Миг-23: боевое применение

      Комментарии к записи Миг-23: боевое применение отключены

Миг-23: боевое применение

Боевое использование МиГ-23 связано с противоречивыми данными о многих поражениях и победах, воображаемыми противоборствующими сторонами. Но что не подлежит сомнению — это сам факт широкого применения этих самолётов в различных военных конфликтах, а также в Афганистане, Ираке, Ливии, на самом юге Африканского континента и в Сирии.

Самолёт МиГ-23 одержал первую победу в июне 1978 года, в то время, когда МиГ-23М из 152-го ИАП ПВО принудил к посадке два иранских вертолёта CH-47 Chinook, вторгнувшиеся в советское воздушное пространство. В то время, когда 1 сентября 1983 года перехватчик Су-15 стёр с лица земли южнокорейский лайнер-нарушитель Boeing 747 над Сахалином, его действия «страховали» два МиГ-23М авиации ПВО.
Афганистан

Самый обширно МиГ-23 использовались в Афганистане. Первоначально один полк МиГ-23МЛ (около 45 самолётов) был переброшен в Кабул, а позднее в 1986-1987 годах в Баграм. Самолёты фактически везде употреблялись в качестве бомбардировщиков, что стало, по сути, войсковыми опробованиями для определения ударной мощи МиГ-23МЛ.

Позднее к МиГ-23МЛ присоединились более идеальные МиГ-23МЛД, остававшиеся в Афганистане с июня 1987 года и до вывода войск СССР во второй половине 80-ых годов XX века. МиГ-23МЛД были забраны из состава 168-го ИАП (Староконстантинов, Карпатский ВО), 979-го ИАП (Домна, Забайкальский ВО). Они действовали с аэропортов Баграм, Кандагар и Шиндад.
Многие из самолётов, действовавших в Афганистане, несли отметки боевых вылетов в виде белых звёздочек в носовой части, а один из пилотов, полковник Анатолий Левченко, направивший собственный подбитый МиГ-23 на сильную позицию ПВО соперника, посмертно взял звание Героя СССР.
На протяжении конфликта советские МиГ-23 кроме этого вступали в схватки с пакистанскими F-16A в районе афгано-пакистанской границы. Было заявлено об уничтожении одного F-16 во второй половине 80-ых годов XX века, но пакистанцы утверждают, что он стал случайной жертвой «дружественного огня». В инциденте, напомнившем случай 1978 года, советские МиГ-23МЛД, применяя ракеты Р-23, сбили два иранских вертолёта AH-1J Cobra, нарушивших воздушную границу Афганистана.

Оценка боевых черт

Интенсивное боевое использование МиГ-23, особенно Сирией (против Израиля) и Ираком (против Ирана), стало причиной негативной оценке боевых качеств автомобили. В битвах над равниной Бекаа большое преимущество было на стороне американских истребителей F-15 и F-16, пилотируемых израильскими лётчиками. Подобным образом складывалась обстановка на раннем этапе ирано-иракской войны, в то время, когда иранские F-14 b F-4 продемонстрировали важное превосходство над иракскими МиГ-23.
на данный момент уже ясно, что эти результаты говорят о недостаточной тактической и лётной подготовке пилотов, а не о каких-либо недочётах МиГ-23. направляться также подчернуть, что экспортные варианты самолёта имели возможность применять лишь ракеты малой дальности. Совершённые в Израиле опробования МиГ-23, угнанного сирийским пилотом во второй половине 80-ых годов XX века, очень сильно оказали влияние на данную ранее низкую оценку самолёта.

Израильских пилотов впечатлили простота управления оборудованием, хорошая управляемость на громадных углах атаки и замечательные разгонные характеристики, по которым в определённых случаях коммунистический самолёт превосходил кроме того F-15 и F-16. Особенно израильтяне отметили удобство и простоту индикации информации от РЛС на лобовом дисплее.
Но главными преимуществами МиГ-23 были высокая скорость и хорошие разгонные характеристики. Это разрешало ему наносить стремительный удар и на высокой скорости уходить от ответной атаки.

Боевое использование ливийских «Flogger»

Ливийские МиГ-23 в первый раз участвовали в военных действиях на протяжении пограничного конфликта с Египтом в 1977-1979 годах, на протяжении которого два МиГ-23МС были сбиты египетскими истребителями, одним из которых был МиГ-21.

F-4J из эскадрильи VF-74 «Be-Devilers» сопровождает ливийский МиГ-23МС в августе 1981 года.

Ливийские МиГ-23, и американские истребители вступили в схватку восемь лет спустя, в то время, когда 4 января 1989 года два МиГ-23МС были сбиты парой F-14A ВМС США из эскадрильи VF-32 «Swordsmen» с авианосца «Джон Ф. Кеннеди» (CV-67). Ливийские истребители взлетели с аэропорта под Тобруком и забрали курс на авианосец и закрывавшие его истребители. Ливийцы пара раз имитировали атаку на американские самолёты, провоцируя их.

F-14 выпустили ракеты IM-7 Sparrow и AIM-9, и стёрли с лица земли оба МиГа.

Боевое использование иракских «Flogger»

Иракские МиГ-23 в первый раз участвовали в военных действиях на протяжении вооруженного конфликта с Ираном в 1980-1988 годах. В соответствии с некоторым источникам, иракские МиГи понесли значительные утраты от иранских истребителей F-4 и F-14 – время от времени кроме того указывается цифра в 78 самолётов! По другой информации, 16 Миг-23 и Миг-23МС были сбиты в 1980-1981 годах, а ещё 11 – в 1982-1988 годы.

На этом снимке, сделанным на протяжении операции «Iraqi Freedom» в провинции Эрбиль в северной части Ирака, видны останки 22 иракских боевых самолётов. Среди них господствуют МиГ-23, но видны кроме этого пара МиГ-23УБ, один пара-25 и Миг двуместных Су-22УМ.

С 18 по 29 января 1991 года на раннем этапе операции «Буря в пустыне» десять Миг-23 и Миг-23МФ были сбиты истребителями F-15C ВВС Соеденненых Штатов. В любых ситуациях употреблялись ракеты AIM-7M Sparrow. Ко времени вторжения в Ирак в 2003 году МиГ-23 уже были списаны.

МиГ-23 над Анголой

На последних этапах войны в Анголе на стороне FAPLA (ангольской народной армии) сражались МиГ-23МЛ, на которых летали кубинские пилоты. Эти МиГ прекрасно зарекомендовали себя в схватках с южно-африканскими самолётами, не уступая, а обычно и превосходя соперника. К примеру, один бой случился 27 сентября 1987 года, в то время, когда два МиГ-23 перехватили и нападали ракетами (Р-23Р либо Р-60, правильных данных нет) несколько южно-африканских Mirage F1.

Одна из ракет взорвалась достаточно близко к F1CZ с бортовым номером «206», нанеся ему повреждения. Пилот, капитан Артур Пирси, сумел довести свой автомобиль до базы, но при посадке она взяла ещё более важные повреждения.
Пара МиГ-23 FAPLA были сбиты повстанцами УНИТА с применением ракет FIM-92 ПЗРК Stinger. Южноафриканские F1 кроме этого в нескольких случаях осуществляли пуски ракет по ангольским МиГам, но попаданий не добились.
По окончании вывода из Анголы кубинских армий на МиГ-23 стали летать пилоты личной военной компании «Executive Outcomes» (EO). При отсутствии угрозы южноафриканских самолётов МиГ-23 стали использоваться для яркой помощи армий, вооружаясь 40-кг баками с напалмом. В большинстве случаев в лётном состоянии пребывало три либо четыре МиГ-23, действовавших с аэропортов Лубонго и Сауримо.

Пилоты ЕО ни при каких обстоятельствах не летали вместе с ангольцами, каковые на МиГ и Су проводили «личные» операции.
Один из пилотов ЕО, невысоко оценивших МиГ-23МЛ в качестве штурмовика, писал: «Самолёт не имел возможности нести ассиметричную боевую нагрузку… и если ты желал выпустить ракету, то должен был производить две. При подвеске ПТБ два бомбодержателя под фюзеляжем применять было нереально». Но, иначе, пилоты ЕО ценили МиГ за высокую техническую надёжность.

Оружие ХХ века — МиГ 23

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: