Разработчик: ОКБ Туполева
Страна: СССР
Первый полет: 1974 г.
К работам над беспилотными комплексами «Стриж» и «Рейс» в ОКБ Туполева приступили фактически в один момент. Многие технические ответы для обоих комплексов и компоновочные ответы самих беспилотных самолетов-разведчиков были родные по собственной практической реализации, отличия по большей части касались дальности действия совокупностей. Беспилотный комплекс оперативно-тактической разведки ВР-2 «Стриж» предназначался с целью проведения разведопераций на глубину в пара сотен километров от линии фронта, тактический комплекс ВР-3 «Рейс» — в пара десятков.
При с комплексом «Стриж», при проектировании беспилотного самолета-разведчика, первоначально обращение шла о создании двухрежимного летательного аппарата. Предполагалось, что дистанционоуправляемый летательный аппарат «141» на трансзвуковой либо на небольшой сверхзвукой скорости (1200-1300 км/ч) будет два раза прорывать фронтовую ПВО соперника (при прохождении на маршрут разведки и при возвращении на место посадки.
Следование по маршруту разведки самолет должен был проходить на крейсерском дозвуковом режиме. Посадку самолет-разведчик должен был делать по-самолетному на производимую перед посадкой лыжу. На подобном методе применения самолета «141» настаивали армейские.
расчёты и Предварительные оценки, совершённые в ОКБ, продемонстрировали, что подобный подход к созданию нового беспилотного комплекса приведет к лавинообразному повышению массы самолета при попытках сохранить требуемые главные летно-тактические эти.
Выход кроме того ненадолго на один из самых невыгодных с аэродинамической точки зрения транзвуковой режим настойчиво попросил бы принятия мер по поиску оптимизации аэродинамики летательного аппарата, его силовой установки с учетом изюминок этого режима. Нужно было бы отказаться от довольно несложного однорежимного воздухозаборника, использовать двигатель намного большей тяги, вероятно с форсажной камерой, что со своей стороны потребовало бы повышения запаса горючего и, как следствие, стартовой массы и т.д. Так, некое ожидаемое повышение устойчивости комплекса к средствам фронтовой ПВО, при сохранении остальных черт, могло быть достигнуто только за счет большого усложнения конструкции беспилотного летательного аппарата, увеличения стоимости и снижения надёжности комплекса.
Исходя из этого, на основании достаточно долгих дискуссий неприятности, было принято и согласовано с клиентом ответ отказаться от сверхзвукового режима и ограничиться скоростью 1000 км/ч на всем маршруте исполнения разведывательного полета. В один момент отказались от посадки на аэропорт на лыжу, перейдя к варианту вертикальной парашютной посадки с включением тормозных устройств на последней стадии. Неспешно предлагаемый проект самолета «141» приблизился к увеличенной масштабной копии тактического беспилотного самолета-разведчика «143».
В окончательном варианте по идеологическому построению комплекс «его» элементы и Стриж по большей части повторили собственного меньшего собрата комплекс «Рейс» и отличались от него расширенным составом бортового и разведывательного оборудования в едином варианте комплектации, новым самолета-и размерами разведчика наземным комплексом обеспечения и средств обслуживания боевой работы.
По техническим решениям и компоновочной схеме самолет «141» стал как бы увеличенной копией самолета «143». Самолет-разведчик по составу разведывательного оборудования (аэрофотоаппараты, инфракрасная разведывательная совокупность) способен делать соответствующие виды разведки в любое время. Состав навигационно-пилотажного комплекса снабжал обычную его оборудования и работу разведчика на громадных удалениях от места старта.
Для комплекса рассматривались варианты оснащения самолета «141» средствами разведки, выполненными на базе квантомеханических генераторов (лазеры) и введения в комплекс совокупностей радиационной разведки.
Самолет «141» воображал из себя цельнометаллический низкоплан, выполненный по схеме «бесхвостка» с ПГО. Треугольное крыло со стреловидностью по передней кромке 58°, имело маленькие наплывы в корневых частях. ПГО — переставляемое на земле в пределах от 0° до 8° в зависимости от центровки самолета, трапецевидной формы в плане, с углом стреловидности по передней кромке 41,3°.
Вертикальное оперение выполнялось со стреловидностью по передней кромке 52°.
Управление самолетом осуществлялось посредством двухсекционных элевонов на крыле и руля направления. Фюзеляж круглой формы диаметром в цилиндрической части 950 мм, переходящий недалеко от установки двигателя в круглую. Воздухозаборник дозвуковой, установлен над фюзеляжем.
На самолете «141» устанавливался ТРД типа Р9А-300 либо КР-17А на автомобилях более поздних выпусков, со статической тягой 2000 кг. Двигатель компоновался под углом 4,5° к оси самолета. Старт самолета-разведчика осуществлялся посредством замечательного стартового твердотопливного ускорителя, монтировавшегося под хвостовой частью фюзеляжа.
Посадка самолета-разведчика по окончании исполнения задания осуществлялась посредством парашютной совокупности (тормозной и посадочный парашюты), расположенной в обтекателе в хвостовой части фюзеляжа над соплом ТРД, как и на самолете «143». Шасси выполнялось трехопорным, пяточного типа, выпускавшееся на посадке. Имелась совокупность отстрела посадочного парашюта и тормозная твердотопливная силовая установка, включавшаяся на последней стадии посадки.
старт самолёта и Наземное обслуживание-разведчика осуществлялись посредством наземных мобильных средств СПУ-141, ТЗМ141, МТ-141, КПК-141 и ПОД-3, снабжавших действенное применение беспилотного самолета-разведчика, стремительную переброску главных элементов комплекса своим ходом на громадные расстояния с сохранением нужного уровня боеготовности. При транспортировке часть консолей крыла отклонялась в вертикальное положение, что уменьшало габариты самолета «141».
Работами над комплексом «Стриж» руководил Г.М.Гофбауэр, управлявший в ОКБ направление по беспилотной технике до начала 90-х годов, до собственной смерти, и совершивший огромную работу по обеспечению проектирования, доводки, разворачивания серийного производства и освоению в армиях туполевских беспилотных комплексов нового поколения «Стриж» и «Рейс». В первую очередь 90-х годов беспилотную тематику в ОКБ возглавил Основной конструктор Л.Т.Куликов
Первый умелый экземпляр самолета «141» совершил полет в декабре 1974 года. Первые умелые самолеты «141» оснащались умелыми двигателями КР-17А. Серийная постройка самолета «141» была развернута во второй половине 70-ых годов двадцатого века на Харьковском авиационном заводе (бывший № 135 ), всего до момента окончания серии во второй половине 80-ых годов XX века завод выпустил 152 экземпляра самолета «141».
Первую установочную партию беспилотных самолетов числом 10 экз. оснастили двигателями типа Р9А-300 (вариант авиационного ТРД РД-9Б самолета МиГ-19, а после этого, по окончании освоения в серии КР-17А, ХАЗ перешел на серийный выпуск самолета-разведчика с ним. По окончании государственных испытаний и окончания заводских комплекс «Стриж» принимается на вооружение Советской Армии.
По большей части комплексы поступили в части, дислоцированные на западных границах СССР, и по окончании распада последнего большинство из них появилась в собственности новых свободных стран, в частности вооруженных силах Украины. Кроме главного разведывательного варианта, ОКБ прорабатывало самолет-мишень на базе Ту-141.
ЛТХ:
Модификация: Ту-141
Размах крыла, м: 3,875
Протяженность самолета, м: 14,33
Высота, м: 2,435
Площадь крыла, м2: 10,00
Масса, кг: 5370
Тип двигателя: 1 х ТРД КР-17А
Большая скорость, км/ч: 1110
Практический потолок, м: 6000
Минимальная высота полета, м: 50
Дальность полета, км: 1000
БПЛА-разведчик Ту-141 «Стриж» в экспозиции музея.
БПЛА-разведчик Ту-141 «Стриж» в экспозиции музея.
БПЛА-разведчик Ту-141 «Стриж» в экспозиции музея.
БПЛА-разведчик Ту-141 «Стриж» в экспозиции музея.
БПЛА-разведчик Ту-141 «Стриж» в экспозиции музея.
БПЛА-разведчик Ту-141 «Стриж» на транспортно-пусковой установке.
БПЛА-разведчик Ту-141 «Стриж» на транспортно-пусковой установке.
БПЛА-разведчик Ту-141 «Стриж» на транспортно-пусковой установке.
БПЛА-разведчик Ту-141 «Стриж» на транспортно-пусковой установке.
БПЛА-разведчик Ту-141 «Стриж» на транспортно-пусковой установке.
Запуск БПЛА-разведчика Ту-141.
Запуск БПЛА-разведчика Ту-141.
Посадка БПЛА-разведчика Ту-141.
БПЛА-разведчик Ту-141 «Стриж». Рисунок.
.
.
Перечень источников:
Время и Авиация. Альфред Матусевич. Реактивные беспилотные разведчики.
В.Г.Ригмант. Под символами «АНТ» и «Ту».
Крылья Отчизны. Анатолий Липатов. В первую очередь — самолеты, ну а летчики…
Фотоархив сайта russianplanes.net
Безпілотні літальні апарати (БПЛА)
Увлекательные записи:
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Оперативный бпла-разведчик «пчела-1т».
Разработчик: ОКБ им. А.С.Яковлева Страна: Российская Федерация Первый полет: 1990 г. «Пчела-1Т» — коммунистический и российский разведывательный БПЛА….
-
Сверхзвуковой дальний бпла-разведчик ту-123 «ястреб».
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1961 г. Параллельно с работами по ударному беспилотному самолету «121» в ОКБ начались проектные…
-
Оперативно-тактический бпла-разведчик ту-300 «коршун» («300», «строй-ф»).
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1991 г. БПЛА Ту-300, либо по кодификации «Коршун-У», есть советским и русским ударным тактическим…
-
Оперативный бпла-разведчик «шмель-1».
Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1989 г. «Шмель-1» — БПЛА малой дальности, рекомендован для ведения разведки в тактической глубине, и…
-
Тактический бпла-разведчик ту-243 «рейс-д».
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1987 г. В конце 70-х годов, по окончании поступления в армии комплекса «Рейс», встал вопрос о его…
-
ВР-2 «Стриж» — комплекс советских оперативно-тактических многоразовых разведывательных БПЛА созданных экспертами ОКБ Туполева. Был создан в следствии…