упал в воду, а второй еле дотянул до собственных судов и был разбит при посадке.

Отметился разведчик E8N в инциденте с советским транспортом «Ангарстрой» 19 апреля 1942, в то время, когда шедший из Петропавловска во Владивосток отечественный пароход встретил японскую эскадру из четырех линейных кораблей и восьми эсминцев. Скоро над палубой «Ангарстроя» показался гидросамолет Тип 95, выпущенный с линейного корабля «Нагато», и скинул на палубу вымпел на японском и британском языках, предписывающий поменять курс. Скоро, коммунистический транспорт был потоплен малоизвестной подлодкой.

В будущем E8N участвовали в битвах на островах Юго-Восточной Азии, а их последней большой битвой стало сражение за атолл Мидуэй в июне 1942 года, где они еще осуществляли разведку японских судов. Примерно с этого времени E8N совсем стали самолётами “второй линии” и впредь до конца войны употреблялись для обеспечения связи и в учебных целей. Но к 1945 году они фактически провалились сквозь землю уже и из учебных частей.

Нет сведений и об применении «Дэйвов» в качестве самолетов «особых атак».

Довелось заслуженным разведчикам E8N послужить и под чужим флагом. Во второй половине 30-ых годов XX века королевство Сиам заказало в Японии 18 поплавковых разведчиков этого типа. Заказ был выполнен к 1940 году и самолеты прибыли в Тайланд к концу сентября 1940 года.

В составе Королевских Тайских ВВС японские гидропланы взяли обозначение BTL-2. Автомобили этого типа деятельно принимали участие в военных действиях на стороне Японии, охраняя прибрежную территорию в районе Камбоджийской границы. Но, в боевые столкновения они не вступали, удачно пережив войну и будучи списанными только во второй половине 40-ых годов двадцатого века.

Намного более увлекательной была будущее другого E8N2, переданного в безвозмездное пользование Германии. Так уж оказалось, что в начале 1941 года германский армейский атташе в Японии адмирал Веннекер, принял деятельное участие в подготовке рейдерского похода запасного крейсера “Orion”. В конце 1940 года немцы его направили в Индийский океан, где при посредничестве Веннекера японская сторона передала гидросамолёт E8N2.

Встреча судов состоялась 1-го февраля 1941 года около острова Мауг, Марианские острова, по окончании чего “Orion” отбыл редейрствовать дальше.

Японский разведчик «Дэйв» на борту германского корабля был окрашен в цвета английских ВВС, на нем были нанесены английские «кокарды». Так японский гидросамолёт имел возможность в полной мере сойти за какой-нибудь колониальный “Хоукер” в поплавком варианте либо американский Seagull, что разрешало свободно проводить дальнюю разведку. Но, сейчас успех очевидно отвернулась от немцев – за целый поход удалось потопить только одно грузовое судно “Chaucer”.

Что в будущем произошло с «немецко-английским» E8N2 неизвестно.

Дэйв в британской обманной раскраске с германского крейсера Орион

Корабельный разведчик Nakajima E8N воображал собой хороший цельнометаллический биплан, установленный на один основной и два поддерживающих поплавка. Как и его предшественних E4N2 у разведчика Тип 95 сохранялась возможность установки колесного шасси, но возможно, данной возможностью ни при каких обстоятельствах не пользовались. По крайней мере нет ни одной известной фотографии этого самолета на колесном шасси.

Фюзеляж и крыло автомобили были цельнометаллическими. Обшивка в передней части фюзеляжа была выполнена из страниц алюминия, хвостовая часть обшивалась полотном. К центроплану, на четырех I-образных подкосах, крепился центральный однореданный поплавок.

Крылья кроме этого взяли обшивку из алюминия. Под каждой нижней консолью устанавливалось по одному дополнительному поплавку. Экипаж разведчика складывался из двух человек наблюдателя и пилота, по совместительству начальника автомобили и стрелка, обслуживающего турельный пулемет Тип 92.

стрелка и Отдельные кабины пилота были выполнены открытыми и от набегающего потока воздуха экипаж был защищен лишь личными плексигласовыми козырьками перед каждой кабиной.

На самолёте устанавливался 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения Nakajima “Kotobuki”-2 Кai-1 мощностью 585 л.с. (на версии E8N2 – двигатель версии “Kotobuki”-2 Кai-2 взлетной мощностью 630 л.с.), оснащенный двухлопастным винтом постоянного шага.

В качестве штатного оружие устанавливался один курсовой 7,7-мм пулемет Тип 97 в фюзеляже, расположенный сверху, левее оси самолета, и ещё один пулемет для того чтобы же калибра Тип 92 пребывал в распоряжении наблюдателя и предназначался для защиты задней полусферы.

ЛТХ:

Модификация

E8N2

Размах крыла, м

10.98

Протяженность, м

8.81

Высота, м

3.84

Площадь крыла, м2

26.50

Масса, кг

безлюдного самолета

1320

обычная взлетная

1900

Тип двигателя

1 ПД Nakajima Kotobuki 2-KAI-2

Мощность, л.с.

1 х 630

Большая скорость , км/ч

300

Крейсерская скорость , км/ч

185

Практическая дальность, км

900

Большая скороподъемность, м/мин

200

Практический потолок, м

7270

Экипаж

2

Оружие:

один синхронный курсовой 7,7-мм пулемет Тип 97 и
один 7,7-мм пулемет Тип 92 на шкворневой турели
2какое количество 30-кг бомбы.

Type 95 Heavy, мастер, воин, основной калибр.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: