Гидросамолет из картона. опытный боевой гидросамолет компании nieuport. франция, 1913 г.

      Комментарии к записи Гидросамолет из картона. опытный боевой гидросамолет компании nieuport. франция, 1913 г. отключены

Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за помощь в редактировании данной статьи.

Гидросамолет из картона. Пожалуй, это первенствовал в мире самолет из композитов – из бакелита и бумаги!

Открыто говоря, об данной машине мало информации. Существует пара догадок о её назначении и происхождении, частично подтвержденных статьями, размещёнными в 1912, 1913 и 1914 годах во французской и особенно зарубежной прессе.

В 1912 году в одном из декабрьских номеров французского авиационного издания в разных статьях сообщалось, что компания Nieuport сооружает «монокок», фюзеляж которого был из прессованной бумаги. Пара месяцев спустя – в августе 1913 года – гидросамолет Nieuport, смотревшийся весьма необычно кроме того по тем временам, был сфотографирован на протяжении состязаний в Довиле (Deauville), где данный самолет, быть может, был лишь в наземной экспозиции. Это был самолет из прессованной бумаги [1], вероятнее пропитанной бакелитом, и существование его было достаточно кратким.

В 1912 году армия Франции начала важные работы по организации авиационных частей, создавая «летающие эскадрильи» из имеющейся в то время материальной базы. Тем временем французский ВМФ пробовал взять гидросамолеты для оснащения нескольких частей В то время – уже практически год – было ясно, что единственным заинтересованным клиентом для зарождающейся авиационной индустрии смогут быть армейские.

Кроме этого 1912 год ознаменован подлинным возникновением гидросамолетов. Тут нужно сделать маленькое отступление. Первый гидросамолет был выстроен в 1905 году Габриэлем Вуазеном (Gabriel Voisin); он воображал собой планер, что буксировался моторным катером и поднимался в атмосферу по окончании комплекта достаточной скорости.

Первый «самодвижущийся» гидросамолет был выстроен Анри Фабром (Henri Fabre) в 1910 году. Но, как мы сообщили ранее, только в 1912 году гидропланы, аэрогидропланы либо гидроаэропланы стали привлекать внимание публики, уже утомившейся от «кругов в воздухе» (sic!) [2] маленького количества богатых светских людей. По окончании первых удач гидросамолетов появились идеи, конечно не сходу, об их армейском применении

В 1912-1913 годах армейское руководство по окончании изучения опыта боевого применения авиации в Триполитании в 1911 году потребовало установить на военных самолетах бронирование для защиты от огня стрелкового оружия пехоты.

Компания Nieuport расположила оперение на финишах двух балок, воображавших собой изготовленный из бумаги монокок. В передней части была расположена бронированная гондола, светло свидетельствовавшая о армейском предопределении гидросамолета.

Гидросамолет из картона. опытный боевой гидросамолет компании nieuport. франция, 1913 г.
Схема гидросамолета Nieuport 1913 года

Как мы знаем, что до Великой войны компания Nieuport строила хорошие монопланы, из которых по окончании установки на поплавки получались хорошие гидросамолеты. Это были автомобили хорошей компоновки с расположенным в первых рядах двигателем и тянущим воздушным винтом. Отчего же компания Nieuport выстроила эту немыслимую машину, сложность которой лишь возрастала из-за размещения в задней части гондолы двигателя с толкающим винтом?

В 1912 году руководство французской армии, прекрасно осведомленное о проводившихся в 1910 году Эйлером (Euler) в Германии успешных опытах по стрельбе в полете, потребовало самолетов, талантливых вести пламя в передней полусфере. Со стороны бипланов никаких неприятностей не было: все или скопировали, или были вдохновлены созданным и изготовленным братьями Габриэлем и Шарлем Вуазенами самолетом Voisin Model 1907, у которого двигатель был установлен в задней части.

Для монопланов этот вопрос воображал значительные неприятности Компания Nieuport, так же как и, к примеру, Bleriot, до войны изготавливала лишь монопланы. По всей видимости чтобы не утратить потенциальный рынок, компания Nieuport, порвав со собственными традициями, создала данный гидросамолет с нелепым внешним видом [3].

Данный необычный двухбалочный гидросамолет компании Nieuport был выстроен и облетан в 1913 году. Это был армейский гидросамолет, созданный под двигатель Salmson с толкающим винтом и снабжавший громадную территорию обстрела в передней полусфере. О данной машине осталось мало сведений. Любая из балок была изготовлена из прессованной бумаги, возможно пропитанной бакелитом

Крылья, без сомнений, отличались фирменным стилем компании Nieuport. Верхнее крыло легко снималось (требование военной авиации 1911 года), имело размах 15 метров и площадь 30 м?. Нижняя плоскость имела площадь 10 м?. Поплавки были обычными для компании Nieuport, но более долгими, чем те, которыми оснащался гидросамолет Nieuport type St-Malo и другие автомобили компании.

Они имели поперечное сечение в виде широкой буквы Т и изготавливались из дерева. Поплавки имели три редана, каковые при виде сбоку придавали их нижней поверхности зубчатый внешний вид. Передние части поплавков были покрыты металлом и имели два «уса» для предотвращения погружения поплавков.

Эти поплавки были созданы Густавом Деляжем (Gustave Delage) – будущим техническим директором компании Nieuport, в то время известным как один из первых офицеров-морских летчиков.

Крепление поплавков к корпусу разрешает высказать предположение, что необычный гидросамолет мог быть использован и в качестве сухопутной автомобили с колесным шасси. Кто знает, возможно, он первоначально и был создан в качестве сухопутного самолета? Мы не знаем. Размещение вспомогательного крыла под бронированной гондолой, в которой размещались наблюдатель и пилот, очень сильно напоминает истребители Nieuport-Delage, созданные компанией в двадцатые-тридцатые годы.

Совпадение либо идеи (упрямство) Густава Деляжа? Эта поверхность, установленная на самолет наземного базирования, имела возможность компенсировать вес и дополнительное аэродинамическое сопротивление поплавков. Две балки, к финишам которых крепилось хвостовое оперение, возможно растолковать размещением двигателя в задней части гондолы. В 1912 году монокок (в то время еще не сложилась практика верного применения данного термина) был в моде.

Материалы, применяемые для получения его, были самыми разнообразными: металл (Morane) – через чур тяжелый и технологические трудности в производстве; пробка и полотно (Bleriot); тюльпанное дерево (Deperdussin) и, наконец, пропитанная бакелитом прессованная бумага, которая, наверное, поддерживалась изнутри каркасом либо лонжероном. Это была легкая, аэродинамически чистая и влагонепроницаемая (по окончании нанесения дополнительного покрытия) конструкция, не меньше прочная, чем созданные Луи Бешеро монококи из тюльпанного дерева, тысячами изготавливавшиеся компанией Deperdussin…

С конца 1912 года компания Nieuport применяла только ротативные двигатели Gnome либо Le Rhone. Установку на этом самолете 110-сильного радиального двигателя Salmson возможно растолковать двумя обстоятельствами. Во-первых, это был один из самых замечательных и надежных моторов того времени; но основное, он имел водяное охлаждение.

Установка ротативного двигателя в задней части гондолы гидросамолета Nieuport не разрешила бы мотору приобретать достаточное количество воздуха, и тем самым не обеспечивалось бы должное охлаждение двигателя.

Фотографии этого бумажного гидросамолета говорят о том, что совокупность управления самолетом была того типа, что был изобретен Эдуардом Ньюпором (Edouard Nieuport). Изменение положения самолета по высоте (вверх и вниз) выполняется следующим образом: отклоняется ручка, по окончании чего в вертикальной плоскости отклоняется расположенная под ногами пилота поворачивающаяся балка, от которой тросы идут к рулю высоты и изменяют его угол относительно нормали.

Двигатель мог быть запущен пилотом из кабины при помощи рукоятки – простого устройства в то время.

Мы не смогли выяснить, где были сделаны снимки самолета. Была ли это Сена? Растительность приводит нас к мысли, что это пресноводный водоем

Билл Ханнан (Bill Hannan), что нарисовал три проекции гидросамолета компании Nieuport, для собственной работы применял фотографии, размещённые в Германии в 1913 году. Как это ни покажется необычным, но германская пресса дала более подробную данные о французском армейском гидросамолете, нежели французская! Благодаря данной информации Ханнан, применявший собственный опыт авиамеханика и моделиста, исправил первые эскизы, созданные на базе имевшихся у нас и отысканных в музее авиации фотографий.

Точно как мы знаем, что бумажный гидросамолет компании Nieuport поднялся в небо и, по словам Билла Ханнана, маленькая вертикальная поверхность, установленная по центру стабилизатора горизонтального оперения, свидетельствовала о некоторых нарушениях курсовой устойчивости… Учитывая низкое удлинение рычага (хвостовые балки были достаточно маленькими) и с учетом их относительной жесткости этот недостаток не приводит к, скорее будет приводить к удивлению его отсутствие!

В конце 1913 года прекращаются упоминания о гидросамолете из бумаги, что, возможно, существовал лишь в одном экземпляре.

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип: Nieuport 1913

Назначение: боевой гидроплан

Экипаж: 2-3 чел.

Силовая установка: один девятицилиндровый радиальный двигатель Salmson 9, развивавший мощность 110 л.с. и вращавший двухлопастный винт

Размеры:

размах крыла 15.3 м
протяженность 8,53 м
высота 3,8 м
расстояние между хвостовыми балками 3 м

  • [1] из пропитанной бакелитом прессованной бумаги делали автомобильные колеса, а в первой половине 40-ых годов XX века кроме того подвесные топливные баки для самолетов. В случае если мало углубиться в прошлое, то возможно отыскать в памяти, что летательный аппарат из романа Жюля Верна «Робур-завоеватель» был кроме этого из прессованной бумаги
  • [2] обращение о кругах в самом что ни на имеется буквальном смысле: в случае если в 1906 а также в 1909-10 годах сам факт полёта вызывал у публики свирепый интерес, восхищение и восторг, то к 1912 году эти полёты блинчиком по кругу уже стали привычными: «Ну летит и летит, чего мы тут не видели?» А вот гидросамолёты – это уже что-то новое, это весьма интересно! – Redstar72
  • [3] было кроме этого множество проектов вторых компаний

источник: Bill Hannan et Michel Benichou «L’hydravion en carton-pate» // Le Fana de l’Aviation 1983-04, с. 36–39

Заказ у России самолета амфибии для Франции и США

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: