Бомбардировщик-ракетоносец средний дальности ту-16кср (ту-16к-16).

      Комментарии к записи Бомбардировщик-ракетоносец средний дальности ту-16кср (ту-16к-16). отключены

Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: Российская Федерация
Первый полет: 1958 г.Бомбардировщик-ракетоносец средний дальности ту-16кср (ту-16к-16).

В конце 50-х годов ОКБ-155 приступило к модернизации самолета-боеприпаса КС-1. Работы шли в двух направлениях: наведения системы и совершенствование управления и создание варианта КС, оснащенного ЖРД. 29 апреля 1957 года вышел приказ МАП, что поручал ОКБ-283 разработку на базе новейшей самолетной радиолокационной станции «Рубин-1» новой наведения и системы управления «Рубикон» для самолетов-снарядов типа КС и КСР.

Экспериментальный пример совокупности должен был готовься в III квартале 1957 года. ОКБ А.Н.Туполева требовалось подготовить к июлю 1957 года документацию на переоборудование самолета-носителя Ту-16КС под новую совокупность. На протяжении проектирования филиал ОКБ-155 остановился на варианте КСР, оснащенным ЖРД, как на более перспективном.

В IV квартале 1958 года два экземпляра самолета Ту-16 (заказ 245), оборудованных под установку совокупности «Рубикон» (один под КС и один под КСР), были переданы на спецполигон в Багерово для продолжения работ по новой теме. С 1 июля по 15 ноября в том месте состоялись совместные летные опробования нового противокорабельного боеприпаса КСР.

На протяжении опробований с самолета Ту-16КСР (заказ 245) осуществили 11 пусков на дальность до 100 км. Шесть КСР были выпущены по судам-целям, а остальные — по наземным целям, обозначенным уголковыми отражателями. Из шести пусков по судам на дальность 90-96 км было отмечено четыре прямых попадания и один промах; один пуск не был зачтен из-за отказа станции наведения.

ЖРД типа С2.721В разработки ОКБ А.М.Исаева трудился надежно, его запуск происходил безотказно в момент отцепки самолета-боеприпаса на всех высотах пуска от 4000 до 10000 м и скоростях самолета-носителя 400-500 км/ч. Двигатель функционировал в соответствии с тактико-техническими требованиями клиента в двух режимах: большом (с тягой 1200-1220 кг) и переключался в полете на крейсерский режим (с тягой 680-700 кг).

Опробования продемонстрировали, что установленная на самолете-боеприпасе КСР новая РЛС наведения КС-ПМ снабжает при работе по наземной цели на высоте 4000-10000 км обнаружение на дальности до 200 км и устойчивое автосопровождение цели на дистанции 160-180 км. Сброс цели с автосопровождения происходил на расстоянии до 13-15 км. При пусках по морским целям взятие и дальность обнаружения на автосопровождение зависела от многих факторов, а также от направления захода и типа цели.

Результаты этих опробований легли в базу предстоящих работ по совершенствованию дальних АРК, вооруженных самолетами-боеприпасами типа КСР, и стали базой для комплексов К-16 и К-11, отличавшихся совокупностями наведения.

Родным по совокупности управления к умелому самолету-боеприпасу КСР стал самолет-боеприпас КСР-2. Комплекс, созданный на его базе, взял обозначение К-16. Он складывался из КСР-2, самолета-носителя Ту-16КСР-2 (Ту-16К-16) и совокупности наведения «Рубикон».

Учитывая успешный движение работ по формированию совокупности, ГКАТ внес предложение в январе 1961 года МО СССР переоборудовать 100 самолетов Ту-16КС и 300 Ту-16А в носители КСР-2 с совокупностью «Рубикон», в один момент предлагалось разглядеть целесообразность размещения КСР-2 на Ту-22.

Совокупность К-16 во время с 25 октября 1960 года по 30 марта 1961 года проходила совместные (ВВС, ГКАТ, ГКРЭ и ГКОТ) опробования.

По итогам этих опробований К-16 была рекомендована для принятия на вооружение ВВС для действий по радиолокационно-контрастным наземным и морским целям. 4 февраля 1961 года вышло распоряжение Совета Министров СССР, уточнявшее требования к совокупности К-16 и выяснившее нужные дополнительные доработки совокупности наведения (в частности, было увеличено зеркало РЛС КС-ПМ КСР-2). По окончании проведения опробований в июле-августе 1961 года, продемонстрировавших эффективность доработок, совокупность К-16 была принята на вооружение Авиации и Дальней авиации ВМФ на основании распоряжения Совета Министров СССР от 30.12.1961 г.

С 1962 года на ремонтных фирмах ВВС и Авиации ВМФ началось переоборудование самолетов Ту-16КС и Ту-16А в Ту-16КСР-2. В том же году состоялись контрольные опробования двух первых самолетов-носителей Ту-16 КСР-2 (№№ 7203820 и 5202010), переоборудованных из самолетов Ту-16КС и Ту-16А.

Эти первые головные автомобили отличались от самолетов, проходивших опробования в первой половине 60-ых годов двадцатого века, установкой аппаратуры «Рубин-1К» вместо «Рубин-1», заменой балочных держателей типа БД-245 на БД-352, применением автопилота АП-6Е вместо АП-5-2М, внедрением ДИСС-1 и т.д.

Целью контрольных опробований стала проверка соответствия главных летно-технических данных совокупности К-16 распоряжению СМ о принятии на вооружение. Опробования длились до лета 1964 года с перерывами на доработки. В следствии была подтверждена целесообразность принятия совокупности на вооружение и предложены предстоящие дороги ее совершенствования.

Совокупность К-16 стала первым смешанным авиационно-ракетным и бомбардировочным комплексом, созданным на базе Ту-16 и предназначенным для поражения морских и наземных целей самолетами-бомбами и снарядами.

Базой комплекса являлся самолет-боеприпас КСР-2. Он был выполнен по обычной самолетной схеме среднеплана со стреловидным крылом и стреловидным хвостовым оперением. На нем устанавливался ЖРД типа С5-6, трудившийся на двух самовоспламеняющихся компонентах горючего (окислитель — АК-2ОФ, горючее — ТГ-02) и развивавший большую тягу до 1200 кг в момент пуска и до 700 кг в маршевом режиме работы.

На КСР-2 употреблялась совокупность радиоуправления с бортовой РЛС типа КСПМ, которая связана с самолетной РЛС «Рубин-1К». Самолет-боеприпас снабжался либо боевой частью с простым ВВ для поражения неподвижных целей, либо боевой частью простого ВВ повышенной эффективности; для поражения морских целей предусматривались варианты особых боеголовок.
Серийный самолет-боеприпас типа КСР-2 имел следующие главные эти:
-размах крыла: 4,52 м;
-длина самолета-боеприпаса: 8,62 м;
-полетная масса: 4077-4100 кг;
-масса боевой части: 840-850 кг;
-большая скорость: 1260 км/ч;
-дальность полета: 120-140 км.

На самолете Ту-16КСР-2 устанавливалась особая схема электроавтоматики, снабжавшая совместную работу РЛС «Рубин-1» (Р-1) либо «Рубин-1К» (Р-1К) и пуска ракет и автоматики подготовки. На самолете подвешивались на держателях типа БД-352 два либо один КСР-2.

Нужно подчернуть, что ракетоносец Ту-16КСР-2 имел возможность использоваться и как самолет-носитель атомного оружия (, если машина переоборудовалась из Ту-16А). В бомбардировочном варианте была возможность подвески бомб того же тоннажа и калибров, что и на серийных самолетах Ту-16 и Ту-16А. Бомбардировочные функции обеспечивались бортовой аппаратурой совокупности «Рубикон», делавшей функции самолетной навигации, управления и бомбометания самолетами-боеприпасами.

В первый раз в отечественной практике для совокупности К-16 был применен способ дальнего самонаведения для самолетов-снарядов класса «воздух-поверхность». Поиск цели производился самолетной РЛС «Рубин-1К», с которой информация передавалась в совокупность наведения на КСР-2. По этим сигналам антенна РЛС КС-ПМ КСР-2 направлялась на найденную цель, потом цель захватывалась совокупностью самонаведения самолета-боеприпаса и совокупность переходила в режим автосопровождения.

Потом производился пуск КСР-2 (отцеп КСР-2 от Ту-16КСР-2, запуск ЖРД), и самолет-носитель Ту-16КСР-2 имел возможность отворачивать от цели, что уменьшало возможность его уничтожения средствами ПВО. Момент пуска КСР-2 определялся захватом и выбором цели на автосопровождение.

При создании совокупности управления «Рубикон» в качестве бортовой аппаратуры управления ракетоносца употреблялась штатная навигационно-бомбардировочная аппаратура самолета Ту-16 «Рубин-1», что разрешило возможность разработать упрощенную разработку переоборудования базисных самолетов в Ту-16КСР-2 и разрешило выполнить все работы в условиях ремонтных частей ВВС и Авиации ВМФ. Диапазон волн, примененный в совокупности «Рубикон», разрешил взять более высокую разрешающую свойство и расширить дальность обнаружения целей если сравнивать с прошлыми совокупностями и все это при приемлемых размерах антенны КС-ПМ, определявшими мидель КСР-2.

Обслуживание совокупности «Рубикон» производилось штатным навигатором экипажа, что достигалось применением в аппаратуре захвата процесса цели и автоматизации прицеливания (если сравнивать с Ту-16КС необходимость в особом операторе отпадала, соответственно, снималась дополнительная герметическая кабина из грузоотсека). Простота контроля захвата цели головкой наведения КСР-2 разрешала навигатору выполнить все операции по подготовке к пуску самолета-боеприпаса за время не более 1 мин.

Кроме перечисленных выше трансформаций по самолету-носителю, на Ту-16КСР-2 для питания «Рубин-1К» был введен дополнительный преобразователь ПО-4500. В первой половине семидесятых годов прошлого века на Ту-16КСР-2 установили совокупности личного РЭП типа СПС-5 и СПС-100. Проводились и другие более усовершенствования и мелкие доработки, обусловленные неспециализированным процессом модернизации парка самолетов Ту-16.

Процесс переоборудования отличался для базисных самолетов разных модификаций.

При переоборудовании самолета Ту-16КС с самолета снимались:
-радиолокационный прицел РБП-4 со жгутами;
-приемоиндикатор ДРЕМЛИ-1;
-бомбардировочный прицел ОПБ-11РМ;
-весь набор аппаратуры совокупности К-П (К-1М);
-балочные держатели БД-187;
-гермоконтейнер спецоператора;
-электрощитки, коробки, пульты, приборы и жгуты дополнительного электрооборудования самолета Ту-16КС;
-навигационный измеритель НИ-50Б;
-автопилот АП-5-2М;
-радиовысотомер РВ-2;
-аппаратура ЦОСАБ с держателями.

При переоборудовании самолета Ту-16А с самолета снимались:
-радиолокационный прицел РБП-4;
-приемоиндикатор ДРЕМЛИ-1;
-бомбардировочный прицел ОПБ-11РМ;
-трубопровод топливной совокупности, соединяющий бак № 1 с баком № 2;
-навигационный измеритель НИ-50Б;
-автопилот АП-5-2М;
-радиовысотомер РВ-2;
-аппаратура ЦОСАБ с держателями.

При переоборудовании в КСР-16КСР-2 на самолеты снова устанавливались:
-радиоаппаратура «Рубин-1К»;
-бомбардировочный прицел ОПБ-112;
-дополнительное электрооборудование совокупности «Рубикон»;
-балочные держатели БД-352 под плоскостями крыла;
-доплеровский измеритель угла и скорости сноса ДИСС-1;
-автопилот АП-6Е;
-гирополукомпас ГПК-52;
-радиовысотомер РВ-УМ.

В связи с трансформацией порядка выработки горючего на самолетах дорабатывалась топливная совокупность. Топливный бак № 1 заменялся на новый с независимой заливной горловиной и поменянным фланцем правого дренажного трубопровода, соединяющего бак № 1 с баком № 2, и изолировался от общей топливной совокупности самолета.

Установка узлов подвески балочных держателей стала причиной внедрению топливных баков № 14, имеющих на передней стенке наклонный срез; в левой консоли крыла был поменян изгиб трубопровода заправки самолета в воздухе. Введены дополнительные агрегаты в топливную совокупность (краны и насосы). Для нормальной посадки и обеспечения полёта самолета по окончании пуска одного КСР-2 употреблялось ручное отключение топливных насосов баков № 12-16 четвертой группы, раздельно для правой и левой консоли.

На Ту-16А производилось усиление конструкции крыла под балочные держатели, и дорабатывалась совокупность выпуска закрылков (ограничивался их выпуск до 25° при подвешенных КСР-2).

На Ту-16КС зашивались люк для входа в гермокабину спецоператора и вырезы под снятые антенные блоки совокупности К-П (К-1М).

Самолеты, переоборудованные под комплекс К-16, имели в производстве обозначение «заказ 352», а в эксплуатации именовались Ту-16КСР-2 (Ту-16К-16), «НКСР-2» либо «НК-3». Время от времени такие автомобили обозначались с указанием, из какой модификации самолет переоборудован: Ту-16А-КСР-2 (заказ 352А), Ту-16КС-КСР-2. Впоследствие некое количество Ту-16А-КСР-2 были переделаны в самолеты типа Ту-16КСР-2А, способные нести на внешних подвесках бомбовую нагрузку массой до 10 т (заказ 684/1).

Эти работы были инициированы анализом успешных ударов израильских ВВС по арабским аэропортам на протяжении «Шестидневной» войны. В первой половине семидесятых годов прошлого века на самолеты Ту-16КСР начали устанавливать аппаратуру РЭП типа СПС-100 «Резеда» и аппаратуру РЭП СПС-5 «Фасоль» — Ту-16КСР-ИС.

В течение первой половины 1960-х годов относительно часть базисных Ту-16 была переоборудована в Ту-16КСР-2, обстоятельством стало ответ о создании комбинированного комплекса К-11-16, рассчитанного на использование как самолетов-снарядов КСР-2 с активной головкой самонаведения, так КСР-11 с пассивной головкой. В 1970-е годы Ту-16КСР-2 были трансформированы в самолеты-носители Ту-16КСР-2-5 (заказ 386А), входившие в комплекс К-26.

Совокупность дальнего действия К-16 имела следующие эти:
-радиус действия совокупности: 1900 км;
-высота полета самолета-носителя: 4000-11000 м;
-крейсерская скорость полета при пуске на высоте 10000 м: 750-800 км/ч;
-дальность обнаружения целей городов и больших объектов: 320-340 км;
-больших мостов: 250-280 км;
-больших судов: 200-220 км;
-дальность пуска КСР-2: 120-140 км;
-сближение Ту-16КСР-2 с целью: 110-130 км;
-возможность поражения цели: 0,8.

ЛТХ:

Модификация: Ту-16КСР
Размах крыльев, м: 32,99
Протяженность, м: 34,80
Высота, м: 10,36
Площадь крыла, м2: 164,65
Масса, кг
-безлюдного самолета: 39200
-обычная взлетная: 79000
-топлива: 30300
Тип двигателя: 2 х ТРД РД-3М
Тяга, кгс: 2 х 9500
Скорость, км/ч
-большая: 980
-крейсерская: 800-850
Практическая дальность, км: 3900
Боевой радиус действия, км: 1900
Практический потолок, м: 11900
Экипаж, чел: 7
Оружие: 7 х 23-мм пушек АМ-23 ( три спаренные башенные установки с дистанционным управлением и одна неподвижная пушка в носовой части)
Боевая нагрузка: 9000 кг в отсеке оружия; бомбы калибром до ФАБ-9000; 2 х КР класса «воздух-поверхность» КСР-1(2).

Ракетоносец Ту-16КСР на стоянке.

Ракетоносец Ту-16КСР на стоянке.

Ту-16КСР с ракетами на подвеске.

Ту-16КСР в полете.

Ту-16КСР-2-11 в полете.

Ту-16КСР ВВС Египта.

Ракетоносцы Ту-16КСР ВВС Египта.

Умелое изделие КСР.

Подвеска КСР-2 на Ту-16КСР.

Подвеска КСР-2 на Ту-16КСР.

Крылатая ракета КСР-2 на подвеске под крылом Ту-16КСР.

Момент сброса КСР-2.

Компоновочная схема ракеты КСР-2.

Ракета КСР-2. Схема.

.

.

Перечень источников:
Родина и Авиация. Ефим Гордон, Владимир Ригмант, Виктор Кудрявцев, Андрей Совенко. Легендарный Ту-16.
Владимир Ригмант. Под символами «АНТ» и «ТУ».
Крылья Отчизны. Владимир Ригмант. Ту-16 — самолет-эра.
Крылья Отчизны. Владимир Ригмант. О предшественниках великого самолета.
Николай Якубович, Анатолий Артемьев. Туполев Ту-16. ракетоносец и Дальний бомбардировщик.
Крылья Отчизны. В.Сидоров. Дальний реактивный «Ту».
Роман Астахов. Русская Сила. ракетоносец и Дальний бомбардировщик Ту-16.

«Ту-160. «Белый лебедь» стратегического назначения»/Tupolev Tu-160 Blackjack

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: