Опытные истребители lohner d.i (typ aa) и dr.i (typ a/111.04). австро-венгрия

      Комментарии к записи Опытные истребители lohner d.i (typ aa) и dr.i (typ a/111.04). австро-венгрия отключены

Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за громадную помощь в редактировании данной статьи.

Действовавшая в Австро-Венгрии и связанная с денежной империей Камилло Кастильони (Camillo Castiglioni) компания Jacob Lohner Co. – с 1882 года ею руководил Людвиг Лёнер – в течение некоего времени была местом работы прославившегося позднее уроженца Судет Фердинанда Порше. Он учавствовал в ответе технических вопросов при разработке самолётов, а также в создании авиационных двигателей компании Austro-Daimler (Osterreichische Daimler-Motoren A.G., Винер-Нойштадт [Wiener-Neustadt]).

Начиная с 1912 года компания Lohner поставляла Императорско-королевским военно-воздушным силам (Kaiserliche und Konigliche [K.u.K.] Luftfahrtruppen – LTF) самолёты собственной конструкции и на протяжении Первой Мировой стала одним из ведущих производителей авиатехники для LTF. В 1916 году в компании трудился весьма продуктивный конструктор Леопольд Бауэр (Leopold Bauer).

Одним из его проектов стал истребитель собственного рода универсальной конструкции, что имел возможность выпускаться как в варианте биплана, так и триплана (германский Fokker Dr.I и английский Sopwith Triplane оказали собственный действие на умы армейских Австро-Венгерской империи). (Кхм Прототип Dr.I – Fokker V.4 в первый раз взлетел 25 июня 1917 года. Сопвич – 28 мая 1916-го, но на фронте показался только в последних месяцах года, так что не факт, что Бауэр имел возможность о нём знать – redstar72).

На компании программа создания универсального истребителя стала называться Typ AA (в варианте биплана) и Typ A (в конфигурации триплана), а по окончании заказа со стороны Авиационного арсенала (K.u.K. Fliegerarsenal, сокращённо Flars) в августе 1916 года проект взял официальные обозначения D.I и Dr.I и номер типа 111. Руководством Flars были заказаны четыре прототипа, из которых три должны были быть бипланами (111.01, 111.02 и 111.03), а четвёртый – 111.04 – трипланом. Все они должны были оснащаться шестицилиндровыми рядными двигателями водяного охлаждения Austro-Daimler AD 6.

Первый прототип 111.01 (армейский регистрационный номер 10.20) первоначально имел весьма маленький фюзеляж – всего 4,65 м – и вертикальное оперение, складывавшееся из одного цельноповоротного руля направления. 5 сентября 1916 года самолёт был доставлен в Асперн для опробований Flars, но уже первые рулёжки распознали тенденцию автомобили к развороту, и пилот компании Lohner Карл Кригер (Karl Kriger) отказался взлетать на ней. Самолёт был возвращён на компанию для доработок.

Опытные истребители lohner d.i (typ aa) и dr.i (typ a/111.04). австро-венгрия
умелый истребитель-биплан Lohner 10.20 без киля с цельноповоротным рулем направления

В Асперне машина снова показалась только в ноябре с удлинённым до 5,85 м фюзеляжем и увеличенным рулём направления. 29 декабря состоялся первый полёт, за ним последовало ещё пара; но самолёт так же, как и прежде был неустойчив, да и ЛТХ не впечатляли. К тому же в феврале 1917 года прототип потерпел аварию.

В следствии Flars категорически отверг самолёт.

Катастрофический 10.20 опять возвратился на завод, где его вернули, подвергнув наряду с этим большим переделкам. Фюзеляж снова удлинили до 6,35 м, установили неподвижный киль, а широкие I-образные межкрыльевые стойки заменили более классическими для тех лет парными с расчалками между ними. Доработанный самолёт взял обозначение 10.20А.

Его опробования длились до 6 июня 1917 года, в то время, когда он был полностью уничтожен в очередной аварии.

схемы умелого истребителя Lohner 10.20A

умелый истребитель-биплан Lohner 10.20A с удлиненным фюзеляжем, двумя парами межкрыльевых стоек и килем вертикального оперения

К этому времени Леопольд Бауэр всецело переработал второй прототип 111.02 (он же 10.20В); наряду с этим самолёт приобрёл характерный гаргрот, переходящий в киль. Межкрыльевые стойки снова стали I-образными, но к ним добавились V-образные подкосы, идущие от фюзеляжа к верхнему крылу. Первый полёт 10.20В прошёл в Асперне 2 июня 1917 года. С августа по октябрь он испытывался строевыми лётчиками Luftfahrtruppen, но наконец-то опять был отвергнут.

Прототип остался в Асперне и употреблялся для разных опытов впредь до весны 1918 года.

схемы умелого истребителя Lohner 10.20B

оснащенный гагротом умелый истребитель-биплан Lohner 10.20B

В это же время в компании Lohner было завершено изготовление следующего прототипа истребителя конструкции Бауэра – 111.03. Он был фактически аналогичен 10.20В, но бипланная коробка скорее соответствовала 10.20А (с парными стойками и без подкосов), гаргрот стал ещё выше и приобрёл прямолинейные очертания, а руль направления снабдили роговой компенсацией. 111.03 в первый раз взлетел 28 июня 1917 г. и испытывался до октября, но был не лучше собственных предшественников.

В будущем он служил в качестве нелётного планера для обучения механиков.

умелый истребитель-биплан Lohner D.I (111.03) с массивным гагротом и новыми межкрыльевыми стойками

В первый раз самолёт поднялся в воздух в июне 1917 года. Опробования продемонстрировали незначительное повышение летных черт, и самолёт служил в качестве нелетного планера для обучения механиков.

Наконец, четвёртый прототип 111.04 был завершён в варианте триплана. Как и 111.03, данный умелый истребитель-триплан не был принят на вооружение, но в отличие от прошлой автомобили присвоенное ему число так и не было нанесено на борта. Леопольд Бауэр уже не экспериментировал с фюзеляжем самолёта и позаимствовал его от 111.03 фактически без трансформаций, вместе с хвостовым оперением и шасси.

Новыми были, само собой разумеется, несущие поверхности. Верхнее и нижнее крылья имели однообразный размах, в то время как среднее – пара меньший, почему межкрыльевые трубчатые стойки при виде спереди имели наклон. Их дополняли одинарные проволочные расчалки. Все крылья имели двухлонжеронную древесную конструкцию, как и у предшественников-бипланов.

Верхнее крыло было произведено неразъемным, в то время как среднее и нижнее складывались из двух консолей каждое. Элероны, не имевшие аэродинамической компенсации, были размещены не совсем в большинстве случаев – на верхнем и среднем крыльях. От средних частей элеронов верхнего крыла вертикально вниз шли торсионы (трудящиеся на кручение стержни) и соединялись с соответствующими элеронами среднего крыла.

схемы умелого истребителя Lohner Dr.I (111.04)

Конструкция самолёта была цельнодеревянной; фюзеляж, имевший ферменную конструкцию, покрывался (включая и гаргрот) фанерной обшивкой разной толщины, за исключением панелей капота двигателя, изготовленных из алюминиевых страниц. Крыло имело древесный силовой комплект и полотняную обшивку. Подобную конструкцию имел и регулируемый на земле стабилизатор горизонтального оперения.

руль и Элероны направления имели силовой комплект из узких металлических труб и полотняную обшивку. Все стойки (межкрыльевые и опоры шасси) были изготовлены из профилированных металлических труб; межкрыльевые стойки оснащались древесными накладками. Шасси прототипа 111.04 – хорошее, со резиновой амортизацией и сквозной осью.

Изготовление прототипа 111.04 было завершено 23 июня 1917 года – за сутки до начала громадного наступления австро-венгерской армии у Капоретто и через пара дней по окончании провала наступления Керенского. 7 июля летчик-испытатель компании Карл Кригер выполнил на 111.04 полёт над Асперном.

умелый истребитель Lohner Dr.I (111.04); вид спереди

умелый истребитель Lohner Dr.I (111.04); вид сбоку

На следующий сутки самолёт был возвращен компании-производителю для малых трансформаций, и в августе машина снова поднялась в небо. Самолёт набирал высоту 4000 м за 20 мин., а 5000 м – за 26 мин.. Остальные чёрта кроме этого были хорошими, но не превосходили уже поступавший на вооружение LTF истребитель-биплан Aviatik D.I.

Одновременно с этим гауптман (капитан) Оскар Фекете (Oskar Fekete) и обер-лейтенант (лейтенант ) Франц Мюллер (Oberleutnant Franz Muller), назначенные Flars важными за предстоящие лётные опробования, в отличие от заводского лётчика сочли пилотажные особенности триплана всецело неудовлетворительными. Забраковали они и размещение кабины пилота, ограничивавшее обзор вперёд; для самолёта-истребителя это было большим недочётом.

прототип 111.04 был закончен без защитной камуфляжной окраски. Поверхности самолета были покинуты неокрашенными: фанера и полотно были покрыты бесцветным лаком. Лишь алюминиевые страницы в носовой части, колпаки, стойки и соединительные элементы были окрашены серой краской. На самолет были нанесены опознавательные символы в виде несложных тёмных крестов

Опробования длились до августа 1918 года, по окончании чего Flars официально приобрёл самолёт у компании (к этому времени имевшей наименование Lohnerwerke A.G.) и послал на склад. 11 октября 1918 года – незадолго до Венгерской империи-и распада – прототип был списан.

Напоследок направляться заявить, что триплан Lohner 111.04 летал без оружия (оно должно было складываться из двух синхронизированных 8-мм пулеметов Schwarzlose), а его силовая установка складывалась из одного рядного двигателя водяного охлаждения Austro-Daimler AD 6 18-й серии, развивавшего при 1400 об/мин мощность 185 л.с. (136 кВт) и вращавшего двухлопастный древесный винт. Это был один из немногих выстроенных в Австро-Венгерской империи истребителей-трипланов. В отличие от Германии и Великобритании в серийное производство они не пошли, и на этом поприще не удалось прославиться кроме того авторитетным и умелым компаниями дунайской монархии.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип

Lohner D.I (AA, 111.03)

Lohner Dr.I (111.04)

Назначение

истребитель

истребитель

Экипаж, чел.

1

1

Силовая установка:

тип двигателя

Austro-Daimler AD 6 сер.18

Austro-Daimler AD 6 сер.18

мощность, л.с.

1?185

1?185

неспециализированная мощность, л.с.

185

185

Размеры:

размах крыльев, м

7,60

8,80 (верхнее и нижнее)

8,10 (среднее)

протяженность, м

6,35

6,35

высота, м

3,00

3,00

площадь крыльев, м?

20,0

21,0

Вес:

безлюдного, кг

623

693

взлётный, кг

946

946

Лётные характеристики:

Большая скорость у почвы, км/ч

193

178

Крейсерская скорость, км/ч

160

150

Дальность полёта, км

386

360

Практический потолок, м

н/д

6500

Время комплекта высоты, мин:

1000 м

2,66

2,8

4000 м

н/д

20

5000 м

н/д

26

Источники:

  1. Miroslav Balous. Lohner Dr.I (111.04). // Letectvi+Kosmonautika 6/2010, с. 48-49 (Letadla 14-18); чертёж – Petr Kolmann (L+K)
  2. https://en.wikipedia.org/wiki/Lohner_Type_AA
  3. http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft29882.htm
  4. http://flyingmachines.ru/Site2/Crafts/Craft30074.htm

Австрийская империя и Австро-Венгрия в XIX веке

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: