Ловцы субмарин

      Комментарии к записи Ловцы субмарин отключены

В годы Первой Мировой германские субмарины воображали так большую опастность для английского судоходства, что британцам было нужно создать особые суда-ловушки для борьбы с германскими подлодками.

Летом 1914 г. немцы опасались, что с началом войны британцы проникнут в юго-восточную часть Северного моря и блокируют порты и военно-морские базы в Гамбурге, Вильгельмсгафене и Эмдене. Исходя из этого ещё 2 августа они послали подводные лодки в воды, окружающие остров Гельголанд с приказом следить за обстановкой и информировать о появлении английских судов. Но руководивший подводными лодками корветтен-капитан (капитан 3 ранга) Бауер думал, что субмаринам нужно не отстаиваться на позициях, а искать и атаковать противника в открытом море и в его акваториях.

4 августа разразилась мировая война, а уже 6-го в море вышло 10 субмарин. Первая операция будущих «корсаров глубин» была неудачной: U-9 возвратилась на базу из-за поломки двигателя, U-13 прекратила отвечать на вызовы по радио, U-15 нашла у острова Фэр три британских линейного корабля, нападала один из них – «Монарх», но промахнулась.

На следующий сутки её увидели с английского крейсера «Бермингем» – она была без хода на поверхности, и слышались удары по металлу, по всей видимости, подводники чинили повреждения. Крейсер развернулся на неё, открыл огонь и, таранив лодку, разрубил её. Спасшихся не было.

Но, подводники не замедлили с реваншем – 5 сентября U-21 встретила у мыса Сендс-Эббс британский лёгкий крейсер «Патфайндер». По окончании взрыва торпеды под передней трубой он затонул через 4 мин, погибло 259 моряков. Трагедией для Королевского флота стало потопление начальником U-9 (которой не повезло в первом походе) Веддингеном одного за другим броненосных крейсеров «Абукир», «Хог» и «Кресси» водоизмещением по 12 тыс. т, судьбу которых поделили 62 матроса и 1073 офицера.

А 20 октября U-17 остановила шедший из Норвегии британский пароход «Глитра». Начальник субмарины Фельдкирхнер поступил в соответствии с призовому праву – всплыв в надводное положение, приблизился, проверил груз и судовые документы, дал экипажу время перейти в шлюпки, по окончании чего послал пароход на дно. Но такая тактика годилась, в случае если рядом не было кораблей ВМФ соперника.

Исходя из этого другие подводники предпочитали не рисковать. Так, 26 октября начальник U-24 Швейдер без предупреждения выпустил торпеду во французский транспорт «Амираль Гантом», перевозивший 2500 беженцев из Бельгии. По окончании взрыва они начали метаться, кидались за борт, где утонуло до 40 человек.

Берлин отрицал факт атаки, но транспорт добрался до порта, а в повреждённом отсеке нашли обломки германской торпеды. Разразился интернациональный скандал…

Не обращая внимания на него, в ноябре руководство флотом направило главе морского генштаба адмиралу фон Полю меморандум:

«потому, что Англия совсем пренебрегает интернациональным правом (она заявила морскую блокаду Германии, а её транспорты поднимали знамёна невоюющих государств), нет ни мельчайшего основания для нас ограничивать себя в приёмах ведения войны… Следовательно, подводные лодки не смогут щадить команды пароходов, их должны отправлять на дно вместе с судами… вся морская торговля с Англией закончится в течение маленького времени».

В итоге 30 ноября начальник U-20 Дрешер счёл вероятным без предупреждения торпедировать три парохода, причём один из них – «Ориголь» затонул со всем экипажем.

«Таково было начало долгого перечня жертв – людей, конкретно не участвовавших в войне и стёртых с лица земли германскими субмаринами»,

– писали британские историки Р. Гибсон и М. Прендергаст.

1 февраля 1915 г. Дрешер атаковал английский пароход «Астуриас», не смотря на то, что он был окрашен в белый цвет с большими красными и зелёной полосой крестами, обозначавшими госпитальные суда. К счастью для пассажиров и экипажа торпеда прошла мимо…

А 4 февраля Берлин сказал, что

«воды около Ирландии и Великобритании, включая Британский канал (проливы Ла-Манш и Па-де-Кале) объявляются находящимися в военной территории. С 18 февраля всякое торговое судно, встреченное тут, будет стёрто с лица земли… нейтральные суда будут кроме этого подвергаться опасности в военной территории».

Не считая торговых судов, германские подводники принялись уничтожать и рыбацкие, уменьшая снабжение британцев продовольствием и мешая пополнять Королевский флот переоборудованными из рыболовных траулеров тральщиками и сторожевиками.

Что же британцы имели возможность противопоставить германскому подводному флоту? Лишь таран и артиллерию! Да да и то, лишь в том случае, если субмарину получалось застать врасплох на поверхности.

Но конструкторская идея не спала и скоро придумали металлические сети, удерживаемые поплавками и якорями – в то время, когда в сети попадала субмарина, поплавки начинали испускать огни и дым. Создали и буксируемые тралы с подрывными патронами. Но гидрофон – шумопеленгатор, разрешавший обнаружить субмарину по шуму её электромоторов, изобрели лишь в 1915 г., срабатывавшую на заданной глубине бомбу в 1916 г., а устройство для её забрасывания на расстояние на 450 м в 1917 г. Пока же оставалось лишь идти на выдумки.

В этот самый момент кто-то отыскал в памяти эпизод войны 1812-1814 гг. между Англией и США, в то время, когда английский флот блокировал побережье и порты соперника и всегда перехватывал его суда. Тогда североамериканцы выпустили в море маленькое судно «Янки», посадив в его трюм полтора десятка прекрасно вооружённых бойцов. В то время, когда к «Янки» пришвартовался английский корабль, они выскочили наверх и захватили его.

Спустя ровно столетие англичане решили возродить идею корабля-ловушки.

Было предложено послать в облюбованные германскими подводниками места маленькие устаревшие торговые суда с укрытыми за фальшивыми подстройками и щитами пушками, торпедными аппаратами и пулемётами, дополнительными трубопроводами для выпуска пара для имитации повреждения паровых автомобилей и дымовыми шашками для фальшивых пожаров. Плавучесть снабжали уложенные в трюм древесина и пустые бочки. В команде в обязательном порядке создавалась «партия паники», которая разыгрывала перед подводниками суматошное покидание судна с переворачиванием спускаемых шлюпок, прыжками за борт и другими правдоподобными импровизациями.

Ловцы субмарин

Всё это делалось чтобы вынудить субмарину сблизиться с жертвой. Как растолковывал историк английского флота Ю. Корбетт, следовало

«применять в качестве приманки небольшие торговые суда, вооружённые замаскированной артиллерией, в расчёте на то, что неприятель не начнёт тратить торпед для столь ничтожной добычи. К помощи таких «волков в овечьей шкуре» на войнах прибегали с незапамятных времён».

Первое судно-ловушку либо, как их назвали британцы, «суда Кью» (Q-Ships), пароход «Викториа» ввели в строй в ноябре 1914 г., за ним в январе 1915 г. последовал «Антверп».

1 марта 1915 г. с замечавших за проливом Ла-Манш судов увидели, что противолодочная сеть начала дёргаться, притапливаться, значит, в ней запуталась субмарина. На следующий сутки в это место опустили буксируемые заряды, а по окончании их подрыва на поверхности расплылись маслянистые пятна – подлодка взяла повреждения.

5 июня траулер «Океания II» с замаскированным оружием подставился U-14 и, в то время, когда она приблизилась, открыл огонь, что поддержали другие траулеры, а один из них – «Хаук» – ещё и таранил неприятеля. U-14 затонула вместе с начальником, а 27 подводников попали в плен. После этого британцы применили второй приём.

Сущность его заключалась в том, что по окончании того, как начальник субмарины подмечал верную добычу – паровое либо парусное судно, то всплывал, выстрелом из пушки приказывал им остановиться, по окончании пересадки рыбаков в шлюпки доходил к траулеру и… тут комендоры коробля-ловушки нежданно открывали пламя по лодке и топили её. Так случилось и 23 июня, в то время, когда в 50 милях от Абердина U-40 перехватила траулер «Таранаки». До тех пор пока его команда разыгрывала суматоху, субмарина подошла к судну и… взяла торпеду британской подлодки C-24, которую «Таранаки» вместо рыбацкой сети вёл на буксире с кабелем для телефона, по которому капитан траулера информировал своим подводникам о действиях соперника.

Часто в суда-ловушки превращали медлительные и неманёвренные парусники. В частности, кораблём Кью-21 стала 3-мачтовая шхуна «Прайз» вместимостью 400 т.

30 апреля 1917 г. её остановил предупредительный выстрел с субмарины U-93, начальник которой Шпигель успел потопить в том походе 11 судов неспециализированной вместимостью 27 тыс. т. До тех пор пока «партия паники» непоследовательно перебиралась в шлюпки, U-93 медлительно доходила к шхуне, отправляя в неё боеприпас за боеприпасом, а затаившиеся у скрытых орудий артиллеристы ожидали приказа начальника Сандерса. U-93 прошла за кормой шхуны и, в то время, когда появилась в 100 м от её левого борта, Сандерс дал сигнал свистком.

В тот же час упали фальшивые щиты, первый боеприпас попал под орудием и смёл за борт прислугу, второй угодил в основание рубки, остальные в корпус – британцы видели через пробоины бушевавшее пламя. Избитая лодка погрузилась вперёд кормой, покинув на поверхности Шпигеля и двух матросов. Вместе с британцами они заделывали пробоины, гасили пожары, откачивали воду на «Прайзе», и через двое дней ловушка возвратилась в собственный порт. За победу Сандерс взял высокую приз, крест Виктории, но…

U-93 сохранилась, её 11 мая привёл на базу ассистент Шпигеля лейтенант Циглер.

В июльском походе «Прайз» два раза виделась с субмаринами, но они не сближались, а разумно прятались под водой. В августе ловушка, буксировавшая субмарину типа D, встретилась с субмариной UB-48 и обстреляла её с дистанции 800 м, по окончании чего та погрузилась. Ночью на британской лодке услышали сильный взрыв, всплыли, но «Прайза» не заметили.

По всей видимости, Циглер составил подробное описание ловушки, которое передали начальникам-подводникам и они знали, с кем имеют дело, а на UB-48 убедились в этом по окончании перестрелки и ночью послали ловушку на дно.

17 мая того же года шхуна-ловушка «Глен» вступила в бой с UB-39, которую видели тонущей, позже обстреляла ещё две субмарины.

11 июня парусник «Зилфа» (Q-6) был остановлен в Атлантике подлодкой, на начальника которой не подействовал спектакль, разыгранный «партией паники» и он, выпустив пара снарядов, предпочёл уйти. «Зилфу» удерживала на поверхности лишь древесина в трюмах. Вызванный на помощь эсминец США «Уорингтон» принял раненых и, ссылаясь на недочёт горючего, ушёл. «Зилфа» выдержала шторм, команда поставила паруса, и ловушка поплелась в порт со скоростью полтора узла. 14 июня подошедший шлюп «Даффодил» забрал «Зилфу» на буксир, но через пара часов она затонула.

20 июня крейсировавшая в Бискайском заливе шхуна «Мери Б. Митчелл» (Q-9) совершила бой с подлодкой, на следующий сутки такое же приключение пережила команда шхуны-ловушки «Тирза». 25 июня шхуна «Глен», пребывавшая недалеко от мыса Св. Екатерины, имела «огневой контакт» с другой субмариной и добилась нескольких попаданий в соперника, а 26 июня барк «Гелик» (Q-22) также обменивался выстрелами с германскими подводниками.

У ловушек были схватки с ничейным счётом и с победой одной из сторон, а вот шлюп «Бегония», отправившийся в октябре 1917 г. на охоту в Ла-Манш, на базу не возвратился. Начальники германских надводных и подводных судов о его потоплении не информировали.

Кстати, и кайзеровские подводники время от времени прикидывались мирными рыбаками, поднимая на мачте либо захваченном в поход шесте подобие паруса, но в большинстве случаев их выдавал выброс трудящихся двигателей.

12 августа 1917 г. с эсминца «Орекл», в составе 3-й эскадры лёгких крейсеров, охранявшей у норвежского порта Берген, увидели обычный для траулеров парус, а под ним низкий, характерный силуэт субмарины. Скоро парус провалился сквозь землю, а в 900 м от эсминца всплыла субмарина. Тот собрал движение до 27 узлов и таранил неприятеля за рубкой и добил U-44 несколькими глубинными бомбами.

Германия вступила в войну с 28 подводными лодками. У её Венгрии и-союзницы было 7, у соперников куда больше – у России 36, у Франции 62, у Англии 76. Но до перемирия в ноябре 1918 г. немцы выстроили 344 и утратили в военных действиях 178, из которых на долю судов-ловушек пришлась 21 лодка.

Кстати, «судами Кью» обзаводились и другие страны. В начале 1915 г. французы ввели в строй пароход-углевоз «Маржерит» со скрытым оружием, но удач он не добился. В Российской Федерации черноморцы оборудовали замаскированными пушками шхуну «Сергий».

2 мая 1916 г. она встретила недалеко от Евпатории UB-7. «Партия паники» отменно сыграла собственную роль, маскировка была безукоризненной, но немцы, стреляя, держались в 1800 – 2000 м. В итоге, начальник «Сергия» не выдержал и ответил, по окончании чего немцы скрылись под водой. Как выяснилось, их насторожил военно-морской порядок, в котором находился якобы затрапезный каботажник.

Увидим, что предшественниками судов Кью были рейдеры, взятые в армейский флот грузовые и пассажирские суда со запрятанными в фальшивых надстройках пушками и командами и торпедными аппаратами, собранными с кораблей ВМФ. Выйдя в океаны, они поднимали знамёна вражеских либо нейтральных государств, сближались с неприятельскими судами и, угрожая оружием или используя его, пленяли либо топили добычу. В поход прихватывали материалы, благодаря которым изменяли вид надстроек и мастерили дополнительные дымовые трубы.

самый выдающимся из таких судов принято вычислять германский рейдер «Зееадлер». Он воображал собой выстроенный в 1878 г. в Шотландии 3-мачтовый барк, ходивший под флагом США «Пас оф Балмаха», захваченный германской субмариной U-36.

На верфи в Бремергафене его переоборудовали: установили дизельную силовую установку мощностью 1000 л.с., гребной винт, цистерны для горючего и пресной воды, устроили помещения для военнопленных офицеров и матросов, на верхней палубе разместили 8 пушек калибром 150 мм. В экипаж собрали 28 моряков, хорошо владевших английским-языком, а начальником прописали капитана фон Люкнера.

21 декабря 1916 г. он вывел «Зееадлер» в море. 3 января 1917 г., пребывав восточнее Азорских островов, немцы задержали британский пароход «Гледис ройаль», вёзший 5 тыс. т угля в Буэнос-Айрес. Команду забрали в плен, а пароход утопили.

5 января кроме этого поступили с британским судном «Ланди айленд», а с 21 января по 11 марта на дно Атлантики послали английский пароход «Хоригард» и 8 парусников, 21 марта на задержанный французский барк «Камбронн» пересадили военнопленных. Спустя семь дней он добрался до Рио-де-Жанейро, и его капитан поведал о рейдере. Британцы послали на охоту за ним крейсеры, но фон Люкнер 18 апреля перебрался в Тихий океан.

В том месте он потопил плававшие под флагом США шхуны «А.Б.Джонсон», «Р.К.Слейд» и «Манила».

28 июня фон Люкнер зашёл в гавань на острове Мопеха, дабы привести барк в порядок по окончании продолжительного плавания, моряков стали отпускать на берег. 2 августа, в то время, когда на борту были лишь вахтенные, налетел шквал и «Зееадлер» выкинуло на камни. Фон Люкнер пробовал возвратиться с командой в Германию, но был в плену.

«Зееадлер» совершил на морских коммуникациях 224 дня, потопив 3 парусников и 11 парохода неспециализированной вместимостью 30 тыс. т и, уступив по боевому счёту рейдерам с паровыми машинами, однако ущерб неприятельскому судоходству нанёс очень солидный…

источник: Игорь БОЕЧИН «ЛОВЦЫ СУБМАРИН» // «Техника-молодежи» 06/2011, с. 40-44

Х/Ф Ловец акул с острова Бора Бора

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Субмарина для рукопашного боя

    Выкладываю на сайт занимательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. 165 лет тому назад, 1…

  • Охота на охотников. американские субмарины против эсминцев императорского флота

    Вы понимаете, как гибнут отечественные суда друг за другом. Боевой «Самидаре» потоплен подлодкой! Вы осознаёте – лодка топит эсминец! Мышь съедает кота!…

  • Цвета военного неба: ловцы крылатых бомб

    Летом 1944 года на столицу Англии обрушились невиданные боеприпасы: немцы начали бомбардировки новейшими крылатыми ракетами. Но, предупреждённые…

  • Восемь дней войны o-16

    Королевство Нидерланды в начале прошлого века имело широкие колониальные владения, жемчужиной которых была Голландская Ост-Индия, нынешняя Индонезия, для…

  • Они сами себя утопили!

    Выкладываю на сайт занимательные статьи из жж одного из ведущих русских историков авиации глубокоуважаемого Вячеслава Кондратьева. 3 сентября 1939 года,…

  • По следам «сома»

    Несколько дайверов нашла в акватории Швеции ветхую затонувшую субмарину с кириллическими надписями на корпусе. Шедская организация дайверов-любителей…