Появление в составе флотской авиации Японии новейшего и очень перспективного пикирующего бомбардировщика P1Y GINGA, владевшего хорошей скоростью, не осталось без внимания со стороны вездесущего дайсё (капитана 1 ранга) Ясуна Кодзоно (Yasuna Kozonо), начальника 302 кокутай ночных истребителей. Подразделение это было организовано в марте 1944 г. на авиабазе Кисарацу и призвано было усилить оборону центрального сектора в районе Токио — Нагоя.
Полтора года назад как раз по инициативе Кодзоно на базисные двухмоторные разведчики флота J1N1 Гекко начали ставить наклонные пушки для стрельбы вперед-вверх, перевоплотив, так, разведывательный самолет в ночной перехватчик. Эта машина и должна была согласно точки зрения руководства стать базой матчасти нового 302-го кокутай. Но, реалии были таковыми, что ограниченный выпуск Гекко-перехватчиков не разрешил всецело укомплектовать ими новое подразделение.
К началу воздушного наступления американцев на Японские острова матчасть полка составляла сборная солянка из самой различной авиатехники, инициативой и стараниями Кодзоно, приспособленной для исполнения ночных перехватов. Кроме уже упомянутых Гекко в состав 302 кокутай поступали простые истребители А6М Рейсен последних модификаций новейшие 52 перехватчики и Модель J2M Райден.
Прототип тяжелого ночного перехватчика P1Y2-S Kyokko. Характерное отличие от базисной модели бомбардировщика Ginga — двигатели MK4T Mitsubishi Kasei-25 с пара другой совокупностью выхлопных коллекторов
Кодзоно являлся твёрдым приверженцем применения наклонного пушечного оружия и тактики его применения с атакой из задней нижней полусферы атакуемого бомбардировщика. В 1942-43 гг. такая тактика имела определенный успех, потому, что в нижней полусфере бомбардировщиков ветхих конструкций типа В-17 и В-24 они имели нехороший обзор и самоё слабое оборонительное оружие. Но при с новыми В-29 такая тактика уже теряла суть.
Новые американские самолеты снизу были защищены никак не хуже, чем с каждый стороны. Но консерватизм — это национальная японская черта, и скоро перестроить сознание, оперативно поменять отработанную тактику было просто не реально. Исходя из этого по инициативе Кодзоно наклонные пушки ставились фактически на все самолеты, поступавшие на вооружение вверенного ему 302-го Ku. 20-мм пушка Тип 99 модель 2 устанавливалась сзади пилотского сиденья в Зеро прямо в кабине пилота.
Две таких же пушки размещались на пояснице Райдена сзади кабины, дополняя и без того замечательное 4-пушечное оружие этого перехватчика.
Дефицит авиатехники вынудила начальника части применять в качестве пополнения все, что было доступно. Не стал исключением и новый бомбардировщик «Гинга» P1Y.
Нужно подчернуть, что разработка тяжелого перехватчика на базе пикировщика «Гинга» шла параллельно по двум направлениям. Фактически одновременно истребительная версия показалась в полевом выполнении, созданная силами авиамехаников 302-го Ku. и заводская модификация разработки компании Каваниши.
P1Y2-S Kyokko с хвостовым кодом Йод-176, на фюзеляже которого видны отметки о четырех победах. Начальник экипажа этого истребителя тюи (лейтенант) Кусаку Хамано якобы применял для перехвата кроме пушек и фосфорные бомбы.
Первая полевая версия обозначалась- Ginga 11-gata Kaizo yasen (время от времени для обозначения данной версии истребителя фигурирует наименование «Byakko» — Лунный Свет, но, ни при каких обстоятельствах не употреблявшееся официально) — ночной истребитель Гинга модель 11, вооруженный парой наклонных 20-мм пушек Тип 99 модель 2. Было два варианта размещения их. В первом одна пушка размешалась перед кабиной, вторая сзади, во втором обе пушки размешались за кабиной.
Все оборонительное оружие наряду с этим снималось. В составе 302-го кокутай так были модернизированы не более десятка бомбардировщиков P1Y1 Ginga модель 11 и 11а.
Второй полевой вариант Р1Y1-S модель 21 (Kasho Ginga 21-gata), воображал собой конверсию бомбардировщика уже с четырьмя наклонными 20-мм пушками — двумя перед кабиной и двумя сзади. Наряду с этим 13-мм пулемет задней оборонительной точки сохранялся. Эта версия перехватчика в составе 302-го кокутай существовал, Наверное, в единственном экземпляре.
Вариант истребителя разработки Каваниши, концептуально повторял проект Бякко», не смотря на то, что работы по нему были начаты кроме того раньше и совсем независимо.
Еще в январе 1943 года технический отдел штаба авиации флота Kaigun Koku Hombu, привлеченный потенциалом нового бомбардировщика, кроме того еще пока не поступившего на вооружение приказал компании Каваниши, в меньшей степени загруженной армейскими заказами, pазpаботать на своем заводе в Конане истpебительный ваpиант Р1Y. Зная о ненадежности двигателей Хомаpе, изначально находившихся на «Гинге», Каваниши pешила применять 14-цилиндpовые двигатели воздушного охлаждения MK4T Mitsubishi Kasei-25 мощностью 1850лс.
Самолет pазpаботки Каваниши взял обозначение Р1Y2-S. Пpи этом ночной истpебитель сохpанил бомбоотсек, поскольку его планиpовалось применять и в качестве ночного бомбаpдиpовщика. Он проходил опробования в октябре 1943 года и первоначально взял собственное имя Hakko — Корона.
В марте 1944 года, в то время, когда истребитель был официально принят флотом, наименование было поменяно на P1Y2-S Kyokko — Утренняя заря, либо долгое обозначение Бомбардировщик флота Гинга, модифицированный в истребитель Киокко модель 26 — Kasho Ginga 26-gata/Shisei Kyokko.
Разные схемы размещения оружия на ночных истребителях P1Y-S. Вверху вариант с одной 30-мм пушкой Тип 5 и парой 20-мм Тип 99-2, ниже — версия Р1Y1-S с парой 20-мм Тип 99-2, внизу — схема размещения 30-мм пушки Тип 5
30-мм пушка Тип 5 на пояснице перехватчика P1Y2-S Kyokko
Состав оружия первоначально составляли пара наклонных 20-мм пушек Тип 99 модель 2 за кабиной. На самолеты позднего выпуска ставили одну 30-мм пушку Тип 5. Отдельные автомобили кроме того приобретали комбинацию оружия из пары, расположенных бок о бок 20-мм Тип 99-2, за кабиной и одной 30-мм пушки Тип 5 смещенной дальше к хвосту. Оборонительное оружие, в большинстве случаев, снималось, но довольно часто кое-какие экипажи оставляли заднюю стрелковую установку.
Под самый занавес войны на части истребителей «Киокко» устанавливался поисковый радар Ta-Ki 1 Type 3 Kai 6 модель 4 (Tип H6) с длиной волны 2 м. Не смотря на то, что радар Н6 был рекомендован в основном для обнаружения морских целей типа корабль, теоретически он-таки допускал обнаружение и воздушных целей — одиночной на дистанции до 70 км, групповой — до 100 км.
Носовая часть перехватчика P1Y2-S Kyokko с антенной поискового радара Ta-Ki 1 Type 3 Kai 6 модель 4 (Tип H6)
Завод компании Каваниши в Конане собирал истребители P1Y2-S из готовых узлов впредь до февраля 1945 года. Общее число выпущенных автомобилей этого типа составило 96 либо 97 экземпляров.
Но, боевые качества нового истpебителя были pазочаpовывающими. В pезультате с большинства из выпущенных Р1Y2-S наклонные пушки снимались, а самолеты употреблялись уже в качестве бомбаpдиpовщиков под обозначением Р1Y2 модель 16 (Ginga 16-gata), правда свойство пикировать машина наряду с этим утрачивала.
Перехватчики P1Y2-S Kyokko по окончании капитуляции. Машина вверху вооружена парой 20-мм пушек Тип 99-2, внизу — одной 30-мм Тип 5
Немногочисленные ночные истребители Р1Y1-S и P1Y2-S действовали, как уже отмечалось, лишь в составе 302-го кокутай с авиабазы Ацуги недалеко от города Хамамацу. В том месте, в 1945 году была собрана сборная солянка из флотских эрзац-перехватчиков J1N3, D4Y2-S, С6N1-S а также экспериментальных J5N Тенрай. Базу же матчасти 302-го Ku. составляли перехватчики J2M Райден.
Результаты работы немногочисленных перехватчиков P1Y-S были, мягко говоря, скромными.
Так, принесший громадный урон улицам Токио воздушный налет В-29 9-10 марта 1945 года, не застал группу истребителей Гинга в боеготовности, но 2 апреля перед восходом солнца, по тревоге были подняты два ночных истребителя P1Y-S. Оба самолета были оснащены поисковым радаром Н6, исходя из этого, не обращая внимания на отдалённость от дозорного пункта, затруднений в поиске цели не появилось.
Отправившись на Восток, по пути от Тёси до Татеямы самолёт под номером Йод-161, чей экипаж складывался из Аикава Масао, Симадзу Така, Мацуи Садаки, нашёл освещённый прожектором с береговой линии за Токио В-29 и отправился на сближение. Возможно, это был одиночный разведчик F-13. Неприятель занимал высоту около двух километров и, казалось, снижал скорость, исходя из этого его выход и обнаружение на позицию для атаки было не сложно.
Заняв позицию позади снизу, они дали залп из 20-мм орудий по огромному корпусу американского самолёта, закрывшего целый обзор неба. Начав с обстрела основания левого крыла, они прошли из пушек по всему корпусу наискосок. По возвращению на базу экипаж рассказал о возможно сбитом В-29.
Радист Мацуи Садаки, замечавший атаку из задней кабины, утверждал, что атакуемый американский бомбардировщик горел в трех местах.
Сопоставление данных утрат В-29 с заявкой экипажа Йод-161 от 2 апреля 1945 года свидетельствует, что в данный сутки утрат В-29 не было, равно как и не было налетов на Японию.
12 апреля 1945 года Гинга-истребитель итто хико хейсо (гл ефрейтор) Кунихара Конно днем пробовал перехватить метеоразведчик В-29, но был атакован сопровождавшими Мустангами и сбит.
Тремя днями позднее, 15 апреля, дзёто хико хэйсо (гл. кораб. ефрейтор) Симадзу, вылетев на боевое патрулирование около десяти часов вечера, погиб со всем экипажем при невыясненных событиях, упав в окрестностях базы.
Ещё один Киокко, управляемый сёи (мл. лейт) Утиямой, той же ночью по неточности был обстрелян собственной зенитной батареей, и взял попадание в правый двигатель. Умело руководя самолетом, единственный сохранившийся двигатель которого кроме этого трудился с перебоями, Утияма сумел посадить его на картофельное поле. В следствии аварийной посадки погиб радист, а навигатор-оператор РЛС тюи (лейтенант) Сабури Такеши вывихнул ногу.
По японским данным 24 мая 1945 года в полвторого ночи два дозорных P1Y-S приняли бой на юге полуострова Идзу. Подробности остаются невыясненными, но сёса (капинан-лейтенант) Ямамото Тосимару по возвращении рассказал об одном стёртом с лица земли и одном поврежденном вражеском самолете. Сопоставление с американскими данными, снова же не подтверждают утраты В-29 в данный сутки.
В ночь с 25 на 26 мая по окончании поступления информации о многочисленной группе Мустангов, направляющихся к авиабазе Ацуги, остатки 302 кокутай в составе 20 самолетов, среди которых оставался только один исправный P1Y-S отошли к военному аэропорту в г. Маэбаси префектуры Гумма. Среди оставшихся на базе Ацуги самолётов остались три Гинга- истребителя с разными неисправностями, каковые были благополучно добиты штурмовавшими аэропорт Мустангами.
В целом, эффективность ночных перехватчиков P1Y-S была очень низка, не смотря на то, что до наших дней дошли фотографии P1Y2-S Kyokko с хвостовым кодом Йод-176, на фюзеляже которого видны отметки о четырех победах. Начальник экипажа этого истребителя тюи (лейтенант) Кусаку Хамано якобы применял для перехвата кроме пушек и фосфорные бомбы. Но, в большинстве случаев, победные доклады японских летчиков финиша войны стоили весьма дешево, и вероятнее эти победы были очередным ходом японской пропаганды для поднятия духа.
Разведопрос: Клим Жуков о битве на реке Ведроше
Увлекательные записи:
- Пушка летающего линкора — 102-мм schneider-armstrong-ansaldo 102/35 mod. 1914
- Проект сверхзвукового истребителя-бомбардировщика hawker siddeley p.1154. великобритания часть 2
- Палеозой: начало
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Истребитель тяжелый пушечный — итп.
Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1942 г. 1940 год был весьма напряженным для Поликарпова: внедрение и доводка в серию истребителя…
-
Разработчик: ОКБ Петлякова Страна: СССР Первый полет: 1941 г. Самолет «ВИ-100» проектировался и строился как высотный истребитель. При запуске самолета в…
-
Опытный тяжелый дальний ночной бомбардировщик de havilland d.h.72. великобритания
Истоки этого самолета неясны, но разумеется, что Министерство авиации было впечатлено тем, что авиалайнер D.H.66 Hercules летал на громадные расстояния…
-
Тяжелый ночной бомбардировщик fairey b.19/27 hendon. великобритания
Cреди компаний, принявших участие в конкурсе по спецификации на создание ночного бомбардировщика B.19/27, компания Fairey была единственной, предложившей…
-
Опытный тяжелый истребитель bell airacuda. сша
В середине 30-х гг. прошлого века в Соединенных Штатах началось создание тяжелых бомбардировщиков дальнего действия — «Boeing» ХВ-15 и «Дуглас» ХВ-19,…
-
Тяжелый истребитель kawasaki ki-96. япония
Нужно подчернуть, что долгая доработка прототипов Ki-45 велась с оглядкой на разрабатываемый параллельно скоростной разведчик Ki-46 компании Мицубиси….