Беляева раиса васильевна

      Комментарии к записи Беляева раиса васильевна отключены

Беляева раиса васильевна

В комнате боевой славы Зуевской школы №1, среди разных экспонатов, принадлежавших ранее храбрецам — землякам воспитанникам школы, хранится фотоальбом в прекрасной обложке с надписью и изображением чайки «Рая Беляева». На первой странице — текст письма мужа отважной лётчицы Евгения Никифоровича Гимпеля, лётчика — испытателя:

«Дорогие парни ! Рая дала собственную жизнь за Отчизну, дабы наша страна жила и расцветала… Так будьте же такими, какой была она: честными, упорными в учёбе и труде, настоящими товарищами».

А дальше — фотографии и переписка с близкими и родными. Как же появилась идея о создании этого альбома ?

Определив из районной газеты о превосходной землячке, школьники решили посетить её родственников и друзей, подробнее расспросить о Эдем. В один из дней красные следопыты позвонили в звонок дома №28 по улице Свободы. Их встретила сестра Раи — Клавдия Васильевна. Она с радостью поведала всё, что не забывала, продемонстрировала фотографии, наградные фронтовые письма и листы, помогла снять копии с документов.

Так показались первые материалы об отважной «Чайке» — таковой позывной забрала себе в годы войны отважная девушка-лётчица.

Скоро состоялся сбор дружины, посвящённый Раисе Беляевой и её подругам. На сбор были приглашены красные следопыты Кировского Дворца пионеров. Гости сказали большое количество новых, ещё малоизвестных подробностей о Раисе. Выяснилось, они уже давно вели поиски.

Переписывались с частью, в которой служила Беляева, её мужем. Евгений Никифорович Гимпель подарил следопытам именные лётный шлем и золотые часы Раи. Как самые дорогие реликвии хранят их юные кировчане.

На память о встрече гости вручили своим зуевским приятелям фотографии Беляевой, а пионерской дружине школы было присвоено имя бесстрашной лётчицы. Праздничной линейкой отмечает школа ежедневно рождения собственной славной воспитанницы.

Кто же она такая, Раиса Беляева ? Чтобы ответить на данный вопрос, пробежимся по страницам фотоальбома, посвящённого ей.

…Вот один из снимков в пожелтевшем номере «Комсомольской правды». У винта самолёта стоит женщина в лётной форме. Под снимком надпись:

«Лётная школа Ленинградского аэроклуба производит к 10-му съезду комсомола 40 пилотов. Школу лётчиков первой превосходно окончила стахановка — комсомолец, сменный мастер фабрики неестественной кожи Рая Беляева».

Завершив 7-летнюю школу в районном посёлке Зуевка, Рая приехала в Киров получать образование кожевенный техникум. В том месте она познакомилась с Ольгой Ямщиковой. Позднее, уже в Ленинградском аэроклубе, Рая будет обучаться у Ямщиковой летать и совершать парашютные прыжки. И прекрасно обучаться.

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века Рая взяла удостоверение инструктора парашютного спорта 1-й категории и стала уже учить вторых.

А через пара лет, в Марте 1940 года, газета «На страже» сказала:

«В прошедшем сезоне на авиационном празднике в Тушино в составе женского звена летела товарищ Беляева. Звено это показало красивую технику высшего пилотажа. на данный момент товарищ Беляева трудится инструктором — лётчиком Центрального аэроклуба СССР имени Валерия Чкалова».

…Октябрь 1941 года. В тревожные жёсткие дни на всю территорию страны раздался призыв Храбреца СССР Марины Расковой подняться на защиту собственной Отчизны. И на него сразу же отозвались добровольцы.

Активное участие в организации женского истребительного авиационного полка приняла Раиса Беляева. К родным, в Кировскую область, летели торопливые, лаконичные письма о новой должности, новых приятелях:

«Работа у меня весьма увлекательная. Летаю на самом лучшем истребителе…»

А после этого пошли уже и вести с фронта:

«21 Сентября 1942 года. Здравствуйте, дорогие родные Клава, мама и Геночка !

Я пара ваших писем взяла, но на них не было времени отвечать. Не волнуйтесь за меня, я жива и здорова. Уже пара раз летала на боевые задания, принимала участие в воздушных битвах. Отечественные автомобили хорошие, и мы, лётчики, славно дерёмся… Вот только один эпизод:

Отечественных истребителей было 6, а немцев — 10. Завязался тёплый воздушный бой. Я была в паре с молоденьким пареньком, весьма похожим на Петюшу. Наблюдаю, со стороны солнца, позади заходит фриц и даёт по мне очередь из трёх пушек.

Я мгновенно развернула самолёт вправо так, что огненная автострада прошла мимо меня, ведущий мой сделал на немца маневр и отогнал его. В этом бою отечественная несколько сбила 2 истребителя соперника. Мы же все благополучно возвратились к себе».

Вот ещё одно письмо Раисы Беляевой:

«Здравствуйте, Клава, мама и Геночка !

Весьма в далеком прошлом не приобретаю ваших писем. Что с вами ?

Я на фронте уже три месяца. Сбила три самолёта. Один раз сбили и меня, но я благополучно приземлилась на парашюте.

Лежала в военного госпиталь 20 дней. После этого была в Москве, повидалась с Женей. Из Москвы возвратилась обратно в часть».

Строгий комэск, гениальная лётчица, чуткий, душевный приятель, душа коллектива. Таковой знали Раю в полку. Орденом Красной Звезды была отмечена за хорошее исполнение боевых заданий руководства. В то время, когда Раису воображали к призу, в графе «краткое конкретное изложение личного заслуг и боевого подвига» было написано:

«Товарищ Беляева участница ВОВ в совокупности ПВО города Саратова и на Сталинградском фронте.

В последнем групповом бою сбила самолёт соперника Ме-109. Имеет 33 боевых вылета. Техника пилотирования хорошая.

Летает смело и с уверенностью. В сложных метеоусловиях не теряется.

Большое количество трудится над воспитанием и сплочением эскадрильи молодого женского лётного состава, развивая в нём мужество и смелость. Её эскадрилья есть ведущей в полку по боевой работе и учебной подготовке».

…Февраль 1943 года. Полк закрывал от налётов соперника ЖД узлы Воронежа, Касторной и мосты через реки Воронеж и Дон.

«Тяжёлое это было время, — вспоминает Раина подруга, бывший начальник эскадрильи, первая в мире дама — испытатель реактивных самолётов, Ольга Ямщикова. — Вылетать по тревоге приходилось по нескольку ежедневно. Каждую ночь германские бомбардировщики рвались к мостам и станции. Не подпустить ни одного к защищаемым объектам!

Рая, с присущей ей энергией, передававшей всех, не давала никому ни унывать, ни уставать. Я ни при каких обстоятельствах не видела её дремлющей.

…Фронт уходил всё дальше. На отечественном участке стало тише. Но в один раз, Раиса ушла на задание во главе четвёрки истребителей и не возвратилась.

Хмурым июльским днём 1943 года к кладбищу посёлка Монастырщинка, что неподалеку от Воронежа, по левому берегу реки двигалась скорбная просессия. Небо бороздили истребители — боевые подруги прощались со своим начальником».

И вот ещё один документ тех огненных дней:

«Боевая характеристика на начальника 2-й эскадрильи 586-го истребительного авиаполка лейтенанта Беляеву Раису Васильевну.

Рождения 1912 года, член ВКП(б) с 1940 года, русская, служащая, в Красной Армии с 11 октября 1941 года. Образование общее — индустриальный техникум в первой половине 30-ых годов двадцатого века, аэроклуб в 1935 году. Военного — не имеет. Участница Отечественной войны с 5 ноября 1941 года.

На ПВО города Саратова, Сталинградском и Воронежском фронтах. Награждена орденом Красной Звезды.

Товарищ Беляева до армии трудилась по подготовке лётных кадров в Центральном аэроклубе Москвы. В РККА пришла добровольно и стала одним из организаторов женского истребительного авиационного полка, организованного из девушек — патриоток, пришедших в РККА с фабрик, из учебных заведений и колхозов.

Имея обширный опыт лётной работы, более 1500 часов налёта на разных типах самолётов с хорошей большим опытом и техникой пилотирования инструкторской работы, товарищ Беляева скоро овладела самолётом — истребителем Як-1 и ввела в строй боевых лётчиц — девушек.

Обучалась сама и учила вторых, прививая подругам воинскую дисциплину и воспитывая в них любовь и преданность к Отчизне.

За полтора года её работы начальником, эскадрилья выросла в боевую единицу с высокой полной боевой готовностью. Девушки, пришедшие в армию в большинстве без боевого опыта и специальной подготовки, выросли в хороших лётчиков, специалистов и механиков.

Множество девушек выдвинут на руководящие командные должности — помощников начальников эскадрилий, начальников звеньев, старших лётчиков, спецслужб и техников звеньев.

Девушки — лётчики, питомцы эскадрильи, блестяще дерутся в составе вторых частей на фронтах ВОВ. Сама товарищ Беляева, будучи участницей обороны Сталинграда, имеет на счету один лично ею сбитый самолёт Ju-88 и ещё два самолёта — в групповых битвах.

За время нахождения на Воронежском фронте её эскадрильей стёрто с лица земли 5 вражеских самолётов. 11 человек лётно — технического состава награждены медалями и орденами СССР. Сама товарищ Беляева за хорошее исполнение боевых заданий в борьбе с германскими захватчиками награждена орденом Красной Звезды. Талантливый и отважный лётчик, волевой начальник, строгий, требовательный и одновременно с этим чуткий, отзывчивый товарищ.

Раиса Беляева пользуется громадным авторитетом среди личного состава. Всесторонне развита, культурный начальник. Предана социалистической партии Родине и делу Ленина.

Начальник 586-го истребительного авиаполка Майор А. В. Гриднёв».

* * *

Имеется в Левобережном районе Воронежа красивый Парк строителей. Тут, на Октябрьском проспекте, величественно встал монумент советским солдатам. На строгой мемориальной доске увековечены имена тех, кто отличился при защите города от германских захватчиков.

Имеется среди них и Раиса Беляева.

на данный момент её имя носят одна из новых улиц Левобережного района. Продолжительное время имя героини носили пионерская пионерский отряд №30 и дружина школы школы №41, обучающиеся которых, равно как и их зуевские сверстники, собрали большое количество материалов о доблестной лётчице.

Страна читающая — Мария читает произведение «Победа» Р.В. Беляевой

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Егорова (тимофеева) анна александровна

    Появилась 23 сентября 1916 года в деревне Володово, сейчас Кувшиновского района Тверской области, в семье крестьянина. Окончила 7 классов неполной школы…

  • На севере испании…

    И.И.Евсевьев — Утром будем в Картахене! — пронеслась по судну, на котором мы, советские добровольцы, направлялись в Испанию, весёлая весть. Все оживились…

  • Буданова екатерина васильевна

    Вторая по результативности дама — истребитель Второй мировой, вести войну вместе с Лидией Литвяк и была её ближайшей подругой. Принимала участие в битвах…

  • Валентина петроченкова. зов неба

    Кто заявил, что не страшен прыжок с парашютом, Тот не прыгал ни разу, либо легко—напросто лжёт, На земле все пустяк, а вот в воздухе — в том месте не до…

  • Панкратова клавдия

    В одном из авиационных изданий мне попала на глаза статья Армейского лётчика 1-го класса полковника В. Урюжникова, посвящённая боевой деятельности и…

  • Женские лица воздушной войны

    Виталий ГОРБАЧ Екатерина ПОЛУНИНА Дмитрий ХАЗАНОВ (Авиамастер №3/2000) Фраза «у войны не женское лицо», ставшая поговоркой благодаря известной книге…