Чечнева марина павловна

      Комментарии к записи Чечнева марина павловна отключены

Чечнева марина павловнаПоявилась 15 августа 1922 года в селе Протасово, сейчас Малоархангельского района Орловской области, в семье рабочего. Окончила школу , во второй половине 30-ых годов двадцатого века — столичный аэроклуб. Трудилась в Москве старшей пионервожатой школы, в один момент лётчиком-инструктором Центрального аэроклуба.

С февраля 1942 года в Красной Армии. Окончила военную авиационную школу пилотов.

С мая 1942 года на фронтах ВОВ. Участница обороны Кавказа, освобождения Кубани, Крыма, Белоруссии, Польши.

К концу войны начальник эскадрильи 46-го Гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка (325-я ночная бомбардировочная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) Гвардии капитан М. П. Чечнева совершила 810 боевых вылетов на бомбардировку армий соперника. Скинув на армии соперника 115 тысячь киллограм бомб, стёрла с лица земли 6 складов, 5 переправ, 1 ЖД эшелон, 1 самолёт, 4 прожектора, подавила пламя 4 зенитных батарей.

На протяжении Белорусской операции бомбила скопления армий неприятеля на реке Днепр и Проня, в районах Могилева и Гродно. 15 мая 1946 года за воинскую доблесть и мужество, показанные в битвах с неприятелями, удостоена звания Героя СССР.

С 1945 года Гвардии майор М. П. Чечнева — в запасе. В первой половине 60-ых годов двадцатого века она окончила Высшую партийную школу при ЦК КПСС, аспирантуру. Была помощником главы Центрального правления Общества советско-болгарской дружбы, участником президиума ЦК ДОСААФ, участником президиума Советского комитета ветеранов войны, участником Комитета советских дам.

Жила в Москве. Погибла 12 января 1984 года. Похоронена на Кунцевском кладбище.

Создатель книг воспоминаний: «Самолёты уходят в ночь», «Боевые подруги мои», «Небо остается отечественным».

Награждена орденами: Ленина, Красного Знамени (два раза), Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды (трижды); медалями.

***

Тревожное небо фронтовой ночи исполосовано лучами прожекторов. В их щупальцах мечется маленькая серебристая птица. Неприятели спокойны — самолёт «схвачен» накрепко и ему не уйти. Но ночной бомбардировщик У-2 и не планирует уходить.

Он сбрасывает собственный груз вниз, и оттуда вздымается кверху зарево пожара. Удар точен: взорван склад с снарядами. Нацисты бешено обстреливают самолёт, зенитки практически поливают его огнём. Но серебристая птица неуловима. И не смотря на то, что лётчику неимоверно тяжело — свет прожекторов слепит глаза, — он всё время маневрирует.

Улучив момент, самолёт быстро пикирует и идёт в тыл соперника, а после этого быстро разворачивается и уходит к своим.

В то время, когда израненная машина, наконец, приземлилась на своём аэропорте, из неё не торопясь вылез пилот, снял шлем, устало стёр пот со лба. Огромные глаза сияли от эйфории. И эта радость как-то сходу передалась подбежавшим и окружившим лётчицу боевым подругам.

Да, это была лётчица женского авиационного полка Марина Павловна Чечнева.

В юные годы Марина жила рядом от Тушинского аэропорта. Восхищёнными глазами наблюдала она, как «купаются» в воздухе птицы-самолёты, как раскрываются в вышине белые как снег грибы парашютов. И как раз тогда появилась у неё мечта стать лётчицей: казалось, она была у Марины неизменно, «Обогнать на самолёте птицу в синей вышине», — писала она о собственных рвениях в стихах, сочинённых на заре крылатой молодости.

В то время, когда всю страну облетела весть о дальнем перелёте Марины Расковой, Полины Осипенко и Валентины Гризодубоной, Марина Чечнева была ученицей одной из столичных школ. У большинства девушек тогда зародилось рвение купить крылатую профессию. Но далеко не у всех хватило воли осуществить собственную мечту. Марина срочно отправилась в лётную школу:

— Желаю обучаться !

— Пионеров не принимаем, — ответили ей.

Марина была старшей пионервожатой школы и носила красный галстук. Ей было тогда 15 лет. И всё-таки Марину Чечневу приняли в аэроклуб.

В данной низкой девушке со стрельчатыми бровями и прекрасными мечтательными глазами чувствовались решимость, упорство. Незаметно прошли дни учёбы. Удачно окончен курс занятий. И вот уже первый независимый полёт.

Это было самой громадной эйфорией в её жизни. Марина Чечнева осознала, что быть лётчицей — её призвание.

В июне 1941 года Марина отдыхала в Крыму. И внезапно ужасная весть — германская армия напали на СССР. Марина в тот же сутки написала заявление прося послать её в армию. Но ей отказали. Было нужно возвращаться в Москву. Притихшей и грозной смотрелась столица.

Затемнённые дома, на проспектах зенитные батареи. Скоро Москва стала прифронтовым городом. На протяжении одного из фашистских налётов на столицу прямым попаданием был уничтожен дом, в котором жила Марина.

Так Марина конкретно испытала, что такое война.

В осеннюю пору 1941 года, в то время, когда по инициативе Расковой начал формироваться женский летный полк, Марина Чечнева одной из первых подала собственное заявление. Начались дни упорной учёбы. Нужно привыкать к ночным полётам.

— Не выйдет из меня ночного бомбардировщика, — с досадой сообщила как-то раз Марина Чечнева по окончании не совсем успешной посадки автомобили без прожектора.

— Выйдет! Обязан выйти! — жёстко возразила ей пребывавшая тут же на лётном поле Марина Раскова.

Легендарной славой овеян 46-й Гвардейский бомбардировочный Таманский Краснознамённый ордена Суворова женский летный полк. Но в таковой превосходный боевой коллектив полк сложился не сходу. Фронтовое крещение лётчицы взяли в битвах 1942 года в Донбассе.

А именоваться Таманским полк стал по окончании успешных военных действий при прорыве на Таманском полуострове оборонительной полосы, на которую соперник возлагал громадные надежды.

Фронтовые будни складывались не легко. Трудиться по большей части приходилось не днём, а ночью. Линия фронта всё время изменялась. Изменялся и район действий полка. По окончании изнурительных дневных битв ночью на голову соперника обрушивались новые бомбовые удары отважных лётчиц. Германская армия не знали спокойствия. Взрывались переправы, ЖД эшелоны, склады с снарядами. Смертоносный груз падал на окопы переднего края, на скопления армий и техники.

Нацисты проклинали советские ночные бомбардировщики. Они устроили на У-2 настоящую охоту. В приз за любой сбитый самолёт для того чтобы типа германское руководство давало Железный Крест.

Было нужно поменять тактику. И первыми это сделали экипаж лётчицы Марины Чечневой и навигатора Ольги Клюевой вместе с экипажем Екатерины Рябовой и Надежды Поповой. В ту ночь первой вылетела на цель Чечнева. Она отвлекла на себя прожекторы и заградительный огонь.

А сейчас второй самолёт на планирующем полёте скинул бомбу на переправу. Германские зенитки переключились на второй бомбардировщик. Но Чечнева тут же обрушила удар на прожекторы и зенитки.

Марина Чечнева считалась одной из лучших и бесстрашных лётчиц полка. Ей поручались очень важные задания, а также дневная воздушная разведка. Нужно учесть, что У-2 не создавался для военных действий. Данный самолёт, сделанный из фанеры и перкаля, не имел брони. На его борту был только один пулемёт (у навигатора). Исходя из этого кроме того случайная встреча с вражескими истребителями имела возможность появляться роковой. Но на войне всякое не редкость.

Было нужно как-то раз и Чечневой встретиться с фашистским истребителем. Сжав от напряжения зубы, Марина сразу же отправилась на понижение. умение и Находчивость мгновенно принимать единственно верное ответ спасли её от неминуемой смерти. Самолёт приземлился… на просёлочную дорогу.

К счастью, показался отечественный «Як», и «Мессер» срочно скрылся.

Самым ужасным для лётчиц полка, спаянных крепчайшей фронтовой дружбой, была утрата боевых подруг.

— Ни при каких обстоятельствах не забуду, — говорит Марина Павловна, — одну ужасную ночь в первой половине 40-ых годов двадцатого века, в то время, когда на моих глазах фашистский истребитель расстрелял четыре отечественных самолёта, «схваченных» щупальцами прожекторов. Мой экипаж должен был быть пятым. Мы знали одно: в случае если задание не выполнено, возвращаться запрещено.

Мгновенно решаю — понижаться. Имеется риск: возможно подорваться на собственной бомбе, но уж лучше на собственной… И вот бомба скинута. Взрывной волной отечественный самолёт очень сильно тряхнуло. Но мы остались целы…

Девушки особенно не легко переносили потерю товарищей, и в их сердцах ещё посильнее закипала злая гнев, неприязнь к неприятелю, страстное рвение к победе. Лётчицы не знали страха в достижении поставленной задачи. На протяжении исполнения боевых заданий они стремились во что бы то ни начало прорваться через вражеский пламя, совершенно верно поразить цель и, умело маневрируя, уйти от преследования.

Скоро Марина Чечнева была назначена начальником эскадрильи. А было ей тогда всего лишь 20 лет. Скромная, но требовательная, она старалась научить девушек всему, что знала сама.

Чечнева говорила им о качествах «ласточки» — так любовно именовали девушки собственные У-2. Сказала, что самолёт послушен в управлении и устойчив в полёте, что он владеет громадными возможностями в маневрировании.

Механики обучались на навигаторов, навигаторы на лётчиков. Были тренировки на полёт по заданному маршруту и на ориентировку в закрытой кабине, на маневр в лучах прожекторов. Позже новички обстреливались в сражении с штурманами и опытными лётчиками.

Одна из членов экипажа эскадрильи Чечневой — Прасковья Прасова вспоминает, что по окончании её первого успешного боевого вылета Марина подбежала к её машине, обняла подругу и расцеловала. Так радовалась Марина Чечнева удачам собственных фронтовых друзей. Она подготовила и ввела в штурманов и 18 боевой строй лётчиков.

…1944 год. Полк участвует в освобождении Польши. Соперник сопротивляется остервенело. Горячи фронтовые ночи. Лётчицы не выходят из кабин.

Скоро и умело заправляют автомобили девушки-мотористки бензином, вооруженцы подвешивают бомбы. Шум мотора, и самолёт опять исчезает в темноте. Большое количество вылетов сделала за ночь 21 декабря 1944 года Марина Чечнева. Всего за войну она произвела 810 боевых вылетов, скинула на размещение армий соперника 115 тысячь киллограм бомб.

Эскадрилья, которой руководила Чечнева, не имела ни одной утраты ориентировки, не было аварий и поломок. комсомолки и Коммунистки эскадрильи были передовыми в исполнении боевых заданий.

По окончании окончания ВОВ Марина Чечнева вместе с полком возвратилась в Москву, принимала участие в параде Победы, в этом ликующем празднике всего народа. А скоро начались новые полёты. Но это были уже мирные полеты в мирном столичном небе.

За примерное исполнение боевых заданий руководства, мужество, геройство и отвагу, показанные в борьбе с немецкими захватчиками, Указом Президиума ВС СССР от 15 мая 1946 года Гвардии капитан Чечнева Марина Павловна удостоена звания Героя СССР с вручением медали и ордена Ленина «Золотая Звезда» (№ 8955).

М. Александрова.

Источники:

  • сборник «Храбрецы огненных лет, книга 1».   — М.: Столичный рабочий, 1975 г.

Интервью с родственницей Сталина!!!

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Егорова (тимофеева) анна александровна

    Появилась 23 сентября 1916 года в деревне Володово, сейчас Кувшиновского района Тверской области, в семье крестьянина. Окончила 7 классов неполной школы…

  • Валентина петроченкова. зов неба

    Кто заявил, что не страшен прыжок с парашютом, Тот не прыгал ни разу, либо легко—напросто лжёт, На земле все пустяк, а вот в воздухе — в том месте не до…

  • На «горбатом» через войну. летчик-штурмовик муса гайсинович гареев

    Этот текст выкладывается на сайт в честь 69-й годовщины победы в Великой Отечественной войне и а продолжение штурмовиков и темы бомбардировщиков. В…

  • Бурдина галина павловна

    Галина Бурдина прибыла в 586-й женский истребительный авиаполк, в то время, когда он был по большей части уже организован. Умелый пилот, она трудилась…

  • Панкратова клавдия

    В одном из авиационных изданий мне попала на глаза статья Армейского лётчика 1-го класса полковника В. Урюжникова, посвящённая боевой деятельности и…

  • На севере испании…

    И.И.Евсевьев — Утром будем в Картахене! — пронеслась по судну, на котором мы, советские добровольцы, направлялись в Испанию, весёлая весть. Все оживились…