Лёгкий самолёт г-10.

      Комментарии к записи Лёгкий самолёт г-10. отключены

Разработчик: Грибовский
Страна: СССР
Первый полет: 1933 г.Лёгкий самолёт г-10.

Данный маленький спортивный высокоплан начал проектироваться уже в МКБ, а его изготовление завершилось в первой половине 30-ых годов XX века. В статье, помещенной в издании «Самолет» № 1 за 1934 год, конструктор В.К.Грибовский так излагал идею самолета Г-10: «Развитие спортивной авиации, развертывание сети аэроклубов, много летного состава, нуждающегося в постоянной тренировке, приводит к колоссальному расходу горючего и капитальные затраты на постройку ангарной площади, задерживает темпы развития спортивной авиации.

Одним из главных дорог сокращения этих затрат есть введение в отечественную совокупность недорогого, маломощного, с малыми габаритами самолета, с летной стороны отвечающего всем требованиям тренировщика. В случае если мы сравним цена самолета со 100-мотором и сильным мотором в 65 л.с. мы возьмём 65% экономии, в то же самое время у нас приблизительно на 40% сократится расход горючего. Требование на ангарную площадь убавится больше чем на 50%, помимо этого, мы возьмём еще множество эксплуатационных польз.»

В октябре-ноябре 1933 года самолет Г-10, оснащенный умелым отечественным двигателем М-23 мощностью 65 л.с., удачно прошел национальные опробования на летно-испытательной станции ВВА им. Н.Е.Жуковского. Не считая ведущего летчика-испытателя Т.Т.Алтынова, в облете самолета участвовали еще семь летчиков из НИИ ВВС, Военно-Воздушной академии им.

Жуковского, ОСОАВИАХИМа и одного из авиазаводов. В отзывах летчиков отмечалось, что Г-10 возможно использован в качестве спортивно-тренировочного для аэроклубов, школ ВВС и ГВФ.

Двигатель М-23, но, поделил судьбу многих умелых изделий и в серию не отправился. По данной причине Г-10 долгое время не эксплуатировался и хранился в ангаре.

В начале 1935 года узнаваемый летчик-спортсмен Центрального аэроклуба СССР Н.Д.Федосеев внес предложение включить самолет в намеченный на сентябрь года круговой перелет спортивных самолетов протяженностью 5500 км. (Перелет данный много раз будет упоминаться в будущем, например, в связи с самолетами Г-15 и Г-20. Исходя из этого уместно привести его полный маршрут: Москва — Неприятный — Казань — Сарапул — Пермь — Свердловск — Челябинск -Магнитогорск — Оренбург — Куйбышев — Саратов — Сталинград — Луганск — Сталине — Днепропетровск — Киев — Брянск — Москва).

Для осуществления собственного предложения Федосеев отыскал старенький двигатель «Walter» мощностью 65 л.с., лично перебрал его и установил на самолет.

Перелет, как и планировалось, занял 7 дней. Г-10 шел на внеконкурсной основе, поскольку имел мотор меньшей мощности, чем остальные автомобили, оснащенные серийными М-11. Не обращая внимания на это, Г-10 удачно прошел целый маршрут, фактически наравне с другими участниками.

Летчик Федосеев за показанную успешный перелёт и инициативу был награжден призом Народного комиссариата обороны СССР — золотыми часами.

Отсутствие серийных отечественных моторов мощностью порядка 60 л.с. не разрешило внедрить Г-10 в более широкую эксплуатацию, и все ограничилось постройкой единственного экземпляра.

ЛТХ:

Модификация: Г-10
Размах крыла, м: 8,40
Протяженность самолета, м: 5,60
Высота самолета, м: —
Площадь крыла, м2: 11,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 330
-большая взлетная: 505
Тип двигателя: 1 х ПД «Walter»
-мощность, л.с.: 1 х 60
Большая скорость, км/ч: 170
Крейсерская скорость, км/ч: 138
Практическая дальность, км: 700
Длительность полета, ч: 4
Скороподъемность, м/мин: 200
Практический потолок, м: 5200
Экипаж, чел: 2.

Легкий самолет Г-10 на аэропорте. 1933 г.

Легкий самолет Г-10 на аэропорте.

Легкий самолет Г-10.

Легкий самолет Г-10.

Г-10 под крылом АНТ-14.

Носовая часть самолета Г-10.

Г-10. Рисунок.

Г-10. Чертеж.

Г-10. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Космонавтика и Авиация. Михаил Маслов. Легкие крылья Грибовского.

Простой самолет из бумаги

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Легкий самолет «омега».

    Разработчик: Грацианский Страна: СССР Первый полет: 1933 г. «Омега» — легкий двухместный самолет. Был выстроен на Харьковском авиазаводе в феврале 1933…

  • Легкий самолет аир-3 «пионерская правда».

    Разработчик: А.С.Яковлев Страна: СССР Первый полет: 1929 г. Во второй половине 20-ых годов двадцатого века на средства, собранные пионерами, была…

  • Легкий самолет г-15.

    Разработчик: Грибовский Страна: СССР Первый полет: 1935 г. Самолет Г-15 проектировался В.К.Грибовским по заданию ЦС ОСОАВИАХИМа как…

  • Легкий гоночный самолет бич-21 (сг-1).

    Разработчик: Черановский Страна: СССР Первый полет: 1940 г. Авиаконструктор Борис Иванович Черановский был неизменным приверженцем бесхвостой…

  • Легкий многоцелевой самолет э-23.

    Разработчик: Михельсон Страна: СССР Первый полет: 1935 г. Применение «лимузинов» как и раньше относилось к частным случаям, три таких аппарата выстроили…

  • Лёгкий самолёт г-23.

    Разработчик: Грибовский Страна: СССР Первый полет: 1936 г. Одной из основных обстоятельств, сдерживающих развитие массовой спортивной авиации в СССР в…