Легкий самолет аир-2 «пионер».

      Комментарии к записи Легкий самолет аир-2 «пионер». отключены

Разработчик: ОКБ Яковлева
Страна: СССР
Первый полет: 1928 г.Легкий самолет аир-2 «пионер».

История самолета АИР-1 взяла совсем неожиданное продолжение благодаря Остину Чемберлену, главе МИД Англии. В феврале 1927 года он выступил с угрозами в адрес СССР, в мае последовал разрыв дипотношений, возросла опасность нападения Англии на нашу страну. Начали поступать бессчётные взносы на постройку самолетов.

К началу 1928 года Осоавиахим передал на упрочнение ВВС около 10 миллионов рублей.

18 июня 1927 года общегородское собрание пионеров Ленинграда, совместно с делегацией пионеров Германии постановило: «В ответ на угрозу войны отечественные отцы вносят деньги на постройку самолетов. Юные пионеры должны кроме этого принять в этом посильное участие.»

Собственный самолет решили выстроить и дети. Под лозунгами «Пионерский ответ Чемберлену», «Отечественный самолет, лети вперед!» газета «Пионерская правда» начала сбор средств на авиетку «Пионер». С обращениями выступили Николай Погодин, Вера Инбер, публиковалась стихи, призывы. Среди них и забавные: «Вместо мороженого и ириски, вносите деньги в «Пионерскую правду», «Эй, кто в том месте ковыряет в носу и не желает думать о собственном стране?»

По копейке, по рублю собрали за год более 8 тысяч рублей на самолет, что строили по типу АИР-1 и потом назвали АИР-2. В первых числах Октября 1928 года «Пионер» поднялся в воздух. «Первый раз в мире парни преподносят собственной стране самолет. В нем имеется и части, выстроенные на средства германских, британских и французских ребят. Авиетка, возможно сообщить, выстроена детским интернационалом», — писала «Пионерская правда». Пионеров и школьников горячо поблагодарили Реввоенсовет и Осоавиахим.

А.С.Яковлев стал почетным пионером. Его бурно приветствовали 500 делегатов общемосковской конференции пионерского актива.

В Доме Авиации на Красноармейской улице сохранились волнующие фотоснимки экскурсии на АИР-2 пионеров 87-го отряда Бауманского района Москвы. Конструктор вместе с ребятами выкатил самолет из ангара и детально поведал о нем.

АИР-2 «Пионер» отличался от АИР-1 формой капота на двигателе «Cirrus» М-1 и отсутствием расчалок между парами передних и задних стоек, соединявших верхнее крыло с фюзеляжем. Расчалки затрудняли доступ в переднюю кабину. Вместо них сделали раскосы вперед от верхнего крыла к фюзеляжу.

Помимо этого, элероны установили лишь на нижнем крыле и поменяли форму горизонтального оперения.

По свидетельству В.Б.Шаврова, за 1928-1931 годы было выстроено шесть самолетов АИР-2 в четырех вариантах, различавшихся в основном двигателями. По его же сведениям, во второй половине 20-ых годов XX века на АИР-2 поставили пятицилиндровый звездообразный мотор «Walter» (60 л.с.), использовавшийся позже на АИР-3 и АИР-4.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века полетел АИР-2С с двигателем «Siemens S13A» (75/88 л.с.) той же звездообразной схемы с пятью цилиндрами. На снимках видно характерное кольцо на моторе — коллектор подогревателя карбюратора выхлопными газами. Данный самолет был поставлен на поплавки конструкции В.Б.Шаврова, каковые отличались малым весом, технологичностью и простотой конструкции. Поплавки не имели поверхностей двойной кривизны и изготовлялись без выклейки. Обшивку сгибали из простых фанерных страниц.

Наряду с этим поплавки имели хорошую гидродинамическую форму. 18 мая 1931 года за 1 час 10 мин. колеса были заменены поплавками и состоялся первый полет с Москвы-реки летчика Б.Л.Бухгольца с В.Б.Шавровым. Позже летали Ю.И.Пионтковский с А.С.Яковлевым. Самолет базировался на водной станции «Динамо» вблизи ЦПКиО, и в один раз Бухгольц пролетел на нем под ветхим Крымским мостом.

Зимний период АИР-2 летал на лыжах.

В июле 1931 года начались опробования АИР-2 с отечественным трехцилиндровым мотором М-23 (НАМИ-65) мощностью 65 л.с. Крылья в первый раз в СССР были сделаны разрезными: верхнее крыло имело автоматические подкрылки, выдвигавшиеся вперед и вверх на громадных углах атаки; на нижнем — замечательные щелевые элероны. Кабины время от времени закрывали целлулоидными колпаками, не снимая козырьков (снять колпак возможно было лишь снаружи по окончании посадки).

На самолете стояла умелая облегченная электроустановка НИИ ВВС для ночных полетов.

Данный АИР-2 удачно прошел опробования на исполнение фигур высшего пилотажа и на штопор. Самолет мгновенно слушался рулей и выходил из штопора без запаздывания.

Схема АИР-2, но без нижнего крыла а также кое-какие его части, к примеру хвостовая, были использованы при постройке во второй половине 20-ых годов XX века АИР-3. Оказался моноплан-парасоль с двумя парами подкосов.

ЛТХ:

Модификация: АИР-2
Размах крыла, м: 8,90
Протяженность самолета, м: 7,00
Высота самолета, м: 2,60
Площадь крыла, м2: 18,70
Масса, кг
-безлюдного самолета: 403
-большая взлетная: 646
Тип двигателя: 1 х ПД М-23
-мощность, л.с.: 1 х 65
Большая скорость, км/ч: 140
Крейсерская скорость, км/ч: 125
Практическая дальность, км: 540
Практический потолок, м: 3534
Экипаж, чел: 2.

Легкий самолет АИР-2 с двигателем «Cirrus» М-1.

Легкий самолет АИР-2 с двигателем «Cirrus» М-1.

  Запуск двигателя «Cirrus» М-1 на самолете АИР-2. В кабине А.С.Яковлев. 1928 г.

АИР-2 с двигателем «Walter» NZ-60 на лыжном шасси.

АИР-2С с двигателем «Siemens» S13A на поплавках.

 А.С.Яковлев запускает двигатель «Siemens» S13A на АИР-2С на поплавках. Москва 1931 г.

АИР-2С с двигателем «Siemens» S13A на поплавках. Москва 1931 г.

АИР-2С с двигателем «Siemens» S13A на поплавках. Москва 1931 г.

АИР-2С с двигателем «Siemens» S13A на поплавках на водной станции «Динамо» в ЦПКиО. 1931 г.

А.С.механик и яковлев Б.Н.Подлесный у АИР-2 с двигателем «Cirrus» М-1.

А.С.Яковлев показывает самолет АИР-2 с двигателем «Cirrus» М-1 школьникам. 9 декабря 1928 г.

АИР-2 с двигателем М-23.

АИР-2 с двигателем М-23.

А.С.Яковлев у АИР-2 с двигателем М-23.

Реплика самолета АИР-2 выстроена в городе Невинномысске во второй половине 90-ых годов двадцатого века.

АИР-2 с двигателем «Cirrus» М-1. Рисунок.

АИР-2 с двигателем М-23. Рисунок.

АИР-2. Схема 1.

АИР-2. Схема 2.

АИР-2. Схема 3.

АИР-2. Схема 4.

АИР-2. Схема 5.

АИР-2. Схема 6.

АИР-2. Схема 7.

АИР-2. Схема 8.

АИР-2С. Схема.

.

.

Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Авико Пресс. Ю.Засыпнин, К.Удалов. Самолеты АИР.
Сайт «Антология Як». (airfield.narod.ru).

ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ В ДВИГАТЕЛЬ САМОЛЕТА ПОПАДЕТ ПТИЦА

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: