Разработчик: Грибовский
Страна: СССР
Первый полет: 1936 г.
Одной из основных обстоятельств, сдерживающих развитие массовой спортивной авиации в СССР в середине 1930-х годов, считалось отсутствие маломощных авиадвигателей. В качестве решения проблемы предлагалось применять автомобильные моторы, каковые, будучи в 5-6 раз дешевле, чем М-11, потребляли к тому же намного меньше топлива. Помимо этого, очень заманчивым представлялось применять вместо высокооктанового и дорогого авиационного простой автомобильный бензин.
Но значительным препятствием для установки автомоторов на самолеты являлся их через чур большой вес.
Попытки обойти это препятствие предпринимались много раз. В 1935 году в Горьковском авиатехникуме ГВФ по проекту конструктора А.А.Смолина выстроили двухместный моноплан КСМ-1 («Коммунистический Альянс Молодежи-1» либо «Комсомолец-1»), оснащенный четырехцилиндровым автомобильным двигателем ГАЗ-А. Двигатель соответствующим образом был доведен и облегчен инженером Е.В.Агитовым на Горьковском автозаводе. В следствии мощность возросла с 40 до 52 л.с.
при неспециализированном весе 140 кг.
Опробования КСМ-1 распознали настоящую возможность установки автомобильного двигателя на самолете. В один момент указывалось, что конструкция КСМ-1 перетяжелена, а это о стало причиной недостаточным значениям летных черт.
При утверждении отчета по опробованиям Глава ВВС РККА Яков Алкснис внес предложение Главному Управлению авиапромышленности выстроить два новых самолета типа КСМ-1, наряду с этим максимально облегчив конструкцию. В будущем заказ переадресовали Осоавиахиму, один самолет выстроили и испытывали впредь до аварии, произошедшей в первой половине 40-ых годов двадцатого века.
Принимая участие в доводке КСМ-1, Грибовский предложил свой вариант самолета с автомобильным двигателем, взявший обозначение Г-23 «Комсомолец-2». Самолет строился в намерено созданном отделе Горьковского автомобильного завода.
Г-23 по большей части повторял более ранний Г-22, но в двухместном варианте и с некоторым повышением размеров. Конструкция древесная, часть крыла и рулевые поверхности оперения обшиты полотном. Кабины открытые, шасси неубираемое, с обтекателями на колесах.
В качестве силовой установки употреблялся четырехцилиндровый двигатель ГАЗ-М-1 (ГАЗ-М-60) от автомобиля М-1 (в просторечии -«эмки»), оснащенный металлическим воздушным винтом диаметром 2,4 м. Данный двигатель кроме этого доводился инженером Е.В.Агитовым. При весе 120 кг его мощность подняли с 52 до 57 л.с. Предстоящее увеличение мощности потребовало применения более высокооктанового бензина, исходя из этого решили остановиться на достигнутых показателях.
Изготовление Г-23 завершилось 15 августа 1936 года, а через несколько недель на аэропорте заводского аэроклуба состоялся его первый полет. По окончании заводских доводок, каковые касались по большей части двигателя, самолет в декабре 1936 года передали на опробования в НИИ ВВС. До февраля 1937 года Г-23 облетали В.А.Степанчонок, М.А.Нюхтиков, П.М.Стефановский и ряд других летчиков-испытателей.
В следствии был сделан вывод, что из-за малой скороподъемности на взлете Г-23 не может быть рекомендован в качестве учебно-тренировочной автомобили. Предлагалось продолжить совершенствование как самолета, так и двигателя.
Во время 24-27 июля 1937 года Г-23 участвовал в гонках спортивных самолетов по маршруту Москва — Севастополь — Москва. Для повышения длительности полета до восьми часов в передней кабине установили дополнительный бензобак, перевоплотив тем самым самолет в одноместный. Вырез кабины прикрыли особым дюралевым щитом-обтекателем.
За 21 час летного времени летчик Гродзянский всецело выполнил условия перелета, преодолев 2584 км пути со средней скоростью 123 км/ч. Наряду с этим очень отмечалась надежная и безотказная работа двигателя на протяжении всего перелета.
В октябре 1937 года Грибовский на Г-22 и летчик В.Расторгуев на Г-23 вылетели в Неприятный для демонстрации Г-23 и привлечении дополнительного внимания управления автомобильного завода к самолетам, снабженным автомобильными двигателями.
Быть может, благодаря данной акции, в осеннюю пору 1937 года Грибовский взял задание на предстоящую доработку Г-23. Вносимые трансформации включили в себя удлинение фюзеляжа на 400 мм, повышение поперечного V крыла и площади вертикального оперения, переделку шасси под колеса меньшего диаметра и др. В это же время, нового, подходящего для самолета автомобильного мотора так и не показалось, исходя из этого машину оснастили авиационным М-11Е мощностью 150 л.с.
Самолет, взявший обозначение Г-23бис, выстроили в июне 1938 года. А уже 23 июля, на протяжении заводских опробований летчик Гродзянский установил на нем интернациональный рекорд для самолетов первой весовой категории, достигнув высоты 7266 м. 2 августа летчик Федосеев достиг еще большей высоты — 7985 м.
В середине 1939 года Г-23бис перегнали в Неприятный, где на автозаводе установили двигатель ГАЗ-11 мощностью 92 л.с. (как раз такая мощность указывалась лично В.К.Грибовским). С новой силовой установкой самолет развивал большую скорость 165 км/ч, крейсерскую — 140 км/ч.
Всецело совершить опробования Г-23бис с автомобильным мотором не удалось. Долгое хранение самолета под открытым небом стало причиной отслаиванию обшивки крыла, которую в одном из полетов сорвало воздушным потоком. В следствии аварии Г-23бис был существенно поврежденным и не восстанавливался.
ЛТХ:
Модификация: Г-23бис
Размах крыла, м: 11,00
Протяженность самолета, м: 6,40
Высота самолета, м: —
Площадь крыла, м2: 15,00
Масса, кг
-безлюдного самолета: 483
-большая взлетная: 713
Тип двигателя: 1 х ПД М-11Е
-мощность, л.с.: 1 х 150
Большая скорость, км/ч: 170
Крейсерская скорость, км/ч: 138
Длительность полета, ч: 5
Скороподъемность, м/мин: 667
Практический потолок, м: 7985
Экипаж, чел: 1-2.
Легкий самолет Г-23 на лыжном шасси на опробованиях в НИИ ВВС.
Легкий самолет Г-23 на лыжном шасси на опробованиях в НИИ ВВС.
Легкий самолет Г-23. Передняя кабина закрыта панелью.
Г-23 в полете. Передняя кабина закрыта панелью.
В.К.Грибовский у самолета Г-23.
Самолет Г-23 на опробованиях. Зима 1937 г.
Гродзянский, Агитов и Грибовский (с папиросой) на фоне самолета Г-23.
Носовая часть самолета Г-23.
Автомобильный мотор ГАЗ М-60 на самолете Г-23.
Мотор ГАЗ-Авиа М-60 на самолете Г-23.
Кабины самолета Г-23.
Механик Эскинд заправляет горючим самолет Г-23бис с двигателем М-11Е.
Самолет Г-23бис с двигателем ГАЗ-11.
Г-23 на лыжном шасси. Рисунок.
Г-23. Схема.
.
.
Перечень источников:
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Б.Л.Симаков. Самолеты страны Советов. 1917-1970.
Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.
Космонавтика и Авиация. Михаил Маслов. Легкие крылья Грибовского.
М-Хобби. Александр Кириндас. Рожденный ездить летать стремиться.
54-килограммовый самолет разработал кубанский конструктор
Увлекательные записи:
- Истребитель и-153 «чайка».
- Транспортный вертолет-кран ка-25к.
- Легкий транспортный самолет dornier do.с iii «komet».
Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:
-
Легкий сельскохозяйственный самолет «цикада».
Разработчик: ООО «Гидроплан» Страна: Российская Федерация Первый полет: 1998 г. «Цикада» — легкий сельскохозяйственный самолет, спроектирован и…
-
Разработчик: Грибовский Страна: СССР Первый полет: 1936 г. Говоря о собственном рвении создавать самолеты с маломощными двигателями, В.К.Грибовский имел…
-
Легкий самолет аир-3 «пионерская правда».
Разработчик: А.С.Яковлев Страна: СССР Первый полет: 1929 г. Во второй половине 20-ых годов двадцатого века на средства, собранные пионерами, была…
-
Разработчик: Грацианский Страна: СССР Первый полет: 1933 г. «Омега» — легкий двухместный самолет. Был выстроен на Харьковском авиазаводе в феврале 1933…
-
Легкий многоцелевой самолет и-2 «импульс».
Разработчик: В.Гаслов Страна: СССР Первый полет: 1989 г. Куйбышевский конструктор Владимир Гаслов внес предложение для деловых полётов и первоначального…
-
Легкий многоцелевой самолет-амфибия л-471.
Разработчик: ООО «ЛАПЛАН» Страна: Российская Федерация Первый полет: 2006 г. Легкий многоцелевой самолет-амфибия Л-471 создан предприятием ООО «ЛАПЛАН»…