Неуправляемый турбореактивный снаряд трс-82 (132).

      Комментарии к записи Неуправляемый турбореактивный снаряд трс-82 (132). отключены

Разработчик: НИИ-3 НКБ
Страна: СССР
Разработка: 1943 г.

По окончании ВОВ в ОКБ-155 приступили к проектированию реактивных самолетов-истребителей. Реактивное оружие к ним проектировали в филиале НИИ-1 МОП под управлением Ю.А.Победоносцева, специализировавшимся на создании оружия этого класса для полевой реактивной артиллерии и ВВС. Как ни необычно, но по окончании Великой Победы в этом КБ самая перспективной схемой была признана обширно использовавшаяся в вермахте и люфтваффе схема турбореактивного боеприпаса.

Согласно точки зрения экспертов, ракетный снаряд со стабилизацией на траектории за счет вращения около собственной продольной оси с громадной частотой (подобно артснарядам), разрешал при наличии контактных взрывателей прицельно вести одиночный пламя по воздушным целям.

Еще в первой половине 40-ых годов двадцатого века в НИИ-3 НКБ под управлением Е.А.Печерского были созданы авиационные турбореактивные боеприпасы ТРС-82 и ТРС-132 в классических для отечественных ВВС того времени калибрах 82 и 132 мм. Боеприпасы не имели оперения, а стабилизировались вращением. Так, скорость вращения ТРС-132 доходила до 204 об/сек. Для стрельбы по воздушным целям ракеты ТРС-82 и ТРС-132 комплектовались дистанционными трубками: АГДТ-а (авиационная головная дистанционная трубка с капсюлем детонатором), ТМ-4а и ТМ-24а.

При стрельбе по наземным целям использовались головные контактные взрыватели: ГВМЗ-1 и AM.

К середине 1940-х годов университет реорганизовали, и все эксперты по артиллерийским и авиационным «катюшам» перешли в упомянутый НИИ-1 НКБ. Уже в первой половине 50-ых годов двадцатого века под теми же индексами были созданы (либо глубоко модернизированы) новые турбореактивные боеприпасы для ВВС. На вооружение они были приняты под наименованием С-2 и С-3 соответственно.

Но в Управлении умелого строительства авиационной техники отказались от финансирования их промышленного изготовления ввиду недостаточной огневой мощи. В итоге, боеприпасами ТРС-82 с головными механическими взрывателями В-390 вооружили маленькую партию флотских истребителей.

Официально считается, что первая серийная реактивная машина МиГ-9 была вооружена только пушечным оружием. По крайней мере, в ВВС полагали, что маломощные двигатели РД-20 не разрешат дополнительно нарастить огневую мощь автомобили за счет размещения оружия на внешней подвеске без маневра потери и существенной скорости.

В это же время, как вспоминает один из ветеранов ВВС — участник событий тех далеких дней — партия самолетов МиГ-9, изготовленная по заказу Управления авиации ВМФ, в начале 50-х годов в составе полка береговой обороны прибыла на Дальний Восток. Не обращая внимания на завесу секретности, принадлежность автомобилей флоту легко угадывалась по серо-светло синий окраске. Продолжительный перелет полка чередовался посадками на промежуточных военных аэропортах, на одном из которых отечественный очевидец являлся младшим офицером НАС.

Под консолями автомобилей были подвешены блоки одиночных направляющих трубчатого типа, примерный калибр которых ветеран отыскать в памяти затруднился.

Ракетные боеприпасы ТРС-132 использовали на вертолетах огневой помощи Ми-1Ми и МУ-4АВ. Также известно что делались попытки применить ТРС-82 и ТРС-132 на штурмовиках Ил-20 и Ил-40, но оба самолета в серию не пошли из-за генсека Хрущева, что в припадке «ракетной лихорадки» планировал отменять авиацию.

ТТХ:

Модификация: С-2 / С-3
Калибр, мм: 82 / 132
Протяженность боеприпаса, мм: 410 / 712
Полный вес боеприпаса, кг: 4,82 / 25,3
Вес БЧ, кг: 2,1 / 12,6
Вес ВВ, кг: 0,36 / 2,6
Большая скорость, м/с: 275 / 285
Радиус целого поражения, м: 7-9 / 9-10.

Неуправляемый турбореактивный снаряд трс-82 (132).

Вертолет Ми-1МУ с турбореактивными боеприпасами ТРС-132.

ТРС-132 на Ми-1МУ.

Вертолет Ми-4А с ТРС-132.

ОРО-82 и TРС-82.

Блок ОРО-82 на штурмовике Ил-40.

Блок ОРО-132 на штурмовике Ил-40.

.

.

Перечень источников:
Александр Широкорад. История авиационного оружия.
Крылья Отчизны. Владимир Марковский, Константин Перов. Наследники «эрэсов».
Самолеты Мира. Владимир Перов, Олег Растренин. Штурмовик с хорошим зрением.
Самолеты Мира. Юрий Егоров. Бронированный штурмовки Ил-40.
Время и Авиация. Андрей Хаустов, Александр Котлобовский. Громадная карьера мелкого вертолета.
Время и Авиация. Юрий Пучков, Андрей Хаустов. Ми-4 достигает цели.

Запуск реактивных двигателей

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: