Опытная летающая лодка potez-cams 161. франция

      Комментарии к записи Опытная летающая лодка potez-cams 161. франция отключены

Расположенная в Сартрувиле (Sartrouville), регион Иль-де-Франс, французская компания CAMS с момента собственного основания в первой половине 20-ых годов двадцатого века имела собственной специализацией только гидросамолеты и летающие лодки (по большей части летающие лодки армейского назначения). Но автомобили данной компании имели громадное значение и для развития гражданского транспорта на море. главный инженер и Технический директор компании Морис Юрель (Maurice Hurel) владел не только творческими свойствами, но и был среди авиаконструкторов редким исключением – он сам облетывал созданные им самолеты и сам шепетильно выискивал вероятные недостатки.

Последним его проектом, создававшимся для армейских целей, была четырехмоторная летающая лодка-разведчик CAMS 141, на протяжении разработки которой Юрель купил производства и опыт создания больших автомобилей. На протяжении постройки самолета компания CAMS была еще независимой, но в ноябре 1936 года – благодаря затеянной французским правительством передачи в госимущество – она стала частью Северной национальной авиастроительной компании (Societe Nationale de Constructions Aeronautique du Nord — [SNCAN]).

В данное объединения по большей части вошли компании Potez и CAMS, исходя из этого летающая лодка «тип 141» взяла обозначение Potez-CAMS, не смотря на то, что первая компания не принимала никакого участия в разработке самолета. Но расположенный в Меоте (Meaulte) завод, принадлежавший ранее компании Potez, изготавливал кое-какие узлы самолета и должен был принять большое участие в планируемом серийном производстве автомобили.

С конца двадцатых годов французским министерством авиации была предпринята попытка создать самолет для грузопассажирских перевозок между Европой с одной стороны и Северной и Южной Америками с другой. Ответ данной задачи виделось в создании шестимоторной летающей лодки, пассажирам которой должен был быть представлен комфорт уровня океанского лайнера. В марте 1936 года компаниям CAMS, Liore-et-Olivier, Latecoere и Loire (последняя отказалась от участия) была выдана спецификация на разработку шестимоторной летающей лодки со следующими главными чертями:

  • – взлетный вес – от 30 от 40 тысячь киллограм;
  • – дальность полета при встречном ветре 60 км/ч – 6000 километров;
  • – крейсерская скорость 250 км/ч;
  • – практический потолок –до 4000 метров.

Важным условием спецификации было требование обеспечения ремонта двигателей силовой установки на протяжении полета. Экипаж должен был складываться из шести участников, количество пассажиров — не меньше двадцати. Год спустя условия ужесточили: взлетный вес должен был составлять 70 тысячь киллограм, а количество пассажиров — 40 человек.

В компании CAMS было решено придерживаться начального варианта спецификации, наряду с этим сократив в проектируемом самолете, взявшем обозначение CAMS 161, количество пассажиров до 16 человек и, тем самым, снабжая участникам экипажа место для отдыха.

Опытная летающая лодка potez-cams 161. франция

схемы летающей лодки Potez-CAMS 161

При разработке летающей лодки Potez-CAMS 161 Морис Юрель решил применять технические ответы, полученные при создании CAMS 141. Новая летающая лодка должна была стать подкосным цельнометаллическим высокопланом с двухкилевым оперением. В соответствии с проекту силовая установка должна была складываться из размещавшихся в крыле шести 920-сильных на данный момент двигателей водяного охлаждения Hispano-Suiza 12 Y-36 и Y-37 (версии, отличавшиеся направлением вращения винта).

Подкрыльевые поплавки должны были убираться в гондолы внешних двигателей. Емкость топливных баков должна была составить 26570 литров топлива.

схемы летающих лодок Potez-CAMS 161 и Potez-CAMS 160

Проверка летных и гидродинамических особенностей самолета была выполнена на изготовленной в масштабе 1:2,6 летающей модели Potez-CAMS 160.

летающая лодки Potez-CAMS 160

В начале 1938 года узлы самолета были уже изготовлены, и в марте 1939 года Адмиралтейство начало настаивать на установке оружия, поскольку рассчитывало применять новый самолет в качестве тяжелого морского разведчика. С началом войны очень многое изменилось. Потому, что на заводе в Сартрувиле должны были изготавливать истребители Arsenal VG-33, то практически законченный корпус Potez-CAMS 161 был послан в Гавр.

После этого за корпусом последовали другие части самолета.

По окончании поражения Франции немцы выразили заинтересованность в завершении изготовления летающей лодки. Потому, что Гавр был через чур близко к Британии, то машина была послана назад в Сартрувиль. Сборка самолета была закончена в гражданском варианте. Наконец, 20 марта 1942 года Юрель по окончании разбега по Сене в первый раз поднял машину в небо.

К сожалению, для замечавших за взлетом французов самолет нес германский код армейского регистра VE+WW. По окончании полета летающей лодки были продолжительные переговоры с немцами о месте проведения опробований прототипа. Немцы желали следить за опробованиями в Бискарроссе (Biscarosse), в то время как французы предлагали Этан-де-Берр (Etang de Berre), потому, что из него было легко перелететь в Африку.

Наконец, немцы разрешили перелетель Юрелю и его самолету в Мариньян (Marignane) на базу, которая до передачи в госимущество принадлежала компании Breguet. В Мариньяне машина взяла французский код гражданской регистрации F-BAGV и собственное имя «Picardie» («Пикардия»).

летающая лодка Potez-CAMS 161 с германским кодом армейского регистра VE+WW

Опробования длились, но в первых числах Ноября 1942 года немцы оккупировали другую часть Франции, а компания Deutsche Lufthansa «попросила» компанию Аер Франс дать ей три шестимоторных самолета (Latecoere Late-631, Liore-et Olivier SE-200 и Potez-CAMS 161). Так, на летающую лодку Potez-CAMS 161 был снова нанесен германский камуфляж, а сам самолет взял германский армейский номер 16+11.

летающая лодка Potez-CAMS 161 на протяжении опробований в Бискарроссе

Две забранные немцами лодки летали над Боденским озером; со своей стороны оставшийся во Франции CAMS 161 пережил налет на Мариньян, идеальный Королевскими ВВС 10 марта 1944 года. По окончании налета – 20 марта 1944 года – летающая лодка в сопровождении истребителей была доставлена в Травемюнде, а оттуда в Дранске (Буг), расположенный на острове Рюген.

На Рюгене карьера Potez-CAMS 161 закончилась: 18 сентября 1944 года на протяжении одного из налетов авиации союзников машина была казнена тремя «мустангами» 357-й истребительной эскадрильи ВВС армии США (по летающей лодке было выпушено 2630 патронов калибра 12,7-мм). Это проясняет судьбу данного самолета, потому, что часть современников (среди них и Юрель) думали, что машина погибла в Мариньяне. Но в соответствии с вторым данным летающая лодка была стёрта с лица земли в апреле 1944 года на время налета на Фредериксхафен, где пребывали прототипы Late-631 и SE-200.

Существовало кроме этого предположение, что Luftwaffe собирались использовать Potez-CAMS 161 для бомбардировки Нью-Йорка, на протяжении которой истребители вблизи цели должны были управляться с установленного на летающей лодке дистанционного управления (вариант сцепки самолетов Mistel). По окончании бомбежки, в которой должны были учавствовать истребители Bf 109, самолет должна была встретить подлодка.

Пилот истребителя должен был быть выловлен летающей лодкой, которая по окончании дозаправки от подлодки должна была отправиться назад в Европу. Что к этому возможно добавить?

модель летающей лодки Potez-CAMS 161

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Компания-производитель: Chantiers Aero-Maritimes de la Seine (CAMS), Сартрувиль, департамент Уаза и Сена (Seine-et-Oise), Франция. По окончании передачи в госимущество Societe Nationale de Constructions Aeronautique du Nord

Силовая установка: шесть 920-сильных двенадцатицилиндровых двигателей водяного охлаждения Hispano-Suiza 12 Y-36 и Y-37 (версии, отличались направлением вращения винта)

Экипаж: 6 человек

Размеры:

размах крыла 46,00 м
протяженность 32,90 м
высота 8,30 м
площадь крыла 262,80 м?

Вес:

безлюдного 20700 кг
взлетный 42000 кг

Летные характеристики:

большая скорость 354 км/ч
крейсерская скорость 290 км/ч
дальность полета 6000 км

Производство: изготовлен один прототип

источники:

  • текст — VACLAV NEMECEK «POTEZ — CAMS 161» L+K 01/93
  • часть фотографий — http://www.airwar.ru/enc/flyboat/pcams161.html

Летающая лодка FELIXTOWE F2A (Часть 1)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: