Истребитель «моска мб бис».

      Комментарии к записи Истребитель «моска мб бис». отключены

Разработчик: Ф.Моска
Страна: Россия
Первый полет: 1916 г.Истребитель «моска мб бис».

Истребитель «Моска МБбис» — самолет разрабатывался на базе разведчика «Моска МБ», был намного меньших размеров, с двигателем «Le Rhone» либо «Clerget». У «биса» кроме этого были складывающиеся при перевозке горизонтальное оперение и крылья, складывавшееся из одного руля без стабилизатора. Самолет был вооружен одним пулеметом «Lewis» либо «Colt» с отсекателями пуль на лопастях винта либо же ось ствола была направлена поверх диска винта. Синхронизатора на пулеметах не было.

Данный самолет прекрасно летал и использовался в 1916 г. как истребитель, причем «…результаты опробований узнали полное соответствие аппарата боевым требованиям», как было сообщено в акте. Конструктор самолета Ф.Э.Моска взял субсидию в 50 тыс. руб.

По окончании самолета-разведчика «Моска МБ», следующим шагом конструктора стал истребитель. Реально оценивая невозможность получения в русских условиях замечательных двигателей, Моска отправился по пути миниатюризации аппарата. Истребитель, названный МБ бис, в полной мере соответствовал требованиям армейских, в особенности подкупали складывающиеся оперение и крылья.

Задний лонжерон крыльев расстыковывался, после этого крыло поворачивалось около шарнирного (карданного) устройства на первом лонжероне и крепилось к особому узлу на фюзеляже. Горизонтальное оперение на финишах имело маленькие сережки, за каковые и связывалось, как шапка-ушанка, сыромятным ремнем. Нельзя сказать, что вся эта «раскладушка» была придумана как раз Моской, но его несомненная заслуга в уникальных и несложных красивых ответах.

А по большому счету, мысль складывания была не прихотью, а одним из главных строгих требований к первым армейским самолетам. На конкурс армейских аэропланов в 1911 году во Франции требовалось, к примеру, по окончании каждого спуска летательный аппарат разобрать, перевезти на большое расстояние на буксире у автомобиля, после этого собрать и снова встать в атмосферу. Победил тогда «Ньюпор-IV», отыскавший потом столь широкое распространение в Российской Федерации.

Так что Моска только продолжил устоявшиеся традиции.

В первых числах Июня 1916 года самолет прошел опробования на Ходынском аэропорте. Машину облетывали узнаваемые пилоты Евграф Крутень и Константин Арцеулов, давшие ей высокую оценку. Но маломощный авиазавод, до предела загруженный вторыми заказами, не имел возможности сходу организовать серийный выпуск. Лишь в декабре Особенным заседанием по обороне страны «МБ бис» был отнесен к предпочтительным типам истребителей и рекомендован к крупносерийной постройке.

С заводом подписали договор на постройку 125 самолетов с двигателями «Le Rhone» и «Clerget» мощностью 80 и 110 л.с. Вместе с заказанной еще дополнительно сотней «Ньюпоров-11», самолеты нужно было сдать к 1 июля 1917 года. На деле же исполнение заказа шло медлительно и с большим трудом.

Задуманное расширение производства вызвало значительные затраты и не оправдало надежд. К концу мая 1917 года завод сдал лишь 25 автомобилей «МБ бис». А начавшиеся летом забастовки и волнения, и отсутствие оборотных средств и хронические перебои в поставках сырья поставили предприятие на грань провала.

глава производства и Сам конструктор должен был быстро возвратиться на родину. Ангар на Ходынском аэропорте, находящийся в собствености Моска, остался под охраной механика Котильона. Но, не так долго осталось ждать провалился сквозь землю и механик.

Задел производства был неспешно использован в течение 1917-1918 годов. Большая часть этих последних серийных автомобилей испытывал Георгий Братолюбов. Всего заводом было выпущено до полусотни истребителей «Моска МБ бис».

Они использовались в последней стадии войны с немцами, а потом и на разных фронтах гражданской войны. Оружие истребителя складывалось из пулемета «Lewis», установленного на треноге под углом к продольной оси самолета и стреляющего поверх диска винта. Самолеты третьей серии предполагалось оснащать курсовыми пулеметами «Colt» снаружи правого борта.

Для предохранения винта от прострелов планировалось оборудовать машину кулачковыми отсекателями пуль совокупности прапорщика Кулебакина.

Сущность этого достаточно несложного и уникального устройства заключалась в том, что особые кулачки из высокопрочной стали выдвигались из-под капота в момент прохождения лопасти винта через линию полета пули. Опробования, совершённые с 23 по 28 июля 1917 года на Ходынском стрельбище, продемонстрировали безукоризненную работу отсекателей, появлявшихся значительно более надежными, чем первые образцы пулеметных синхронизаторов.

В отчете было отмечено: «…при стрельбе… аппарат и винт никаких повреждений от брызг и осколков пуль не имели. Отсекатель трудился безупречно.»  Масса устройства вместе с креплением и передачей составляла менее пяти килограмм. Единственным недочётом был нерациональный расход части снарядов (приблизительно 10% пуль, попадавших в отсекатели).

Однако, устройство советовали к внедрению в массовое производство с целью оснастить ими все истребители «Моска» и «Моран». Но на дворе уже стояла осень 1917 года…

Заводские мощности по окончании передачи в госимущество были использованы для производства учебных самолетов А.А.Пороховщикова П-IV. Потом завод Моска начал называться Национальным авиазаводом № 25. В 20-х годах в том месте трудился Николай Поликарпов. Очевидно, концепция истребителя «МБ бис» к лету 1917 года уже не имела возможности принимать во внимание передовой, соответствуя скорее начальному периоду воздушного единоборства (финиш 1915 — начало 1916 годов).

И все же, если бы не революция, данный простой, надежный и неприхотливый аэроплан, будучи выстроен много, имел возможность внести заметный вклад в борьбу за господство в воздухе на российско-германском фронте Первой Мировой. Выпущено же было 50 экземпляров до 1918 года и некое количество позднее.

ЛТХ:

Модификация: МБ бис
Размах крыла, м: 7,20
Протяженность, м: 6,10
Высота, м: —
Площадь крыла, м2: 12,10
Масса, кг
-безлюдного самолета: 322
-обычная взлетная: 487
Тип двигателя: 1 х ПД «Le Rhone» либо «Clerget»
-мощность, л.с.: 1 х 80
Большая скорость, км/ч: 130
Макс. скороподъемность, м/мин: —
Практический потолок, м: 3200
Экипаж: 1
Оружие: 1 х 7,7-мм пулемет «Lewis» либо «Colt».

Предшественник истребителя «МБ бис» — самолет-разведчик «Моска МБ».

Первый умелый истребитель «Моска МБ бис». Лето 1916 г.

Истребитель «Моска МБ бис» на русско-германском фронте. 1917 г.

«МБ бис» со сложенными для удобства транспортировки оперением и крыльями.

Истребитель «МБ бис». Рисунок.

«МБ бис» в сложенном виде. Рисунок.

Проекции «Моска MБ бис». Рисунок.

МБ бис. Схема 1.

МБ бис. Схема 2.

МБ бис. Схема 3.

.

.

Источники:
В.Кондратьев. Самолеты Первой Мировой.
М.Маслов. Русские самолеты 1914-1917.
В.Б.Шавров. История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
А.Шепс. Самолеты Первой Мировой. Страны Антанты.

Это не самолет, это просто НЛО: российский истребитель Су-35 потряс Ле Бурже

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Истребитель и-4 (ант-5).

    Разработчик: АГОС ЦАГИ Страна: СССР Первый полет: 1927 г. Все отечественные истребители финиша 1920-х годов в чем-то первенствовали . И-4 являлся первым…

  • Многоцелевой истребитель як-15.

    Разработчик: ОКБ Яковлева Страна: СССР Первый полет: 1946 г. К концу ВОВ стало очевидным, сколь больших удач в области реактивной авиационной техники…

  • Истребитель и-6.

    Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1930 г. Истребитель И-6 проектировался Н.Н.Поликарповым для замены истребителей И-3, уже 14 декабря…

  • Истребитель и-153 «чайка».

    Разработчик: Поликарпов Страна: СССР Первый полет: 1938 г. В сознании людей, интересующихся историей авиации, истребитель И-153 держится пара обособленно…

  • Опытные истребители lohner d.i (typ aa) и dr.i (typ a/111.04). австро-венгрия

    Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за громадную помощь в редактировании данной статьи. Действовавшая в…

  • Истребитель ла-150.

    Разработчик: ОКБ Лавочкина Страна: СССР Первый полет: 1946 г. ОКБ Лавочкина, как и другие отечественные самолетостроительные компании, работу в области…