Летающая лодка-истребитель м-11.

      Комментарии к записи Летающая лодка-истребитель м-11. отключены

Разработчик: Григорович
Страна: Российская Федерация
Первый полет: 1916 г.Летающая лодка-истребитель м-11.

Боевые действия на Балтийском море для русских летчиков характеризовались непрекращающейся борьбой с германскими гидросамолетами. В этих условиях Морское ведомство захотело владеть боевым аппаратом, способным к сопровождению разведчиков М-9 и к ведению активного воздушного боя. В соответствии с этими требованиями, Григорович спроектировал одноместную летающую лодку малых размеров, оснащенную двигателем «Gnome Monosoupape» мощностью 100 л.с.

Конструктивно новая лодка практически не отличалась от вторых моделей ПРТВ, ее корпус с маленькой поперечной килеватостью повторял по форме более ранние аппараты. Заметным отличием стали боковые поплавки, без зазоров пристыкованные к нижнему крылу и характерный яйцевидный обтекатель перед двигателем. Оружие складывалось из одного неподвижного пулемета, размещенного перед пилотом. Для защиты самые жизненных частей самолет имел бронирование толщиной 4-6 мм перед пилотом и двигателем.

Металлическими накладками по передней кромке усиливались и стойки коробки крыльев.

Под обозначением М-11 самолет выстроили в июле 1916 года. Летные опробования проводил морской летчик мичман Александр Прокофьев-Северский (потом трудился в Соединенных Штатах, основатель компании «Северский», советник президентов Рузвельта и Трумена). Он же в ноябре 1916 года написал инструкцию «регулировка и Сборка летающей лодки М-11», а в декабре спроектировал и испытал лыжи для М-11.

Забегая вперед, укажем, что фактически параллельно он оборудовал такие лыжи и для разведчика М-15 — в таковой комплектации самолет испытывался в феврале 1917 года.

Следом за первым умелым экземпляром лодочного истребителя достаточно скоро последовало его освоение в серии. Уже в ноябре 1916 года выстроили 12 экземпляров М-11 для Балтики и еще 10 — для Черного моря. До второй половины 1916 года летающая лодка М-11 была самый скоростной в мире.

Кроме одноместной лодки М-11 потом была спроектирована и выстроена двухместная М-12, в которой отказались от бронирования, летчика передвинули назад, а в первых рядах поместили воздушного стрелка. Флот продолжительно не имел возможности решить, какой из автомобилей дать предпочтение. Свидетельством тому есть весточка Дудорова в Основное управление кораблестроения от 19 ноября 1916 г: «Ввиду происходящих споров о качествах одноместного и двухместного аппаратов, и неосуществимости определить сравнительные их качества, прошу для Балтийского моря изготовить 50% одноместных истребителей и 50% двухместных из неспециализированного заказа с моторами».

Но, мореходные возможности обоих вариантов были вызывающими большие сомнения. Достижение большой скорости 135-140 км/ч далось ухудшением поведения лодки на воде: взлет был вероятен лишь при малой волне либо ее отсутствии, при старте правое крыло, по обстоятельству реактивного момента ротативного двигателя, зарывалось в воду. В полете кроме этого чувствовалось воздействие вращающегося двигателя, что заметно осложняло пилотирование.

Уже вышеупомянутые сравнительные опробования трофейного «Альбатроса» продемонстрировали: «…Истребитель Щетинина М-11 с мотором Моносупап имеет весьма незначительное преимущество в скорости, не дающее ему возможности вольно маневрировать, благодаря чему атака уже существенно стеснена…». Добавим, что практически через месяц немцы оснастили собственные гидросамолеты еще более замечательными двигателями и они стали превосходить истребители М-11 по всем параметрам.

Со второй половины 1916 года и до мая 1917 года завод Щетинина изготовил и сдал армейскому ведомству 61 экземпляр М-11 и М-12. 26 автомобилей поступило на Черное море, один экземпляр в летную школу в Баку, остальные на Балтийское море. В середине 1917 года 15 — М-11 числились на Балтике, 4 — М-11, на Черном море.

На практике, в боевых условиях, М-11 и М-12 употреблялись ограниченно по обстоятельству собственных низких мореходных качеств. И уже летом 1917 года флот фактически отказался от них. С распадом России и прекращением активных военных действий эти мелкие гидросамолеты скоро провалились сквозь землю.

ЛТХ:

Модификация: М-11
Размах крыла, м: 8,75
Протяженность, м: 7,60
Высота, м: 3,12
Площадь крыла, м2: 26,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 676
-обычная взлетная: 926
Тип двигателя: 1 х ПД «Gnome Monosoupape»
-мощность, л.с.: 1 х 110
Большая скорость, км/ч: 148
Длительность полета, ч: 2.7
Макс. скороподъемность, м/мин: 91
Практический потолок, м: 3000
Экипаж, чел: 1
Оружие: 1 направленный вперед, неподвижный 7,62-мм пулемет.

Летающая лодка-истребитель М-11, на втором замысле летающая лодка М-5. Баку 1916 г.

Летающая лодка-истребитель М-11.

Летающая лодка-истребитель М-11 перед взлётом со снежного покрытия.

Винтомоторная несколько гидроплана М-11.

Проекции М-11 (одноместный). Рисунок.

М-11. Рисунок 1.

М-11. Рисунок 2.

М-11 и М-12. Схемы.

М-11. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Г.Ф.Петров. экранопланы и Гидросамолёты России 1910-1999.
А.О.Александров. Аппараты Григоровича и Щетинина.
Космонавтика и Авиация. Михаил Маслов, Владимир Иванов. Самолеты Дмитрия Григоровича.
Андрей Савин. Русский Летный музей. Григорович М-11.

Истребитель 5 ого поколения)) я такого ещё не видел…

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Летающая лодка м-5.

    Разработчик: Григорович Страна: Российская Федерация Первый полет: 1915 г. В течение лета и осени 1914 года на летающей лодке М-2 совершили пара полетов,…

  • Летающая лодка-истребитель «энгельс-i, -ii, -iii».

    Разработчик: Энгельс Страна: Российская Федерация Первый полет: 1916 г. Данный морской истребитель Е.Р.Энгельса стал примером нетрадиционного решения…

  • Летающая лодка м-15.

    Разработчик: Григорович Страна: Российская Федерация Первый полет: 1916 г. Гидросамолет М-15 появился в порядке предстоящего совершенствования летающей…

  • Учебная летающая лодка муp-1 (-2).

    Разработчик: Григорович Страна: СССР Первый полет: 1926 г. К 1924 году те немногие летающие лодки М-5 и М-20, что употреблялись для обучения морских…

  • Связные и учебные летающие лодки schreck-f.b.a. type 293 и 294. франция

    Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за громадную помощь в редактировании данной статьи. Основанная в январе 1913…

  • Пассажирская летающая лодка мп-1.

    Разработчик: ОКБ Бериева Страна: СССР Первый полет: 1934 г. Первая летающая лодка Бериева заинтересовала не только военных, но и гражданских клиентов….