Помощь по-соседски. португальские летчики на гражданской войне в испании

      Комментарии к записи Помощь по-соседски. португальские летчики на гражданской войне в испании отключены

Вспыхнувший в июле 1936 года в Испании антиправительственный мятеж расколол тогдашнее европейское общество на два лагеря. Одни деятельно поддерживали законное правительство, а другие — путчистов генерала Франко.

Сосед Испании на Пиренейском полуострове — Португалия, где у власти был крайне правый диктатор Салазар, сначала была «обречена» выступить в гражданской войне на стороне франкистов. И не смотря на то, что официально Португалия заявила о собственном «невмешательстве» в испанский конфликт, в рядах повстанческой армии вести войну около 20 тысяч португальцев. Но, большинство из них была малообученными добровольцами, не имевшим особенной военной ценности.

Но Салазар предоставил собственному идейному союзнику не меньше, быть может, кроме того более полезное — открытый транспортный канал, по которому к генералу Франко в начале войны бесперебойно шли снаряжения и поставки оружия из Германии, других стран и Италии. И не смотря на то, что под английским давлением в апреле 1937 года Лиссабон был должен закрыть границу, мятежники к тому времени уже имели возможность приобретать помощь через захваченные порты северной Испании.

Но в данной статье мы разглядим второй нюанс, в частности — португальских летчиков, сражавшихся на стороне франкистов. Самое много португальцев отправилось в Испанию, дабы учавствовать в войне, в течение первых недель конфликта. Учитывая идеологический климат и официальную позицию в стране, большинство добровольцев примкнула к мятежникам, не смотря на то, что были и те, кто вступили в республиканские интербригады.

Первыми португальскими летчиками в Испании, были три добровольца — Пекиту Ребелу, Сепульведа Вельозу и Симану Аранья.

Сорокачетырехлетний крупный землевладелец и адвокат Жузе Адриану Пекиту Ребелу прилетел в Бургос, тогдашнюю столицу мятежников, сам пилотируя собственный легкомоторный самолет «Майлз» М.2 (гражданская регистрация CS-AAL) , которому он дал имя «Пассарола».

Помощь по-соседски. португальские летчики на гражданской войне в испании

Начало войны было весьма тяжелым для до тех пор пока еще маленькой франкистской авиации, и гражданский биплан срочно поставили в строй, изобразив на фюзеляже и крыльях тёмные кокарды, а на руле поворота — Крест Святого Андрея.

На собственной «Пассароле» Пекиту Ребелу, имевший звание младшего лейтенанта резерва португальских ВВС, совершил много курьерских и разведывательных вылетов.

С повышением парка военной авиации необходимость применения цивильных автомобилей отпала, и Ребелу начал летать вторым пилотом в группе тяжелых бомбардировщиков 1-G-22, вооруженной «юнкерсами» Ju 52.

Не обращая внимания на то, что его участие в войне носило личный темперамент, с основанием в начале 1938 года португальской Организации Наблюдения за войной в Испании (ОНВИ) Ребелу был зачислен в том направлении в звании лейтенанта.

К концу войны он дослужился до капитана, налетав 1000 часов, из которых более 400 приходилось на боевые вылеты. За боевые заслуги Пекиту Ребелу взял целую россыпь испанских призов: Армейский Крест, Крест за Армейские Заслуги с красным знаком отличия и Медаль Военных Действий. А на родине ему был присвоен статус кавалера Армейского Ордена Меча и Башни с пальмовой ветвью.

Еще один летчик из первой группы — Жузе Каэтану Сепульведа Вельозу — начал собственную войну в качестве пехотинца в кастильском подразделении гражданской гвардии генерала Молы и успел отличиться в битвах на горе Беморио.

По окончании того как стало известно, что Сепульведа имеет опыт пилотирования гражданских самолетов, его откомандировали в авиационное ведомство — авиаторов у франкистов катастрофически не хватало. В январе 1937 года, по окончании маленького обучения в летной школе в Табладе, он взял звание военного офицера и диплом лётчика запаса. В этом качестве он был зачислен в авиагруппу 1-G-70, где начал летать на гидросамолетах Дорнье «Валь».

Из на данный момент Кадиса, он выполнил 127 разведывательных полетов. Португалец был отмечен руководством и в апреле переведен в авиагруппу 2-G-62, дислоцированную в Полленской бухте, где ему было нужно освоить итальянские летающие лодки «Кант» Z-501. В составе группы Сепульведа совершил много боевых вылетов. Ему неоднократно приходилось видеться в воздухе с республиканскими истребителями.

Так, в одном из вылетов самолет португальца, взявшего в августе звание лейтенанта, прямо над Лос Аль-касаресом был атакован дежурным «чато». «Кант» не был сбит, но летчик взял легкое ранение.

Но военное счастье отвернулось от него утром 15 марта 1938 года, в то время, когда на протяжении очередного вылета его сбили республиканские зенитки. Сепульведа благополучно избежал смерти, но попал в плен и был заключен в замок Монтуич.

В январе 1939 года в следствии очередного обмена военнопленными он возвратился в собственную часть. По окончании нужного в этих обстоятельствах восстановления летных навыков он продолжил войну, отличившись при захвате Менорки.

По окончании войны за 196 боевых вылетов (более 550 часов, совершённых в воздухе и 14 встреч с вражескими истребителями) лейтенант Сепульведа был награжден Военной Медалью. Помимо этого, он был среди приглашенных на праздничный прием в честь победы франкистов, прошедший 4 июня 1939 года в Саламанке.

По окончании войны Сепульведа нёс работу в испанской авиации, а к концу Второй мировой он дослужился до звания капитана, имея на счету практически 5000 часов налета. В 1945 году он возвратился в Португалию, где умер в 1979 году.

По окончании возвращения на родину Жузе Сепульведа написал и опубликовал «Страницы ежедневника одного летчика на войне в Испании» — мемуары, в которых он кратко обрисовал собственную боевую карьеру. Кстати, иллюстрации, каковые он сам рисовал , взяли высокую оценку у опытных живописцев.

Попутно увидим, что, кроме Военной Медали, Сепульведа за годы работы удостоился Военного Креста, двух Крестов за Армейские Заслуги с красным знаком отличия, Медали за Пережитое во имя Отчизны, и Медали Военных Действий.

Третьий португальский летчик, попавший в Испанию в марте 1937 года — Симану Аранья кроме этого имел опыт полетов на гражданских автомобилях. Он закончил летную школу «Эль Коперо», взяв диплом армейского летчика, и «обычный» чин офицера запаса авиации.

В мае его назначают в штурмовую авиагруппу 6-G-15, оснащенную германскими бипланами «Хейнкель» Не 45. В составе 1-й эскадрильи Аранья прошел боевое крещение на Астурийском фронте, позже была битва при Брунете и штурм Сантандера. На Леонском фронте на протяжении очередного боевого вылета его самолет подбили, но летчику удалось посадить горящую машину, получив тяжелые ожоги правой руки.

По окончании военного госпиталя Аранью перевели в бомбардировочную авиагруппу 2-G-22, где он начал летать качестве второго пилота на трехмоторном Ju 52. В ее составе португалец участвовал в бою при Теруэле. Но летать на «бомбовозе» неугомонному Араньо показалось через чур скучно, и он получает перевода в штурмовую группу 4-G-2, оснащенную одноместными истребителями «Хейнкель» Не 51.

На данной морально устаревшей машине он сражался в Эстремадуре летом 1938 года, а после этого принимал участие в битве на реке Эбро. в один раз его снова сбили, но он снова выжил. В итоге Аранья закончил войну в звании лейтенанта запаса и был награжден Армейским Крестом, Крестом за Армейские Заслуги с красным знаком отличия, Медалью за Пережитое во имя Отчизны (медаль, которую вручали за ранения), и Медалью Военных Действий.

В начале 1937 года португальское правительство, еще в октябре 1936-го порвавшее дипотношения с Мадридом, решило создать Организацию наблюдения за войной в Испании (сокращенно — ОНВИ).

Эта организация подразделялась на две неравные части — «Группу содействия» и «Группу наблюдения». Обе они, по большей части,складывались из кадровых офицеров. Задачей первых был анализ и сбор разведывательной информации о оружиях, стратегии и тактике противоборствующих сторон, а вторых — яркое участие в военных действиях на стороне франкистов.

В состав обеих групп входили представители всех родов армий португальских армии, за исключением флота, в них были штабные и строевые офицеры, и гражданские эксперты.
Сначала предполагалось, что нахождение в Испании участников группы Наблюдения будет недолгим, исходя из этого руководство националистов предоставило португальским армейским доступ и широкие полномочия ко всей вероятной информации.

Участники группы Содействия (среди них и летчики), наоборот, имели возможность оставаться в Испании сколь угодно продолжительно, возвращаясь в Португалию лишь при нештатных обстановок, да да и то только самостоятельно.

В группе Наблюдения пребывало 85 армейских экспертов, пятеро из которых были летчиками.

Так, в прибывшей в июле 1937 года рабочей группы во главе с генералом Раулем Аугушту Иштевешем, входили три кадровых летчика: полковник Антониу де Суза Майа, капитан Антониу Диаш Лейте и лейтенант Жуану Фауштину Албуркерке де Фрейлаш. Прибывших в разгар битвы под Брунете португальцев прикомандировали к бомбардировочной авиагруппе 1-G-22, вооруженной Ju-52, которая в то время базировалась на аэропорте «Ольмедо».

В составе данной группы португальцы участвовали (в качестве воздушных стрелков) в нескольких боевых вылетах на Кихорну и Вильянуеву дель Пардильо. Миссия генерала Аугушту в Испании продлилась всего 14 дней, по окончании чего летчики возвратились в Португалию.

В мае-июне 1938 года в Испании в составе группы Наблюдения пребывали лейтенанты авиации Жуану Баптиште Перал Фернандеш и Венансиу Аугушту Дешландеш. Первый из них пробыл в Испании чуть больше 20 дней, а второй — практически два месяца. Они совершили пара десятков боевых вылетов в качестве воздушных стрелков на трехмоторных «савойях» S-79 на Левантийском фронте.
И те, и другие летчики были награждены Крестом Армейских Заслуг с красным отличительным знаком и Медалью Кампании, которой награждались летчики, участвовавшие более чем в трех боевых вылетах.

Возвращаясь к «Группе содействия», необходимо подчеркнуть, что португальцы, решив не ссориться с кабинетами министров демократических государств Европы и одновременно с этим оказать помощь Франко, нашли уникальный выход из данной щекотливой ситуации. Для «помощи» франкистам были посланы курсанты первых направлений летных училищ, каковые проходили главную подготовку на территории Испании и оттуда прямиком направлялись на фронт. Наряду с этим убивали сходу двух зайцев: с одной стороны, наподобие как, помогли союзникам, попутно изучая и получая боевой опыт, а с другой — при пленения для того чтобы «добровольца» от него неизменно возможно было откреститься.

3 апреля 1938 года первые 12 авиаторов из «Группы содействия» прибыли в Саламанку. Среди них было девять пилотов, два механика (один из которых закончил в Португалии пилотские направления) и один пилот с гражданской лицензией, что уже успел повоевать в качестве пехотинца.

Всех их приняли в армию как зарубежных легионеров. Для главной летной подготовки их разбили на три группы, поскольку летные школы, функционировавшие в контролируемой франкистами территории, не могли вместить их всех в один момент. А так как дефицит летно-технического персонала наблюдалась у националистов в течении всей войны, то тех, до кого очередь не дошла, распределили по различным летным подразделениям, где они помогали летнабами, бортмеханиками и воздушными стрелками.

Итак, в первую группу вошли каптернамусы Суареш де Оливейра и Аугушту Круг, и капралы Гимараеш душ Сантуш, Флореш де Баррош и Пинту Баштуш. Вторую группу организовали капралы Порту Куррейа да Кунья, Соуза е Фару и Мораиш Калдаш, а третья несколько состояла всего из двух человек — капрала Кардозе, не прошедшего в Португалии кроме того начального курса летной гражданского пилота и подготовки Телиша да Силва. Сержанта-авиамеханика Рамуша, которому не требуется было завершать какие-либо направления, напрямую послали в летное подразделение.

Первую пятерку срочно зачислили в летную школу. Пройдя с апреля по июль 1938 года ускоренный курс подготовки, португальцы взяли звания военных и дипломы пилотов младших лейтенантов Испанского Легиона.

Так как по качеству подготовки они очевидно недотягивали до летчиков-истребителей, их уделом были штурмовые эскадрильи: Суареш де Оливейра и Круг попали в группу 1-G-2,а остальные — в только что созданную группу 4-G-2. Но, обе группы базировались на одном аэропорте «Эскатрона», откуда они принимали участие в бою на реке Эбро — самом тяжелом, продолжительном и ожесточённом для летчиков обеих сторон за всю историю той войны.

Не обошлось без утрат и у португальских добровольцев. Так, 14 августа на протяжении налета группы 1-G-2 на республиканские позиции на высотах 601 и 705 в районе Гандеса в одном из заходов был подбит зениткой самолет Аугушту Круга. Летчик совершил вынужденную посадку на маленькое поле между двух холмов у местечка Вильальба де лос Аркос. Командующий авиации националистов генерал Кинделан направил главе легионеров письмо, в котором говорилось:

«Младший лейтенант Аугушту Круг 14 числа этого месяца, по окончании попадания вражеского боеприпаса в собственный самолет и последовавшей за этим утраты управления смог, не обращая внимания на громадный риск, мастерски и хладнокровно спасти самолет. Передайте офицеру Легиона Кругу мои поздравления за таковой блестящий поступок».

Сам летчик был награжден Армейским Крестом, Крестом за Армейские Заслуги с красным знаком отличия и Медалью Кампании. Португальское правительство также не поскупилось на призы, присвоив летчику серебряную Медаль за Воинскую Доблесть с пальмовой ветвью, Медаль за Доблесть в сражении, и повысив его в звании.

С Жуаном Мануэлем Суарешем Оливейрой будущее обошлась значительно более жестоко. Он стал первым португальским пилотом, погибшим на гражданской войне в Испании. 28 августа, совершая четвертый по счету штурмомой заход на вражеские позиции, расположенные на высоте 421, он взял прямое попадание зенитного боеприпаса. Самолет упал на землю и взорвался. Летчик посмертно был награжден Военной Медалью.

В представлении к призу говорилось «… офицер, доброволец португальского происхождения, человек достойного уважения и смелого духа поведения. 28 августа 1938 года в секторе Гэндеса в топливный бак его самолета попал вражеский боеприпас, кроме этого был поврежден и руль направления — так, он был в ловушке. С несравненной храбростью он обстреливал вражеские позиции — о чем свидетельствовали трассеры с его самолета — до того момента, пока не разбился».

Останки летчика извлекли из-под сгоревших обломков самолета лишь через 14 дней, в то время, когда место его смерти появилось в руках франкистов. Суареша Оливейру похоронили на кладбище в Сарагосе. Кроме Военной Медали, его посмертно наградили Армейским Крестом, Крестом за Армейские Заслуги с красным знаком отличия и Медалью Военных Действий.

А Португалия отметила летчика серебряной Медалью за Воинскую Доблесть с пальмовой ветвью (посмертно).

Уже 9 сентября из-за важных утрат в технике несколько 1-G-2 была выведена с фронта в Логроньо, а после этого — отбыла на юг, в Кордову. На южном фронте она пребывала до декабря, по окончании чего ее перебросили в Каталонию для принятие участия в последнем наступлении националистов.

Троих оставшихся португальцев из первой группы, закончивших направления армейских летчиков в июле 1938 года, направили в группу 4-G-2 под руководством Мартинеса де Писону Логроньо. Как и практически всем остальных португальцев, им было нужно летать на Не 51, что употреблялся в качестве легкого штурмовика. Скоро группу перевели на аэропорт «Трухильо», откуда они совершали боевые вылеты на Эстремадурском фронте.

Позднее, миновав транзитом Леонский аэропорт, где самолеты прошли капремонт, подразделение возвратилось на фронт в район реки Эбро и опять приняло активное участие в битвах. Увидим но, что еще в Леоне на протяжении облета отремонтированного самолета потерпел аварию Жайме Пинту Баштуш. На исцеление летчику потребовалось два месяца.

В октябре 1938 года он был направлен в качестве инструктора в Школу летчиков-наблюдателей в городе Малага, где и прослужил до конца войны.

За время собственного нахождения в Испании Жаиме Пинту Баштуш успел совершить только пять боевых вылетов на Эстремадурском фронте. Не обращая внимания на столь скромные заслуги, он был награжден Крестом за Армейские Заслуги с красным знаком отличия и Медалью Военных Действий. А у себя на родине Баштуш взял серебряную Медаль за Заслуги с пальмовой ветвью.

Еще два португальца из 4-G-2 — Алвару Гимараеш душ Сантуш и Жуану Флореш де Барруш — прошли целый боевой путь собственной группы, приняв участие в Эстремадурском сражении и в сражении при Эбро.
Под занавес войны в январе 1939 года несколько учавствовала в последнем наступлении националистов в Каталонии. 11 января самолет Гимараеша был подбит недалеко от сектора Тудела де Сегре: не обращая внимания на «твёрдую» посадку в окрестностях Мае де лас Матас, летчик остался невредимым, не смотря на то, что самолет было нужно списать.

Всего за войну Флореш де Барруш выполнил 59 боевых вылетов, на долю Гимараеша душ Сантуша было нужно 54 вылета. Как указано во франкистских документах, «на протяжении всех этих вылетов летчики вели пулеметный пламя по наземным позициям соперника». Любой из летчиков удостоился Медали и Военного Креста Военных Действий.

В Португалии, кроме увеличения в звании, их ожидали Медали за Доблесть в сражении.

Завершив направления переподготовки, четверо участников второй группы — капралы Порту Куррейра, Энрикеш да Кунья, Соуза э Фару и Мораиш Калдаш, которым присвоили звания младших лейтенантов, взяли назначения в разные части.

Эдмунду Порту Куррейра стал летнабом в штурмовой авиагруппе 6-G-15, вооруженной двухместными бипланами Не 45. Собственный боевое крещение Куррейра состоялся в арагонских Пиренеях. За участие в битвах по уничтожению «котла» в Бьелсе вся несколько взяла коллективную Военную Медаль.

Позднее Куррейра закрывал мост в Балагере, учавствовал в наступлении на Валенсию и в битве на реке Эбро.

С 22 августа группу 6-G-15 отвели с фронта в мастерские Логроньо для ремонта матчасти.

5 сентября 1938 года случилась трагедия: на протяжении пробного облета по окончании ремонта неожиданно сорвался в пике и врезался в почву один из самолетов с бортовым номером 15-9. В следствии погибли оба члена экипажа — пилотировавший самолет лейтенант Фернанду Альепужу Мансу и летьнаб младший лейтенант Эдмунду Порту Куррейра.

Останки летчиков были извлечены из-под обломков и с почестями доставлены в Португалию. Кроме коллективной Военной Медали, заслуженной группой в Бьелсе, Куррейра посмертно был награжден Армейским Медалью и Крестом Военных Действий.

Вместе с Порту Куррейрой в группе 6-G-15 служил младший лейтенант Луиш Пулпе Кравейру Лопеш де Соуза э Фару. Равно как и Курейра, он начинал сражаться в Бьелсе и кроме этого удостоился коллективной Военной Медали, присвоенной всем участникам Группы.

С созданием в августе 1938 года в Леоне группы бомбардировщиков 8-G-27, оснащенной двухмоторными «Дорнье» Do 17, Соузу включили в ее состав в качестве воздушного стрелка. Он участвовал в пяти боевых вылетах на фронте у реки Эбро.

Позднее, завершив в ноябре 1938 года летную школу, Соуза э Фару был направлен в качестве второго пилота в группу тяжелых бомбардировщиков 4-G-28, вооруженную трехмоторными итальянскими «савойями» S-79. В составе данной группы он осуществил 17 боевых вылетов с аэропорта «Каслехон де Пу-энте» на Каталонский фронт. В данной же группе он встретил окончание войны, взяв положенную «порцию» призов.

Со своей стороны Антониу Энрикеш да Кунья, взяв звание младшего лейтенанта, стал воздушным стрелком в группе 1-G-22, летавшей на «юнкерсах» Ju 52. Он учавствовал в Левантийской и Эстрема-дурской операциях, а также в битве на Эбро.

В ноябре 1938 года Энрикеш да Кунья в один момент с Соуза э Фару закончил летную школу и был зачислен вторым пилотом в группу 9-G-18, оснащенную двухмоторными «Кап-рони» Са-310. В том месте он без особенных приключений прослужил до конца войны, взяв, как и все португальские добровольцы, Армейский Медаль и Крест Военных Действий. В Португалии его наградили серебряной Медалью за Выдающиеся Армейские Заслуги с пальмовой ветвью.

Четвертый участник второй группы — младший лейтенант Теутоньуде Мураиш Калдаш — взял назначение в штурмовую авиагруппу 4-G-12, летавшую на итальянских двухместных бипланах «Ромео» Ro-37. В качестве летнаба он совершил 10 вылетов на Теруэльском фронте. Позднее, в составе группы 8-G-18, оснащенной самолетами Са-310 и группы 1-G-22 (Ju-52) — он учавствовал в битвах на реке Эбро.

Завершив летную школу и взяв диплом армейского летчика, Мураиш Калдаш стал вторым пилотом бомбардировщика S-79 в авиагруппе 6-G-28. Но он успел совершить всего один боевой вылет на Каталонском фронте, по окончании чего из-за заболевания ему было нужно возвратиться на родину. 3 января 1939 года война для него завершилась.

Третья и последняя несколько португальских авиаторов в Испании складывалась из трех человек — техника, стремившегося стать пилотом, летчика гражданской авиации, и сержанта-механика.

Авиатехник Фрасишку Леви Виейра Кардузе Диаш, не завершивший в Португалии прохождение летного курса, прибыл в Испанию в апреле 1938 года. Взяв звание младшего лейтенанта резерва, он был приписан к аэропорту в Гранаде, в один момент продолжив обучение. По окончании окончания курса Кардузе Диаш 22 февраля 1939 года взял диплом армейского летчика.

Не обращая внимания на то, что до конца войны оставались считанные дни, его послали на фронт — сперва в группу 5-G-17, вооруженную чехословацкими легкими бомбардировщиками «Аэро» А-101, а позже в 5-G-27, летавшую на более современных германских двухмоторных бомбардировщиках «Дорнье» Do-17.

Кардузе Диаш выполнил девять боевых вылетов, за что и был награжден в Испании Крестом за Армейские Заслуги с красным отличительным знаком и Медалью Кампании, а в Португалии — серебряной Медалью за Выдающиеся Заслуги с пальмовой ветвью.

Не сложилась боевая карьера у Жуана Телиша да Силва. Пилотировавший до войны только гражданские самолеты, он, однако, в качестве добровольца отправился вести войну в Испанию. Взяв звание младшего лейтенанта и назначение на Гранадский аэропорт, он совершил пара вылетов в качестве бортстрелка.

В сентябре 1938 года Телишда Силва возвратился на родину, дабы пройти курс переподготовки на боевом самолете, но завершить его почему-то не смог.

Да Силва все таки снова возвратился в Испанию, но, учитывая, что в перечнях летного персонала его нет, возможно, он служил на какой-то наземной должности. Однако, по окончании окончания войны он взял целый «положенный» португальским добровольцам набор испанских боевых призов.

Сержант-механик Антониу Рамуш, которому в Испании кроме этого присвоили звание младшего лейтенанта, являлся бортмехаником в группе бомбардировщиков «Савойя» S-79 под номером 3-G-28. В составе данной группы он участвовал в 48 боевых вылетах. В нескольких случаях его самолет приобретал повреждения от зенитного огня, а в один раз Рамуш был ранен.

В приказе от 28 января 1939 года об Антониу Рамуше говорилось следующее:

«… его храбрость, энтузиазм и большой боевой дух проявлялись в десятках вылетов с целью нанесения бомбовых ударов по вражеской территории, например, в районе Теруэля, реки Эбро и разных морских портов в условиях огромного риска».

Понятное дело, что его также не забыли при раздаче призов, и грудь храброго механика украсили испанские Крест Войны, Крест за Армейские Заслуги с красным отличительным знаком и Медаль Кампании. Португальское правительство повысило Рамуша в звании и присвоило ему Медаль за Доблесть в сражении, и серебряную Медаль за Выдающиеся Заслуги с пальмовой ветвью.

По окончании капитуляции республиканского правительства Испании португальские летчики принимали участие в «успехе победителей» — большом армейском параде, состоявшемся 19 мая 1939 года.

Подводя итоги участия португальских летчиков в испанской гражданской войне, нужно подчернуть, что их вклад в победу франкистов был очень малым. Но португальцы смогли применять эту войну в качестве хорошей школы для совершенствования собственных летных навыков, изучения современной приобретения и авиатехники боевого опыта. Действительно, в будущей Всемирный войне, в которой Португалия сохранила нейтралитет, данный опыт был не востребованным.

Создатель статьи высказывает признательность переводчику с испанского Нине Меньших за неоценимую помощь в написании статьи, и Александру Заблотскому за полезные комментарии.

источник: Михаил ЖИРОХОВ ПОМОЩЬ ПО-СОСЕДСКИ. ПОРТУГАЛЬСКИЕ ЛЕТЧИКИ НА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ В ИСПАНИИ Авиамастер 2006/05

Аватария как убрать мусор у соседей

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: