Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1989 г.
«Шмель-1» — БПЛА малой дальности, рекомендован для ведения разведки в тактической глубине, и для применения в народном хозяйстве.
Работы по созданию мини-БПЛА начаты в ОКБ им. А.С.Яковлева в первой половине 80-ых годов XX века на базе опыта изучения боевого применения израильских БПЛА в войне 1982 года. Первый умелый БПЛА (с ПД мощностью 20 л.с.) совершил первый полет в первой половине 80-ых годов XX века.
Было выстроено 50 предсерийных БПЛА «Пчела», предназначенных для умелой эксплуатации с целью разведки, РЭБ и ретрансляции, снабженных пневматическим посадочным амортизирующим устройством.
В 1985 году началась разработка БПЛА «Шмель-1» пара громадных размеров с четырехопорным шасси. Летные опробования БПЛА «Шмель-1» в варианте, оснащенном телевизионным и ИК оборудованием, начались во второй половине 80-ых годов XX века. В первой половине 90-ых годов двадцатого века начались опробования БПЛА в варианте воздушной мишени.
БПЛА «Шмель-1» аппарат многоразового применения, выполненный по обычной аэродинамической схеме с толкающим винтом в кольцевой насадке. Аппарат запланирован на 10 применений. Старт — при помощи двух твердотопливных ускорителей с маленькой направляющей, размещенной на шасси БМД-1.
Метод посадки парашютно-амортизационный. Шасси четырехопорное, неубирающееся, способно выдержать вертикальную перегрузку 10.
В БПЛА «Шмель-1» употребляется автопилот, складывающийся из:
— вычислителя;
— компаса;
— гировертикали;
— датчиков угловых скоростей;
— электроприводов управления элеронами;
— направления и рулей высоты;
— дроссельной заслонки маршевого двигателя.
На аппарат вероятно смонтировать:
— телевизионную камеру;
— тепловизионную камеру.
Аппарат хранится и транспортируется в сложенном виде в стеклопластиковом контейнере.
БПЛА совместно с наземным оборудованием образует комплекс воздушного наблюдения «Стерх», в состав которого входит интегрированная управления и станция пуска, размещенная на гусеничном шасси военной машины десанта БМД-1, БПЛА и мобильная станция техобслуживания. управления комплекса и Станция пуска «Стерх» снабжает диагностику аппарата перед стартом, пуск БПЛА, управление, и обработку приобретаемых изображений топографической картины на экране в реальном времени.
Оснащен сменными наборами разведывательной аппаратуры, в состав которых входят телевизионная камера, тепловизионная камера, установленные на гиростабилизированной подфюзеляжной платформе. Телевизионная камера имеет переменный дистанционно изменяемый угол обзора (3 — 30?), поле наблюдения ИК датчика образовывает 3,4 высоты полета. Разрешение тепловизионного датчика 3 мрад.
Устойчивость полета БПЛА снабжает автопилот, в состав которого входит вычислитель, компас, гировертикаль, датчики угловых скоростей и электроприводы управления элеронами, рулями направления и высоты, и дроссельной заслонкой маршевого двигателя.
В состав наземной части комплекса входит интегрированная управления и станция пуска, размещенная на гусеничном шасси военной машины десанта БМД-1, БПЛА и мобильная станция техобслуживания.
управления и Станция пуска осуществляет непроизвольный предстартовый контроль, пуск (на каждой машине может перевозиться один контейнер с БПЛА), управление БПЛА, отображение и приём изображения местности на телевизионном экране в настоящем масштабе времени. На видеоконтрольном устройстве, установленном на станции управления и пуска, отображается картина местности, замечаемая с борта БПЛА, и наложенные на нее маршрут аппарата и его текущие координаты.
Обеспечивается приём и управление информации с БПЛА, находящегося на удалении 60 км от управления и станции пуска. Вероятно одновременное управление двумя БПЛА.
БПЛА «Шмель-1» послужил базой для усовершенствованной модели «Пчела-1Т», которая снаружи фактически не отличается от нее.
ЛТХ:
Модификация: «Шмель-1»
Размах крыла, м: 3,25
Протяженность, м: 2,78
Высота, м: 1,10
Масса, кг: 130
Двигатель: 1 х ПД
-мощность, л.с.: 1 х 32
Крейсерская скорость, км/ч: 140
Длительность полета, ч: 2
Практический потолок, м: 3000
Мин. высота полета, м: 100
БПЛА-разведчик «Шмель-1».
БПЛА-разведчик «Шмель-1» в музее ОКБ им. А.С.Яковлева.
БПЛА-разведчик «Шмель-1» в музее Вадима Задорожного.
БПЛА-разведчик «Шмель-1» в музее Вадима Задорожного.
БПЛА-разведчик «Шмель-1» в музее Вадима Задорожного.
Комплекс воздушного наблюдения «Стерх».
БПЛА «Шмель-1» в сложенном виде.
.
.
Перечень источников:
C.Ганин, А.Карпенко, В.Колногоров, Г.Петров. Дистанционно управляемые самолеты.
Крылья Отчизны. Юрий Янкевич. Кому лететь на разведку.
Фотоархив сайта russianplanes.net
Американский беспилотный летательный аппарат разведчик RQ-170 Sentinel
Увлекательные записи:
- Экспериментальный скоростной самолет «сталь-6».
- Легкий самолет ск-4.
- Патрульный противолодочный самолет ил-38.
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Оперативный бпла-разведчик «пчела-1т».
Разработчик: ОКБ им. А.С.Яковлева Страна: Российская Федерация Первый полет: 1990 г. «Пчела-1Т» — коммунистический и российский разведывательный БПЛА….
-
Оперативно-тактический бпла-разведчик ту-300 «коршун» («300», «строй-ф»).
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1991 г. БПЛА Ту-300, либо по кодификации «Коршун-У», есть советским и русским ударным тактическим…
-
Шмель-1 от яковлева. фото и видео. характеристики. история.
«Шмель-1» есть дистанционоуправляемым самолетом малой дальности действия. Его создали с целью ведения разведывательных действий в тактической глубине и…
-
Оперативно-тактический бпла-разведчик ту-141 «стриж».
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1974 г. К работам над беспилотными комплексами «Стриж» и «Рейс» в ОКБ Туполева приступили фактически…
-
Тактический бпла-разведчик ту-143 «рейс».
Разработчик: ОКБ Туполева Страна: СССР Первый полет: 1970 г. 30 августа 1968 года вышло распоряжение Совета Министров СССР № 670-241 на разработку нового…
-
Экспериментальный экраноплан эс-2 «шмель».
Разработчик: ЦЛСТ, Е.П.Грунин Страна: СССР Первый полет: 1974 г. В первой половине 70-ых годов XX века группой молодых экспертов Центральной лаборатории…