Гидросамолет-истребитель spad s.xiv canon. франция

      Комментарии к записи Гидросамолет-истребитель spad s.xiv canon. франция отключены

В 1910 году французский пионер авиации Арман Депердюссен основал компанию SPAD (Societe Pour les Appareils Deperdussin), которая неспешно стала самым известным и наибольшим авиастроительным предприятием страны. В 1913 году компанией был создан известный особый скоростной гоночный моноплан, установивший всемирный рекорд скорости 200 км/ч. Но в этом же году у Армана Депердюссена начались проблеме с кражей корпоративных финансов, завершившиеся тюремным заключением.

В августе 1913 года компания была заявлена банкротом и была куплена летчиком, предпринимателем и конструктором Луи Блерио. Хотя сохранить раскрученный бренд, Блерио покинул сокращение SPAD. Но фамилия Депердюссен провалилась сквозь землю из заглавия компании, которая именовалась сейчас как Societe anonyme Pour l‘Aviation et ses Derives.

В последних месяцах 1917 во французской авиастроительной компании SPAD приступил к конструкторской деятельности инженер Андре Эрбемон (Andre Herbemont), долгое время помогавший главному конструктору Луи Бешеро.

Вышеупомянутый рекордный самолет Deperdussin «Monocoque» имел не совсем простую для тех лет конструкцию фюзеляжа, что изготавливался в виде цельнодеревянной оболочки. Цельнодеревянные монококовые фюзеляжи Андре Эрбемон начал внедрять в конструкции собственных автомобилей в предпоследнем году войны.

С данным техническим ответом достаточно без шуток был не согласен Луи Бешеро, бывший автором отличных истребителей (и не только истребителей) компании: S.VII, S.XII и S.XIII. Параллельно с разработкой многоцелевого двухместного биплана S.XX с прогрессивным монококовым фюзеляжем Эрбемон занимался несравненно более легким поплавковым истребителем-бипланом S.XIV.

Стимул к созданию данной автомобили показался в августе 1917 года, в то время, когда управлением французской морской авиации было проявлено желание взять замечательный гидросамолет-истребитель для защиты летающих лодок, действовавших в открытом море в составе противолодочных патрулей.

При разработке S.XIV Андре Эрбемон в целях упрощения за базу планера был принят истребитель наземного базирования S.XII, включая силовую установку и вооружение. Фюзеляж прототипа S.XIV был изготовлен на заводе компании Пьера Левассера (одна из многих авиастроительных компаний, производивших по лицензии истребители SPAD) и от стандартного истребителя S.XII отличался лишь несколькими трансформациями.

Для компенсации повышения площади боковой поверхности, позванной установкой двух громоздких поплавков, Андре Хербемонт увеличил вертикальное оперение. Были увеличены руль и киль направления, но сами очертания и форма сохранились. Для сохранения прошлой удельной нагрузки на крыло больший вес самолета был компенсировал повышением площади и размаха крыльев.

Гидросамолет-истребитель spad s.xiv canon. франция
схемы SPAD S.XIV Canon

В передней части фюзеляжа был установлен восьмицилиндровый двухрядный редукторный двигатель водяного охлаждения Hispano-Suiza 8Cb, развивавший на взлете мощность 220 л.с. (162 кВт) и вращавший древесный двухлопастный винт производства компании Levasseur. Редуктор двигателя (цилиндрические прямозубые колеса) был использован неслучайно, потому, что в развале блоков цилиндров была установлена полуавтоматическая 37-мм пушка S.A.M.C. с боезапасом 12 снарядов.

боекомплект и Казённая часть пушки размещались в кабине пилота. Неподвижное стреляющее вперед оружие дополнялось одним синхронизированным пулеметом Vickers калибра 7,7-мм, расположенным в верхней части фюзеляжа справа от продольной оси таком образом, что рукоятка его пребывала в пределах досягаемости пилота.

Планер S.XIV остался всецело древесным. Базу силового комплекта составляли шпангоуты и стрингеры. Силовой комплект дополнялся образовывавшими внешний контур тросами и рейками.

Обшивка фюзеляжа была полотняной в задней части фюзеляжа, в то время как в передней части представляла собой накладки из фанеры.

Двухстоечные крылья, связанные между собой межкрыльевыми системой и стойками из четырех ферм проволочных расчалок, имели полотняную обшивку. Элероны были установлены лишь на верхнем крыле. Верхнее крыло соединялось с фюзеляжем при помощи маленьких кабанных стоек.

Колесное шасси было заменено на несущий поплавки сверхсложный комплект стоек и тросов. Поплавковое шасси было создано Морисом Пейоном (Maurice Payonne) и изготавливалось компанией Пьера Левассера преимущественно из фанеры красного дерева. Для первого прототипа S.XIV поплавки были поставлены компанией Tellier.

первый прототип S.XIV с поплавками компании Tellier

Первый взлет прототипа S.XIV с морской поверхности прошёл в ноябре 1917 года на базе центра морской авиации (CAM – Centre dAviation Maritime) в Сен-Рафаэле (Saint Raphael). Пилотировал самолет летчик-испытатель Беке (Bequete). Ускоренные опробования прошли благоприятно и без особенных неприятностей, исходя из этого ничего не мешало заказать в марте 1918 года 14 экзепляров.

один из первых S.XIV на опробованиях в Сен-Рафаеле

Самолеты изготавливались компанией SPAD, поплавки для них поставлялись компанией Levasseur. В июле 1918 года первые серийные S.XIV были поставлены истребительной эскадрилье центра морской авиации в Дюнкерке. В том месте автомобили оставались до перемирия под руководством лейтенанта Ла Бурта (La Burth) без какого-либо интенсивного развертывания.

серийные S.XIV в центре морской авиации в Дюнкерке

В сентябре 1918 года морская авиация заказала еще 25 гидросамолетов-истребителей S.XIV, но последний самолет был поставлен лишь по окончании войны в начале 1919 года. На протяжении войны во французской морской авиации в эксплуатации пребывало около двадцати самолетов данного типа. Остальные автомобили хранились в Сен-Рафаэле.

По окончании восстановления самолеты состояли на вооружении до двадцатых годов.

у серийных S.XIV киль и фюзеляж вертикального оперения окрашивались в серый цвет. В данный же цвет были окрашены и стойки поплавков. Межкрыльевые стойки и поплавки сохраняли цвет красного дерева. горизонтальное оперение и Крылья покрывались аэролаком и оставались неокрашенными

В первой половине 20-ых годов XX века французы с одного гидросамолета S.XIV сняли оружия и применяли в качестве резервного на проходивших в Монако [1] гонках на кубок Шнейдера. Весьма интересно подчернуть, что компанией SPAD была изготовлена версия с колесным шасси S.24 (по окончании войны вместо римских цифр компания начала использовать арабские).

резервный S.XIV в Монако, 1920 год

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: гидросамолет-истребитель

Компания-производитель: SPAD (Societe anonyme Pour I’Aviation et ses Derives), Париж.

Экипаж: 1 человек

Силовая установка: один восьмицилиндровый двухрядный редукторный двигатель водяного охлаждения Hispano-Suiza 8Cb, развивавший на взлете мощность 220 л.с. (162 кВт)

Размеры:

размах крыльев: 9,80 м
протяженность 7,45 м
высота 2,35 м
площадь крыльев 26,20 м?

Вес:

безлюдного 739 кг
взлетный 1060 кг

Летные характеристики:

большая скорость на уровне моря 205 км/ч
крейсерская скорость 170 км/ч
время комплекта высоты 2000 метров 7 мин 18 сек
практический потолок 5000 м
длительность полета 2 ч

Количество изготовленных: 40 экземпляров

1 — так в тексте, в действительности гонки 1920 года проходили в Венеции

источник: Miroslav Balous «SPAD S.XIV Canon» L+K 07-2012

Dassault Rafale французский Истребитель

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: