Тысяча и одна ночь

      Комментарии к записи Тысяча и одна ночь отключены

Испании имеется что предложить человеку с любыми заинтересованностями: море, пляжи, парки, сокровища мастерства, корриду, окорока, вино, фламенко…

Громаднейшее восторг вызывает колоритная наружность Испании: ее замысловатая архитектура — это необычный исторический справочник, что в дворцах и домах отражает все течения и стили, прокатившиеся по данной стране.

И что весьма интересно — не роскошь и зрелищность Мадрида, не сказочная геометрия Барселоны а также не космическая архитектура Бильбао являются самым сильным магнитом, притягивающим путешественников, а ветхая, таинственная, окрашенная в охристый цвет средневековая архитектура Испании (1). И самое прекрасное и необычное в ней — орнаментальный стиль Арабского Востока. Вспомните историю: пара столетий Испания была во власти мавров, исходя из этого присутствие в ее архитектуре арабского, либо мавританского, стиля ясно.

Тысяча и одна ночь

Неоднократно страна пробовала «хирургически либо косметически» избавиться от арабского следа в собственной истории, но это ей, к счастью, не удалось. Да и необходимо ли было уничтожать превосходные творения восточного зодчества, придающие неординарный колорит культуре страны? К сожалению, так бывало, и в следствии только в архитектуре Андалузии полностью сохранился броский мавританский стиль мудехар.

В других городах Европы — лишь мотивы.

Лорка был прав

Испанская история говорит о «громадной драме», которую пережила страна в Средние века. Победоносно завершилась Реконкиста — борьба с маврами, продолжавшаяся практически восемь столетий. В 711 году они захватили практически целый Пиренейский полуостров. «В данной борьбе были незабываемые примеры доблести, мужества и вероломства… перед лицом общего врага» и другое в том же духе. Однако, во второй половине 30-ых годов XIII века католики отвоевали Кордову, а через двенадцать лет — Севилью.

Продолжительнее всех в руках мусульман оставался Гранадскии эмират, но во второй половине 60-ых годов пятнадцатого века пал и он, и данный момент истории ознаменовался созданием единого испанского страны. Католического, очевидно. Виват, Испания!

Но отчего же тогда пара столетий спустя Федерико Гарсия Лорка в одном из. последних перед его убийством интервью сообщит: «Это были горестные события, не смотря на то, что в школах учат в противном случае! Погибла прекрасная цивилизация: поэзия, астрономия, мавританская архитектура, узкое мастерство, не знавшее себе равных; они принесли в Европу чистоплотность и собственную таинственную культуру… а на их месте поднялся злосчастный, запуганный город…» В данной фразе столько же правды, сколько и печали, но это еще не вся правда.

Аль Андалус — так в восьмом веке назвали арабы данный край Европы, и до сих пор он носит имя Андалузия. Практически восемь столетий тут развивалась и процветала восточная цивилизация, которой весьма многим обязан Запад.

Наука Востока, в особенности математика, бывшая тогда намного выше европейской, благодаря трудам испанских переводчиков стала достоянием северных государств. И не в мусульманстве дело — на него европейцам было глубоко наплевать, никакие религиозные войны не смогли прервать контакта культур: андалузские мотивы звучат в поэзии трубадуров, да и во всей европейской лирике — так как это мавры возродили рифму! А своды северных (а также готических) соборов повторяют лес арок-подков кордовской мечети (2).

Дома мавров с мраморными балкончиками, висевшими над экзотическими садами — действительно, в пара запущенном виде, — возможно заметить в Севилье и Толедо. Каскады воды, цветные стекла — все это воображало резкий контраст с дымными жилищами феодалов Франции, Англии и пр., где ни труб, ни окон практически не делалось. В городах Аль Андалуса горели фонари на превосходно вымощенных улицах.

В это же время в Лондоне кроме того пара столетий спустя не было ни одного городского фонаря, а в Париже еще в семнадцатом веке обыватели тонули в грязи. К тому же арабы были на диво чистоплотны: они носили нижнее белье и довольно часто мылись в банях — шикарные и продуманные арабские бани до сих пор печальным антиквариатом разбросаны по Испании.

А с чего начали правление в Андалузии католические власти? Верно. С запрета мыться в публичных банях.

Было закрыто более четырех тысяч «омовейных заведений».

Словно бы в сказках

Итак, Восток на пороге Средних столетий одарил Европу собственной роскошью и «культурой арабской неги», от чего европейцы позднее удачно отказались. И сейчас только в Андалузии возможно заметить известный мавританский стиль -в зданиях, дворцах и садах, заявленных монументами всемирный культуры.

В Андалузии три области и три столицы: Кордова (переводится как «идея»), Севилья — «страсть», Гранада — «память», в случае если кому весьма интересно. Три города (к тому же Толедо), где возможно отыскать осколки этого художественного стиля, сложившегося в Северной Африке.

Это мастерство считалось мусульманским, не смотря на то, что и ветшайшие синагоги Толедо, Кордовы и других городов Европы выстроены как раз в мавританском стиле (строители и архитекторы были арабы, вторых не было!). Религия мусульман запрещала изображать человека, исходя из этого в мавританском мастерстве творцы были лишены живописи и скульптуры и ограничивались орнаментом и архитектурой. Известные мавританские колоннады и арочки (3), своды, сферы — картина очень замысловатая и волнующая.

И вся эта архитектурно-художественная изощренность покрыта прекрасным орнаментом -арабеском. Арабеск (4) не просто узор, это математика, умножение и повторение, скажем, цветка либо каких-нибудь иных «растительных» мотивов либо фигур . Прекрасно.

И кстати, существенно позднее в балете «арабеском» назовут перемещение танцовщиц в легких па на одной ноге, в особенности ярко представленное в популярном балете «Жизель» Адана…

Основной же показатель мавританского стиля — его закрытость от внешнего-мира. Снаружи дома и дворцы выглядят крепостями, а внутри, за замечательными стенками с ловушками и потайными выходами, скрывается «сокровище» — шикарные апартаменты эргономичной планировки, довольно часто в двух уровнях, с персидскими коврами, огромными кроватями с немыслимым числом подушек…

Из помещений вы выходите во внутренний двор (5) и попадаете в садики с бассейнами и фонтанами, дивными растениями, другими словами в пресловутые «арабские садики», каковые сами по себе также произведения искусства. Арабы первенствовали садоводами в Европе, многие полезные фруктовые деревья были принесены на континент ими.

И, само собой разумеется, представить себе мавританский дворец без. библиотеки нереально. Книги являлись величайшей сокровищем — и это были чудеса каллиграфии. Привычные для нас европейские библиотеки со стеллажами до потолка и балкончиками по периметру имеют мавританское происхождение.

источник: Анатолий Сигалов «Тысяча и одна ночь» «КОНТАКТ-ШАНС» 30-2015

1001 ночь 88 серия (многоголосный)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: