Откуда у чеха испанская грусть? чешские и польские самолеты и летчики — участники гражданской войны в испании

      Комментарии к записи Откуда у чеха испанская грусть? чешские и польские самолеты и летчики — участники гражданской войны в испании отключены

Аннотация автора: Как мы знаем, гражданская война в Испании 1936-39 годов имела интернациональный темперамент. Это выражалось в участии военспецов, солдат и «добровольцев успеха» из различных государств, а также в поставках оружий со всех финишей почвы, среди них и боевых самолетов. Практически сразу после начала конфликта Лига Наций наложила эмбарго на поставку вооружения обеим сторонам. Исходя из этого как правительство, так и мятежники были вынуждены прибегнуть к нелегальным и полулегальным закупкам.

А лучшим местом для этого тогда, но, как и по сей день, была Восточная Европа.

Чехословакия в 30-е годы была одним из наибольших в Европе боеприпасов и продавцов оружия. Конечно, что гражданская война за Пиренеями не покинула равнодушными чехословацких «торговцев смертью». В Испанию по разным каналам «потекли» чешские ружья, пулеметы, снаряды, ну и, конечно же, самолеты.

В конце 1936 года правительство Испании начало переговоры о продаже истребителей «Летов» S-231 и легких бомбардировщиков «Аэро» А-101. Уже существовавшее в то время эмбарго решили обойти ветхим, как мир, методом — продажей через посредника. В качестве такового выступала Эстония.

23 января 1937 года в Таллине было подписано торговое соглашение, по которому чехи обязались поставить 24 экземпляра S-231, 17 двигателей «Вальтер Mepкюp»VS2, 28 штук А-101, 22 двигателя «Прага Ассо», и 152 авиапулемета «Льюис» и «Виккерс» и 6 млн. патронов к ним. Позднее в дополнение к этому договору купили еще 3 млн. патронов.

Нужно подметить, что в будущем условия сделки много раз изменялись. Так, по непонятным обстоятельствам количество истребителей сократилось до 18. Быть может, это было вызвано, мягко говоря, необычной позицией чехов. К примеру, под наименованием S-231 они решили послать два умелых самолета-S-131.2 и S-331.1, причем на первом стоял двигатель «Хорнет», а на втором — Гном-Рон «Мистраль».

Но существенно увеличилось количество закупленных пулеметов.

Тем временем, на заводской аэропорт компании «Летов» прилетели первые два истребителя S-231, переданные из 3-й эскадрильи 2-го авиаполка чехословацких ВВС. Скоро ко мне же перегнали и остальные автомобили из «эстонского» заказа. Тут эксперты совершили капремонт.

Подобные работы по «Аэро» выполнялись на аэропорте в Градце Краловом.

Откуда у чеха испанская грусть? чешские и польские самолеты и летчики - участники гражданской войны в испании

Не считая самолетов «Летов» и «Аэро», испанская миссия в Чехословакии закупила три транспортно-десантных «Авиа-51». Первоначально их также желали «прокачать» через Эстонию, но позже появились неприятности и официально автомобили были реализованы частному лицу — Эдгару Сом-меру. Для маскировки самолеты перекрасили в «гражданские» цвета и демонтировали сиденья для парашютистов.

Позже транспортники разобрали и морем послали в Страну Басков. В республиканской совокупности обозначений им присвоили коды «ТА», но нарисовать их на бортах опоздали. Два самолета ушли на дно вместе с потопленным франкистами транспортом, а третья машина, не смотря на то, что и добралась до Басконии, но наступление соперника было таким стремительным, что тяжелый трехмоторный самолет просто не успели собрать.

В таком (разобранном) виде он и достался победителям. Дальнейшее его будущее малоизвестна, поскольку никаких упоминаний о его применении франкистами отыскать не удалось.

Еще один самолет чехословацкого производства попал к республиканцам совсем уж экзотическим методом. Еще во второй половине 20-ых годов XX века компания «Авиа» реализовала в Бельгию три прототипа нового истребителя ВН-33. Местная компания SABCA планировала наладить лицензионное производство, но позже, как это часто не редкость, что-то «не сложилось».

Самолеты передали ВВС, и иногда бельгийские летчики отрабатывали на них верховный пилотаж.

Летом 1936 года их разоружили и реализовали брюссельской компании «Mulot-Ertas». Но сразу после начала мятежа в Испании республиканские агенты начали скупать по всей Европе каждые более-менее пригодные для боевого применения автомобили. Данный период был настоящим «Клондайком» для гешефтмахеров и «авантюристов» — правительство Испании еще имело средства и не скупилось, иногда платя большие деньги за совсем негодные применения аэропланы.

В Бельгии один самолет приобрел некто Р.Вандельвельде и реализовал испанскому правительству. Самолет окрасили в белый цвет, причем на киле сохранялась надпись S.A.B.C.A.3.

26 августа 1936 года французский армейский летчик Андрэ Атрикэ (формально выгнанный с работы из ВВС) нелегально перегнал машину практически через всю Францию. Два раза ему было нужно садиться на заблаговременно подготовленные площадки в сельской местности, где его ожидали агенты с запасом горючего. Но уже вблизи испанской границы он утратил ориентировку, сел на луг и попал в руки правительства. Начавшийся было скандал сходу был замят по окончании личного вмешательства министра обороны.

Летчика отпустили и 27 августа ВН-33 благополучно совершил посадку в Барселоне.

По прибытии оказалось, что без уникальных синхронизаторов вооружить самолет нереально. Некое время бывший истребитель употреблялся как учебный, позже его следы теряются. А летчик записался добровольцем в испанские ВВС и сражался с франкистами на И-15.

Но, отечественный рассказ не о нем.

Позже транспортники разобрали и морем послали в Страну Басков. В республиканской совокупности обозначений им присвоили коды «ТА», но нарисовать их на бортах опоздали. Два самолета ушли на дно вместе с потопленным франкистами транспортом, а третья машина, не смотря на то, что и добралась до Басконии, но наступление соперника было таким стремительным, что тяжелый трехмоторный самолет просто не успели собрать.

В таком (разобранном) виде он и достался победителям. Дальнейшее его будущее малоизвестна, поскольку никаких упоминаний о его применении франкистами отыскать не удалось.

Еще один самолет чехословацкого производства попал к республиканцам совсем уж экзотическим методом. Еще во второй половине 20-ых годов XX века компания «Авиа» реализовала в Бельгию три прототипа нового истребителя ВН-33. Местная компания SABCA планировала наладить лицензионное производство, но позже, как это часто не редкость, что-то «не сложилось».

Самолеты передали ВВС, и иногда бельгийские летчики отрабатывали на них верховный пилотаж.

Летом 1936 года их разоружили и реализовали брюссельской компании «Mulot-Ertas». Но сразу после начала мятежа в Испании республиканские агенты начали скупать по всей Европе каждые более-менее пригодные для боевого применения автомобили. Данный период был настоящим «Клондайком» для гешефтмахеров и «авантюристов» — правительство Испании еще имело средства и не скупилось, иногда платя большие деньги за совсем негодные применения аэропланы.

В Бельгии один самолет приобрел некто Р.Вандельвельде и реализовал испанскому правительству. Самолет окрасили в белый цвет, причем на киле сохранялась надпись S.A.B.C.A.3.

26 августа 1936 года французский армейский летчик Ан-дрэ Атрикэ (формально выгнанный с работы из ВВС) нелегально перегнал машину практически через всю Францию. Два раза ему было нужно садиться на заблаговременно подготовленные площадки в сельской местности, где его ожидали агенты с запасом горючего. Но уже вблизи испанской границы он утратил ориентировку, сел на луг и попал в руки правительства.

Начавшийся было скандал сходу был замят по окончании личного вмешательства министра обороны. Летчика отпустили и 27 августа ВН-33 благополучно совершил посадку в Барселоне.

По прибытии оказалось, что без уникальных синхронизаторов вооружить самолет нереально. Некое время бывший истребитель употреблялся как учебный, позже его следы теряются. А летчик записался добровольцем в испанские ВВС и сражался с франкистами на И-15.

Но, отечественный рассказ не о нем.

Возвратимся к чешским закупкам. Через польский порт Гдыня чешские самолеты морем послали в Испанию. Действительно, не обошлось без накладок. 15 апреля 1937 года крейсер мятежников «Альмиранте Сервера» перехватил шедший под панамским флагом транспорт «Гордена». На его борту была обнаружена «контрабанда» — 22 «эстонских» А-101.

Формально они принадлежали французской компании «Скотье Корпорасьон», которая в действительности контролировалась Коминтерном.

Конечно, мятежники без церемоний конфисковали полезный груз. Самолеты были выгружены и собраны в Леоне. Легкие бомбардировщики облетали и приняли на вооружение франкистских ВВС. Они поступили на вооружение эскадры 3-G-10 (аэропорт «Витория») и 4-G-10 («Гранада»). Аппараты взяли официальное наименование «Прага» (по заглавию двигателя) и неофициальное прозвище «оча» («гусь» в переводе с испанского).

Летчикам автомобили понравились.

Боевой дебют «Праги» состоялся 5 июня 1937 года в Астурии, своевременно боев за Бильбао. Скоро был сбит первый бомбардировщик — экипаж в составе Хосе Веласа Медрано и Энрике Карденаса погиб.

Но на севере «гуси» задержались недолго — главные события того периода войны разворачивались под Мадридом — у города Брунете. Как раз в том направлении была стянута фактически вся авиация сторон. Бомбардировщики употреблялись весьма интенсивно — экипажи делали по три вылета в сутки.

Их всегда сопровождали истребители — в основном «Фиаты» из Группы 3-G-3.

По окончании битвы за Брунете «гусей» вернули на Север. По окончании взятия Сантандера они стали базироваться на местном аэропорте.

Из-за утрат две эскадрильи свели в одну, присвоив ей код 5-G-17. В июне 1938 года она учавствовала в битвах в провинции Эстремадура. Тогда же эскадрилью «гусей» пополнили двумя германскими «Хеншелями» Hs 123.

Рядом с ней сражалась не меньше увлекательная эскадрилья 4-Е-14, в которой совместно летали «Хейнкели» Не 70Е, пара «Юнкерсов» Ju 86Е а также трофейный СБ!

Информацию о боевых утратах за данный период отсутствуют, дешёвые мне источники информируют лишь о смерти двух автомобилей (бортовые коды «17-11» и «17-18») от взрыва на аэропорте кислородного баллона.

По окончании окончания гражданской войны сохранившиеся «Праги» передали в школу наблюдателей в Эль Ромпе-дизо, а эскадрилью перевооружили трофейными Р-5.

Оставшиеся шесть «Аэро» из «эстонского» договора республиканцы все же взяли в марте 1938 года. Эти легкие бомбардировщики передали 4-й эскадрильи 71-й группы Берегового руководства. Самолеты предназначались для патрулирования побережья, но по окончании окончания войны никаких следов этих автомобилей отыскать не удалось.

21 марта 1937 года в порту Сантандер с борта транспорта «Сарканы» выгрузили восемь истребителей S-231. Их использование в битвах в северной части Испании было детально обрисовано в статье «Яростное небо Эускади».

Оставшиеся 10 автомобилей попали в Испанию в начале 1938-го. Транспорт с ними разгрузился в Барселоне. Автомобили собрали, облетали и отдали в 71-ю группу Берегового руководства, поскольку для фронтового применения эти автомобили считались уже безнадежно устаревшими.

До конца войны истребители совершали рутинные облеты побережья.

Единственное упоминание о них в хронике испанской войны говорит о том, как 10 октября 1938 года на французском аэропорте «Перпиньян» приземлился S-231 с бортовым номером CL-104. Летчик, взявший легкие травмы, объявил, что сбился с курса. Пилот скоро возвратился на родину, а самолет по одной предположения решили не восстанавливать и покинуть во Франции, а подругой — вернули в Испанию, причем уже в том месте его добили франкисты при бомбежке аэропорта.

Три «Летова» пережили войну и скоро были переданы в гражданский регистр. Действительно, запчастей к ним все равно не было, и последний чешский истребитель списали 1 марта 1940 года.

Мало стоит сообщить о оружии этих автомобилей. Дело в том, что аппараты поступали невооруженными, и пулеметами их оснащали на месте. Автомобили с северного фронта были оборудованы двумя подкрыльевыми пулеметами «Виккерс», а вот на самолетах, употреблявшихся в Береговом руководстве, ставили один синхронный пулемет в фюзеляже.

В октябре 1938 года в Праге велись переговоры о новой закупке через Эстонию большой партии чехословацких самолетов. Обращение шла о 71 бомбардировщике МВ-200, 40 истребителях В-534 и 30-40 тренировочных S-328, но «мюнхенский сговор», решивший судьбу Чехословакии, положил финиш этим попыткам.

Еще одним поставщиком авиатехники в Испанию стала Польша, но поляки, в отличие от своих южных соседей, сделали ставку на мятежников. Большинство поставок авиатехники шла через Португалию.

Эмиссары Франко прибыли в Польшу в осеннюю пору 1936 года с заданием безотлагательно приобрести партию истребителей. Новые PZL Р.7а взять было невозможно, поскольку они требовались местным ВВС. Но продавцы внесли предложение устаревшие автомобили «второй линии» — PWS-10.

Данный истребитель смешанной конструкции был создан в первой половине 30-ых годов двадцатого века и строился на компании Podlaska Wytwornia Samolotow в Бяла Подляске. Самолет был вооружен двумя пулеметами «Виккерс» wz. 09/18 калибра 7,7 мм и оснащен двигателем «Лоррэн-Дитрих» Ld 12ЕЬ мощностью 450 л.с, выпускавшимся по лицензии в Чехословакии.

Всего было выпущено 80 автомобилей, но строевые летчики их не жаловали, отмечая тяжелое управление. Уже в первой половине 30-ых годов XX века на смену PWS-10 пришел новый цельнометаллический PZL Р-7а. Самолеты передали в школу высшего пилотажа и деблинский центр подготовки летчиков.

У франкистов же выбора не было, и они заключили соглашение на поставку 20 PWS-10. Договор подписали от имени подставной португальской компании SEPEWE, конечным пунктом кроме этого указывалась Португалия. Не считая самих самолетов, поставлялись 12 комплектов и 10 двигателей запасных частей.

Поставки поделили надве партии. Первая числом 15 автомобилей в декабре 1936-го прибыла в Лиссабон. А уже оттуда железной дорогой ее переправили на аэропорт «ЛаТаблада» неподалеку от Севильи. Тут их собрали польские механики.

Существует, но, и вторая версия, в соответствии с которой автомобили прибыли в Виго в ноябре 1936 года.

Оставшиеся пять автомобилей поступили в январе 1937-го. По совокупности обозначений националистов PWS-10 взял код «4» и бортовые номера от «4-1» до «4-20». А пилоты прозвали истребитель pavipollo («индюк»).

В феврале 1937 года самолеты зачислили в истребительную группу Grupo de Caza №4. Тут из них организовали эскадрилью, которой начал командовать капитан Анхель Салас Ларразабаль (потом узнаваемый ас, «отметившийся» кроме того в первой половине 40-ых годов двадцатого века на Восточном фронте).

Истребители базировались на аэропорте «Леон» и принимали участие в битвах на этом месте фронта. Но, в случае если при встречах со ветхими «Ньюпор-Деляжами» NiD 52 у мятежников еще были какие-то шансы, поединок с И-15, а тем более — с И-16 имел возможность окончиться для них очень плачевно.

Исходя из этого уже в апреле 1937 года «ПВСы» вывели из боевого состава и передали в разные летные школы. Тут самолет весьма понадобился, поскольку оказалось, что по управлению он во многом напоминает главной истребитель франкистов «Фиат» CR.32. На протяжении обучения испанские курсанты разбили в авариях за год четыре автомобили.

Совсем самолеты выведели из состава ВВС в середине 1938 года (в Польше его карьера длилась ненамного продолжительнее — до начала 1939-го).

Не считая партии истребителей, мятежникам удалось произвести дозакупку пара польских автомобилей. Уже к концу 1936 года через Португалию прибыли четыре легких связных самолета RWD.13. Им присвоили кодовый номер «30».

Один из них был передан группе 6-G-15. На протяжении визита этого подразделения в августе 1937 года на нем летал лучший франкистский ас Хоакин Гарсия Морато. Самолеты №№30-3 и 30-4 пережили войну и лишь в первой половине 40-ых годов XX века были переданы аэроклубу Сарагосы.

В том месте они употреблялись для подготовки

В Испании под авиалайнером пролетел НЛО

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: