Пассажирская летающая лодка мп-1.

Разработчик: ОКБ Бериева
Страна: СССР
Первый полет: 1934 г.Пассажирская летающая лодка мп-1.

Первая летающая лодка Бериева заинтересовала не только военных, но и гражданских клиентов. Потому, что пассажирский вариант самолета прорабатывался еще на стадии подготовки серийного производства, гидросамолет для ГВФ, взявший обозначение МП-1 (морской пассажирский), был спроектирован в весьма маленькие сроки. Чертежи поступили на завод № 31 практически в один момент с началом выпуска первых МБР-2 с двигателем М-17.

Гражданская модификация с двигателем М-17б имела достаточно удобную шестиместную пассажирскую кабину, размещенную в центре лодки под центропланом. Экипаж складывался из двух человек. Машина имела возможность перевозить до 540 кг платной нагрузки.

За счет того, что на МП-1 отсутствовали турели и бомбодержатели, большая скорость (при той же взлетной массе) была мало большей, чем у разведчика.

Следующей гражданской модификацией МБР-2 стал транспортный гидросамолет МП-1T. Под этим обозначением эксплуатировались снятые с оружия МБР-2-М-17 ранних серий. С них снимали все оружие, в зоне кабины стрелка-радиста создавали грузовую кабину с усиленным полом и приспособлениями для крепления грузов.

По существовавшим нормам, МП-1T брали на борт до 500 кг.

Сразу же по окончании запуска в серию МБР-2 с двигателем М-34 его разработчик и ГВФ вышли с предложением о создании пассажирского варианта автомобили. Первоначально ГУАП отнеслось к этому отрицательно, показывая на напряженный замысел завода № 31 по выпуску боевых самолетов. Однако, во второй половине 30-ых годов двадцатого века на базе МБР-2-М-34 была создана и серийно строилась шестиместная пассажирская летающая лодка МП-1бис, оснащенная невысотным двигателем АМ-34Б.

Не считая стандартных МП-1 и МП-1бис, в гражданской авиации употреблялись единичные экземпляры летающих лодок, приспособленные для ответа особых задач. Так, пара МП-1бис, оборудованных аэрофотоаппаратами, пребывали в распоряжении картографии управления и Главного геодезии.

Начиная со второй половины 1930-х годов, МП-1, а после этого и МП-1бис стали поступать в управления гражданской авиации на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке — в места, где не хватало аэропортов, но изобилующие озёрами и реками. Благодаря МП-1, начали функционировать воздушные линии по реке Лене из Иркутска до бухты Тикси и по Енисею из Красноярска до Дудинки.

Летающие лодки возили пассажиров из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре и на Сахалин, трудились на почтово-пассажирских линиях Мурманск — Ленинград, Мурманск — Архангельск, Ленинград — Петрозаводск. Трудились они и на Юге, обслуживая линии Одесса — Сухуми — Батуми и Одесса — Ялта. Кроме пассажиров, МП-1 возили почту и самые разные грузы — от золота и пушнины до прессованного сена.

Время от времени дело доходило до курьезов. в один раз один ретивый хозяйственник спросил, возможно ли на гидросамолете перевезти лошадей. На что ему, не без юмора, ответили, что это быть может, но лишь лошади должны быть в разобранном виде.

Обширно применяла МП-1 авиационные подразделения и Полярная авиация разных наркоматов и организаций. Так, в августе 1935 года начальник авиаотряда Акционерного камчатского общества (АКО) И.М.Макаров перегнал из Владивостока в Петропавловск-Камчатский полученный МП-1. Употреблялись бериевские летающие лодки кроме этого для аэрофотосъемок, ледовой и рыбной разведки, изыскательских работ на БАМе, в Дальстрое, при постройке Комсомольска-на-Амуре.

На июнь 1941 года лишь в ГВФ числилось 55 бериевских летающих лодок. Потому, что с началом ВОВ советская авиапромышленность фактически прекратила постройку гидросамолетов, то впредь до начала поставок американских «Каталин» парк МП-1 и МП-1бис был главным источником восполнения утрат гидроавиации ВМФ. Заложенная при проектировании высокая степень унификации МП-1 и МБР-2 разрешала скоро переоборудовать гражданские автомобили в боевые.

За всю войну флот взял с фабрик всего около 50 новых гидросамолетов, а от вторых ведомств — 141, по большей части, мобилизованных МП-1.

По окончании окончания второй мировой МП-1 еще некое время эксплуатировались в ГВФ, пока их не вытеснили переданные из Армии «Каталины».

На намерено подготовленном МП-1бис было установлено шесть женских мировых рекордов. Сперва 22 мая 1937 года летчица П.Д.Осипенко установила рекорд высоты полета. Спортивные комиссары зарегистрировали 8864 м, что на три с лишним тысячи метров превышало прошлое достижение.

25 мая в двух полетах она установила рекорды высоты с грузом 500 и 1000 кг.

Отважная летчица не остановилась на этих достижениях. Вместе с М.М.Расковой и В.Ф.Ломако она подала рапорт на имя наркома обороны К.Е.Ворошилова прося дать добро исполнение перелета на МП-1бис из Севастополя в Архангельск. Нарком не возражал при условии, что конструктор самолета подтвердит техвозможность его осуществления.

Бериев, к которому обратились летчицы, по окончании совершённых расчетов большой дальности при допустимой перегрузке на взлете дал «добро». Сразу же в Таганроге началась подготовка к перелету, в которой принимали участие работники ЦКБ МС и завода № 31 — рабочие, инженеры, летчики. Сам известный перелет состоялся 2 июля 1938 года.

Вылетев в начале утра из Севастополя, женский экипаж прошел по маршруту до Киева и дальше на Архангельск и Новгород (озеро Холмовское). Расстояние в 2416 км удалось преодолеть за 10 ч. 33 мин. со средней скоростью 228 км/ч, установив новый всемирный рекорд для дам в классе гидросамолетов.

Мировые рекорды, установленные на МП-1бис. Начальник экипажа — П.Д.Осипенко:

Высота без груза: 8864 м — 22.05.1937 г.
Высота с грузом 500 кг: 7605 м — 25.05.1937 г.
Высота с грузом 1000 кг: 7009 м — 25.05.1937 г.
Дальность по маршруту: 2416 км — 02.07.1938 г.
Длительность полета: 10 ч. 33 мин. — 02.07.1938 г.
Скорость на маршруте: 228 км/ч — 02.07.1938 г.

ЛТХ:

Модификация: МП-1
Размах крыла, м: 19,00
Протяженность, м: 13,50
Высота, м: 5,36
Площадь крыла, м2: 55,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 2640
-обычная взлетная: 4100
-большая взлетная: 4500
-топлива: 540
Тип двигателя: 1 х ПД М-17б
-мощность, л.с.: 1 х 730
Большая скорость, км/ч: 214
Крейсерская скорость, км/ч: 179
Практическая дальность, км: 680
Скороподъемность, м/мин: 182
Практический потолок, м: 4720
Экипаж: 2
Нужная нагрузка: 6 пассажиров либо до 540 кг платной нагрузки.

Пассажирская летающая лодка МП-1 ГВФ с двигателем М-17б.

Пассажирская летающая лодка МП-1 ГВФ с двигателем М-17б.

МП-1 полярного летчика М.П.Каминского.

Летающая лодка МП-1 М-17б на лыжном шасси.

Летающая лодка МП-1бис с двигателем М-34НБ.

Летающая лодка МП-1бис с двигателем М-34НБ.

Линейный гидросамолет МП-1бис, 1938 г.

Линейный гидросамолет МП-1бис, гидроаэродром Захароково, ГУСМП.

Самолет МП-1 СССР Н-150 на заправке. Волочанка, Таймыр, 1938 г.

Загрузка линейного МП-1бис.

МП-1. Рисунок.

МП-1бис. Рисунок.

МП-1бис. Рисунок.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Крылья Отчизны. Николай Якубович. Участник трех войн. О морских ближних разведчиках Г.М.Бериева.
Крылья Отчизны. Константин Удалов. Замены не было.
Время и Авиация. Александр Заблотский, Андрей Сальников. Морской «амбарчик».
Александр Заблотский, Андрей Сальников. Малоизвестный Бериев ГЕНИЙ МОРСКОЙ АВИАЦИИ.

Летающая лодка. Доминикана.wmv

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: