Летающая лодка-истребитель «энгельс-i, -ii, -iii».

      Комментарии к записи Летающая лодка-истребитель «энгельс-i, -ii, -iii». отключены

Разработчик: Энгельс
Страна: Российская Федерация
Первый полет: 1916 г.Летающая лодка-истребитель «энгельс-i, -ii, -iii».

Данный морской истребитель Е.Р.Энгельса стал примером нетрадиционного решения проблемы создания летающей лодки с летными чертями, родными к данным сухопутных истребителей. Это был расчалочный «парасоль» с толкающей силовой установкой. Лодка очень сильно килеватая, узкая, имела древесную конструкцию. сосновые шпангоуты и ясеневые лонжероны, обшивка — 3-мм фанера. Редан съемный.

Крыло двухлонжеронное, древесное, обтянуто полотном с совокупностью перекашивания. Загнутые вниз финиши крыла медлено переходили в поплавки боковой остойчивости. Оперение простое. Стабилизатор отсутствует. Руль поворота имел небольшой киль и аэродинамическую компенсацию. Управление тросовое, от педалей и штурвала.

На кабине над крылом в яйцевидном обтекателе устанавливался двигатель «Gnome Monosoupape» (100 л.с.), после этого «Le Rhone» (110 л.с.). Самолет оказался легким и красивым.

Первый экземпляр самолета с двигателем «Gnome Monosoupape» мощностью 100 л.с., пилотировавшийся самим Е.Р.Энгельсом, продемонстрировал скорость, рекордную для летающих лодок, — 170 км/ч. Опробования проходили в Бакинской школе морской авиации. В третьем полете 18 (5 — ст.ст.) декабря 1916 года случилась трагедия. Взлет автомобили был совершенным.

Гидросамолет медлено собрал высоту 600 м и тут, как сообщают свидетели, случилось следующее: «…В воздухе вышел из строя задний лонжерон правого крыла по отверстиям облегчения в его стенках. Случился обрыв заднего верхнего троса перекашивания, что в полете провисал, вибрировал и после этого намотался на винт.» Затем машина перешла в крутое пикирование и ударилась о воду. Обломки гидросамолета были выловлены сходу, но тело пилота удалось отыскать только через полторы семь дней по окончании усиленных поисков.

Официальная рабочая группа, расследовавшая трагедию, пришла к такому заключению: основной обстоятельством смерти «была поломка заднего коробчатого лонжерона» по причине того, что «крепление плоскостей к раме… не хватает». Была выдвинута версия: морской истребитель погиб вследствие того что конструктор дал предпочтение легкости конструкции в ущерб прочности.
Но сомнения в достоверности выводов рабочей группы порождают результаты первого опробования самолета (8 августа 1916 г.), проводившегося в несравнимо более тяжелых условиях. Вот что зафиксировано в составленном по окончании полета акте № 438:
«1. Подъем на редан — 4 секунды.
2. Разбег на редане — 7 секунд.
3. Горизонтальная скорость (по прибору) — 170 км/ч.
4. Подъем на высоту 100 метров около 5 мин..
5. Нужная нагрузка 200 килограммов.
…при порывистом ветре эластичность крыльев легко переносит удары воздушных волн.»

Тщательный осмотр летающей лодки, совершённый по окончании опробований, не нашёл никаких страшных деформаций корпуса. Было совершено и еще одно опробование, кроме этого опровергающее выводы бакинской рабочей группе. В феврале 1917 года Временное правительство создало рабочую группу, которой было поручено «разобраться в целесообразности предстоящей постройки летающих лодок штабс-капитана Энгельса».

Специалисты заключили , что «…постройка аппаратов со скоростью 170 км/ч желательна и что самолет Энгельса соответствовал всем требованиям гидроавиации».
В следствии, 27 апреля 1917 года заводу Мельцера, изготовившему в 1916 году умелый экземпляр морского истребителя, морское ведомство заказало 60 таких аппаратов. Первые экземпляры были изготовлены в осеннюю пору 1917 года и головная машина была предъявлена на опробования 10 октября. На этих опробованиях машина вела себя нормально, без каких-либо, тенденций к поломкам… не смотря на то, что никаких важных конструкторских трансформаций внесено не было.
Очевидцы трагедии морского истребителя: поручик B.Л.Кербер (в советское время видный деятель авиапромышленности) и прапорщик В.Д.Кирсанов — бывшие инструкторы Бакинской авиашколы — думали, что смерть летающей лодки Энгельса была результатом диверсии. О том, что вправду имела место диверсия, свидетельствует и письмо главы Бакинской школы морской авиации, капитана 1-го ранга Яновича, направленное одному из офицеров Главного морского штаба и датированное 14 декабря 1916 года. В нем сообщается, что за пара дней до трагедии Энгельс нашёл на своем самолете подпиленные тросы управления. Он сходу обратился к лейтенанту Грузинову прося выставить охрану к собственной машине, но она по непонятным обстоятельствам так и не была выполнена…

Руководить работой по производству летающих лодок Энгельса на завод Мельцера был приглашен А.Ю.Виллиш. Был принят двигатель «Le Rhone» мощностью 120 л.с. Первый самолет из данной серии был закончен 24 августа, второй — 9 сентября.

Первое опробование самолета «Энгельс-II» (как его нарекли), которое проводил лейтенант Яковицкий, продемонстрировало, что самолет зарывается на рулении правым крылом из-за реакции винта и не взлетает (чего не было при двигателе «Gnome Monosoupape»). Тогда в левое крыло был помещен груз в 18 фунтов — свинцовый лист, обернутый около финиша переднего лонжерона. Это помогло.

10 октября первый самолет был сдан морскому ведомству. Второй был передан не в полной мере законченным только в марте 1920 года. В военно-морской школе авиации, эвакуированной в Нижний Новгород; самолет был полностью завершился и испытан на лыжах. В осеннюю пору школа перебазировалась в второй город, где через год, в то время, когда самолет имел уже вызывающую большие сомнения сохранность, С.А.Кочеригиным была предпринята попытка совершить его опробования.

При первой же попытке разбега отломались поплавки вместе с опущенными финишами крыльев. Были поставлены поплавки от М-5, на стойках. При второй попытке случился капот на разбеге, по окончании чего самолет уже не восстанавливался. Это была весьма необходимая, в особенности для Балтфлота, машина.

Но события финиша 1917 года не разрешили наладить выпуск ее в нужном количестве. А по окончании Гражданской войны самолет уже устарел.

ЛТХ:

Модификация: «Энгельс II»
Размах крыла, м: 9,00
Протяженность, м: 7,50
Площадь крыла, м2: 14,20
Масса, кг
-безлюдного самолета: 385
-обычная взлетная: 555
Тип двигателя: 1 направляться ПД Le Rhone
-мощность, л.с.: 1 х 120
Большая скорость, км/ч: 176
Экипаж: 1
Оружие: один 7,7-мм пулемет «Vickers».

Летающая лодка-истребитель «Энгельс II».

Летающая лодка-истребитель «Энгельс II».

Летающая лодка-истребитель «Энгельс III».

Разбитый аппарат Е.Р.Энгелься по окончании трагедии.

Энгельс II. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
А.Шепс. Самолеты Первой Мировой: Страны Антанты.
Г.Ф.Петров. экранопланы и Гидросамолёты России 1910-1999.
Андрей Савин. Русский Летный музей. Энгельс I/II.

Летающая подводная лодка Ушакова

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: