Фоккер d.xxi

      Комментарии к записи Фоккер d.xxi отключены

Фоккер d.xxiОдномоторный истребитель-моноплан с очень извилистой историей создания, начавшейся в 1935 г. Изначально «Фоккер» D.XXI разрабатывался под требования ВВС Голландской Ост-Индии, в соответствии с которым приоритет отдавался не скоростным чертям, а ремонтопригодности и простоте конструкции. В итоге конструктор Э. Шацки внес предложение самолет смешанной конструкции (железный фюзеляж с частично дюралевой, а частично — полотняной обшивкой, древесное с фанерной обшивкой крыло) с неубирающимся шасси. Оружие должно было складываться из 3 7,92-мм пулеметов — синхронного и двух крыльевых.

На стадии проектирования рассматривались разные варианты двигателей, как V-образных, так и радиальных, но в конечном счете выбор произвели в пользу английского 9-цилиндрового звездообразного мотора «Бристоль» «Меркюри» VIS (640 л.с). Как раз его установили на прототип, в первый раз вставший в атмосферу 27 марта 1936 г. Но незадолго до этого события ВВС Голландской Ост-Индии отказались от закупки истребителей, решив сделать упор на развитие бомбардировочной авиации.

ВВС метрополии кроме этого сначала отказались от приобретения D.XXI, аргументируя это недостаточными летными данными самолета -прототип продемонстрировал скорость всего 411 км/ч. Но в 1937 г. правительство Нидерландов, учитывая ухудшение интернациональной обстановки, заказало партию «Фоккеров» D.XXI, отличавшихся от прототипа более усиленным вооружением и мощным двигателем. Самолет строился и на экспорт.

В общем итоге выпущено около 150 D.XXI, из них лишь 46 (включая прототип) — в Нидерландах.

Характеристики самолета «Фоккер» D.XXI (финский 3-й серии)

  • Двигатель: Бристоль «Меркюри» VIII
  • мощность, л.с.: 840
  • Размах крыла, м.: 11,0
  • Протяженность самолета, м.: 8,20
  • Высота самолета, м.: 2,95
  • Площадь крыла, кв. м.: 16,20
  • Масса, кг:
  • безлюдного самолета: 1594
  • взлетная: 1970
  • Большая скорость, км/ч: 460
  • Время комплекта высоты, 6000 м, мин.: 7’30»
  • Практический потолок, м.: 11350
  • Дальность полета, км.: 930

Главные модификации «Фоккер» D.XXI

«Фоккер» D.XXI для ВВС Нидерландов — поставлено 36 автомобилей. Двигатель «Меркюри» VIII (840 л.с). Оружие — 4 7,92-мм крыльевых пулемета «ФН-Браунинг» М36 (боекомплект 300 патронов на ствол).

Выпускались с июня 1938 г. по апрель 1939 г.

«Фоккер» D.XXI для ВВС Дании — поставлено 2 самолета из Нидерландов (в апреле 1938 г.) и 10 собраны по лицензии в 1939-1940 гг. Импортные автомобили комплектовались двигателями «Меркюри» VIS, лицензионные — «Меркюри» VII (830 л.с). Оружие — 2 8-мм синхронных пулемета DISA.

1 самолет в умелом порядке вооружен 2 23-мм пушками «Мадсен» в подкрыльевых гондолах.

«Фоккер» D.XXI для ВВС Финляндии — поставлено 7 самолетов из Нидерландов (в апреле-августе 1937 г.) и 90 выстроено по лицензии. Автомобили 1-й серии (импортные) и 2-й (14 единиц, выстроенных в Финляндии в ноябре 1938 г. — марте 1939 г.) комплектовались моторами «Меркюри» VII, 3-й (21 самолет, выпущенный в марте-июле 1939 г.) — «Меркюри» VIII. В 1940-1941 гг. выпустили 50 самолетов 4-й серии с американскими 14-цилиндровыми моторами «Пратт энд Уитни» SB4-C либо SB4-G «Твин Уосп Джуниор» (825 л.с).

Наконец, в мае-июне 1944 г. собрали 5 автомобилей 5-й серии с двигателями «Пегасус» X (920 л.с). Оружие финских D.XXI складывалось из 2 крыльевых и 2 синхронных 7,7-мм пулеметов «Виккерс» (боекомплект 300 патронов на ствол), за исключением самолетов 4-й серии — те имели 4 7,92-мм пулемета «Браунинг» М39 в крыле. 1 самолет 1-й серии в умелом порядке вооружался 2 20-мм пушками «Эрликон» под крылом.

1 самолет 4-й серии оборудовали убирающимися главными стойками шасси, но по окончании аварии его заменили стандартными неубирающимися.

«Фоккер» D.XXI для ВВС Испании — республиканское правительство купило лицензию на выпуск 50 самолетов, каковые планировали комплектовать советскими двигателями М-25 и пулеметами ШКАС. В 1938 г. собрали и облетали одну машину, но предстоящее производство не осуществлялось.

Боевое использование «Фоккер» D.XXI

В ВВС Нидерландов «Фоккерами» D.XXI вооружили три подразделения — 1-й и 2-й истребительные отряды (JaVa) и 1-й отряд истребительной группы сотрудничества с армией. С началом Второй мировой они привлекались для патрулирования перехвата самолётов и воздушного пространства противоборствующих сторон, нарушавших нейтралитет Нидерландов. К моменту германского вторжения 10 мая 1940 г. ВВС страны располагали 32 «Фоккерами» D.XXI (28 исправных).

В первоначальный сутки войны истребители осуществляли перехваты германских самолетов, сбив 7 вражеских автомобилей ценой утраты 2 собственных. 11-12 мая «Фоккеры» сопровождали бомбардировщики и собственные разведчики, а 13 мая 5 D.XXI штурмовали наземные части вермахта.

В то время, когда 14 мая был взят приказ об эвакуации на территории Англии, 9 «Фоккеров» D.XXI были сожжены. Пара самолетов стали германскими трофеями, но сведения об их применении отсутствуют.

В Дании «Фоккеры» D.XXI поступили на вооружение 2-й АЭ корпуса военном авиации. К моменту германского нападения 9 апреля 1940 г. в ней насчитывалось 8 исправных автомобилей. Никакого сопротивления агрессии они оказать опоздали — аэропорт Вёрлесе, где базировались «Фоккеры», подвергся налету группы Bf-110С.

Единственный успевший встать в атмосферу D.XXI был сбит на взлете, ещё 4 — стёрты с лица земли на летном поле. Затем сопротивление датской авиации закончилось.

истребитель Фоккер D.XXI ВВС Финляндии на лыжном шасси

самая длительной и насыщенной событиями была карьера «Фоккеров» D.XXI в ВВС Финляндии, где ими вооружили группу LeLv 24. К началу советско-финляндской войны 30 ноября 1939 г. в строю было 36 «Фоккеров». Первая воздушная победа на самолете этого типа была одержана 1 декабря, в то время, когда Э. Луукканен сбил бомбардировщик СБ. В будущем ввиду огромного численного превосходства советской авиации пилоты «Фоккеров» получили приказ нападать лишь бомбардировщики.

На этом поприще они добились больших удач — чего стоит, хотя бы, нашумевшая история с уничтожением Й. Сарванто в одном бою 6 января 1940 г. 6 самолетов ДБ-3. В общем итоге на протяжении «зимней войны» пилоты D.XXI записали на собственный счет 119 воздушных побед. Личные утраты составили 12 автомобилей (из них 9 сбитых в воздушных битвах).

По окончании окончания «зимней войны» самолеты «Фоккер» D.XXI передали в группы LLv 30 и 32, нёсшие ответственность за ПВО районов Хельсинки и Турку. LLv 32 уже в июле 1941 г. начала перевооружение на «Хоуки» 75А, сдав последнего «Фоккера» в октябре. LLv 30 летала на D.XXI до февраля 1943 г. Кроме задач ПВО, её самолеты привлекались и для противодействия малым плавсредствами в Финском заливе.

С июля 1941 г. началась передача «Фоккеров» из истребительных частей в группы сотрудничества с армией LeLv 10, 12, 14. В этих частях D.XXI по большей части употреблялись для прикрытия и разведки собственных самолетов-разведчиков, время от времени поднимаясь для перехвата советских самолетов и для штурмовок вражеских наземных объектов (к примеру, полевых аэропортов). Баланс побед/утрат наряду с этим кардинально поменялся: к примеру, пилоты LeLv 14, летавшие на D.XXI, с июля 1941 г. по сентябрь 1944 г. сбили 5 самолетов соперника, утратив 13 «Фоккеров». На фронте «Фоккеры» D.XXI использовались впредь до сентября 1944 г., а в учебных частях летали до 1948 г.

Созданный под существенно заниженные требования, «Фоккер» D.XXI стал далеко не лучшим истребителем начального периода Второй мировой. Но, не смотря на то, что его летные эти не дотягивали до передовых образцов авиатехники, D.XXI активно использовался в битвах. И в случае если его карьера в ВВС Нидерландов была маленькой, то в Финляндии «Фоккер» D.XXI прошел две войны — «зимнюю» и «войну-продолжение».

IL-2 1946 The Golden Age Fokker D.XXI

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: