Разработчик: ОКБ Бериева
Страна: СССР
Первый полет: 1934 г.
Первая летающая лодка Бериева заинтересовала не только военных, но и гражданских клиентов. Потому, что пассажирский вариант самолета прорабатывался еще на стадии подготовки серийного производства, гидросамолет для ГВФ, взявший обозначение МП-1 (морской пассажирский), был спроектирован в весьма маленькие сроки. Чертежи поступили на завод № 31 практически в один момент с началом выпуска первых МБР-2 с двигателем М-17.
Гражданская модификация с двигателем М-17б имела достаточно удобную шестиместную пассажирскую кабину, размещенную в центре лодки под центропланом. Экипаж складывался из двух человек. Машина имела возможность перевозить до 540 кг платной нагрузки.
За счет того, что на МП-1 отсутствовали турели и бомбодержатели, большая скорость (при той же взлетной массе) была мало большей, чем у разведчика.
Следующей гражданской модификацией МБР-2 стал транспортный гидросамолет МП-1T. Под этим обозначением эксплуатировались снятые с оружия МБР-2-М-17 ранних серий. С них снимали все оружие, в зоне кабины стрелка-радиста создавали грузовую кабину с усиленным полом и приспособлениями для крепления грузов.
По существовавшим нормам, МП-1T брали на борт до 500 кг.
Сразу же по окончании запуска в серию МБР-2 с двигателем М-34 его разработчик и ГВФ вышли с предложением о создании пассажирского варианта автомобили. Первоначально ГУАП отнеслось к этому отрицательно, показывая на напряженный замысел завода № 31 по выпуску боевых самолетов. Однако, во второй половине 30-ых годов двадцатого века на базе МБР-2-М-34 была создана и серийно строилась шестиместная пассажирская летающая лодка МП-1бис, оснащенная невысотным двигателем АМ-34Б.
Не считая стандартных МП-1 и МП-1бис, в гражданской авиации употреблялись единичные экземпляры летающих лодок, приспособленные для ответа особых задач. Так, пара МП-1бис, оборудованных аэрофотоаппаратами, пребывали в распоряжении картографии управления и Главного геодезии.
Начиная со второй половины 1930-х годов, МП-1, а после этого и МП-1бис стали поступать в управления гражданской авиации на Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке — в места, где не хватало аэропортов, но изобилующие озёрами и реками. Благодаря МП-1, начали функционировать воздушные линии по реке Лене из Иркутска до бухты Тикси и по Енисею из Красноярска до Дудинки.
Летающие лодки возили пассажиров из Хабаровска в Николаевск-на-Амуре и на Сахалин, трудились на почтово-пассажирских линиях Мурманск — Ленинград, Мурманск — Архангельск, Ленинград — Петрозаводск. Трудились они и на Юге, обслуживая линии Одесса — Сухуми — Батуми и Одесса — Ялта. Кроме пассажиров, МП-1 возили почту и самые разные грузы — от золота и пушнины до прессованного сена.
Время от времени дело доходило до курьезов. в один раз один ретивый хозяйственник спросил, возможно ли на гидросамолете перевезти лошадей. На что ему, не без юмора, ответили, что это быть может, но лишь лошади должны быть в разобранном виде.
Обширно применяла МП-1 авиационные подразделения и Полярная авиация разных наркоматов и организаций. Так, в августе 1935 года начальник авиаотряда Акционерного камчатского общества (АКО) И.М.Макаров перегнал из Владивостока в Петропавловск-Камчатский полученный МП-1. Употреблялись бериевские летающие лодки кроме этого для аэрофотосъемок, ледовой и рыбной разведки, изыскательских работ на БАМе, в Дальстрое, при постройке Комсомольска-на-Амуре.
На июнь 1941 года лишь в ГВФ числилось 55 бериевских летающих лодок. Потому, что с началом ВОВ советская авиапромышленность фактически прекратила постройку гидросамолетов, то впредь до начала поставок американских «Каталин» парк МП-1 и МП-1бис был главным источником восполнения утрат гидроавиации ВМФ. Заложенная при проектировании высокая степень унификации МП-1 и МБР-2 разрешала скоро переоборудовать гражданские автомобили в боевые.
За всю войну флот взял с фабрик всего около 50 новых гидросамолетов, а от вторых ведомств — 141, по большей части, мобилизованных МП-1.
По окончании окончания второй мировой МП-1 еще некое время эксплуатировались в ГВФ, пока их не вытеснили переданные из Армии «Каталины».
На намерено подготовленном МП-1бис было установлено шесть женских мировых рекордов. Сперва 22 мая 1937 года летчица П.Д.Осипенко установила рекорд высоты полета. Спортивные комиссары зарегистрировали 8864 м, что на три с лишним тысячи метров превышало прошлое достижение.
25 мая в двух полетах она установила рекорды высоты с грузом 500 и 1000 кг.
Отважная летчица не остановилась на этих достижениях. Вместе с М.М.Расковой и В.Ф.Ломако она подала рапорт на имя наркома обороны К.Е.Ворошилова прося дать добро исполнение перелета на МП-1бис из Севастополя в Архангельск. Нарком не возражал при условии, что конструктор самолета подтвердит техвозможность его осуществления.
Бериев, к которому обратились летчицы, по окончании совершённых расчетов большой дальности при допустимой перегрузке на взлете дал «добро». Сразу же в Таганроге началась подготовка к перелету, в которой принимали участие работники ЦКБ МС и завода № 31 — рабочие, инженеры, летчики. Сам известный перелет состоялся 2 июля 1938 года.
Вылетев в начале утра из Севастополя, женский экипаж прошел по маршруту до Киева и дальше на Архангельск и Новгород (озеро Холмовское). Расстояние в 2416 км удалось преодолеть за 10 ч. 33 мин. со средней скоростью 228 км/ч, установив новый всемирный рекорд для дам в классе гидросамолетов.
Мировые рекорды, установленные на МП-1бис. Начальник экипажа — П.Д.Осипенко:
Высота без груза: 8864 м — 22.05.1937 г.
Высота с грузом 500 кг: 7605 м — 25.05.1937 г.
Высота с грузом 1000 кг: 7009 м — 25.05.1937 г.
Дальность по маршруту: 2416 км — 02.07.1938 г.
Длительность полета: 10 ч. 33 мин. — 02.07.1938 г.
Скорость на маршруте: 228 км/ч — 02.07.1938 г.
ЛТХ:
Модификация: МП-1
Размах крыла, м: 19,00
Протяженность, м: 13,50
Высота, м: 5,36
Площадь крыла, м2: 55,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 2640
-обычная взлетная: 4100
-большая взлетная: 4500
-топлива: 540
Тип двигателя: 1 х ПД М-17б
-мощность, л.с.: 1 х 730
Большая скорость, км/ч: 214
Крейсерская скорость, км/ч: 179
Практическая дальность, км: 680
Скороподъемность, м/мин: 182
Практический потолок, м: 4720
Экипаж: 2
Нужная нагрузка: 6 пассажиров либо до 540 кг платной нагрузки.
Пассажирская летающая лодка МП-1 ГВФ с двигателем М-17б.
Пассажирская летающая лодка МП-1 ГВФ с двигателем М-17б.
МП-1 полярного летчика М.П.Каминского.
Летающая лодка МП-1 М-17б на лыжном шасси.
Летающая лодка МП-1бис с двигателем М-34НБ.
Летающая лодка МП-1бис с двигателем М-34НБ.
Линейный гидросамолет МП-1бис, 1938 г.
Линейный гидросамолет МП-1бис, гидроаэродром Захароково, ГУСМП.
Самолет МП-1 СССР Н-150 на заправке. Волочанка, Таймыр, 1938 г.
Загрузка линейного МП-1бис.
МП-1. Рисунок.
МП-1бис. Рисунок.
МП-1бис. Рисунок.
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Крылья Отчизны. Николай Якубович. Участник трех войн. О морских ближних разведчиках Г.М.Бериева.
Крылья Отчизны. Константин Удалов. Замены не было.
Время и Авиация. Александр Заблотский, Андрей Сальников. Морской «амбарчик».
Александр Заблотский, Андрей Сальников. Малоизвестный Бериев ГЕНИЙ МОРСКОЙ АВИАЦИИ.
Летающая лодка. Доминикана.wmv
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Опытные летающие лодки blackburn r.b.2 sydney и c.b.2 nile. великобритания
Как явствует из обозначения, Sydney была второй летающей лодкой-разведчиком компании Blackburn. Большой стаж работы с Iris II не оставлял сомнений, что…
-
Разработчик: Григорович Страна: Российская Федерация Первый полет: 1915 г. В течение лета и осени 1914 года на летающей лодке М-2 совершили пара полетов,…
-
Пассажирская летающая лодка macchi c.100. италия
Летающая лодка Macchi C.100, предназначенная для замены ветхих лодок Savoia Marchetti SM.66 компании Ala Littoria, являлась соперником годросамолету…
-
Многоцелевая летающая лодка do.j «wal» (дорнье «валь» ).
Разработчик: Dornier Страна: Германия Первый полет: 1922 г. Летающая лодка Do J «Валь» (Wal — нем.) по праву занимает заметное место в истории…
-
Разработчик: Григорович Страна: Российская Федерация Первый полет: 1916 г. Гидросамолет М-15 появился в порядке предстоящего совершенствования летающей…
-
Учебная летающая лодка муp-1 (-2).
Разработчик: Григорович Страна: СССР Первый полет: 1926 г. К 1924 году те немногие летающие лодки М-5 и М-20, что употреблялись для обучения морских…