Боевые действия итальянских ввс во время гражданской войны в испании

      Комментарии к записи Боевые действия итальянских ввс во время гражданской войны в испании отключены

30-е годы прошлого века были очень деятельными для Италии. Дуче, чуть страна оправилась от глобального кризиса, а её вооруженные силы мало «подкачали мускулы», взялся за реализацию собственных имперских амбиций. Первой жертвой суждено было стать Эфиопии — единственному (не считая Либерии, пребывавшей под сильным влиянием США) свободному стране в Африки.

Вся вина Эфиопии пребывала в том, что территория данной страны пребывала между двумя итальянскими владениями — Эритреей и Итальянским Сомали. Этого было вполне достаточно для агрессора, и 2 октября 1935 г. Италия начала Эфиопии войну. 350-тысячной армии, не обращая внимания на подавляющее превосходство в оружии, пригодилось более полугода чтобы сломить сопротивление Эфиопии.

Потому, что Эфиопия располагала только горсткой устаревших самолетов, участие «Реджиа Аэронаутика» в войне свелось к разведке, бомбоштурмовым ударам (в т.ч. и с применением иприта) и транспортным перевозкам.

Боевые действия итальянских ввс во время гражданской войны в испании

Фото истребителя итальянских ВВС Фиат CR.32, одним из первых прибывших в Испанию

Истребительная авиация в итальянских восточно-африканских владениях по состоянию на начало 1935 г. была представлена всего двумя эскадрильями, вооруженными устаревшими бипланами «Фиат» CR.20. В частности, в Эритрее дислоцировалась 106-я АЭ (16 самолетов), одно звено которой пребывало на аэропорте Массауа, а второе — в Асэбе. В Итальянском Сомали базировалась 107-я АЭ (8 автомобилей) в Горраэи и Лу Фернанди.

В последующие месяцы новые истребители фактически не поступали, имеющиеся же неспешно списывались по износу. В итоге уже к октябрю 1936 г. 106-ю эскадрилью расформировали, а 107-ю перевооружили разведчиками Ro.11 — но, такими же ветхими, как и CR.20. Пара сохранившихся истребителей передали в 108-ю АЭ (Итальянское Сомали), где они эксплуатировались совместно с разведчиками Ro.37bis. Последние истребители данной части были списаны к концу 1937 г.

Первым настоящим опробованием для истребителей стала гражданская война в Испании.

***

18 июля 1936 г. в Испании вспыхнул бунт большинства военных частей против левого правительства Народного фронта. Так началась длившаяся почти три года гражданская война, в которой прошли «крещение огнем» многие образцы боевой техники и были опробованы приёмы и тактические концепции для будущей «громадной» войны.

Соперник итальянцев в Испании — Девуатин D.372

Итальянское правительство сначала стало стороником мятежников, направив в Испанию собственные войска. И в случае если сухопутные части вступили в бой ближе к Январю, то авиация принимала участие в конфликте с первых дней. Уже 25 июля Муссолини дал распоряжение передать мятежникам 12 трехмоторных транспортных самолетов S.81 и 24 истребителя Фиат CR.32.

Транспортники были перегнаны по воздуху и совместно с германскими Ju- 52 приступили к переброске марокканских подразделений и частей Зарубежного легиона из Марокко в Испанию.

14 августа в Мелилью (Испанское Марокко) морским методом доставили первую дюжину истребителей. Отряд возглавил капитан Винченцо Дегуаль (Vincenzo Dequal)2. Итальянские самолеты взяли испанские опознавательные символы и формально были включены в состав «Авиасьон дель Терцио» — авиации Зарубежного легиона. «Фиат» CR.32 был прозван испанцами «Чирри» (Chirri — «Сверчок») из-за собственного обозначения «CR».

К 21 августа по окончании облёта и сборки автомобилей истребительная эскадрилья Дегуаля была сосредоточена на аэропорте Таблада около Севильи. Первой боевой задачей для истребителей стало обеспечение ПВО армий мятежников в Андалузии, и сопровождение собственных транспортных бомбардировщиков и самолётов.

27 августа в порт Виго на Атлантическом побережье Испании доставили ещё девять CR.32, составивших 2-ю истребительную эскадрилью «Авиасьон дель Терцио», а возглавил её тененте (лейтенант) Данте Оливеро (Dante Olivero). Звено из трех «Фиатов» в тот же сутки доставили в Пальма-де-Майорку.

Ньюпор-Деляж NiD-52 — соперник ВВС Италии в гражданской войне в Испании

Главными соперниками пилотов «Чирри» в первые месяцы войны были авиаторы республиканских ВВС, летавшие на самолетах французской разработки, но в большинстве собственном строившихся в Испании: разведчиках-бомбардировщиках «Бреге» Br.XIX и истребителях «Ньюпор» NiD.52. Эти автомобили в сражении значительно уступали CR.32. Немногим лучше были и истребители «Девуатин», «Луар» и СПАД, прибывшие в Испанию в составе организованной французскими антифашистами «Эскадры Эспанья» (эта часть кроме этого имела на вооружении двухмоторные бомбардировщики «Потэз» и «Блох»).

Уже 21 августа была зафиксирован первая воздушная победа эскадрильи Дегуаля: отражая налет республиканской авиации на Кордобу тененте Чеккерелли (Ceccherelli) вступил в бой с парой «Ньюпоров» и сбил одного из них. Об интенсивности боевой работы истребителей «Авиасьон дель Терцио» свидетельствует тот факт, что для Чеккерелли это был пятый боевой вылет за сутки! 27 августа над Гранадой Сеччерелли сбил ещё одного NiD.52 — на это раз победу с ним поделил сержант Маджистрини (Magistrini).

А около 12 часов дня 28 августа открыло боевой счет звено из Пальма-де-Майорки: сержант Гуидо Карестиато (Guido Carestiato) сбил летающую лодку S.62.

Первоначально «Чирри» действовали малыми группами — парой-тройкой автомобилей. Но 30 августа состоялся бой, заставивший пересмотреть взоры на тактику боевого применения. В тот сутки над Оропезой (у Мадрида) пара CR.32 столкнулась с тремя «Девуатинами» D.372 из «Эскадры Эспанья». Результат был плачевным: один «Сверчок» был сбит. Пилотировавший его тененте Монико (Monico) стал первым итальянским пилотом, погибшим в Испании. Вторая машина взяла повреждения при посадке.

Вследствие этого командующий «Авиасьон дель Терцио» тененте-колонелло (полковник) Бономи (Bonomi) дал распоряжение осуществлять вылеты группами не меньше чем из шести истребителей. При эскортировании групп бомбардировщиков предписывалось тройку «Фиатов» выделять для яркого сопровождения, а ещё 3-9 истребителей для обеспечения тактического превосходства над соперником держать приблизительно в 1000 м выше бомбардировщиков. Потому, что республиканские истребители действовали в одиночку либо парами, такая тактика принесла собственные плоды — к концу октября 1936 г. итальянские истребители записали на собственный счет 45 воздушных побед.

Сержант Гуидо Карестиато у собственного Фиат CR.32

Поставки CR.32 из Италии длились, и к концу сентября «Авиасьон дель Терцио» располагала 36 автомобилями этого типа. Личные боевые утраты были малыми: в течение сентября-октября в воздушном бою был сбит только один «Чирри». В октябре была организована 3-я истребительная эскадрилья, а 1-я с середины сентября называлась «Ла Кукарача» (La Cucaracha), т.е. «Таракан» — по заглавию популярной в то время песенки.

Наровне с наземным персоналом в составе истребительных частей показались и пилоты-испанцы. Первые четыре были зачислены в состав «Ла Кукарачи» в сентябре, а в их числе был и будущий лучший ас гражданской войны капитан Гарсия Морато (Garcia Morato), записавший на собственный счет 40 побед.

В последних числах Октября 1936 г. итальянцы в первый раз столкнулись с советскими самолетами — к тому времени в Испанию уже прибыли бомбардировщики СБ, истребители И-15 и И-16, штурмовики Р-5ССС. 28 октября группы СБ в первый раз нанесли бомбовые удары по нескольким целям, в числе которых был и аэропорт Таблада. Четыре бомбардировщика показались над аэропортом именно в то время, в то время, когда пилоты «Авиасьон дель Терцио» отмечали очередную годовщину похода Муссолини на Рим.

В атмосферу смог встать только один «Чирри», пилотируемый капитаном Саласой (Salasa) — одним из четырех испанцев, служащих в эскадрилье «Ла Кукарача». Саласа сбил одного СБ, а второго записали на собственный счет зенитчики. 1 ноября в следствии налета десяти СБ на аэропорт Гамональ шесть «Фиатов» взяли повреждения.

А 4 ноября состоялся один из первых групповых воздушных боев с участием советских самолетов. В тот сутки девятка «Сверчков» вылетела на прикрытие 12 Ju 52 и пяти Ro.37. На подходах к Мадриду им встретилась пара республиканских бомбардировщиков «Потез» P.54. Пилоты «Ла Кукарачи», предчувствуя легкую добычу, устремились на бомбардировщики неприятеля. И сейчас над полем боя показались девять И-15, ведомые Петром Пумпуром.

Пилоты «Фиатов», кинув преследовать бомбардировщики, развернулись навстречу новому неприятелю. Две группы истребителей сошлись в лобовой атаке, и бой сразу же распался на личные схватки. Владевшие лучшей маневренностью И-15 обеспечили в этом бою определенные преимущества своим летчикам. В итоге было сбито два CR.32. Пилотировавший одного из них сержант Маджистрини погиб, а начальнику эскадрильи капитану Дегуалю удалось спастись с парашютом.

Ещё два «Фиата», взяв повреждения, потерпели аварию при посадке. Как видим, уже в начальном периоде войны итальянским пилотам-истребителям было нужно столкнуться с отнюдь не не сильный соперником. Однако CR.32 небезуспешно использовались впредь до окончания конфликта.

Надпись на фюзеляже Монико с нами самолётов Авиасьон дель Терцио в память о погибшем тениенте Эрнесто Монико

В ноябре 1936 г. Германия официально направила в Испанию собственные авиачасти — «Легион Кондор». В таковой ситуации Муссолини кроме этого решил отбросить маскировку, и 31 декабря «Авиасьон дель Терцио» была реорганизована в «Авиацьоне Легионариа», а входящие в её состав части взяли нумерацию в рамках неспециализированной совокупности «Реджиа Аэронаутика». К тому времени на счету пилотов CR.32 была 131 воздушная победа (и ещё 14 — с пометкой «возможно»).

110 из них записали на собственный счет итальянские пилоты, 16 — испанцы, вести войну в «Ла Кукараче», ещё пять было плодом общих усилий итальянцев и испанцев. Общее число поставленных в Испанию «Фиатов» к январю 1937 г. достигло 120 единиц. Прибывали и новые пилоты, что разрешило совершить реструкуризацию истребительных частей.

В составе «Авиацьоне Легионариа» организовали полнокровный истребительный стормо. Его I группу (1, 2 и 3-я эскадрильи) возглавил майор Фаньяни (Fagnani), а II (4, 5, 6-я эскадрильи) — тененте колонелло Канавери (Canaveri). В первых числах Января пара «Фиатов» передали франкистам — вместе с испанскими пилотами, ранее летавшими совместно с итальянцами.

В ноябре 1936 г. — январе 1937 г. главные боевые действия велись недалеко от Мадрида. В это время активность авиации значительно ограничивали негативные погодные условия, время от времени приводившие к утратам. Так, 29 января четыре «Сверчка» 5-й эскадрильи утратили ориентировку из-за нехорошей погоды и сели на республиканской территории в районе Хаена и Андухара.

Один самолет был разбит, а его пилот сержант Тромботто (Trombotto) погиб. Ещё две автомобили взяли повреждения.

В апреле 1937 г. истребительные части «Авиацьоне Легионариа» прошли очередную реструкуризацию, взяв номера в рамках неспециализированной совокупности нумерации «Реджиа Аэронаутика». В частности, бывшие 4-я, 5-я и 3-я эскадрильи стали соответственно 24, 25 и 26-й. Они были включены в состав 16-й группы, взявшей наименование «Кукарача». Возглавил её майор Джузеппе Касеро (Giuseppe Casero). 2-я, 1-я и 6-я эскадрильи стали 18, 19 и 20-й. Их объединили в 23-й группе «Ассо ди Бастони» (Asso di Bastoni — «Трефовые тузы»).

Руководство «тузами» принял майор Андреа Цотти (Andrea Zotti), будущий ас, имевший за плечами опыт работы в качестве пилота-инструктора в Китае. 3 мая была организована ещё одна группа — 6-я, взявшая первоначально наименование «Леонелло» — по фамилии собственного начальника Эугенио Леонелло (Eugenio Leonello), но скоро за ней закрепилось имя «Дьяволи Нери» (Diavoli Neri — «Тёмные сатаны»). Сначала в её состав вошли только две эскадрильи — 31-я и 32-я.

1 ноября группу пополнила 33-я эскадрилья. Все три группы составили 3-й истребительный стормо «Авиацьоне Легионариа». Кроме его, в Испании пребывало ещё пара итальянских частей, вооруженных CR.32.

В первую очередь, это т.н. «тревожные звенья» (Sezioni Allarme), организованные на наиболее значимых аэропортах для обеспечения ПВО. На Балеарских о-вах в июле 1937 г. организовали 10-ю отдельную истребительную группу в составе 101-й и 102-й эскадрилий.

Бипланы Fiat Cr.32 Чирри из состава Авиасьон дель Терцио

Весной 1937 г. франкисты развернули наступление на севере Испании, имевшее целью овладение столицей Страны басков — Бильбао. Воздушное прикрытие тут снабжала 16-я несколько. Республиканцы смогли сначала противопоставить «Фиатам» только одну эскадрилью И-15 с испанскими пилотами. Исходя из этого воздушные битвы впредь до начала лета не отличались особенной интенсивностью. Только в июне отмечаются массовые схватки в воздухе.

К примеру, 4 июня 10 «Сверчков» из 26-й эскадрильи встретились с 16 республиканскими И-15. Обе стороны заявили бессчётные победы. Так, итальянцы заявили об уничтожении семи вражеских самолетов. Два из них записал на собственный счет начальник эскадрильи капитан Виола (Viola), а один — узнаваемый ас сержант маджоре (старший сержант) Гуидо Пресель (Guido Presel).

На деле же был потерян только один И-15.

5 июня 26-я эскадрилья штурмовала аэропорт Соморростро, стёрши с лица земли на земле шесть И-15. Два из них пришлись на долю Преселя. Но пока пилоты «Сверчков» увлеченно обстреливали наземные цели, над аэропортом показался единственный И-15 — его перегонял по окончании ремонта из Сантандера пилот Рафаэль Магринья (Rafael Magrina). Мгновенно оценив обстановку, он зашел со стороны солнца, пристроившись в хвост самолету тененте Риччи (Ricci).

Увидевший это Пресель ринулся на выручку начальнику, пробуя маневрированием отвлечь соперника — патронов у него, увы, уже не оставалось… Магринья сбил итальянского аса, на счету которого было 14 личных воздушных побед и 10 — в группе. Посмертно Пресель был удостоен высшей итальянской военной приза — Золотой медали за храбрость.

9 июня Бильбао пал, и битвы переместились снова в район Мадрида. 6 июля 1937 г. республиканские армии начали масштабное наступление, вылившееся в кровопролитное сражение у г. Брунете. Первоначально тут действовала 23-я несколько, имевшая к началу боев 29 «Фиатов» (из них 17 исправных) и дислоцировавшаяся на аэропорте Торрихос-Барсиенсе.

9 июля с Северного фронта перебросили и 16-ю группу.

Уже в первые сутки боев у Брунете пилотам 19-й и 20-й эскадрилий было нужно четырежды подниматься в атмосферу для отражения налетов республиканской авиации. Истребители «Авиацьоне Легионариа» в тот сутки заявили об уничтожении одного СБ, трех одномоторных дюжины и бомбардировщиков истребителей — 7 И-15 и 5 И-16. Один из И-16 стал первой победой майора Цотти.

Личные утраты составили один CR.32, пилотировавший его соттотененте (младший лейтенант) Верчеллио (Vercellio) погиб. На следующий сутки 14 «Фиатов» отражали налет девятки P-Z, закрываемых 17 истребителями (9 И-15 и 8 И-16). Итальянцы сумели сбить три P-Z и семь истребителей, один из которых на счету Цотти.

Как видим, массовые воздушные битвы с участием десятков самолетов с обеих сторон становились в Испании простым делом.

Фото Фиат CR.32 из состава 16-й истребительной группы Ла Кукарача

Битва у Брунете завершилась 27 июля 1937 г. переходом обеих сторон к обороне. За самоотверженность в этих битвах 23-я несколько взяла высокую приз от Франко — «Коллективную военную медаль».

6-я несколько летом 1937 г. принимала участие в битвах на Сантандерском фронте. Именно там отличился начальник 32-й эскадрильи капитан Эрнесто Ботто (Ernest

Испанская Гражданская Война

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: