Палубный истребитель флота тип 90 nakajima а2n (kyu rei-shiki kanjo sentoki)

Во второй половине 20-ых годов двадцатого века представители Императорского флота Японии купили в Соединенных Штатах пример новейшего истребителя Boeing 69B, являвшегося экспортным вариантом F2B-1. Американский самолет был оснащен 450-сильным радиальным двигателем Pratt Whitney R-1340-B «Wasp» и воображал собой хороший пример авиатехники того периода.

Были совершены сравнительные опробования американской автомобили с только что принятым на вооружение палубным истребителем Nakajima A1N, каковые продемонстрировали превосходство «американца» по последовательности черт. В следующем, 1929 году в Соединенных Штатах был приобретён еще один пример истребителя — Boeing 100 – F4B-1, отрыв которого от японского истребителя был еще больше. Вследствие этого флот обязал компанию Nakajima провести работы по улучшению конструкции A1N, для того, чтобы устранить отставание если сравнивать с американскими примерами авиатехники.

Палубный истребитель флота тип 90 nakajima а2n (kyu rei-shiki kanjo sentoki)

Американский истребительBoeing 69B ( F2B-1)

Американский истребитель Boeing 100 (F4B-1)

Эта задача была поставлена команде инженеров компании Накадзима, возглавляемых Такао Ёшида (Takao Yoshida). Созданный проект нового истребителя во многом повторял собственного предшественника – палубный Тип 3 Nakajima A1N. Новый самолет первоначально взял внутрифирменное обозначение «NY» (N – Nakajima; Y — Yoshida) и долгое, описательное – «Палубный истребитель флота Тип 3 KAI – улучшенный», но по окончании принятия предварительного дизайна техническим отделом штаба флота Kaigun Koku Homba, наименование было поменяно на Палубный истребитель флота Тип 90 либо по новой маленькой классификации A2N1.

В декабре 1929 года была закончена сборка первого прототипа, что скоро поднялся в воздух. Скоро к нему добавился второй прототип. Конструктивно прототип истребителя NY не очень сильно отличался от собственного предшественника.

Фюзеляж фактически остался неизменным, были переработаны только крылья бипланной коробки. Форму их заимствовали у американского Boeing 69B, придав им сужающиеся к финишам эллиптические очертания. Кроме этого изменился дизайн шасси, колеса которых для уменьшения аэродинамического сопротивления были закрыты обтекателями. В качестве силовой установки самолет взял лицензионный звездообразный двигатель Bristol Jupiter VI мощностью 450 лошадиных сил.

Оружие составлял один синхронный пулемет калибра 7,7 мм, на левой стороне фюзеляжа.

В течение следующего года самолет проходил интенсивные опробования. Но, опробования продемонстрировали, что новый истребитель очень ничем не превзошел собственного предшественника, только свойство набирать скорость была немого лучше, чем у палубного истребителя А1N. В следствии прототип А2N1 был отклонен флотом как не оправдавший надежд.

В мае 1931 года под управлением инженера Джинго Курихара (Jingo Kurihara) был создан еще один прототип фактически нового самолета, в этом случае практически скопированного с американского Boeing 69B. В этом случае успех был на лицо. Самолет оказался легким и весьма маневренным.

Механики оценили легкость обслуживания.

Прототип истребителя A2N1

По окончании успешного завершения программы опробования новый истребитель был принят на вооружение как «Палубный истребитель флота Тип 90 Модель 1 либо A2N1 Модель 1.

Первая версия палубного истребителя A2N1 модель1

Самолет был оснащен двигателем Nakajima Kotobuki-2 мощностью 550 л.с., оружие складывалось из двух пулеметов Виккерс калибра 7,7 мм, размещенных в верхнем крыле вне территории, ометаемой винтом. Уникальным был топливный бак, расположенный под фюзеляжем отдельным обтекаемым элементом, что легко демонтировался. Такая конструкция бензобака была заимствована у американского истребителя F4B.

Ее не было возможности назвать очень успешным ответом, исходя из этого в следующей версии истребителя A2N2 Model 2, которая стала главной в производстве, от для того чтобы бака отказались, разместив два бака на классическом месте в фюзеляжа. Кроме этого на версии A2N2 пулеметы, расположенные на верхнем крыле, были не устойчивыми и их перенесли на фюзеляж. Синхронизатор, непременно, съел скорострельность, но это компенсировалось более устойчивой орудийной платформой.
Конструктивно истребитель A2N воображал собой красивый хороший биплан смешанной конструкции. Силовой комплект фюзеляжа был железный с полотняной обшивкой, комплект крыльев смешанный – лонжероны железные, нервюры древесные, обшивка – полотно. Громоздкие обтекатели колес на большей части серийных автомобилей были демонтированы.

Версия палубного истребителя A2N2 модель2

Версия A2N3 Model 3, показавшаяся в первой половине 30-ых годов XX века, отличалась более замечательным мотором Nakajima Ha-1 Kotobuk-2 KAI-1 мощностью 585 л.с. Также, заметным отличием было введение нового верхнего крыла бипланной коробки, имеющего V-образный профиль с углом V в 5 градусов. Эта машина стала базой для двухместного учебно-тренировочного истребителя повышенной летной подготовки A3N1.

Версия A2M3 модель 3 имела характерный излом верхнего крыла, заметный если сравнивать с ранними моделями истребителя Тип 90

В течение производства с 1931 по 1935 год компания Nakajima вместе с Арсеналом в Сасебо выстроила 106 экземпляров истребителя Тип 90 A2N, к каким возможно добавить еще 66 учебных двухместных A3N, большинство из которых, правда была переделана из выводимых из боевых подразделений истребителей A2N.

Учебно-тренировочный двухместный вариант истребителя Тип 90 — А3N1

Истребители A2N скоро завоевали интернациональное признание. В основном благодаря созданной пилотажной группе флота, известной как «Цирк Генды» — мастера пилотажа – офицеры флота Генда, Номура и Окамура гастролировали в мире, показывая собственный мастерство.

Пилотажная несколько Цирк Генды на истребителях А2N3 Тип 90 модель 3

Истребитель A2N1 Дар японскому флоту от граждан префектуры Сага 2 октября 1932

Истребитель A2N1 Дар японскому флоту от профессионально-технических училищ Японии 23 сентября 1932 года.

Истребитель A2N1 Дар японскому флоту от граждан префектуры Исикава 12 июня 1932 года.

Считается, что первое боевое крещение истребитель A2N взял на протяжении так именуемого «Шанхайского инцидента» в первой половине 30-ых годов двадцатого века, базируясь на авианосце «Кага», но, вероятнее это неточность, потому, что, как мы знаем, что на протяжении военных действий зимы- весны 1932 года на «Кага» базировалось 24 истребителя А1N.
А вот на протяжении «Второго японо-китайского инцидента» 1937-41 гг. истребителям A2N было нужно пострелять, не смотря на то, что к тому моменту данный тип истребителя уже считался устаревшим и неспешно заменялся на более современные автомобили.

Истребители А2N3 на палубе авианосца Кага. На заднем замысле видны пикировщики D1A

С июля 1937 года японцы начали подтягивать к месту планируемых военных действий собственные силы. 12 августа 1937 года из Сасебо к Китаю выдвинулись суда 3-го флота в составе которого пребывали авианосцы «Hosho» и «Ryujo» у каждого из которых на борту пребывало по 21 истребителю A2N плюс по 12 пикирующих бомбардировщиков и девять торпедоносцев. С 15 августа к операциям недалеко от Шанхая подключился тяжелый авианосец «Кага».

В составе его авиагруппы имелось 22 торпедоносца Mitsubishi B2M, 14 пикировщиков Aichi D1A1 и 16 истребителей A2N.
Палубные истребители японцев с первых же дней деятельно включились в боевые действия.

16 августа днем шестерка истребителей A2N с авианосца «Кага» под руководством тюи (лейтенанта) Чикамаза Игараши (Chikamasa Igarashi) осуществляли патрулирование над населенным пунктом Кьянгван – пригородом Шанхая. Найдя три китайских самолета – один разведчик Vought O2U «Corsair»и два Douglas O-38, японцы срочно нападали. В следствии три «китайца» были сбиты — один «Corsair» и два O-38.

Один из Дугласов записла на собственный счет нито хико хэйсо (ефрейтор 1-й статьи) Акио Мацуба (Akio Matsubа). Один из нападавших — санто хико хэйсо (ефрейтор 2-й статьи) Кумомото с хвостовым номером R-112 был, правда поврежден хвостовым стрелком одного из Дугласов и совершил вынужденную посадку на острове Чонг Мин-Айленд.

На следующий сутки 17 августа четверка истребителей A2N с «Кага» под руководством хико хэйсосё (мичмана) Тойоды на протяжении налета на Сучоу снова вступила в бой и заявила два сбитых китайских самолета — истребитель Curtiss «Hawk III» и бомбардировщик Northrop «Gamma», что, в общем, «бьется» с китайскими данными о утратах в данный сутки. Один из японских истребителей с хвостовым номером R-106 наряду с этим взял повреждения, но благополучно возвратился на авианосец.

В последующие дни интенсивность боев все возрастала. 22 августа вступили в бой истребители A2N с авианосца «Рюйё». Четверка истребителей, лидируемая сёи (мл. лейтенантом) Tadashi Kaneko охраняла район Лю Хо неподалеку от Шанхая на высоте 3 тыс. метров. Найдя ниже себя многочисленную группу китайских истребителей Curtiss Hawk III, они срочно атаковали превосходящего противника с тыла, применяя превосходство в высоте и фактор внезапности.

Группу из 18 китайских истребителей возглавлял капитан Ван Тянь-Сян, начальник 4-й истребительной группы. Атака была неожиданной и сокрушительной. Сходу были сбиты шесть китайских истребителей.

Две победы записал на собственный счет сёи Канеко, а нико хико хэйсо (ефрейтор 1-й статьи) Ёшио Фукуи (Yoshi-o Fukui) заявил три сбитых «Хоука». Еще два китайских истребителя были повреждены и разбились при посадке. Сохранившиеся китайцы утверждали, что их начальник капитан Ван Тянь-Сян сам сбил двух японцев перед тем как был сбит и погиб, но все четыре японских истребителя благополучно возвратились на авианосец.

Утром 23 августа, приблизительно в 08.40 четверка истребителей A2N с авианосца «Рюйё» под руководством сёи (мл. лейтенанта) Минору Сузуки (Minoru Suzuki) нашли смешанную группу из 27 китайских самолетов. Несколько Сузуки срочно вступила в бой с новейшими китайскими истребителями-монопланами Boeing 281 – Р-26 «Peashooter». По японским данным были сбиты девять либо десять китайцев. Три победы заявил Сузуки, две — итто хико хэйсо (основной ефрейтор) Масаичи Кондо (Masa-ichi Kondo). Японцы снова возвратились без утрат.

За данный бой все участники его взяли грамоту от командующего флотом. Правда при сопоставлении с китайскими данными все выглядит мало скромнее. Китайских самолетов было не 27, а «всего» 19 – возглавляемых капитаном Huang Kuang-Han, начальником 22 эскадрильи 4 истребительной группы.

Китайцы утратили только два истребителя Р-26 — № 1702 Джин Цзя Чжу и № 1704 Ма Го-Лянь. Причем последний взял 24 попадания, перед тем как постарался сесть на вынужденную посадку и разбился.

25 августа три истребителя A2N с авианосца «Hosho» под руководством сёи (мл. лейтенанта) Харутоши Окамото (Harutoshi Okamoto) перехватили над Шанхаем три китайских бомбардировщика Martin В-10 и сбили один из них. В тот же сутки группа из трех китайских бомбардировщиков Хейнкель He-111A пробовала бомбить японские суда в районе Shizilin и Yuncaobin, но, поднятые по тревоге истребители A2N с авианосцев «Хосё» и «Рюйдзё», и истребители A4N с наземных аэропортов, фактически не покинули китайцем никаких шансов.

Не смотря на то, что прочные и живучие германские автомобили были тведрым орешком для японцев. Только в следствии скоординированных атак многих истребителей удалось повредить китайские бомбардировщики. Один из них № 1905 приземлился в Чанг-Чжоу, второй -№ 1903 сел на вынужденную на аэропорте Ханг Коу в Шанхае, правда на следующий сутки был сожжен в следствии бомбардировок.

И лишь фавориту группы, Се Вану удалось благополучно возвратиться на базу.

С сентября 1937 года в Китай во все громадных количествах начала поступать современная авиатехника, среди них и из СССР, из которого прибыли не только новейшие самолеты, но и умелые экипажи-добровольцы. Бороться с советскими истребителями И-15 и И-16 на равных японские пилоты на устаревших самолетах A2N а также более современных A4N уже не могли. Это было разумеется, и чтобы не было неизбежных утрат, ветхие бипланы начали выводиться из состава боевых подразделений авиации флота, заменяясь на современные монопланы А5M.
Однако, в сентябре «старичкам» A2N все же удалось совершить еще пара боев, не смотря на то, что, к примеру, на авианосце «Кага» на 15 сентября числилось только шесть истребителей A2N. В середине сентября на перевооружение в Японию отправились авианосцы «Хосё» и «Рюйдзё», но по дороге 21 сентября было решено нанести серию налетов на Кантон силами палубной авиации этих авианосцев.

На протяжении первого утреннего налета, в котором принимали участие 12 пикировщиков D1A, три торпедоносца В2М и 15 истребителей A2N (из которых 9 с «Рюйдзё» и 6 с «Хосё») подверглись ожесточенной атаке семи истребителей 29 эскадрильи китайских ВВС капитана Хо Чин-Вей на Curtiss «Hawk III». бой не на жизнь а насмерть продолжался более получаса. Китайская сторона утратила два истребителя №№ 5239 и 5232.

Помимо этого, были утрачены два китайских разведчика. Но и японцам не удалось избежать утрат. Китайские истребители дрались так настойчиво и ожесточенно, что у японцев горючее.

Шесть истребителей Тип 90 А2N, не дотянув до авианосцев, упали в воду. Пилотов, но, подобрали эсминцы. Вечером японцы подняли вторую волну собственных самолетов, чтобы повторить удар по Кантону. В этом случае в бой пошли 16 пикировщиков D1A в сопровождении 10 истребителей A2N. Китайцы подняли пять оставшихся истребителей «Hawk III» во главе с лейтенантом Чен Шун-На. Причем два из них отправились на поиск соперника в устье реки Чжуцзян.

А три оставшихся, найдя соперника над Кантоном постарались нападать. Силы были через чур не равны. Все три китайских истребителя были сбиты.

Два пилота погибли, а начальник — лейтенант Чен Шун-На сумел выпрыгнуть с парашютом. Итто хико хэйсо (основной ефрейтор) Коширо Ямашита с «Ryujo» заявил две победы, а нито хико хэйсо (ефрейтор 1-й статьи) Ёшио Фукуи, своевременно нашедший китайские истребители, сбил одного. Всего японцы в данный сутки заявили 16 стёртых с лица земли китайских самолетов (по китайским данным утрачено было только 11) при утраты 5 собственных.

Это был последний бой, в котором довелось поучаствовать палубному истребителю Nakajima A2N. В октябре последние истребители этого типа сдал авианосец «Кага», авианосец «Хосё» передал оставшиеся у него истребители Тип 90 на «Рюйдзё» и также ушел на перевооружение в Японию. На авианосце «Рюйдзё» A2N также задержались ненадолго, осуществляя только ПВО корабля.

В ноябре 1937 года A2N были убраны и с этого последнего авианосца.

Модификация A2N1
Размах крыла, м 9.37
Протяженность, м 6.18
Высота, м 3.03
Площадь крыла, м2 19.74
Масса, кг
безлюдного самолета 1045
обычная взлетная 1500
Тип двигателя 1 ПД Nakajima Kotobuki
Мощность, л.с. 1 х 580
Большая скорость , км/ч 292
Крейсерская скорость , км/ч 248
Практическая дальность, км 500
Практический потолок, м 9000
Экипаж, чел 1
Оружие: 2 синхронных 7.7-мм пулемета Виккерс-Е

Символы Рэйки. Второй символ Сей Хе Ки.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: