Глостер «гладиатор»

      Комментарии к записи Глостер «гладиатор» отключены

Глостер «гладиатор»

Глостер «Гладиатор» стал последним истребителем-бипланам, принятым на вооружение Королевских ВВС. Разработка осуществлялась по спецификации F.7/30, предусматривавшей отход от стандартов истребителя 20-х гг. — довольно тихоходной автомобили с оружием из пары 7,7-мм пулеметов.

Новые требования предполагали, что скорость истребителя должна быть равна не меньше 400 км/ч, а оружие будет складываться из четырёх 7,7-мм пулеметов. Проектирование истребителей под эти требования вели сходу пара английских компаний, но одно время будущее этих самолетов по большому счету находилась под вопросом — ожидалось, что на вооружение Королевских ВВС в недалеком будущем поступят современные истребители-монопланы.

Но скоро стало ясно, что между снятием с оружия ветхих бипланов и поступлением новых монопланов может оказаться пауза, которую следовало заполнить. Предполагалось, что новый истребитель в 1935-1936 гг. придет на смену «Бристоль» «Буллдогу».

Проект «Глостера» под обозначением SS.37, разработку которого возглавил Г.П. Фолланд, воображал собой глубокую модернизацию только что принятого на вооружение «Гонтлета». Машина должна была взять более замечательный вариант мотора «Меркюри», а её аэродинамика подверглась значительному облагораживанию — в частности, применили закрытую пилотскую кабину и бесподкосные стойки шасси с установленными в них пружинными амортизаторами.

Действительно, оружие изначально не соответствовало спецификации и состояло только из двух синхронных пулеметов «Виккерс» Mk.NI (боекомплект по 600 патронов). Разумная консервативность конструкторов «Глостера», в не увлекавшихся, в отличие от соперников, техническими новинками, обеспечила успех проекту. Прототип, ещё со ветхим двигателем «Меркюри» VIS.2 (640 л.с), вышел на опробования в сентябре 1934 г. Результаты опробований были в полной мере успешными, и Королевские ВВС заказали первую серийную партию (по доработанной спецификации F.14/35), присвоив машине наименование «Гладиатор».

Производство осуществлял завод в Хакклкоте, поставки начались в феврале 1937 г. Объем производства составил 747 автомобилей.

Характеристики самолета Gloster «Gladiator» Mk.1

Двигатель: Бристоль «Меркюри» IX
мощность, л.с.: 840
Размах крыла, м.: 9,83
Протяженность самолета, м.: 8,36
Высота самолета, м.: 3,53
Площадь крыла, кв. м.: 30
Масса, кг:
безлюдного самолета: 1462
взлетная: 2088
Большая скорость, км/ч:
у почвы: 407
на высоте 4400 м.: 346
Скороподъемность, м/с: 11,7
Практический потолок, м.: 10000

Главные модификации Глостер «Гладиатор»

«Гладиатор» Mk.l — двигатель «Меркюри» IX (840 л.с). Оружие на первых 70 автомобилях — 2 синхронных 7,7-мм пулемета «Браунинг» (по 600 патронов) и 2 пулемета «Льюис» под крылом (по 97 патронов); на остальных подкрыльевые пулеметы заменены «Браунингами» (по 400 патронов). В 1937-1938 гг. произведено 378 автомобилей.

«Гладиатор» Mk.ll — двигатель «Меркюри» VIIIA. Вместо двухлопастного древесного винта применен трехлопастный железный. Выпущено 270 самолетов.

«Си Гладиатор» — палубный вариант для авиации Королевских ВМС, созданный в середине 1938 г. как временное ответ до поступления на вооружение новых палубных истребителей особой разработки. Создан на базе «Гладиатора» Mk.ll, от которого отличался усиленным нижним крылом, наличием тормозного гака и поменянным составом приборного оборудования. Выпущено 98 автомобилей в двух подвариантах: «Си Гладиатор» (переходный) — 38 единиц и «Си Гладиатор» Мк.1 с полным составом морского оборудования, включая надувную спасательную шлюпку (60 самолетов).

Боевое применение Глостер «Гладиатор»

Первым в Королевских ВВС «Гладиаторы» взяла в начале 1937 г. 72-я АЭ. Пика численности самолетов этого типа в составе Истребительного руководства было достигнуто в середине 1938 г., в то время, когда на них летали восемь эскадрилий. В будущем это количество в метрополии уменьшалось, но все больше «Гладиаторов» поступало в части, дислоцированные в колониях.

С началом Второй мировой 607-я и 615-я АЭ были включены в состав авиации Английских экспедиционных сил во Франции. В общем итоге с учетом пополнений во Францию прибыло более 50 «Гладиаторов», но благодаря боев в мае 1940 г. сохранилось только пара из них. Тяжелыми были и утраты среди пилотов.

Со своей стороны, 607-я и 615-я АЭ записали на собственный счет 72 сбитых германских самолетов.

Глостер Гладиатор в полете

В Норвежской кампании действовали 46-я и 263-я АЭ «Гладиаторов», добившиеся некоторых удач, но не смогшие сдержать натиск Люфтваффе. Более удачно они действовали в 1940-1941 гг. в Северной Африке, где отличились 33-я, 80-я и 112-я АЭ. Противостоявшие англичанам итальянские истребители-бипланы «Фиат» CR.42 были не особенно страшным соперником, но с возникновением монопланов МС.200 и особенно Bf 109 «Гладиаторам» было нужно тяжело.

Три указанные выше эскадрильи вести войну на «Гладиаторах» и в Греции. Лучшим из асов, вести войну на «Гладиаторах», стал М. Пэттл, одержавший 15 побед. В будущем сохранившиеся «Гладиаторы» были переведены на вспомогательные роли — до 1944 г. они эксплуатировались в составе звеньев метеоразведки.

В составе авиации Королевских ВМС «Си Гладиаторы» (переходные) показались в декабре 1938 г., но такие автомобили использовались лишь в учебных целях. В марте 1939 г. строевые эскадрильи взяли самолеты «Си Гладиатор» Mk.l — их эксплуатировали, в основном, 802-я и 804-я АЭ. В начале Второй мировой эти самолеты употреблялись при патрулировании Индийского океана.

Весной 1940 г. они участвовали в Норвежской кампании как с авианосцев, так и с берега. С лета 1940 г. эти истребители начали функционировать в Средиземноморье. Они летали с авианосцев «Корейджес» и «Глориэс», а позднее «Игл» и «Илластриес». С июня 1940 г. «Си Гладиаторы» снабжали ПВО баз на о. Мальта.

В мае 1941 г. такие же автомобили обороняли аэропорт Малеме на о. Крит. С марта 1942 г. «Си Гладиаторы» разместили на аэропорте под Александрией.

«Гладиаторы» очень обширно экспортировались, причем вторым государствам поставлялись как новые автомобили с фабрик, так и бывшие в эксплуатации из состава Королевских ВВС. 36 самолетов «Гладиатор» Mk.ll в январе 1938 г. поставили Китаю. Ими вооружили 28-ю, 29-ю и 32-ю АЭ.

С декабря 1939 г. «Гладиаторы» принимали участие в битвах с японцами недалеко от Кантона, но уже к декабрю 1939 г. все автомобили были стёрты с лица земли.

14 «Гладиаторов» Mk.l взяла Литва, а 26 — Латвия. По окончании вхождения прибалтийских стран в Советский Союз ВВС Красной армии взяли около 20 латвийских «Гладиаторов» и 12 литовских. Из последних пара автомобилей были включены в состав корпусной АЭ 29-го (литовского) стрелкового корпуса и были стёрты с лица земли в первые же дни ВОВ.

Бельгия взяла 22 «Гладиатора» Mk.l, вооружив ими 1-ю истребительную АЭ. Самолеты участвовали в попытке отражения германской агрессии в мае 1940 г., но были скоро стёрты с лица земли. Такая же будущее постигла в 1941 г. греческие «Гладиаторы».

Эта страна взяла 2 самолета Mk.l в 1938 г. для опробований, а в 1941 г. Англия передала ещё 17 «Гладиаторов» Mk.l и 6 Mk.ll. Норвегия взяла в 1938-1939 гг. 12 «Гладиатров» — по 6 Mk.l и Mk.ll, принявших участие в битвах против Люфтваффе в апреле-июне 1940 г.

Мирно помогали четыре «Гладиатора» Mk.l, приобретённые Ирландией — они эксплуатировались до начала 1944 г. 24 «Гладиатора» Mk.l и 5 Mk.ll взял Ирак, причем последние из них летали до 1949 г. Более 40 Mk.ll было передано ВВС Египта.

Нейтральная Швеция приобрела 55 «Гладиаторов» — 37 Mk.l (местное обозначение J8) и 18 Mk.ll (J8A), поступивших на вооружение флотилий F8 и F10. По окончании начала «зимней войны» была организована добровольческая флотилия F19, в составе которой было 12 «Гладиаторов» Mk.l. Эта флотилия принимала участие в январе-феврале 1940 г. в битвах против советских ВВС, сбив 8 самолетов ценой утраты одного собственного (ещё 2 «Гладиатора» разбили в авариях).

В марте 1940 г. её самолеты передали финнам. Финляндия взяла кроме этого 30 «Гладиаторов» Mk.ll из Англии в январе-феврале 1940 гг. Эти автомобили поступили в истребительную группу Lelv 26 и разведывательные Lelv 12 и Lelv 14.

Боевое использование «Гладиаторов» было достаточно успешным — на их счет записали 33 воздушные победы.

На протяжении войны 1941-1944 гг. «Гладиаторы» помогали только в разведывательных группах Lelv 12 и Lelv 16. В данной войне была одержана одна-единственная победа — 15 февраля 1943 г. «Гладиатор» сбил разведчик Р-5.

Не обращая внимания на собственную архаичную бипланную схему и неубирающееся шасси, «Гладиатор» был в полной мере пригодным для военных действий начального периода Второй мировой — но только на второстепенных театрах. Противостоять современным скоростным истребителям-монопланам он не имел возможности.

Gloster Gladiator Mk.I 1/72 Airfix — step by step

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: