Роль сввп в фолклендском конфликте 1982 г. (часть 2 и 3)

По замыслу, первый удар наносила стратегическая авиация Англии – два бомбардировщика «Вулкан» (ХМ598 и ХМ607) должны были скинуть на аэропорт Порт-Стэнли 42 454-кг авиабомбы и сокрушить его ВПП. Но имелась маленькая сложность – расстояние от острова Вознесение, где базировались английские самолеты, до Порт-Стэнли достигало 5800 километров, тогда как боевой радиус «Вулканов» не превышал 3700 км.

Казалось бы, ничего ужасного – несложный арифметический подсчет подсказывает, что для обеспечения удара нужно было дозаправить самолеты где-то на половине пути от о. Вознесения до Фолклендов при полете до Порт-Стэнли, и еще раз при возвращении, но гладко было на бумаге А вот в действительности бомбардировщикам потребовалось пять дозаправок. На каждого. Соответственно, для обеспечения вылета всего лишь двух боевых самолетов потребовалось десять самолетов-заправщиков «Виктор».

Эта английская операция («Блэк Бак-1») дает прекрасную пищу для размышлений всем, кто обожает порассуждать о том, как авиация сухопутного базирования полками вылетает делать боевые задания на просторы Мирового Океана. Для одного-единственного самолета, для одного-единственного вылета на расстояние, превышающее его боевой радиус в отнюдь не поражающие воображение 1,6 раза, потребовалось ПЯТЬ «воздушных танкеров».

И добро бы в следствии сделали нужное дело, увы, «Блэк Бак 1» закончилась оглушительным провалом. Оба «Вулкана» вылетели с о. Вознесения 30-го апреля в 19.30, но один из них по техническим обстоятельствам был должен прервать полет и возвратиться на базу. Второй все же достиг цели, но ни одна из его бомб ВПП не задела – ближайшее попадание зафиксировано в 40 метрах от южной оконечности полосы.

Действительно, одна из бомб случайно угодила в размещение аргентинского 601-го батальона ПВО и убила двух часовых, но вряд ли это можно считать громадной победой английского оружия.

Реакция аргентинцев на английскую атаку не меньше занятна – спустя 180 секунд по окончании атаки (состоявшейся примерно в пять утра) была заявлена боевая тревога, и руководство ВВС, опасаясь повторных налетов, решило прикрыть Фолкленды истребительной авиацией. Смотрелось это так – с авиабазы Рио-Гальегос вылетела авиагруппа с прекрасным позывным «Хищник», в которую входило аж целых два «Миража III».

Вылет состоялся спустя практически два часа по окончании атаки – в 06.40, и спустя еще 50 мин., к 07.30, истребители прибыли к месту действия. Покрутившись над районом пара мин., самолеты вынуждены были ложиться на обратный курс – на большее им просто не хватало топлива, а механизмы воздушной заправки на них отсутствовали.

В 08.38 оба «Миража» приземлились на родную авиабазу, и в случае если вычислять, что обратный путь занял у них те же 50 мин., то получается, что в самом лучшем случае истребители снабжали ПВО островов целых 10 мин.. Смысла в подобном «прикрытии» не было никакого, возможно предположить лишь, что руководство ВВС предпочло делать хоть что-то, чем не делать по большому счету ничего.

Но, справедливости для напомним, что обеспечение ПВО морских объектов силами сухопутной авиации, вынужденной функционировать на предельный боевой радиус, к 1982-му году очень сильно улучшилось если сравнивать с временами второй мировой. В армейские годы самолеты имели возможность прилететь через дни либо не прилететь по большому счету, а тут — спустя каких-то два с половиной часа по окончании атаки целых два истребителя аж на 10 мин.! Тут, действительно, необходимо учитывать, что острова – не суда, их положение в пространстве известно досконально и «промахнуться» мимо них достаточно непросто, а вот если бы «Миражи» получили приказ закрывать корабельную группу, то, вероятнее, они или не нашли бы ее за те 10 мин., каковые оставались в их распоряжении, или же, чудесным образом найдя собственные суда, приветственно взмахнули им крылом, по окончании чего вынуждены были возвращаться.

Роль сввп в фолклендском конфликте 1982 г. (часть 2 и 3)

Но возвратимся к Фолклендам – в 07.45 аргентинцы, пробуя как-то обеспечить ПВО островов, подняли в атмосферу еще несколько «Даггеров» с базы Рио-Гранде. Итог был тем же самым – прибыв к Фолклендам, самолеты охраняли пара мин. и, никого не найдя, улетели назад.

Но время шуток доходило к концу — в дело вступил Королевский флот. Утро 1 мая застало английские эскадры на боевых позициях – TF-317 разделилось на 2 соединения по одному небольшому отряду и авианосцу судов охранения в каждом, помимо этого, как минимум одна группа радиолокационного дозора заняла позицию между островами и основными силами.

Наряду с этим несколькопод руководством авианосцем «Гермес», маневрировала в 95 милях восточнее Порт-Стэнли, а несколько «Инвинсибла» — в 100 милях северо-восточнее Порт-Стэнли, расстояние между ними было мало. По замыслу операции, 12 «Си Харриеров» «Гермеса» должны были ударить по двум главным авиабазам аргентинцев на Фолклендах, а восьмерка СВВП «Инвинсибла» снабжала ПВО соединений. Наряду с этим пара самолетов с «Инвинсибла» выдвинулась в сторону Порт-Стэнли, на случай появления аргентинской истребительной авиации над островами.

Англичане действовали как по книжке – в самом хорошем смысле этого слова. Двенадцать ударных самолетов нападали обе авиабазы практически синхронно – в 08.30 первая четверка «Си Харриеров» обрушилась на позиции зенитчиков, вторая ударила по ВПП и сооружениям аэропорта Порт-Стэнли (база «Мальвинские острова»), а минутой позднее третья несколько атаковала базу «Кондор».

Тактическая внезапность была полной – в Порт-Стэнли англичане стёрли с лица земли склад горючего, пара гражданских самолёта и 4 зданий аэродрома, на базе «Кондор» погиб штурмовик «Пукара» (накрытый кассетными бомбами на протяжении взлета), два вторых были повреждены. В ответ аргентинские зенитчики смогли проковырять 20-мм боеприпасом дырку с кулак величиной в хвостовой части одного из «Харриеров» — на авианосце самолет подлатали за несколько часов, и он воевал .

Приблизительно одновременно с этим англичане высаживали разведгруппы в районах Фолклендского пролива, окрестностей поселков Порт-Дарвин, Гус-Грин и Портговард, бухт Блаффков, Порт-Стенли, Кау, Порт-Сальвадор, Фокс-Бэй и т.д. Британцы осматривались в отыскивании подходящих для высадки мест, контролировали сухопутную оборону аргентинцев В 08.40, спустя 10 мин. по окончании начала атаки аэропортов английскими самолетами, с континентальных баз поднялись в воздух две пары «Даггеров», каковые кроме этого постарались обеспечить воздушное прикрытие островов, и опять это закончилось ничем – покружившись мало над Фолклендами, «Даггеры» ушли, не найдя соперника.

Но не требуется думать, что действовали одни только пилоты воздушных автомобилей – моряки также развлекались вовсю. Утром к северу от островов единственная аргентинская ПЛ «Сан-Луис» услышала шумы – это были суда английского радиолокационного дозора: эсминец «Ковентри» и фрегат «Эрроу». Аргентинские подводники выпустили торпеду SS-T-4 «Телефункен» по «Ковентри» с дистанции чуть больше 6 миль.

Совсем немногое отделяло Аргентину от большого военно-морского успеха – чуть-чуть везения, и лавры «Конкэрор» достались бы «Сан-Луис», но хваленое германское уровень качества дало сбой – приблизительно через 3 60 секунд по окончании залпа оператор сказал, что управление торпедой утрачено, и вся надежда остается лишь на ее головку самонаведения. Увы, она была не через чур сообразительной и навелась на торпедную ловушку, которую буксировал за собой фрегат. Прямое попадание торпеды стёрло с лица земли ловушку.

Британцы насторожились.

После этого два английских фрегата и три вертолета, спешно взлетевших с «Гермеса» в течение 20 часов, гоняли «Сан-Луис» по местной акватории, причем фрегаты поддерживали гидроакустический контакт, но близко не доходили, а вертолеты сыпали глубинными бомбами и торпедами. Без толку – подводники действовали умело и мужественно. Чуть меньще суток, уклоняясь от атак и используя средства гидроакустического противодействия, они избегали уничтожения и в итоге смогли скрыться.

Ну а в 13.00 случилось сходу два значимых события – от группы авианосца «Инвинсибл» отделились 3 корабля: эсминец «Глэморган», фрегаты «Эрроу» и «Алакрити» и пошли к островам, имея заданием обстрелять позиции аргентинских армий у Порт-Стэнли. В это же самое время чуть было не завязался воздушный бой: звено «Менторов» пробовало атаковать британский вертолет, но наткнулось на дежурные «Си Харриеры» и, само собой разумеется, бежало, скрывшись в тучах.

По некоторым данным, один таковой самолет англичане успели повредить. Сложно сообщить, из-за чего два реактивных самолета с большой скоростью более чем 1000 км/ч не смогли сделать большего против старых винтокрылов, чуть вытягивавших 400 км/ч. Быть может, англичане просто не стали размениваться по мелочам – маленькой радиус действия СВВП потребовал экономии горючего, и, погнавшись за «Менторами», «Си Харриеры» имели возможность потерять реактивные истребители Аргентины.
А после этого началось такое… само собой разумеется, легко рассуждать о событиях прошлого, сидя в комфортном кресле с чашечкой тёплого крепкого кофе. И все же, просматривая о событиях этого дня, всегда возвращаешься к мысли, что словосочетание театр вздора идеально обрисовывает последующие события: но чтобы разобраться в том, что творилось в воздухе над Фолклендскими островами, необходимо сделать маленькое лирическое отступление.

Как уже было сообщено выше, задачей Королевского флота была имитация начала десантной операции, для того, чтобы выманить на себя суда аргентинцев и стереть с лица земли главные силы их флота. Первым шагом в этом направлении, по мысли британцев, стало бы уничтожение авиабаз Аргентины на Фолклендских островах.

Противопоставить кинжальным ударам авиации КВМФ Аргентине было нечего – совокупность обнаружения на островах была очень несовершенной, авиагруппа Фолклендов — неконкурентоспособной, ПВО – открыто не сильный, а мысль обеспечить прикрытие с континентальных авиабаз была утопией из-за чрезмерно громадных расстояний. Исходя из этого воздушные удары англичан оставались безнаказанными, и попытки аргентинцев как-то на них реагировать ничего, не считая грустной ухмылки, не вызывают. Но после этого обстановка кардинально изменилась.

Дело в том, что следующим пунктом в плане английской операции шли десанты диверсионных групп и артобстрелы побережья. А это ставило перед английской палубной авиацией совсем иные задачи: закрывать вертолёты и собственные корабли, перехватывая истребительную и ударную авиацию соперника. Для этого требовалось осуществлять контроль воздушное пространство над Фолклендами, направляя истребители на перехват вторгшегося в оное пространство неприятеля.

Но у британцев не было ни самолетов дальнего радиолокационного оружия, талантливых снабжать целеуказание и разведку, ни самолетов РЭБ (каковые имели возможность бы кроме этого осуществлять радиотехническую разведку), ни кроме того простых разведчиков. Все, чем располагал КВМФ в зоне конфликта – это два десятка тихоходных, по меркам реактивной авиации, самолетов с весьма ограниченным радиусом действия и не сильный РЛС (к тому же не имеет значение различающей цели на фоне подстилающей поверхности). Исходя из этого британцам не осталось ничего иного, не считая воздушного патрулирования, в котором английским пилотам приходилось, как во время второй мировой, надеяться на зоркость собственных глаз, чего, конечно же, было совсем не хватает.

А потому ни о каком контроле воздушного пространства у британцев не шло и речи, но, пребывав неизменно в виду островов, английский воздушный патруль из охотника сам становился дичью. Как бы ни были не сильный и несовершенны аргентинские силы контроля воздушной обстановки, но все же они БЫЛИ, и, иногда засекая британские СВВП, имели возможность наводить на них собственные истребители, подлетающие с континентальных аэропортов. Так, у аргентинцев наконец-то показалось тактическое преимущество, которым они не замедлили воспользоваться.

Ближе к трем часам пополудни аргентинское управление начало склоняться к мысли, что действия британцев вправду являются прелюдией к вторжению, так что решено было совершить разведку боем. Описания того, что случилось дальше, в разных источниках, увы, не совпадают. Не претендуя на полную истину (тут бы не помешало поработать в аргентинских и английских архивах, чего, увы, создатель разрешённой статьи сделать не имеет возможности), попытаюсь изложить довольно непротиворечивую версию тех событий.

Приблизительно в 15.15 в атмосферу встала первая группа из 8 аргентинских самолетов, а также две пары «Скайхоков» и столько же «Миражей». «Миражи» должны были осуществлять ПВО островов, а от «Скайхоков» ожидалось обнаружение надводных судов британцев, готовящихся к высадке – и их атака. Следом за ними, в 15.30 вылетела главная несколько в составе 7 самолетов, а также:
1) Ударного звена из 3 «Даггеров» (позывной – «Торно»), оснащенных двумя 227-кг бомбами любой. «Торно» должны были ударить по разведанным «Скайхоками» судам.
2) Двух пар «Даггеров» (позывные «Белокурый» и «Фортун»), вооруженных ракетами «воздух-воздух» «Шафрир», каковые должны были закрывать ударную группу.

Первая несколько долетела до Фолклендов без приключений, но дальше

В большинстве случаев английский воздушный патруль складывался из двух самолетов, следующих на высоте порядка 3000 м со скоростью в пределах 500 км/ч. И потому очень сложно осознать, как аргентинские операторы радиолокационной станции, размещенной в Порт-Стэнли, умудрились перепутать дежурную несколько «Си Харриеров» с надводным кораблем. Однако, им это как-то удалось, и они направили к «кораблю его величества» только что вышедшие к островам «Скайхоки».

Нужно полагать, пилоты английских СВВП были очень поражены, заметив, кто летит прямо на них, но, очевидно, тут же ринулись в бой.

И несдобровать бы «Скайхокам», но на земле все же сообразили, что кроме того самому современному боевому кораблю, хотя бы и с лучшим английским экипажем, все-таки несвойственно летать на трехкилометровой высоте, и что радар видит не надводную, а воздушную цель. По окончании чего аргентинцы срочно послали на перехват Си Харриеров обе пары «Миражей».

Первая пара пробовала атаковать британцев со стороны задней полусферы, но те вовремя нашли неприятеля и развернулись навстречу. Аргентинцы все равно обстреляли «Си Харриеры» ракетами, успеха не добились и вышли из боя. Не одержав победы, эта пара все же спасла «Скайхоки» от неминуемой расправы и дала последним время отойти.

После этого самолеты разошлись, как видно, и у тех и у других по окончании энергичного маневрирования и атаки заканчивалось горючее. Чуть позднее, приблизительно в 16.10-16.15 вторая пара «Миражей» нашла еще два «Си Харриера» у острова Пеббл. Возможно, это была смена возвратившегося на авианосец патруля, и аргентинцы нападали его, но, снова же, неудачно.

Неприятность аргентинцев заключалась в том, что для уверенного поражения неприятеля им необходимо было нападать с задней полусферы, т.е. зайти в хвост к неприятелю, в другом случае их ракеты практически не имели шансов захватить цель. Но «Си Харриеры» не дали им этого сделать, навязали бой на встречных направлениях и подбили оба «Миража» собственными «Сайдвиндерами», талантливыми поражать вражеские самолеты не только в заднюю, но и в переднюю полусферу.

Один «Мираж» упал сходу, его пилот успел катапультироваться, второй же, пробуя спасти подбитую машину, дотянул-таки до аэропорта Порт-Стэнли. Где и отправился на вынужденную посадку, предварительно скинув подвесные топливные баки и отстрелив ракеты.

Все имело возможность закончиться прекрасно, но, увы, сейчас ПВО авиабазы «Мальвинские острова» выяснилось на высоте: найдя одиночный самолет, расчеты 35-мм зениток приготовились к бою, а в то время, когда тот скинул что-то, подозрительно похожее на бомбы, к тому же и запустил ракеты, всякие сомнения в его принадлежности рассеялись. Самолет был бессердечно расстрелян в упор, его пилот, Гарсия-Куэрва, погиб. Смерть человека, честно сражавшегося за собственную Отчизну, это неизменно катастрофа, но тут будущее пошутила особенно жестоко: павший пилот был автором иллюстраций для учебных пособий аргентинских ВВС, среди которых была и такая: «Твоя жизнь — в твоих руках: воспользуйся вовремя катапультным креслом!»

Так закончился боевой вылет первой группы аргентинских ВВС, но приближалась вторая. Действительно, из семи вылетевших с континентальных авиабаз самолетов осталось лишь шестеро – один «Даггер» с ракетами «воздух-воздух» из звена «Белокурый» по техническим обстоятельствам прервал полет. И нужно же было произойти такому, что именно его напарник, оставшийся в одиночестве, взял целеуказание на два «Си Харриера», шедших к островам (по всей видимости, на смену сравнительно не так давно участвовавшей в сражении паре).

Это разрешило аргентинскому пилоту занять удачную позицию и нападать с пологого пикирования, но после этого ему поменяло хладнокровие, и он выпустил ракету, не ждя уверенного захвата цели ГСН собственного «Шафрира». В следствии «Шафрир» ушел в молоко, разогнавшийся в пике «Даггер» проскочил атакуемую им несколько, на что один из английских пилотов, лейтенант Хэйл, среагировал мгновенно и сбил аргентинца «Сайдвиндером». Пилот «Даггера», Ардилес, погиб.

Но ударная тройка «Даггеров» без помех следовала по изначально проложенному для нее маршруту и скоро вышла на отряд английских судов. Эсминец «Глэморган», фрегаты «Эрроу» и «Алакрити» уже выполнили поставленную им задачу: приблизившись к Порт-Стэнли, обстреляли позиции 25-го пехотного полка, действительно, совсем напрасно. Точность стрельбы была не на высоте, и пребывавшие в укрытиях аргентинские воины утрат не понесли.

Но главным для британцев было не убить какое количество-то солдат, а обозначить присутствие, убедить аргентинцев в скорой высадке, что и было ими достигнуто, а сейчас три корабля отходили на соединение с главными силами и уже ушли от островов на пара десятков миль.

То, что случилось в будущем, может очень сильно огорчить любителей высчитывать, сколько десятков сверхзвуковых ПКР «Базальт» либо «Гранит» способен сбить одиночный эсминец типа «Арли Берк». Так как в теории такие ПКР (уже на низкой высоте) возможно засечь километров с двадцати-двадцати пяти, до корабля им лететь еще секунд 40-50, а ЗУР «Стандарт» возможно производить со скоростью 1 ракета в секунду, и, кроме того тратя 2 ЗУР на одну ПКР, получается, что один эсминец флота США способен совладать чуть ли не с полным залпом советского «убийцы авианосцев» в теории. Ну а на практике оказалось вот что.

Три английских корабля не имели ни мельчайшего предлога расслабляться. Они только что выполнили боевое задание – уйдя от собственного авианосца, обстреляли вражеский берег (английский вертолет, с которого пробовали корректировать пламя, кроме того потопил аргентинский патрульный катер), и сейчас были все основания беспокоиться возмездия – воздушного удара аргентинцев. Родная авиация их не закрывала, так что убирать ладони с пультов управления оружием категорически не рекомендовалось.

И вот, на высокой (вероятнее, сверхзвуковой) скорости, но маленькой высоте на британцев выходит тройка «Даггеров».

Три английских корабля, имевшие в совокупности 4 ЗРК «Си Кэт» и 2 ЗРК «Си Слаг», пребывая в состоянии боеготовности и имеющие все основания ожидать воздушный налет, сумели применять ровно 1 (прописью – ОДИН) ЗРК «Си Кэт» — отличился «Глэморган». «Эрроу» смог начать стрелять из артустановки (на остальных судах опоздали), а «Алакрити» по большому счету «защищался» лишь пулеметными очередями. Что это? Раздолбайство английских экипажей?

На всех трех судах сходу?!!

Само собой разумеется, «Си Кэт» устарел по меркам 1982-го года. Само собой разумеется, его эффективность была низкой. Само собой разумеется, он по всем статьям не просто уступал, но совсем несопоставим с американским «Иджисом».

Но все же данный комплекс делался для замены известных 40-мм зенитных автоматов «Бофорс» и отличался довольно маленьким временем реакции. И однако из 4 ЗРК этого типа в боевой обстановке смог обстрелять скоростную воздушную цель только один! Вопрос не в том, что ЗУР английских судов не попадали в цель, о нет!

Вопрос в том, что при появлении скоростных целей английские ЗРК кроме того опоздали изготовиться к стрельбе.

Работа «Даггеров» не блистала эффективностью, что совсем неудивительно — эти самолеты до самого начала конфликта никто не планировал использовать в качестве морской ударной авиации. Исходя из этого экипажи взяли самый минимум тренировок за маленькое предвоенное время, и этого выяснилось совсем не хватает. Все три самолета скинули бомбы, не попал ни один, но все же неспециализированный счет в этом столкновении был в пользу Аргентины – «Даггеры», обстреляв на протяжении атаки английские суда, добились, как минимум, 11 попаданий в фрегат «Алакрити» и легко ранили одного участника его экипажа, сами же ушли, не взяв и царапины.

Таковой итог нисколько не устроил британцев – и те кинули вдогон уходящему ударному звену «Торно» несколько «Си Харриеров». Возможно, будь у англичан полноценные истребители, аргентинцы поплатились бы за собственную смелость, но у британцев их не было. А тихоходные «Си Харриеры», преследуя отступающие «Даггеры» в течении 130 км, так и не сумели сократить расстояние, дабы применить оружие.

Одновременно с этим аргентинцы вовсе не планировали отдавать звено «Торно» на съедение английским летчикам – в хвост пробовавшей догнать «Даггеры» двойке британцев вышла пара «Фортун». Британцы, оценив шансы, махнули рукой на преследование и, не хотя связываться с севшими им на хвост аргентинцами, вышли из боя. Это решение выглядит пара необычным – уж в чем-чем, но в отсутствии здоровой агрессивности британских летчиков упрекнуть нереально.

Возможно, по окончании преследования их самолеты испытывали неприятности с горючим? В случае если так, то будь у аргентинских истребителей хватает топлива для преследования англичан, они имели бы хорошие шансы добиться победы.

Аргентинцы поднимали самолеты – в небо ушли два звена «Канберра ВАС», ветхих бомбардировщиков, созданных в начале пятидесятых годов. Страно, но факт – «Си Харриеры» сумели перехватить оба звена.

Действительно, малая скорость английских самолетов не разрешила добиться впечатляющего боевого успеха – одно звено, увидев британцев, смогло оторваться от них и в полном составе возвратиться на аэропорт, но второму повезло меньше: британские пилоты сбили одну «Канберру» и повредили вторую. Как бы то ни было, ни один аргентинский бомбардировщик этого типа до английских судов не долетел, а «Си Харриеры» в первоначальный и последний раз за всю историю Фолклендского конфликта показали практически безотносительную эффективность в качестве истребителей ПВО. В соответствии с мемуарам адмирала Вудворта, столь высокая эффективность разъясняется могуществом радара «Инвинсибла», что нашёл летящие «Канберры» приблизительно в 110 милях от авианосца и осуществил наведение на них ближайшего воздушного патруля.

Но аргентинцы отправляли в бой собственную авиацию, причем самым страшным для англичан стал бы налет пары «Супер Этандаров» с ПКР «Экзосет» — ими предполагалось нападать отходящую группу «Глэморган»-«Алакрити»-«Эрроу». Но не сложилось, потому, что участвовавший в операции аргентинский самолет-заправщик перестал работать в самый неподходящий момент, и «Супер Этандары» было нужно отзывать с полдороги. Также, было поднято в атмосферу пара групп «Скайхоков».

Первая из них смогла найти вражеский корабль и нападала его, добившись попадания 227-кг бомбой и несколькими боеприпасами. Но в действительности боевой корабль британцев был беспомощным аргентинским транспортом, так что возможно было лишь радоваться тому, что бомба не взорвалась. Остальные «Скайхоки», быть может, имели возможность выйти на цель, но их распугала наземная работа управления полетов Фолклендских островов.

В случае если аргентинские пилоты безбоязненно шли в бой (пилоты «Канберр», каковые на собственной военно-воздушной рухляди без истребительного прикрытия честно пробовали отыскать и атаковать новейшие корабли англичан, согласно точки зрения автора, золотыми буквами вписали собственные имена в историю морской авиации), то диспетчеры и операторы Фолклендских авиабаз, такое чувство, легко запаниковали. Одно за вторым звенья «Скайхоков» выходили к Фолклендским островам, вслушивались в эфир в ожидании целеуказания на английские суда и приобретали команду срочно уносить ноги, по причине того, что в воздухе находится истребительная авиация соперника!

Потому, что «Скайхоки» никто не закрывал, а сами они с воздушным соперником сражаться не могли, то пилоты ложились на обратный курс и возвращались к себе. Что до англичан, то еще одна группа их судов в 21.00 приблизительно в течение получаса – сорока мин. обстреливала окрестности Порт-Стэнли а также убила одного аргентинского военнослужащего.

Попытаемся проанализировать результаты первого дня боев.

В который уже раз стало известно, что «в случае если пистолет на миллиметр дальше, чем Вы имеете возможность дотянуться, то пистолета у Вас нет». Восемьдесят довольно современных и в полной мере боеспособных самолета Аргентины совершили в общем итоге всего лишь 58 боевых вылетов (28 либо чуть меньше – «Миражи и «Даггеры», 28 – «Скайхоки» и 2 -Супер Этандары), из которых большинство была совсем ненужной тратой авиационного топлива. Авиация Аргентины, пребывав практически в 800 километрах от Порт-Стэнли, не смогла обеспечить ПВО Фолклендских авиабаз от 21 английского самолета («Вулкан» и 20 «Си Харриеров»).

Английских самолетов было мало, да и были они не лучшего качества, но возможность «трудиться» с довольно маленьких расстояний, которую обеспечила мобильность их «плавучих аэропортов», разрешила им совсем без всяких последствий наносить удары по наземным целям соперника. В воздушных битвах «Си Харриеры» показали собственный превосходство над «Миражами».

Но это превосходство базировалось не на лучших ТТХ английских самолетов, а на лучшем оружии и верно подобранной тактике воздушного боя. «Сайдвиндеры», которыми были оснащены «Си Харриеры», владели достаточно чувствительной инфракрасной ГСН, дабы «захватывать» вражеский самолет с передней полусферы, что стало очень неприятной неожиданностью для аргентинских пилотов. Аргентинцы располагали ракетами, талантливыми «захватывать» соперника лишь с задней полусферы, исходя из этого задачей аргентинцев было выйти в хвост «Си Харриерам», тогда как англичанам достаточно было навязать сопернику бой на встречных направлениях.

Кроме этого направляться иметь в виду, что британские пилоты имели обширный опыт учебных воздушных боев с «Миражами» (которыми были оснащены ВВС Франции) и перед отправкой на войну успели хорошенько потренироваться еще. Франция не скрывала от Британии ТТХ собственных самолетов, исходя из этого британцы в совершенстве знали как сильные, так и не сильный стороны французских истребителей. В свое время у тактиков Аргентины была возможность ознакомиться с «Харриерами» (этот самолет в 70-х годах демонстрировался в Аргентине на протяжении рекламного турне), но они ей не воспользовались.

И все же, располагая более удачной позицией и имея личное превосходство над соперником, английская палубная авиация провалила как минимум две из трех возложенных на нее задач.

Да, «Си Харриеры» смогли ударить авиабазы Фолклендов, но их боевого потенциала не хватило на то, дабы вывести их из строя, тем самым первый пункт английского замысла был невыполненным. Попытка добиться господства в воздухе над Фолклендами кроме этого потерпела неудачу – британцы никак не смогли воспрепятствовать полетам аргентинцев над островами.

В этом районе случилось четыре воздушных боя (неудачный перехват «Менторов» и три схватки «Миражей» с «Си Харриерами»), но все три боя «Миражей» с англичанами случились по инициативе аргентинцев. Тем самым стало известно, что кроме того плохонькая работа контроля воздушной обстановки значительно лучше, чем ее отсутствие – из трех воздушных боев между истребителями как минимум два завязались в следствии целеуказания с почвы, причем в одном из этих двух случаев (атака Ардилеса) английские пилоты были захвачены неожиданно.

Единственную задачу, которую британским СВВП помой-му удалось решить – это прикрытие собственных судов от атак аргентинской авиации. Из трех групп вражеских самолетов (три «Даггера» звена «Торно» и два звена «Канберр») добралось до британских судов лишь одно звено. Но обращает внимание то, что удачи Си Харриеров (перехват доисторических «Канберр») связан с внешним целеуказанием (радар Инвинсибла), а вот сорвать атаку современных «Даггеров» либо хотя бы наказать последних на отходе английским пилотам не удалось.

Так, итоги первого дня боев были разочаровывающими для обеих сторон. Аргентинцы понесли чувствительные утраты в новейших самолетах, не добившись никакого результата, и убедились в несовершенстве собственной островной ПВО. Британцы не смогли ни стереть с лица земли авиабазы Аргентины на Фолклендах, ни добиться господства в воздухе.

Но аргентинцы, пускай и ценой крови, смогли распознать слабости ПВО, снабжаемой «Си Харриерами», и имели возможность сейчас создать тактику ее прорыва. Англичане также кое в чем преуспели – их активность убедила аргентинское военное управление в том, что масштабная десантная операция началась. И еще перед тем, как в воздухе над островами закипели первые воздушные битвы, главные силы флота Аргентины забрали курс на Фолкленды, получив приказ атаковать силы соперника в момент высадки.

ЧАСТЬ 3

Итак, 1-го мая 1982 г. аргентинцы уверились в скорой высадке британцев и подготавливались кинуть в бой собственный флот. Демонстрационная несколько TG-79.3 в составе крейсера «Генерал Бельграно» и двух ветхих эсминцев должна была имитировать наступление с юга и отвлечь на себя внимание английских начальников.

Сейчас главные силы в составе TG-79.1 и TG-79.2, складывающиеся из авианосца «Бентисинко де Майо», современных эсминцев «Сантисимо Геркулес» и «Тринидад» (тип 42, аналог несчастного «Шеффилда») и трех корветов должны были ударить палубными «Скайхоками» с расстояния в 120 миль по судам британцев. Их атаку должны были поддержать звено «Супер Этандаров» с ПКР «Экзосет», подлодка «Сан-Луис» и, само собой разумеется, ударные самолеты с континентальных авиабаз. Командующий аргентинским флотом приказал начать операцию утром 2 мая, сразу после развертывания тактических групп.

Примечательно, что кроме того при успехе TG-79.1 и TG-79.2 аргентинцы не собирались бросать в бой собственный легкий крейсер. По их плану, в том случае, если английский флот будет разбит, судам TG-79.3 следовало заняться пиратством на коммуникациях соперника. Так, аргентинцы очень реалистично оценивали возможности ветхого артиллерийского корабля, назначив ему в соперники суда снабжения и одиночные транспорты англичан.

Аргентинский замысел будущего сражения направляться признать разумным и имевшим хорошие шансы на успех. В случае если что-то и имело возможность сокрушить британцев, так это сосредоточенный удар авиации ВМС (палубные «Скайхоки» и «Супер Этандары») и ВВС («Скайхоки и «Даггеры» с континента).

Попытка атаковать британцев одними лишь силами флота стала бы очевидным сумасшествием, потому, что TG-79.1 и TG-79.2 в два раза уступали британцам в численности палубной авиации, а их «Скайхоки» не могли ни обезопасисть себя в воздухе, ни обеспечить ПВО соединения. Наряду с этим на шести судах основных сил аргентинского флота имелось всего лишь два ЗРК («Си Дарт»), чего было очевидно не хватает для борьбы кроме того с таковой куцей авиагруппой, какой располагали британцы. Что касается «Экзосетов» корабельного базирования, то, как уже замечалось ранее, создатель не знает, сколько таких ракет было в распоряжении флота Аргентины, но точно как мы знаем, что идею сближения с английским соединением километров на 35-40 (дальность полета ММ38 — 42 км) с последующим массированным залпом ПКР никто в аргентинском флоте не рассматривал. Не смотря на то, что британский командующий адмирал Вудворт вычислял такую атаку вероятной и опасался ее действительно

Итак, к утру 2-го мая аргентинский флот выдвинулся на исходные, а самолеты ВВС ожидали лишь команды на взлет. Казалось, что аргентинское руководство вычислило все верно: воздушные битвы, высадка и обстрелы побережья десантных групп во второй половине прошедшего дня как словно бы предсказывали скорую высадку британских экспедиционных сил.

Контакты не прекращались и ночью — в 01.55 эсминец «Сантисимо Тринидад» нашёл патрульный «Си Харриер» и обстрелял его ЗРК «Си Дарт», действительно, напрасно. Так что восход солнца 2-го мая аргентинцы встретили в полной готовности.

А что делал сейчас английский флот? Совершенно верно равно как и аргентинский, он подготавливался к главному сражению. 317-ое своевременное соединение британцев развернуло собственные боевые порядки в каких-то 80 милях от Порт-Стэнли: в центре боевого построения пребывали оба авианосца и их яркое охранение — фрегаты «Алмаз» и «Броудсворд». Ближнюю территорию ПВО создавали эсминец «Глэморган», фрегаты «Алакрити», «Ярмут», «Эрроу».

Еще три эсминца, расположившись на угрожающих направлениях в 30 милях от основных сил, организовали дальний радиолокационный дозор и, само собой разумеется, воздушные патрули «Си Харриеров» были в первых рядах всех.

Флоты готовься к решающей битве. Расстояние между ними было довольно мало, примерно в два часа ночи, в то время, когда «Си Харриер» и аргентинский эсминец заметили друг друга, между эскадрами чуть насчитывалось 200 миль. К восходу солнца эта расстояние, возможно, стала еще меньше.

Но, однако, сражения не случилось. Из-за чего?

Руководство Аргентины, увы, не воспользовалось представившимся им возможностями. Замысел предусматривал нанесение удара на протяжении десантной операции британцев, а она никак не начиналась. В ожидании английских морпехов аргентинцы допустили очень досадную неточность — они ограничивались авиаразведкой вероятных мест высадки и не отправляли собственные самолеты в море.

В следствии английский флот, пребывавший не через чур на большом растоянии от островов и (по крайней мере, частью судов) в пределах досягаемости «Скайхоков» и «Даггеров», найден не был. Аргентинцы утратили хороший шанс нанести сосредоточенный удар по довольно маленьким силам британцев. Тяжело заявить, что произошло бы, отыщи и нападай аргентинцы 317-е своевременное соединение адмирала Вудворта, но в случае если у аргентинского руководства и был шанс победить британцам, то они потеряли его 2-го мая.

В отличие от своих «оппонентов», английский командующий приложил все усилия чтобы найти основные силы аргентинского флота, но его поиски были бесплодными. Не имея специальных самолетов, англичане вынуждены были применять для разведки СВВП с их ограниченным радиусом и не сильный РЛС. И потерпели фиаско на дистанции, с которой авианосцы времен Второй мировой войны нет-нет, да и обнаруживали неприятеля.

А ведь британцы знали направление, откуда следовало ожидать главные силы «Армада Республика Аргентина» (АРА). Еще 28 апреля американцы сказали своим английским союзникам местонахождение TG-79.3, полученное согласно данным космической разведки, и 30-го апреля аргентинской тактической группе «на хвост» села атомарина «Конкэрор».

Командующий британским соединением не считал это соединение главной угрозой, он полагал, что это приманка, не смотря на то, что и допускал, что, быть может, аргентинцы пробуют забрать его в клещи. В случае если аргентинцам было известно местонахождение его судов, они имели возможность постараться, двигаясь ночью и на полной скорости, сблизиться с британской эскадрой, с тем дабы утром нанести по ней массированный ракетный удар.

Но и в этом случае главная угроза, согласно точки зрения английского адмирала, исходила с северо-запада, оттуда должны были подойти корветы и эсминцы TG-79.1 и TG-79.2, оттуда ударит палубная авиация единственного аргентинского авианосца. В подтверждение этих рассуждений «Си Харриер» нашёл ночью «Сантисимо Тринидад» и рассказал о группе аргентинских судов на северо-западе.

Сейчас адмирал Вудворт верил в том, что разобрался в плане аргентинцев и знает, где искать их основные силы, но ограниченные возможности СВВП не разрешили ему найти соперника. Попытка отыскать неприятеля при помощи подлодки «Сплендит» (ей сказали координаты последнего контакта с аргентинскими судами) кроме этого ни к чему не привела. Адмирал Вудворт был в непростой обстановке.

Не имея информации о местонахождении TG-79.1 и TG-79.2, он осознавал кроме этого, что они смогут быть весьма близко.

До тех пор пока британцы нервничали, аргентинцы устали ожидать. Восход солнца в далеком прошлом миновал, утро сменилось днем, но никакой высадки не последовало. Справедливо рассудив, что сейчас англичане нападать не станут, адмирал Г. Алльяра в 12.30 приказал всем трем тактическим группам возвратиться в районы начального маневрирования.

Аргентинцы отступали для того, чтобы снова занять начальные позиции и выдвинуться для сосредоточенного удара, когда англичане все же произведут десантную операцию. TG-79.3 во главе с «Генералом Бельграно» взяла данный приказ и развернула назад, кроме того не войдя в 200-мильную территорию военных действий. Однако, уйти ей не дали.

Тяжело сообщить, чем руководствовался адмирал Вудворт, запрашивая разрешение об атаке аргентинских судов за пределами территории военных действий. Отступающие ветхий крейсер и два эсминца военной постройки ничем ему не угрожали. Иначе они все же являлись кораблями ВМФ враждебной страны, и отпускать их с миром было не в лучших английских морских традициях.

Психотерапевтическое действие от смерти единственного, но владеющего громадным экипажем аргентинского крейсера имело возможность очень сильно деморализовать (быть может, так и случилось) аргентинский флот. Помимо этого, любой энергичный человек (а у нас нет ни единого основания упрекать адмирала Вудворта в отсутствии энергичности), угодив в непростую обстановку, предпочтет сделать хоть что-то, чем не делать по большому счету ничего. Как знать, не подтолкнет ли смерть «Бельграно» вражеское руководство на какие-нибудь опрометчивые действия, разрешив тем самым британцам найти и стереть с лица земли главные силы их флота?

Но, не считая всего сказанного выше, были и иные мысли: с позиций высокой политики британцам очень нужна была победа на море, и чем стремительнее, тем лучше. К сожалению, до сих пор действия 317-го соединения ни на что подобное кроме того отдаленно не претендовали. Отход TG-79.3 имел возможность посоветовать английскому адмиралу, что и остальные аргентинские суда кроме этого легли на обратный курс, и никакого главного сражения не будет.

Это означало полный провал английского замысла операции — авиабазы на Фолклендах не стёрты с лица земли, господство в воздухе не завоевано, аргентинский флот стереть с лица земли не удалось И что делать дальше? Несоло нахлебавши, болтаться у Фолклендов в ожидании подкреплений? А как же английское публичное вывод, привыкшее к тому, что «где флот — в том месте победа»?

И как воспримут очевидное бессилие Королевского флота в Аргентине?

Неизвестно, какие конкретно как раз резоны вынудили британцев решить, но когда они заключили о полезности уничтожения «Бельграно», то срочно поменяли «правила игры» установленные ими же самими — флот получил разрешение уничтожать аргентинские суда за пределами 200-мильной территории. Ну само собой разумеется, для чего же еще необходимы правила, если не чтобы их нарушать?

В 15.57 «Конкэрор» нанес роковой удар, две торпеды из трех поразили ветхий крейсер, и все было кончено в считанные 60 секунд. На «Бельграно» погас свет, электросеть корабля была необратимо повреждена, прекратили трудиться все стационарные совокупности водоотлива и все насосы, каковые имели возможность бы перекачивать жидкие грузы и методом контрзатоплений выправить крен.

Борьба за живучесть стала неосуществимой, через 20 мин. по окончании удара крен достиг 21 градуса и начальник дал единственно вероятный приказ — покинуть корабль. Передавать его было нужно голосом — корабельная сообщение кроме этого вышла из строя.

Англия ликовала, газеты пестрели заголовками «Скинуть аргентинцев в море», «Поддать им жару», «Взял» а также: «Финальный счет: Британия 6, Аргентина 0». Английский обыватель взял собственную победу Аргентина, напротив, скорбела — многотысячные митинги, приспущенные знамёна.

В целом же обстановка с потоплением «Бельграно» до боли напоминает смерть германского броненосного крейсера «Блюхер» в Первую мировую. Тогда из-за неверно осознанного сигнала, эскадра адмирала Битти, вместо того, дабы добить отступающие германские линейные крейсера, нападала очень сильно побитый корабль, что и без этого от британцев никуда бы не делся. «Все считаюм, что мы добились потрясающих удач, а в действительности — потерпели ужасное поражение», — писал об этом случае Битти.

Доблестный (создатель пишет это без тени ехидства) английский адмирал умел принимать истинное положение дел и осознавал, что потерял отличный шанс нанести немцам чувствительное поражение, а вместо этого «победил» никчемный, в неспециализированном-то, корабль. Но в случае если в годы Первой Мировой лишь досадная неточность помешала Битти достигнуть успеха, то в первой половине 80-ых годов XX века адмирал Вудворт не смог найти и разбить основные силы «Армады Республика Аргентина» в связи с отсутствием возможности вести какое количество-то результативную воздушную разведку — у него просто не было самолетов, талантливых ее создавать. В итоге, не сумев добиться победы подлинной, английский командующий должен был ограничиваться победой мнимой.

Но, психотерапевтическая победа (а это также много!) досталась британцам: по окончании смерти «Генерала Бельграно» аргентинский флот больше не испытывал судьбу, и надводные суда АРА отошли к побережью Аргентины, не пробуя больше вмешиваться в конфликт. Вероятнее, аргентинцы поняли, как уязвимы их тактические группы, маневрировавшие в «шаговой доступности» от Фолклендских островов, для современных подводных лодок, не смотря на то, что совсем нельзя исключать, что адмирала Алльяру заставили «кутать флот в вату» аргентинские политики.

Но все это было позже, а до тех пор пока британцы поднимали в атмосферу вертолёты и самолёты в бесплодных отыскивании аргентинских судов на севере. Но главные силы флота АРА уже ушли, и в качестве утешительного приза англичанам достались только два маленьких кораблика водоизмещением по 700 тысячь киллограм любой.

Наряду с этим перевозивший мины «Комодоро Самеллера» взорвался, пораженный с вертолета «Си Кинг» ракетой «Си Скьюа» и погиб совместно со всем экипажем, а «Альферес Собрааль», взяв две такие ракеты, все же сумел возвратиться в родной порт. Британские пилоты, замечая взрывы собственных ракет и разгорающийся пожар, посчитали его стёртым с лица земли, но экипаж сумел спасти себя и корабль. Больше ничего увлекательного ни 2-го, ни 3-го мая не случилось.

Одержав «победу» над несчастным «Генералом Бельграно», британцы имели большое количество предлогов для задумчивости. Публичное вывод ликует — это замечательно, вот только что делать дальше? Так как ни одна задача, находившаяся перед английскими экспедиционными силами, так и не была решена.

Массивный корпус тонущего аргентинского крейсера удачно заретушировал тот факт, что английская операция провалилась по всем пунктам: аэропорты не стёрты с лица земли, о господстве в воздухе возможно лишь грезить, аргентинский флот не разбит, соответственно, ни одной предпосылки для успешной высадки десанта не создано. Перед британским руководством восстала тень Чернышевского с его извечным вопросом: «Что делать?»

Увы, сумрачный английский штабной гений не придумал ничего лучшего, как с точностью до запятой повторить все мероприятия только что завершенной операции! В ночь с 3-го на 4-е мая британцы снова послали два стратегических бомбардировщика «Вулкан» громить ВПП базы «Мальвинские острова» (аэропорт Порт-Стэнли). Снова на обеспечение двух боевых самолетов было нужно послать 10 «летающих танкеров» «Виктор».

Операцию, не мудрствуя лукаво, назвали «Блэк Бак 2», и единственным отличием от «Блэк Бак 1» стало только то, что сейчас оба бомбардировщика смогли долететь до цели. Но в ВПП аэропорта снова не попала ни одна бомба, так что на итоговый итог это никак не повлияло.

Утром 4-го мая 317-е своевременное соединение снова развернулось для атаки авиабаз «Мальвинские» острова «и Кондор» силами собственных немногочисленных «Си Харриеров». Но в случае если в прошедший раз английские СВВП обрушились на аргентинцев громом среди ясного неба, то на данный момент британцы решили побыть вальяжными: вначале в 08.00 они подняли несколько «Си Харриеров», каковые должны были слетать-осмотреть последствия работы «Вулканов», и только позже, ближе к обеду, планировался воздушный удар. Вечером предполагалась высадка маленьких разведгрупп.

Непременно, подлинный английский джентльмен обязан демонстрировать приверженность традиции и различаться тягой к размеренному образу судьбы, но планированию военных действий такие склонности категорически запрещены. Сейчас наученные неприятным опытом аргентинцы вовсе не планировали играть в поддавки с британцами, но действовали совсем по-второму.

В 05.33 утра на аэропорт Порт-Стэнли обрушился град бомб «Вулкан», не причинив никому никакого вреда, но предотвратив аргентинцев о том, что английский флот снова ищет боя. Ответ аргентинского руководства был и разумным, и тактически грамотным — вместо ненужных попыток прикрыть аэропорты истребительной авиацией с континентальных баз, аргентинцы послали собственные самолеты на поиск английских судов, каковые должны были нападать Фолкленды.

Ориентировочно между 08.00 и 09.00 разведывательный самолет «Нептун» вскрыл размещение английского ордера, и в 09.00 в атмосферу встала дежурная пара «Супер Этандаров», любой из которых нес по одной ПКР «Экзосет». В 09.30 «Нептун» передал пилотам «Супер Этандаров» координаты двух английских корабельных групп.

Аргентинская операция была превосходно задумана и великолепно выполнена. Целеуказание, полученное от «Нептуна», разрешило «Супер Этандарам» проложить оптимальный боевой курс — атакующие самолеты заходили с юга, откуда англичане ожидали атаку меньше всего. К тому же на этом направлении полеты спасательной авиации и множественные радиопереговоры самолётов и кораблей (длились поиски экипажа «Генерала Бельграно») очень затрудняли обнаружение боевой группы аргентинцев.

Сами «Супер Этандары» шли на маленькой высоте, с отключёнными радиолокационными станциями и в режиме радиомолчания, что опять-таки было вероятно благодаря целеуказанию с «Нептуна». Также, был предпринят отвлекающий маневр — с авиабазы Рио-Гранде (побережье Аргентины) с целью имитации атаки с отвлечения и запада внимания ПВО был поднят самолет «Лиар Джет 35A-L». В воздухе для прикрытия «Супер Этандаров» и «Нептуна» дежурили две пары «Даггеров».

В 10.30 «Нептун» еще раз уточнил координаты и состав выбранной для атаки группы судов: три надводные цели, одна большая, и две другие мельче. Подойдя на 46 км к английским судам, «Супер Этандары» увеличились до 150 м и включили собственные «Агавы» (РЛС), но соперника не нашли, по окончании чего срочно ушли вниз. Спустя пара мин. аргентинские пилоты повторили собственный маневр и приблизительно за 30 секунд работы РЛС нашли неприятеля.

Действительно, станция радиотехнической разведки эсминца «Глазго» кроме этого засекла излучение «Агавы», что уберегло корабль от громадных проблем. Аргентинцы нападали, но «Глазго», предотвращённый о наличии малоизвестных самолетов поблизости, успел поставить помехи, тем самым отклонив нацелившийся на него «Экзосет». «Шеффилду» повезло куда меньше: атакующую его ракету нашли всего за шесть секунд перед тем, как она врезалась в корпус корабля.

Предстоящее общеизвестно. Борьба за живучесть «Шеффилда» ни к чему не привела, экипаж было нужно эвакуировать, горящий корабль дрейфовал некое время, пока ог

1982 год История войны за Фолклендские острова ..Британия против Аргентины

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: