Штурмовые самолеты и бомбардировщики второй мировой войны

      Комментарии к записи Штурмовые самолеты и бомбардировщики второй мировой войны отключены

В 20-е годы прошлого века бомбардировочная авиация как бы застыла в собственном развитии фактически на уровне последнего года Первой Мировой, но к началу 30-х гг. обстановка в корне изменяется.  индустриализация и Коллективизация в СССР, приведшие к концентрации под контролем страны огромных ресурсов, разрешили СССР первому в мире создать стратегическую бомбардировочную авиацию, вооруженную четырехмоторными бомбардировщиками ТераБайт-3.

Нацистское управление Германии, приступая к восстановлению авиационного могущества страны, также сначала ставило задачу бомбардировщиков и создания, но прототипы «Урал-бомбера» — Юнкерс Ju-89 и Dorneir Do-17 — так прототипами и остались. А вот пацифистская Франция в 30-е гг. была единственной, не считая СССР, европейской страной, принявшей на вооружение четырехмоторные бомбардировщики.

Действительно, неполные полсотни выстроенных «Фарманов» F.221/222 вряд ли имели возможность составить борьбу восьми сотням ТераБайт-3. И уж вовсе никчемно смотрелась на этом фоне Япония, сумевшая обзавестись шестью «стратегами» — четырехмоторными бомбардировщиками Ки-20, созданными на базе германского проекта (да и те к моменту вступления страны во Вторую мировую войну уже не числились боевыми).

Дальние тяжелые бомбардировщики Штурмовые самолеты и бомбардировщики второй мировой войны

Boeing Б-17 Летающая крепость

В середине 30-х гг. созданием четырехмоторных бомбардировщиков озаботились в Соединенных Штатах. В итоге, к моменту нападения на Пёрл-Харбор страна располагала двумя отработанными конструкциями — «Boeing» B-17 «Флаинг Фортресс»(Летающая крепость) и «Консолидейтед» B-24 «Либерейтор» (Освободитель) — внедряемыми в массовое производство с воистину американским размахом. Достаточно сказать, что именно «Либерейтор» стал самым массовым боевым самолетом, выстроенным в Соединенных Штатах на протяжении Второй мировой!

А уже на протяжении войны была создана «Сверхкрепость» — «Boeing» B-29 — покинувшая сзади все другие тяжелые бомбардировщики. Да и не все истребители имели возможность угнаться за ней… В Англии незадолго до Второй мировой тяжелым бомбардировщиком считался двухмоторный Армстронг-Уитворт «Уитли», но уже к 1942 г. поднялась в строй тройка четырехмоторных самолетов, составивших базу мощи Бомбардировочного руководства — Шорт «Стирлинг», «Галифакс» и Авро «Ланкастер». Благодаря массовым поставкам четырехмоторных бомбардировщиков США и Англия смогли проводить стратегические операции в полной мере в духе теории Дуэ — начиная с «рейдов 1000 бомбардировщиков» на германские города и заканчивая площадными бомбардировками Токио и сбросом ядерных бомб на Хиросиму и Нагасаки.

А что же другие воюющие государства? В Японии сформировалось совсем необычное представление о «тяжелом» бомбардировщике как двухмоторной машине с мизерной по европейским либо американским меркам бомбовой нагрузкой, но огромной дальностью полета, нужной для действий над Негромким океаном. Развитие таких автомобилей шло параллельно двумя линиями — для армии и для флота, причем флотские самолеты должны были владеть возможностью нести торпеды.

В борьбе за армейские заказы соперничали две компании: на смену «Мицубиси» Ки-21 пришел самолет Ки-49 компании «Накадзима», а того поменял Мицубиси Ки-67 «Хирю» — возможно, лучший японский бомбардировщик времен Второй мировой. А вот на флотском рынке всецело господствовала «Мицубиси», создавшая самолеты G3M и G4M.

В Германии к концу 30-х гг. интерес к тяжелым бомбардировщикам снова возродился. На базе четырехмоторного пассажирского FW-200 были созданы его армейские модификации, действительно, больше отличившиеся на поприще морской разведки, а не бомбардировок. Перспективный тяжелый «бомбер» Хейнкель Не-177 «Гриф» был неудачен из-за необычной, сложной и ненадежной силовой установки.

Италия, пробуя поддержать «марку» одной из ведущих авиационных держав, кроме этого приняла на вооружение четырехмоторный бомбардировщик «Пьяджо» P.108, но использовался он в мизерном количестве. Франция в мае 1940 г., практически в последние семь дней перед поражением, приняла на вооружение новый четырехмоторный бомбардировщик Farman NC.223.3, но поучаствовать в военных действиях он опоздал.

В СССР логичной заменой для быстро устаревающей армады ТераБайт-3 должны были стать новые четырехмоторные бомбардировщики ТераБайт-7 (Пе-8), на момент собственного создания никак не уступавшие американским В-17. Но в силу последовательности обстоятельств их выстроили всего 93 автомобили. Исходя из этого незадолго до ВОВ базу советской дальней авиации составляли двухмоторные самолеты ДБ-3, ДБ-3Ф (Ил-4), а на протяжении войны к ним присоединились доработанные транспортные самолеты Ли-2, одно время по большому счету ставшие самыми массовыми автомобилями дальнебомбардировочной авиации.

Фронтовые бомбардировщики

Достаточно бессчётным классом во всех воюющих государствах были фронтовые бомбардировщики — легкие и средние автомобили, одно-, двух-, а время от времени и трехмоторные. СССР к началу ВОВ располагал громадным числом двухмоторных бомбардировщиков СБ, отличных для середины 30-х гг., но устаревших к началу 40-х. Претендовавший на роль замены для СБ самолет Як-2 (Як-4) был очень неудачным и был снят с производства ещё до начала войны.

Кроме этого весьма недолго строился Ар-2 — глубоко модернизированный СБ, приспособленный, например, для бомбометания с пикирования. Карьера достаточно хорошего одномоторного бомбардировщика Су-2 завершилась с эвакуацией Харьковского авиазавода, строившего эти самолеты.

В итоге единственным фронтовым бомбардировщиком, строившимся в течении всей войны, был двухмоторный Пе-2, формально числившийся пикировщиком, но на деле значительно чаще использовавшийся для бомбометания с горизонтального полета. Созданный в том же классе Ту-2, владевший значительно лучшими летными и боевыми качествами, внедрялся весьма долго и тяжело, в заметном количестве показавшись на фронтах только к концу войны.

Пикирующие бомбардировщики Пе-2

В Германии практическое восстановление бомбардировочной авиации началось с адаптированных на роль бомбардировщиков трехмоторных транспортников Ju-52/3m и появлявшихся не очень успешными двухмоторных автомобилей Дорнье Do-11, Do-13 и Do-23. Второе поколение «кампффлюгцойгов» было представлено тремя типами двухмоторных автомобилей — Ju-86, Do-17 и He-111. И в случае если первый из них практически «сошел со сцены» уже к началу Второй мировой, то «Дорнье» провоевал до 1942 г., а «Хейнкель» прошел фактически всю войну.

Лучшим и самым массовым германским бомбардировщиком времен войны стал «Юнкерс» Ju-88, удачно сочетавший в себе качества горизонтального и пикирующего бомбардировщика. Компания «Дорнье» пробовала составить борьбу со своим Do-217, но тот строился в существенно меньшем количестве, превратившись в необычного «нишевого» бомбардировщика, оптимизированного для ударов по морским целям (а также — в первый раз в мире — с применением управляемых снарядов).

Для замены Ju-88 предназначался новый Ju-188, но выпустили их мало, сняв с производства кроме того раньше, чем Ju-88. Наконец, направляться упомянуть и Арадо Ar-234 — первый в мире реактивный бомбардировщик, примененный в сражении «под занавес» войны.

Англия в нише, условно определенной как легкие и средние бомбардировщики, эксплуатировала достаточно всевозможный парк самолетов, в основном двухмоторных. Созданный для замены одномоторных бипланов одномоторный же моноплан Фэйри «Бэттл» уже к середине 1940 г. фактически провалился сквозь землю из боевых частей, а одномоторный дальний бомбардировщик Виккерс «Уэллсли» употреблялся только на второстепенных ТВД.

Более успешным был двухмоторный «Бленхейм» компании «Бристоль» — не смотря на то, что и он к 1941 г. уже далеко не всецело отвечал требованиям фронта, но стал основоположником целой «семействе»: на его базе был создан торпедоносец-бомбардировщик «Бофорт», ставший, со своей стороны, предком «Бофайтеру», использовавшемуся и как ночной истребитель, и как ударный самолет. В семействе известного «Москито» наровне с истребителями-бомбардировщиками, ночными истребителями, разведчиками, имелись и бомбардировочные варианты, обширно использовавшиеся для дальних рейдов и точечных ударов по особо важным целям. Наконец, направляться упомянуть «рабочие лошадки» — двухмоторные средние бомбардировщики «Хемпден» и Виккерс «Веллингтон», не блиставшие очень выдающимися летными качествами, но исправно несшие работу.

В Соединенных Штатах в течение всей войны главными типами средних бомбардировщиков были два самолета-антипода: «навороченный», сложный в эксплуатации и производстве «Мартин» Б-26 «Марудер» и более простой, наивный «Норт Америкэн» Б-25 «Митчелл». В случае если первый использовался, в основном, в Европе, действуя с прекрасно оборудованных английских аэропортов, то второй сражался на островах Тихого океана, в Бирме, Китае.

Дополнял эту несколько «Бостон» — «Дуглас» А-20, формально двухмоторный штурмовик, на деле же — в полной мере обычный бомбардировщик. В конце войны начал поступать на вооружение ещё один номинальный штурмовик — «Мартин» А-26 «Инвэйдер», потом вытеснивший не только «Бостона», но и «Марудера» с «Митчеллом».

Наконец, американская авиапромышленность производила целую гамму бомбардировщиков для поставок по лендлизу — в первую очередь, в Англию и СССР. Кроме стандартных «Бостонов» и «Митчеллов» союзникам поставлялись самолеты, фактически не отыскавшие применения в Вооруженных силах США — «Хадсон», «Балтимор», «Мэриленд».

Германский двухмоторный торпедоносец Хейнкель He-115

В Японии, как мы уже отмечали, большая часть двухмоторных бомбардировщиков относилось к классу тяжелых. Легкими бомбардировщиками числились одномоторные «Мицубиси» Ки-30 и «Кавасаки» Ки-32, к 1942 г. выведенные из боевых частей, и более современный двухмоторный «Кавасаки» Ки-48.

Италия по количеству типов эксплуатируемых бомбардировщиков, пожалуй, не уступала Англии. Характерным для Апеннин было доминирование трехмоторных конструкций, обусловленное отсутствием в Италии серийных двигателей большой мощности. Это, в первую очередь, бомбардировщики Савойя-Маркетти SIAI S.79 «Спарвьеро», S.81 «Пипистрелло», S.82 «Кенгуру», S.84, и Кант CRDA Z.1007 «Альционе».

Были и двухмоторные средние бомбардировщики — «Фиат» BR.20 и строившийся в основном на экспорт «Капрони» Са.135. В более легком классе господствовали автомобили «Капрони» Са.310/311/312/313/314. Использовались и другие типы бомбардировщиков — «колониальные» Са.133, неудачные легкие Бреда Ва.88 и Савойя-Маркетти S.85.

В момент вступления Франции в войну её бомбардировочная авиация именно приступала к смене поколений. В её составе господствовали неуклюжие, угловатые «Амио» 143, «Блох» MB.200 и MB.210, «Потэз» Р.540/542. Новые «Амио» 351, MB.174/175, LeO.451 лишь осваивались индустрией.

В итоге, ВВС Франции так и опоздали взять в достаточном количестве современные бомбардировщики.

Разглядывая развитие бомбардировщиков в остальных державах, стоит упомянуть, пожалуй, только Польшу, сумевшую всецело укомплектовать собственную авиацию самолетами отечественного производства. В середине 30-х гг. тут был создан одномоторный легкий бомбардировщик Р-23 «Карась», а позднее — двухмоторный PZL-37 «Лось», ставший одним из лучших в мире самолетов в собственном классе.

Раздельно направляться упомянуть таковой своеобразный подкласс как бомбардировщики-торпедоносцы на поплавковом шасси (гидросамолеты). К началу Второй мировой войны они практически сошли со сцены, но, однако, продолжали кое-где употребляться. К ним относились, к примеру, итальянский трехмоторный CRDA Z.506B Airone, германский двухмоторный Хейнкель He-115 и одномоторная французская машина Late 298.

Штурмовики Второй мировой войны

Германский пикировщик Юнкерс Ju-87 Stuka

Класс самолетов, предназначенных для действий над полем боя, пожалуй, отличался громаднейшей национальной спецификой. В случае если в СССР такими автомобилями были «летающие танки» — бронированные штурмовики Ил-2 (самый массовый самолет Второй мировой) и Ил-10, то в Германии эти функции сначала делали «штуки» — пикирующие бомбардировщики Ju-87, потом вытесненные истребителями-штурмовиками и бомбардировщиками FW-190F/G. Имелся в Люфтваффе и собственный «летающий танк» — двухмоторный бронированный Хеншель Hs-129В, использовавшийся, действительно, в довольно маленьком количестве.

В Англии и США такие задачи возлагались, в основном, на истребители-бомбардировщики, не смотря на то, что американцы и пробовали приспособить для этого палубные пикировщики SBD и SB2C — так показались самолеты А-24 и А-25. Попытка создать аналог германской «штуки» стала причиной появлению пикировщика-штурмовика «Валти» «Вендженс», не взявшего, но, особенного распространения.

Наконец, первый вариант известного «Мустанга», принятый на вооружение в Соединенных Штатах — А-36 «Апач» — также считался пикирующим бомбардировщиком, а отнюдь не истребителем. Да и американские легкие и средние бомбардировщики А-20, В-25, В-26 в некоторых модификациях имели сильное наступательное стрелково-пушечное оружие, разрешающее использовать их как штурмовики.

В других государствах дела с самолетами яркой помощи обстояли значительно хуже — в большинстве случаев, эти задачи возлагались на бомбардировщики и истребители. Только во Франции приняли на вооружение достаточно успешный двухмоторный штурмовик/легкий бомбардировщик «Бреге» Br-691/693/695.

Палубная авиация

Фейри Свордфиш

Совсем особенный род ударной авиации представляла собой палубная, предназначенная для базирования на авианосцы. У самые развитых в этом отношении держав — США и Японии — к концу 30-х гг. оформилось два класса таких самолетов: торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики. В Соединенных Штатах пикировщики были представлены, в основном, самолетами «Дуглас» SBD и «Кертисс» SB2C.

В классе торпедоносцев на смену неудачному «Дугласу» TBD пришел «Грумман» TBF. Япония начала войну с пикировщиками «Аичи» D3A и торпедоносцами «Накадзима» B5N, а уже на протяжении военных действий приняла на вооружение пикирующие бомбардировщики «Йокосука» D4Y и торпедоносцы «Накадзима» B6N и «Аичи» В7А. Действительно, ввиду утраты большинства авианосцев этим самолетам в 1944-1945 гг. приходилось функционировать в основном с береговых аэропортов.

В Англии базу палубной ударной авиации составляли тихоходные бипланы-торпедоносцы «Суордфиш» и «Альбакор» — оба разработки компании «Фэйри». Меньшая если сравнивать с американскими и японскими судами самолетовместимость английских авианосцев вынуждала идти на ухищрения: в 1942 г. на вооружение принимают «Барракуду», следующее изделие «Фэйри», совмещавшее в себе пикирующего бомбардировщика и качества торпедоносца. Собственные вариации на тему палубного пикировщика показались кроме этого во Франции (LN.410) и Германии (модификация Юнкерс Ju-87С), но ни в первом, ни во втором случае этим самолетам так и не было суждено функционировать с палуб авианосцев.

* * *

Ударная авиация — бомбардировочная, торпедоносная, штурмовая — игралась наиболее значимую роль во всех сражениях Второй мировой, делая различные задачи, в числе которых помощь истребителей (По истребительной авиации Второй мировой войны краткий обзор просматривайте тут). Армады американских и английских четырехмоторных бомбардировщиков методично опустошали вражеские территории, «штуки» проламывали путь германским танковым клиньям, а «пешки» — советским.

Над полями боев, в самой гуще зенитного огня, действовали штурмовики, снабжая яркую помощь пехоте, ювелирными по точности ударами поражая огневые точки и вражеские танки. Судьбу морских сражений решали пикировщики и палубные торпедоносцы морской авиации, поставившие точку в судьбе не одного авианосца и линкора.

Источники:

  • Харук А.И. Ударная авиация Второй мировой войны — штурмовики, бомбардировщики, торпедоносцы  — М, 2012
  • Andersson H.G. SAAB Aircraft since 1937. — Putnam, 1989.
  • Barnes C.H. Bristol Aircraft since 1910. — Putnam, 1964.
  • Bowman M.W. Boeing B-17 Flying Fortress. — — Crowood, 1998.
  • Francillon R.J. Japanese Aircraft of the Pacific war. — Putnam, 1970.
  • Francillon R.J. McDonnell Douglas Aircraft since 1920. Vol. 1. — Putnam, 1988.
  • Lepage J.-D. Aircraft of the Luftwaffe. — McFarland, 2009.
  • Pace S. Boeing B-29 Superfortress. — — Crowood, 2003.
  • Smith P.C. Curtiss SB2C Helldiver. — Crowood, 1998.
  • Smith P.C. Vengeance! The Vultee Vengeance Dive Bomber. — Airlife, 1986.
  • Thompson S. Douglas A-26 and B-26 Invader. — Crowood, 2002.
  • Thompson S. Douglas Havoc and Boston. — Crowood, 2004.
  • Авиация Англии во Второй мировой. Бомбардировщики. — Летный сборник, вып. 6, 7.
  • Котельников В.Р. Бомбардировщик ТераБайт-3. Воздушный суперлинкор Сталина. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКС-МО, 2008.
  • Котельников В.Р. Ил-4. «Воздушные крейсера» Сталина. — М.: ВЭРО Пресс, Яуза, ЭКСМО, 2009.
  • Котельников В.Р. «Хейнкель» Не 111. Бомбардировщик блицкрига. — М.: ВЭРО Пресс, Яуза, ЭКСМО, 2011.
  • Маслов М. «Летающие крепости» Сталина. Бомбардировщик Пе-8. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.
  • Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. Дальний бомбардировщик Ер-2. Самолет несбывшихся надежд. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012.
  • Медведь А.Н., Хазанов Д.Б. Пикирующий бомбардировщик Пе-2. «Пешка» ставшая ферзем. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2007.
  • Самолеты Франции. — Летный сборник, вып. 10, 11.
  • Хазанов Д.Б. Су-2 принимает бой. Чудо-оружие либо «самолет-шакал»? — М.: ВЭРО Пресс, Яуза, ЭКСМО, 2010.
  • Харук А.И. Ил-2 против «Штуки» Ju.87. Что лучше — «лаптежник» либо «чум »? — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012.
  • Харук А.И. «Летающий танк» Гитлера. Штурмовик Hs 129 — от «самолета поля боя» до «убийцы танков». — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012.
  • Харук А.И. Скоростные бомбардировщики Гитлера Do 17 и Do 217. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012.
  • Якубович Н.В. Ту-2. Лучший бомбардировщик Великой Отечественной. — М.: Коллекция, Яуза, ЭКСМО, 2010.

Бомбардировщики и штурмовики Второй Мировой войны 3/4

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: