Тяжёлый бомбардировщик с-22 «илья муромец».

      Комментарии к записи Тяжёлый бомбардировщик с-22 «илья муромец». отключены

Разработчик: Сикорский
Страна: Россия
Первый полет: 10 декабря 1913 г.Тяжёлый бомбардировщик с-22 «илья муромец».

Полеты «Русского Витязя» всецело подтвердили возможность создания тяжелых многомоторных самолетов, и собственную заинтересованность в таких аппаратах показало военное министерство. С августа 1913 года на Русско-Балтийском вагонным заводе (РБВЗ) началась постройка прототипа нового четырехмоторного тяжелого аэроплана, что стал называться в честь русского былинного богатыря «Илья Муромец» (оно стало неспециализированным заглавием для разных модификаций данной автомобили, строившейся на заводе с 1913 по 1917 г.).

Прототип за № 107 готовься в числа 1913 и декабрь 10 года совершен первый полет. На этом аппарате между оперением и коробкой крыльев имелось среднее крыло с кабанами для крепления расчалок, а под фюзеляжем было сделано дополнительное среднее шасси. Среднее крыло себя не оправдало и его скоро сняли.

По окончании ряда достижений и удачных испытаний первого выстроенного аппарата типа «Илья Муромец» № 107 Основное Военно-Техническое Управление (ГВТУ) заключило 12 мая 1914 года договор № 2685/1515 с РБВЗ на постройку еще 10 аэропланов этого типа.

Первый умелый «Илья Муромец» заводской № 107 с средним крылом.

Гидроплан.

Машина привлекла интерес Морского ведомства, с которым был заключён сделку. За базу морского варианта бомбардировщика забрали серийный экземпляр «Илья Муромец» № 107. Из четырех 100-сильных моторов «Argus», два были заменены на двигатели «Salmson» в 150 л.с.

Сухопутное шасси было заменено на гидро: для него намерено создали древесные поплавки громадного количества с фанерной обшивкой, два поплавка были главными и третий хвостовой, все плоскодонные безреданные. Два поплавка крепились по одному под средними моторами к особым стойкам шасси на резиновых шнурах-амортизаторах, третий же был хвостовой.

14 мая 1914 года в Либаве состоялся первый пробный 12-минутный полет. Пилотировал гидроплан И.И.Сикорский вместе с лейтенантом Г.И.Лавровым (капитаном корабля). Практически сразу после начала войны данный «Муромец» был потерян в бухте Наказывал на острове Эзель 21 июля 1914 года при следующих событиях. Ввиду приближения «миноносцев неприятеля», аппарат постарался вырулить из бухты, но из-за неисправности моторов не смог этого сделать. Было нужно вылить из баков бензин и поджечь гидроплан.

Потом стало известно, что замеченные суда не были германскими.

«Илья Муромец-гидро».

Первая серия.

В апреле 1914 года вне будущего договора ГВТу-РБВЗ был выстроен второй экземпляр за № 128 на котором были более замечательные двигатели «Argus»: 2 по 125 и 2 по 140 сил. Корабль взял почетное наименование «Киевский» в честь знаменательного июньского перелета Санкт-Петербург — Киев — Ново-Сокольники — Санкт-Петербург. Первыми пилотами воздушных судов стали инструкторы Гатчинской авиашколы, которых учил вождению конструктор Сикорский на корабле «Киевском», ставшим учебным.

В июле школа купила наличной приобретением данный «Муромец».

«Илья Муромец» «Киевский» серии Б № 128.

Скоро началась война, и Военное ведомство начало торопить с постройкой 10 заказанных судов. В июле 1914 года был утвержден штат «Команды для аэроплана типа «Илья Муромец», складывавшейся из 4 офицеров, 1 нижних чинов и 40 военного чиновника. На аппарат предполагалось замечательное оружие: 37 мм пушка «Гочкис», 2 пулемета «Максим», 2 ружья-пулемета «Мадсен» и 2 пистолета «Маузер».

Один корабль приравнивался к полевому отряду и придавался штабам фронтов и армий.

5 августа 1914 года Главе Авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы в Гатчине полковнику С.А.Ульянину поручили формирование первых четырех команд, а с сентября еще трех. Начальником I-го воздушного корабля был назначен штабс-капитан Е.В.Руднев, II-го поручик А.В.Панкратьев, III-го штабс-капитан С.М.Бродович и IV-го поручик С.К.Модрах.

Еще до отправки на фронт I-го корабля в августе на нем была испытана 37 мм пушка Гочкиса, которая была установлена на пулеметно-орудийной площадке. По плану орудие предназначалось для борьбы с германскими дирижаблями — «Цеппелинами».

Опробования были признаны неудовлетворительными: при весе в 6 пудов и скорострельности 10 выстрелов в 60 секунд пушка потребовала 2 человек: подносчика и наводчика снарядов, которых было 15 штук, да и их разлет составлял 200-250 м. Уже в Эскадре в январе 1915 года пробовали на корабле V-м другую 3-х дюймовую пушку совокупности полковника Гельвига, которую отправили из Главного Артиллерийского Управления. Она была безоткатной, с наличием добавочного ствола прямо противоположного главному.

При выстреле из главного ствола вылетал боевой боеприпас, а из добавочного — пыж, что исключало откат ствола. Но от нее также отказались из-за громадного веса, эффективности стрельбы и малой скорострельности.

С июля по сентябрь 1914 года было произведено 5 аппаратов типа Б №№135-138 и №143, взявших соответственно наименования судов c I по V. По окончании установки вооружения и многочисленных доработок 2 автомобили в августе готовься к отправке на фронт. Утром 31 августа «Илья Муромец I» Е.В.Руднева вылетел в Белосток на Северо-Западный фронт. 24 сентября на фронт отправился «Илья Муромец II» поручика А.В.Панкратьева.

«Илья Муромец» серии Б №135.

Глава Правления АО «РБВЗ» Шидловский написал докладную записку министру обороны Сухомлинову и просил, дабы ему на деле позволили доказать пригодность «Муромцев» для армейских целей. В ней указывалось неправильное применение этих автомобилей на фронте и предлагалось создать из разрозненных отрядов «Муромцев» боевое соединение по типу эскадры морских кораблей ВМФ. Главноком Князь Николай сам император и Николаевич кроме этого ознакомились с докладом и одобрили данный проект.

В первых числах Декабря 1914 года был издан приказ в соответствии с которого вся авиация делилась на тяжелую и легкую. Было организовано Управление Эскадры Воздушных Судов (УЭВК), подчиненное Главнокому. М.В.Шидловскому присвоили звание генерала, что соответствовало его чину настоящего статского советника и прописали Главой УЭВК.

По штату Эскадре надеялось 10 боевых и 2 учебных корабля.

Аэропорт УЭВК был у деревни Ветхая Яблонна (под Варшавой), куда в декабре 1914 г прибыли III-й, V-й, VI-й и VII-й суда. Два последних «Муромца» были нового типа В («облегченного»), с острым носом (первый учебный с 2 моторами «Salmson», второй боевой). Еще в сентябре 1914 года при формировании трех дополнительных отрядов (V-го поручика Г.В.Алехновича, VI-го штабс-капитана Б.Н.Фирсова и VII-го штабс-капитана Г.Г.Горшкова).

Для отряда «Киевский» ( VII-го по порядку) предназначался «Киевский» № 128, пребывавший в Гатчинской школе. Но школа просила покинуть корабль для подготовки летчиков. Тогда Горшкову выделили новый аэроплан за № 150, что стал называться «Киевский» по имени отряда.

Бесценные моторы «Argus» были сняты с гатчинца и поставлены на новый корабль, что в декабре убыл по ж/д на фронт вместе с УЭВК.

Учебный «Илья Муромец» серии В-11 № 157.

«Илья Муромец» серии В-21 ВКII №167. Вид сбоку и спереди.

Кампания 1915 года.

14 февраля 1915 года в собственный первый боевой полет встал воздушный корабль «Илья Муромец» — «Киевский» типа В № 150. Сильная облачность помешала выполнить задание, и он возвратился через 1 час 51 60 секунд. Так было положено начало боевого применения «Муромцев». Уже 15 февраля «Киевский» совершил успешный боевой полет по заданию штаба 1-й армии Северо-Западного фронта.

Была поставлена задача: «узнать существование переправ у Плоцка на реке Висла и уничтожить их». Переправу найти не удалось, но в тылу у соперника было скинуто пара бомб. 24 и 25 февраля «Киевский» вылетал из Яблонны для бомбардировки станции Вилленберг, на которую было скинуто более чем 160 пудов бомб.

По донесению разведки «Муромец» произвел в городе и на станции следующие разрушения: «…уничтожено пакгауз и станционное здание, 6 товарных вагонов и вагон начальника, причем начальник ранен, в городе уничтожено пара домов, убито 2 нижних чинов 17 и офицера, 7 лошадей. В городе паника, обитатели в ясную погоду скрываются в погребах». Итак на деле было доказано выдающиеся качества воздушных судов: каковые в умелых руках были замечательным оружием.

Талантливые попадать вглубь вражеской территории, «Муромцы» несли большой бомбовый груз, оружие и имели возможность достаточно совершенно верно с громадной высоты поражать наземные цели.

В марте готовься новый корабль типа В № 151 штабс-капитана С.М.Бродовича. III-му кораблю поставили двигатели «Argus» с автомобили Руднева, которая была уже списана из-за ветхости.

«Киевский» и III-й корабль «натворили» много великих дел в 1915 году, тем самым завоевав славу «Муромцам» на полях сражений. С апреля III-й корабль начал работать вместе с «Киевским».

В мае 1915 года два единственных, совершающих боевые полеты корабля: III-й и «Киевский» были командированы во Львов на армии 3-и фронт. 28 мая поручик И.С.Башко был назначен начальником «Киевского», а начальником III-го стал поручик Д.А.Озерский (штабс-капитан С.М.Бродович подал рапорт о переводе в легкую авиацию). В июне оба корабля перелетели в Люблин, после этого во Влодаву.

14 июня «Киевский» совершил успешный налет на станцию Пржеворск, где метким попаданием пудовой бомбы стёр с лица земли состав с снарядами (30000 снарядов!).

Тем временем в Яблонну стали прибывать «Муромцы» типа В с британскими моторами «Sunbeam». По окончании испытаний и сборки новые суда (I-й, II-й и V-й) в первых числах Июля выполнили по 2 боевых задания. В большинстве случаев в полет члены экипажа брали один карабин, одно ружье-пулемет Мадсена с 250 патронами и 12-15 пудов бомб.

Встреч с германскими аэропланами фактически не было, и потому на борт предпочитали брать больше горючего и бомб, нежели пулеметов, что чуть не стало причиной утрата корабля. Нужно подчернуть, что «Киевский» время от времени «таскал» с собой 2 пулемета (Мадсен с Льюисом либо Максимом). О первом воздушном бое стоит поведать поподробнее.

5 июля 1915 года «Илья Муромец», «Киевский» № 150 с экипажем в составе поручика И.С.Башко, ассистента начальника поручика Смирнова М.В., артофицера штабс-капитана Наумова А.А. и моториста мл.унтер-офицера Лаврова А.М. вылетел на бомбометание и разведку. С собой забрали 10 пудовых и 5 25-ти фунтовых бомб, 12 зажигательных снарядов; один «Мадсен» и один карабин (неспециализированный запас патронов в 260 штук). Что было дальше, мы определим из боевого донесения:

«…В полете на высоте около 3200-3500 м, Корабль был атакован тремя германскими аппа-ратами. Первый из них был увиден в нижний люк, причем он был метров на 50 ниже Корабля. Корабль одвременно с этим был над Шебржешиным, верстах в 40 от передовых позиций под управлением поручика Смирнова. В тот же час же поручик Смирнов был сменен поручиком Башко.

Германский аппарат, владея запасом мощности и большей скоростью скоро обогнал Корабль и был метров на 50 выше с правой стороны спереди, открыв пуле-метный пламя по Кораблю. В гондоле Корабля сейчас работа чинов экипажа распреде-лялась следующим образом: поручик Смирнов был около Начальника, штабс-Капитан Наумов начал стрелять из ружья-пулемета и вольноопределяющийся Лавров из карабина.

При первой атаке пулеметным огнем с неприятельского аппарата были пробиты оба верхних бака с бензином, фильтр правой группы моторов, радиатор 2-го мотора, перебиты обе бензинопроводные трубки левой группы моторов, стекла передних окон правой стороны и ранен в ногу и голову Капитан Корабля поручик Башко. Так как бензинопроводы к левым моторам были перебиты, то в тот же час же левые краники от бензиновых баков были закрыты и отключён левый бак. Дальше полет Корабля был на двух правых моторах.

Германский аппарат по окончании того как первый раз пересек дорогу Кораблю пробовал вторично атаковать Корабль с левой стороны, но встреченный пулеметным и ружейным огнем с Корабля, быстро развернул направо и с огромным креном отправился на понижение по направлению к Замостью. По окончании отбития атаки поручик Смирнов заменил Начальника поручика Башко которому вольноопределяющимся Лавровым была сделана перевязка.

По окончании перевязки поручик Башко снова начал управлять Кораблем, поручик вольноопределяющийся и Смирнов Лавров попеременно закрывали руками отверстия фильтра правой группы и принимали всевозможные меры к сохранению оставшегося бензина в баках для продолжения полета. При отражении атаки первого аппарата из ружья-пулемета была выпущена всецело кассета в 25 штук, из второй кассеты удалось выпустить всего 15 штук, после этого в магазина заклинило дальнейшая стрельба и патрон из него была совсем неосуществима.

За первым аппаратом в тот же час же показался следующий германский аппарат, что пролетел лишь один раз выше Корабля слева и обстрелял его из пулемета, причем был пробит маслянный бак второго мотора. По этому аппарату начал стрелять из карабина поручик Смирнов, вольноопределяющийся Лавров пребывал в передней каюте у фильтра, а штабс-капитан Наумов ремонтировал ружье-пулемет.

Так как ружье-пулемет совсем отказало в действии, то поручик Смирнов передал карабин Наумову, а сам поменял вольноопределяющегося Лаврова, принимая меры к сохранению бензина, т.к. вольноопределяющийся Лавров поморозил обе кисти рук. Второй аппарат более Корабля не нападал.

На линии передовых позиций, Корабль был обстрелян из пулемета третьим германским аппаратом, шедшим на громадном отдалении слева и выше корабля. Одновременно с этим по кораблю стреляла и артиллерия. Высота сейчас была около 1400-1500 м. При подходе к г.Бугру на высоте 700 м остановились и правые моторы, т.к. вышел целый запас бензина, исходя из этого было нужно произвести вынужденный спуск. Последний был сделан в 4-5 верстах от г.Бугра около д.Городище, около авиационного 24-отряда и аэродрома на болотистом лугу.

Наряду с этим колеса шасси увязли до лыж и поломаны: левая добрая половина шасси, 4 стойки, винт второго мотора, пара нервюр и надтреснул правый задний нижний лонжерон среднего отсека. При осмотре Корабля по окончании посадки найдены не считая указанных выше следующие повреждения от пулеметного огня: пробит в двух местах винт 3-го мотора, перебит металлический подкос у того же мотора, пробита покрышка, повреждено магнето второго мотора, пробита грузовая рама того же мотора, пробита стойка позади первого мотора, передняя стойка у вто-рого мотора и пара пробоин в поверхности Корабля. Спуск произвел Капитан Корабля Поручик Башко лично без оглядки на ранения.»

За показанное мужество экипаж «Киевского» взял награды, а Башко присвоили чин штабс-капитана и наградили его орденом Св.Георгия 4-й степени.

Оставшийся в июле-августе единственный боеспособный на фронте III-й корабль того же полка и «Киевский» сначала брал 2 пулемета, после этого лишь «Мадсен» с 75 патронами. По окончании случая нападения на корабль собственного товарища на борту III-го корабля забрали за правило забирать 3 пулемета: «Мадсен», «Льюис» и «Максим» со 150, 500 и 280 патронами соответственно. Данный корабль совершил с мая по октябрь 1915 года более 30 полетов, довольно часто попадая на территорию неприятеля на глубину до 190 верст.

2 ноября 1915 года был потерян один из лучших судов Эскадры. Штабс-капитан Озерский, хотя расширить скорость «Муромца», приказал снять добавочные рули, чем уменьшил устойчивость аппарата. Это и вызвало гибель экипажа. «Муромцы» этого отряда совершили до 1915 года на Северном фронте 25 боевых вылетов.

Зa целый 1915 год воздушные суда выполнили около 100 боевых полетов, скинув на соперника до 1220 пудов бомб.

Кампания 1916 года.

Новый, 1916 год Эскадра встретила с десятью ветхими, изношенными в учебных полётах и боях судами. На главной базе в Пскове было 6 «Муромцев». В 1-м боевом отряде на Юго-Западном фронте в Колодзиевке на вооружении состояло 2 корабля: II-й № 167 штабс-капитана А.В.Панкратьева и «Киевский», №169 штабс-капитана И.С.Башко.

И наконец, на Северном фронте в Зегевольде во 2-м боевом отряде пребывали «Муромцы» VI-й № 165 и IХ-Й № 164.

За все время существования Эскадры непогода наносила последней ущерб намного больший, нежели соперник. Уже 3 января ураган, обрушившийся на Зегевольд, вывел из строя корабль VI-й и учебный биплан «Сикорский-16», повредил «Муромец» IX-й, что затем был отремонтирован и перечислен в разряд учебных судов. В следствии ЭВК в январе-феврале имела только единственный боеспособный «Муромец» корабль 11-й начальника Панкратьева, что совершил за это время 4 боевых полета, скинув 90 пудов бомб.

К концу января в Зегевольд из Питера прибыли 4 боевых «Муромца». Среди них был корабль нового типа: «Илья Муромец» Г-1. Его именовали еще «ширококрылым», т.к. он отличался от аппаратов серии В большей хордой верхнего и нижнего крыльев.

Создание И.Сикорским данной новой модификации разъяснялось тем, что «Муромцы» серии В по заявлениям с фронта не смогли ходить с полной нагрузкой на боевой высоте 2500-3000 м. Выпуск новой серии Г начался на РБВЗ с конца 1915 года. Незаконченные суда типа «В» достраивали уже как тип «Г». Подверглись переоснащению кроме того готовые к отправке «узкокрылые», находившиеся на Комендантском аэропорте, каковые по окончании таковой переделки становились по существу типом Г-1.

«Илья Муромец» серии Г № 37.

В марте 1916 года боевое крещение приобрели новые «Муромцы» 2-го отряда: I-й лейтенанта Г.И.Лаврова, IV-й поручика Я.Н.Шарова и Х-й поручика А.М.Констенчика.

Дорогой ценой немцы заплатили за атаку 19 марта на «Муромец» Панкратьева. На протяжении бомбометания по Монастержиску корабль был атакован двумя «Фоккерами». Экипаж «Муромца» срочно открыл по ним пламя из всех видов оружия.

Разрывной пулей с неприятельского аэроплана был смертельно ранен в ногу старший унтер-офицер Ушаков, одна пуля попала в руку поручику Федорову. Но был сбит очередями с «ИМ» и один «Фоккер». Убитым пилотом, как выяснилось позднее, был хауптман фон Маккензен, сын командующего 9-й германской армией, будущего маршала.

По другим сведеньям сбитым аэропланом был «Бранденбург» из Flik.14 (пилот лейтенант Марек не легко ранен, а наблюдатель хауптман фон Маккензен убит).

В апреле суда Эскадры совершили лишь 7 боевых полетов и на это имелись собственные обстоятельства. Соперник в далеком прошлом понял опасность действий русских «Муромцев» и предпринимал соответствующие меры.

В мае-июне в Пскове интенсивно подготовились новые экипажи и планировали прибывшие «Муромцы». Был создан 3-й боевой отряд, назначавшийся на Западный фронт. Его главой стал штабс-капитан И.С.Башко. В июне на новое место назначения в дер.Станьково вылетели новый «Киевский» № 190 и корабль XVI-й № 188 поручика Д.Д.Макшеева. С кораблем XVII-м № 192, летевшим В том же направлении, случился курьезный случай. 18 июня, «Илья Муромец», ведомый поручиком А.И.Беляковым, потерпел аварию у имения Вязынь.

Обстоятельство в рапорте разъяснялась так: «…авария, разумеется, случилась от того, что перед посадкой корабль шел на малой высоте и, как выяснилось позже, сломал шасси еще в полете, зацепив за церковный крест и свалив дымовую трубу с избы».

В первых числах Июля началось наступление русских армий Северного фронта с Рижского плацдарма, и армий Западного фронта на Барановичском направлении. В этом месяце действовали три боевых отряда Эскадры: 1-й отряд под руководством штабс-капитана А.В.Панкратьева (суда II-й и ХIII-й), 2-й лейтенанта Г.И.Лаврова (I-й, IV-й и VI-й) и 3-й штабс-капитана И.С.Башко («Киевский» и XVI-й). К этому времени экипаж Панкратьева взял новый «Илья Муромец» типа Г-1 № 194.

Посланный же на почетную пенсию ветхий боевой приятель корабль за № 167 имел на борту надпись: «ВОЗДУШНЫЙ КОРАБЛЬ «ИЛЬЯ МУРОЕЦ» II-й около 10000 верст. Скинуто 300 бомб неспециализированным весом до 400 пудов.»

2 июля корабль I-й, ведомый Лавровым отправился на разведку. На борту «Муромца» было 10 пудов бомб, 28 пудов бензина, 6 пудов масла, 3 «Мадсена» с 46 обоймами. В этом полете как робко писал в донесении лейтенант Г.И.Лавров: «…аппарат подвергся нападению моноплана-истребителя громадной скорости. «Илья Муромец» начал стрелять из трех пулеметов, по окончании маленького обстрела неприятельский аппарат с громадным креном отправился сильно вниз назад и начал падать».

С почвы видели бой и пришло подтверждение (что случалось очень редко) о том, что германский аэроплан упал в собственном размещении. За меткую стрельбу ст. унтер-офицер С.Гурлянд был награжден Георгиевским крестом третьей степени.

В августе было сделано наибольшее число боевых вылетов за все время существования Эскадры — 46 (в 32-х из них задание было выполнено). На соперника было скинуто до 277 пудов стрел и бомб. Немцы со своей стороны постарались организовать противодействие. Но не обращая внимания на то, что их истребители к тому времени уже имели более идеальное оружие — синхронные пулеметы, сопернику за все время военных действий удалось сбить лишь один «Илья Муромец».

Цена наглых атак на громадных русских «Ежей» была намного большей — более десятка сбитых неприятельских аэропланов. 12 сентября 1916 г. экипажи 3-го боевого отряда взяли задание разгромить штаб 89-й германской пехотной дивизии, и артсклады и аэропорт недалеко от местечка Боруны. Рано утром старт приняли 3 корабля («Киевский», ХII-Й и XVI-й) и 13 малых аппаратов. Назначенный на исполнение задания XVII-й корабль не принял старта благодаря троекратно появлявшегося пожара моторов.

Не имевший умелого ассистента, возвратился на аэропорт, не перелетев позиций соперника капитан корабля ХII-го штабс-капитан Е.М.Городецкий. Несколько же прорвалась в районе Крево через заградительный пламя с почвы и оттеснив неприятельскую авиацию, пробралась в район Боруны-Антоново. Было скинуто 78 бомб весом до 100 пудов.

Всего в сентябре 1916 года «Муромцы» выполнили 24 боевых полета. Частенько «Громадные Сикорские» подвергались обстрелу отечественных противоаэропланных батарей. Летчики же Эскадры, со своей стороны, к счастью, сплоховали только в один раз. 7 сентября «ИМ» II-й, пилотируемый А.В.Панкратьевым по неточности скинул 3 бомбы на отечественные батареи к западу от Котув, ранив наряду с этим 3 нижних чина.

Командующий 7-й армией отправил ему весточку с советом: «Бросайте бомбы подальше в тылу соперника чтобы не было неточностей».

В последних числах Сентября было решено перевести главную базу Эскадры из Пскова в Винницу. Утраты судов от капризов погоды за целый год были высоки. Большое количество снова прибывших «Муромцев» портились, ломались и их приходилось или списывать, или переводить в разряд учебных судов. Вот что писал глава ЭВК Шидловский о сложившейся тогда ситуации: «… на базах Эскадры Западном и Северном фронтах упорно держится минимум с сильными дождевыми шквалами.

Не обращая внимания на все принимаемые меры в Койданове шквалом очень сильно поврежден и перестал работать корабль XVII-й. Аэропорты, дороги превратились в болото. Переоборудование судов в Пскове очень сильно затрудняется и может задержать переход основной базы в Винницу». К ноябрю данный переход в Винницу состоялся.

Из Пскова и Зегевольда в том направлении послали 13 судов.

На Юго-Западном фронте в Ягельнице в 1-м отряде осталось 4 корабля и на Западном в Станьково было 3 «Муромца» 3-го отряда.

В октябре на боевые задания летал лишь «Киевский», совершивший 2 полета. В декабрь и ноябрь суда Эскадры не поднимались в атмосферу, за исключением боевого полета XIII-го корабля 22 ноября.

За целый год Русско-Балтийский завод отправил на фронт 39 «Илья Муромцев». Из них: 3 серии «В», 32 серии «Г», 2 «Д» и 2 «Е». Сражалось, не считая судов взятых в 1915 году, только 12 «Муромцев».

Всего за целый 1916 год суда ЭВК совершили 156 (в 112 задание выполнено) боевых вылетов, скинув на соперника до 1180 пудов бомб. Текущий год был пиком деятельности первого в мире тактического соединения тяжелых бомбардировщиков.

Кампания 1917 года. Винница.

С октября 1916 года по май 1917 года на новой базе ЭВК в Виннице шло переоснащение кораблей и активное перевооружение. На корабле типа «Е» № 265 был размещен пулемет в хвосте. Вместо трехрулевого оперения по типу Г-1 в октябре было сделано бипланное с двумя рулями направления.

К сожалению, фотографии либо чертежа этого бипланного оперения не сохранилось. На одном либо двух из судов серии Г кроме этого была сделана хвостовая пулеметная точка. Для этого убрали средний руль направления, сделав в последней секции фюзеляжа гнездо для пулеметчика, а 2 мелких заменили на 2 руля большей площади, каковые разнесли по обоим финишам стабилизатора. Все доработки в Эскадре сохранились на бумаге и исходя из этого приведем полезный документ всецело:

Указания и КОНСТРУКТИВНЫЕ Изменения, Каковые НУЖНО ВНЕСТИ В ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ НА ПОСТРОЙКУ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ типа Г-3:

1. Головная часть по типу Г-1 (застеклена всецело). 2. Управление рулями направления по типу Г-3: трос к рулям вести через ролики у стабилизатора (переда-правильная крестовина упраздняется).
3. Управление рамой и проводника тросов к рулю глубины по типу Г-1.
4. Сиденье для пилота по типу Г-1 (в центре фюзеляжа).
5. Уширить кабину на 150мм.
6. Расширить высоту фюзеляжа на 50 мм.
7. Управление крылышками по типу Е (рычагами).
8. для сбрасывания бомб ставить кассеты с вертикальной подвеской по типу Г.
9. Люки и все пулеметные установки делать в соответствии с снятым в ЭВК эскизам.
10. Верхняя площадка остается (трубы крепящей вилки пулеметов упраздняются).
11. Баки на 21 пуд любой вынести на верхний замысел между первой моторной стойкой и фюзеляжем и устанавливать не ниже 15 см над замыслом. Поверхность под баками обить алюминием либо жестью на ширину 700мм.
12. Для обстрела из хвостового гнезда поставить подъемный пулеметный штырь с закрепляющим амортизатором и приспособлением уравновешивающим пулемет.
13. Поверхность стабилизатора расширить на 3-4 кв.метра.
14. бензиновую проводку в фюзеляже не вводить и ввести по задним стойкам клеток замыслов.
15. Суда снабдить двумя кассетами для пудовых бомб и двумя кассетами для двухпудовых бомб.

«Илья Муромец» серии Г-2 № 85.

«Илья Муромец» серии Г-3.
 

Трансформации для судов типа Е:

1. управление и Кресло пилота переместить на 14 см вправо.
2. Поменять форму спинки сиденья и сделать ее суживающейся кверху (размером 160мм вверху и высотою 500м). Спинку закрепить.
3. Головную часть корабля укоротить на 30 см и свести к верхней поверхности фюзеляжа.
4. В полу головной части корабля впереди переднего лонжерона крыла вправо от сидения пилота поставить зеркальное стекло из двух половинок, одна из них обязана раскрываться.
5. Люк для стрельбы из верхнего пулемета головной части корабля сделать с правой стороны над подъемною площадкой для пулеметчика.
6. Опускающуюся пулеметную площадку для стрельбы под костыль выполнить по эскизам снятым в Эскадре с Корабля IX (тип Е № 265).
7. Для обстрела из хвостового гнезда поставить подъем-ный пулеметный штырь с закрепляющим амортизатором и приспособлением уравновешивающим пулемет.
8. Пулеметные установки: (задняя верхняя за дверью, бо-ковая и передняя головная) выполнить по эскизам снятым с IХ-го корабля.
9. Высота шасси и расстояние между моторами должны допускать возможность постановки винтов до 3,5 м в диаметре.
10. оборудование корабля (сигнальный прибор, бомбовые шкафы, люки, установки компасов, контрольных устройств) выполнить по эскизам снятым с IХ-го корабля.
11. Баки до 30 пудов любой вынести на верхний замысел между первой моторной стойкой и фюзеляжем и устанавливать не ниже 15см над замыслом. Поверхность под баками обить алюминием либо же жестью по ширине 800мм.
12. Лыжи выполнить по типу IХ-го корабля.
13. Бензиновую проводку в фюзеляже не вводить и ввести по задним стойкам клеток замыслов.
14. Неспециализированная мощность моторов должна быть не ниже 1000 настоящих лошадиных сил.»

Взяв из ЭВК изменения и вышеупомянутые дополнения. Правление «РБВЗ» в начале 1917 года предлагало заключить новый договор на постройку 25 автомобилей по типу Г-4 и 15 по типу Е-2. Г-4 предлагалось оснастить 2 двигателями «Renault» по 225 л.с. и 2 двигателями «РБВЗ-6» по 150 л.с., а Е-2 4 двигателями «Renault» по 225 л.с..

Но эти типы так и не были разрешены войти в серийное производство.

«Илья Муромец» серии Е-2.

По требованию Эскадры в Винницу в феврале-мае были отправлены 10 наборов новых рулей направления по типу Г-3, подмоторных ферм для «Renault» — 20 штук, для «Argus» — 8 и для «РБВЗ-6» — 12 штук (т.е. на оснащение 10 судов, каковые были поставлены до января 1917 года на базу).

Удалось найти неповторимый перечень (с карандашными пометками) показывающий на то, какие конкретно моторы были установлены (либо назначены) на суда. Были весьма увлекательные варианты.

На январь 1917 года в Эскадре насчитывалось около 30 судов (полагая учебные). Лишь 4 «Муромца» пребывало на фронте. В 1-м отряде на Юго-Западном фронте в Ягельнице было 2 корабля: XIII-й штабс-капитана В.А.Соловьева и XV-й капитана Г.В.Клембовского. Из-за изношенности XIII-й корабль № 169 не годился для совершения боевых полетов. В 3-м отряде на Западном фронте в Станьково пребывало еще 2 корабля: «Киевский» № 182 капитана И.С.Башко и ХII-й штабс-капитана Е.М.Городецкого.

В начале 1917 года лишь «Киевский» делал боевые задания, совершив с января по март 11 вылетов.

6 апреля капитан Башко осуществил перелет Станьково-Винница, покрыв расстояние 650 верст за 6,5 часов. На базе «Муромец» был модернизирован: был полностью остеклен шнобель, вместо двигателей «Argus» поставлены 4 новеньких британских мотора «Berdmor» по 160 л.с.. Это были самые лучшие моторы, в то время, когда или использовавшиеся на судах.

Появление нового типа Г-3.

К июлю 1917 года в Петрограде на Комендантском аэропорте был испытан новый тип корабля. Заложенная серия из 10 судов типа Г-1 была переделана по типу Г-3 (№№ 236-245). Умелый «Муромец» № 243 имел следующие трансформации в основных частях:
-стабилизаторы увеличены на 4 м;
-поставлены вертикальные кили;
-поставлены боковые рули направления;
-помещен пулеметчик в хвост;
-установлены бензобаки на верхней плоскости;
-усилены моторные стойки, шасси, растяжка.
-оружие: 4 пулеметные установки
-моторы 2 х «Renault» по 225 л.с., 2 х «РБВЗ-6» по 150 л.с.

При опробовании машина продемонстрировала среднюю скорость 129,4 км/ч.

В последних числах Июля 1917 года ст.лейтенант Голенищев-Кутузов выяснил, что на «РБВЗ» производятся опробования нового «Муромца». С согласия конструктора на испытываемом № 243 установили минный аппарат и назначено было произвести сбрасывание болванки, а после этого и мин. приём аппаратов и Заводский испытания Армейским Ведомством затянулись и эти испытания не были произведены.

6 сентября 1917 года произошло Совещание Центрального авиакомитета о выделении из Эскадры отряда воздушных судов в Морское Ведомство. На нем было предложено вооружить «Муромцы» съемными минными аппаратами и «применять его для минных атак (самодвижущиеся мины-торпеды)». Данный вопрос так и остался открытым.

В осеннюю пору 1917 года новые суда №№ 236, 237, 238 и 243 послали в Винницу, но они уже опоздали принять участия в битвах.

Торпедоносец «Илья Муромец» Г-3 № 243.

На Румынском фронте.

Всю кампанию 1917 года «Муромцы» вести войну по большей части на двух фронтах: Юго-Западном и Румынском.

Итак, на румынский фронт был назначен 4-й боевой отряд под руководством капитана Р.Л.Нижевского в составе которого пребывали суда:V-й № 266 тип Е штабс-капитана Г.В.Алехновича, IХ-Й № 265 тип Е Главы отряда, IV-й поручика Я.Н.Шарова и III-й капитана Е.И.Жигайлова. В апреле экипажи взяли задание вылететь на фронт. 8 апреля до места назначения (с.Болгарийка под Белградом) добрались только IV-й и IX-й кораб-ли.

У III-го корабля из-за сильного ветра было сломано правое крыло и его было нужно доставлять для ремонта в Винницу. Корабль V-й сел в Кишиневе и только в мае присоединился к отряду. Первый боевой полет 4-го боевого отряда (и первый боевой полет «Муромца» типа Е) состоялся 8 апреля 1917 г. Экипаж IХ-го корабля взял задание произвести бомбометание по складам и портовым сооружениям г.Тульча, попутно осуществляя фотографирование и разведку.

116-пудовую нагрузку «муромца» составляли: 7 членов экипажа (начальник, артофицер, механик, моторист и 3 пулеметчика), бензина 48 пудов, масла 8 пудов, 2 пулемета «Виккерса», 3 «Льюиса». 2 «Мадсена» и 10 пудовых бомб. Полет продолжался 3 часа 18 мин.. 20 апреля в полет отправилось уже 2 автомобили: IV-й и IX-й суда. Но у поручика Шарова на высоте 700 м остановился мотор и при вынужденной посадке было сломано шасси, передняя и винты коробка крыльев.

Его было нужно послать в ремонт в Винницу.

В мае 1917 года из Кишинева в 4-й отряд прибыл второй «Муромец» типа Е «V-й корабль» № 266 штабс-капитана Алехновича. 31 мая оба аппарата типа Е совершили совместный налет на Тульчу, скинув по казармам и складам неприятеля 18 пудов бомб.

17 июня V-й корабль был атакован двухмоторным бипланом, что был отогнан пулеметным огнем. В августе 1917 года 4-й отряд был переименован в 1-й. Его последняя операция на Румынском фронте состоялась 21 сентября. В данный сутки «Муромец» Нижевского взорвал 3 поезда со боеприпасами на станции Троян.

По возвращении с успешного полета корабль подвергся нападению 2 германских истребителей. Два пулеметчика, прапорщик Талако и старший унтер-офицер Янкевич были ранены: первый в колено, с раздроблением коленного сустава, второй же смертельно, разрывной пулей в пузо. Верхний лонжерон крыла над кабиной был частично расщеплен, а два мотора, второй и третий, с пробитыми пулями радиаторами, были выведены из строя.

Первый истребитель ушел без всяких последствий, поскольку по нему опоздали открыть огонь, а по второму истребителю стреляли из трех пулеметов, но что с ним случилось неизвестно. На двух оставшихся моторах самолет благополучно добрался до собственного аэропорта.

Всего же отряд полковника Нижевского совершил 16 боевых полетов, из которых 13 приходилось на долю командирского корабля, 2 на V-й и 1 на XVI-й. Скинуто около 150 пудов бомб, сбит 1 самолет соперника (не подтверждено), добыты полезные разведданные для 6-й армии.

На Юго-Западном фронте.

В 1-й боевом отряде в апреле 1917 года оставался лишь ветхий корабль XV-й типа Г-1 с моторами «Sunbeam» капитана Г.В.Клембовского. 14 и 25 числа он совершил на нем два боевых вылета, причем в последнем выдержал бой с 3 неприятельскими истребителями. В воздушном бою было сбито 2 германских «Фоккера».

Кораблю также досталось, но он дотянул до собственного аэропорта.

В первых числах Апреля 1917 года на аэропорт у д.Микулинцы прибыл 2-й боевой отряд в составе корабля I-го № 178 под руководством ст.лейтенанта Г.И.Лаврова. В Виннице машину переооборудовали: поставили 2 мотора «Renault» мощностью 225 л.с. и 2 «РБВЗ-6» по 150 л.с., позади добавили пулеметную точку, для этого было нужно переделать хвостовую часть, она стала двухкилевой.

С августа 1917 года 2-й и 3-й боевые отряды ЭВК стали совершать групповые полеты (3-4 корабля). Время от времени «Муромцев» закрывали истребители 1-й боевой авиагруппы (2-й, 4-й и 19-й корпусные отряды) ротмистра А.А.Казакова, каковые совершили на охрану 17 самолето-вылетов.

За целый 1917 год Эскадра совершила около 70 боевых полетов, скинув на соперника до 650 пудов бомб. За всю германскую кампанию из 51 боевого корабля, поступивших на фронт, сражалось около 40 автомобилей. Они совершили до 300 вылетов, скинув около 3000 пудов бомб.

Февральский и Октябрьский перевороты.

Директор «РБВЗ» писал в сентябре 1917 года в Управление Воздушного Флота о необходимости выпуска нового типа корабля. Он ссылался на то, что Эскадра наметила себе желаемый корабль с этими боевыми чертями как: скорость 150 км/час, потолок около 4,5 км, скорость подъема на 3 км за 30 мин. и не меньше 30 пудов нагрузки сверх 4 часового запаса горючего. Исполнение этих требований, как писал глава завода будет достигнуто только при моторах «Renault» в 300 сил.

Вследствие этого была просьба дать эти двигатели, возмещение затрат на испытание и постройку умелого корабля. Но было уже поздно. За 1917 год Эскадра взяла лишь 4 корабля, да да и то в последних месяцах года, их опоздали кроме того собрать.

Это были «Муромцы» нового типа Г-3 (№№ 236-238 и № 243).

В октябре 1917 года начался постепенный распад Эскадры. Политические страсти накалились до предела. Среди нижних чинов царило общее антивоенное настроение. 28 октября по окончании митинга, на котором выступала некая Евгения Бош, случилось восстание Винницкого гарнизона. В следствии стычек между верными Временному правительству солдатами и офицерами были ранены четыре нижних чина и один был убит.

Многие офицеры уехали из части в тыл. Тогда на базе в Виннице имелось 8 судов, каковые были в разных стадиях ремонта, сборки, регулировки и радиаторов и установки моторов. Десять автомобилей пребывало на фронте. Ощутимый урон нанесла сильная буря, начавшаяся 15 ноября.

На базе было поломано 11 малых аппаратов, 2 учебных и 2 боевых корабля, а во 2-м боевом отряде на Юго-Западном фронте 4 корабля.

1918 год.

В начале 1918 года в 3-м боевом отряде Эскадры в Станьково пребывало 4 корабля: «Киевский» (№ 182 с «Бердморами»), XI-й, ХIII-Й и ХV-й. 15 января XV-й был приведен в негодность упавшей на него крышей. Наступление австро-германских армий на минском направлении создало угрозу захвата аэропорта отряда.

В феврале штабс-капитан Г.В.Грек улетел в Киев, прапорщик А.В.Насонов сел в Борисове, где сжег собственный корабль при приближении соперника. 9/22 февраля 1918 г принял старт «Киевский», на борту которого пребывали полковник И.Башко, капитан В.Моисеенко, мотористы Ф.Грошев и И.Григорьев. Начальник предполагал лететь в сторону Смоленска, дабы выйти из области действия неприятельских армий.

Негативные погодные условия: низкие облака и снег, заставили пилота через 2 часа 20 мин. сесть в Бобруйске, что был занят частями 1-го Польского корпуса генерала Довбор-Мусницкого. Башко был арестован легионерами (якобы за участие в бомбардировке польских армий). Остальные три члена экипажа взяли пропуска для въезда в Россию и они добрались до Смоленска.

Скоро начальника «Киевского» отпустили на поруки Главы авиации полковника Абакановича.
3 марта 1918 года полковник И.С.Башко со своим «Муромцем» прибыл на аэропорт Пуховичи под Бобруйском на укомплектование в авиацию 1-го Польского корпуса (Awiacja I Polskiego Korpusu). На основании приказа № 185 по авиации своего рапорта и корпуса за № 306 военлет Башко был зачислен в перечни авиации 4 марта 1918 г

С-22 «Илья Муромец» — бомбардировщик Российской империи

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: