Цвета военного неба: «гладиаторы» с голубой свастикой

      Комментарии к записи Цвета военного неба: «гладиаторы» с голубой свастикой отключены

Gloster Gladiator стал последним английским серийным истребителем бипланной схемы. К началу Второй мировой он уже устарел, но всё ещё оставался в частях первой линии, исходя из этого его поставки в Финляндию по окончании начала советско-финской войны ни за что нельзя назвать избавлением от неликвидов.

Но, исходно руководство финских ВВС предпочло «Глостерам» монопланы компании «Фоккер», и, не будь войны, три десятка «Гладиаторов» ни при каких обстоятельствах не попали бы в Финляндию, а после этого не сражались бы до самого выхода Финляндии из Второй мировой войны. История получения и последующего боевого применения «Гладиаторов» финнами уже поведана детально в публиковавшейся ранее статье Олега Киселёва, мы же сосредоточимся только на описании окраски этих самолётов.

Самолёты шведского добровольческого корпуса

Первые «Гладиаторы», показавшиеся на территории Финляндии 10 января 1940 года, не имели никакого отношения к финским ВВС: это были шведские самолёты, на которых летали солдаты шведской армии в составе шведской же авиационной части. В декабре 1939 года специально для «исполнения интернационального долга» была организована так называемая Шведская добровольческая флотилия в Финляндии (Svenska frivilligflottiljen i Finland), которая в шведских документах первоначально именовалась авиафлотилией F101, но скоро поменяла номер на F19.

Для финнов же это был 5-й летный полк (Lentorykmentti 5). Финское «полк» соответствовало шведскому «флотилия», но в этом случае такое наименование не соответствовало действительности: это была не через чур солидная смешанная часть, складывавшаяся из одного истребительно дивизиона (Jaktdivision) на «Гладиаторах» (12 автомобилей) и одного бомбо-штурмового отряда (Bomb/attackflyg) на бомбардировщиках Хоукер «Харт» (4 самолёта).

На всех самолётах обновили лакокрасочное покрытие, сохранив стандартную для шведских ВВС маскировочную окраску из зелёного Olivgron 325 сверху и серо-голубого Blagra 069 снизу с линией раздела, проходящей посередине фюзеляжа. Наряду с этим, по понятным обстоятельствам, всех прошлых опознавательных знаков и тактических обозначений автомобили были лишены.

Отправляясь на войну в зимний период, шведы озаботились и особым камуфляжем для собственных истребителей, нанеся на верхние и боковые поверхности самолётов нерегулярные полосы алюминиевого аэролака, что стало первым примером применения на практике зимней окраски самолётов.

После этого дело дошло до нанесения личных тактических букв на оперение (тогда как в фактически шведских ВВС тогда употреблялись тактические номера), а опознавательные символы накрасили лишь по окончании пересечения границы. На фюзеляжах свастики разместили поверх стандартного белого круга, а на нижних поверхностях обошлись без белого цвета, и размеры свастики были больше простого. На верхних поверхностях крыльев маскировку портить не захотели, исходя из этого в том месте обошлись без опознавательных знаков.

Цвета военного неба: «гладиаторы» с голубой свастикой

J8A (экспортный Gladiator Mk.II) из состава истребительного дивизиона 19-й добровольческой авиафлотилии шведских ВВС, январь-март 1940 г. На самолёте в большинстве случаев летал фенрик (младший лейтенант) Мартин Веннерстрём (fanrik Martin Wennerstrom). 12 января он принимал участие на данной машине в первом боевом вылете части и на протяжении штурмовки импровизированного советского аэропорта на льду озера стёр с лица земли (по шведским данным) истребитель И-15бис. Данный успех лётчика был единственным за всю войну, но и он, и его самолёт благополучно дожили до окончания военных действий, возвратились на родину 30 марта и продолжили работу в рядах шведских ВВС.

Истребители шведской авиафлотилии перед возвращением на родину

За несколько дней до перелёта флотилии на запад её самолёты лишились финских опознавательных знаков: на крыльях их , а на фюзеляже заменили на разные картинки. Помимо этого, на килях большинства истребителей показалось изображение черепа и скрещённых костей.

«Гладиаторы» финских ВВС

Первые самолёты этого типа, предназначавшиеся конкретно для Финляндии, прибыли 18 января 1940 года – т.е., спустя семь дней по окончании перелёта шведской флотилии, и срочно были направленны в строевые части.

Чтобы не было вероятного недопонимания нужно хотя бы кратко остановиться на организации финской авиации: главной её организационно-тактической единицей была авиагруппа (Lentolaivue, практически «лётная флотилия») со штатом в 27 самолётов для истребительной и разведывательной авиации. Она делилась на пара (по штату – три) отряда (Lentue – прямая калька с шведского Flyg и британского Flight). Пара групп, со своей стороны, составляли летный полк (Lentorykmentti, сокращённо LeR).

В сокращённом варианте авиагруппы именовали сперва сокращением LLv, а с мая 1942 года – LeLv. В феврале 1944 года к заглавиям авиачастей добавили их назначение. Применительно к «Гладиаторам» это была разведывательная Tiedustelulentolaivue, либо TLeLv (не путать с учебной T-LeLv).

«Гладиаторы» для финских ВВС поставлялись из Англии и были забраны из запасов RAF, исходя из этого несли обычный английский камуфляж в его «бипланной» разновидности: пятицветный «противотеневой» вместо простого трёхцветного. Верхние поверхности фюзеляжа, верхнего крыла и горизонтального оперения окрашивались классическими камуфляжными красками: зелёной Dark Green и коричневой Dark Earth.

Верхние поверхности нижнего крыла и борта фюзеляжа красили более яркими Light Green и Light Earth, тогда как вертикальное оперение несло пятна из обеих палитр сходу. оперения и Нижние поверхности фюзеляжа были окрашены в серебристый цвет, а крылья несли стандартные элементы стремительного опознавания английского Истребительного руководства: левые консоли обоих крыльев были тёмными, правые – белыми.

Самолёты взяли стандартные финские опознавательные символы (голубая свастика на белом круге) в шести позициях и нестандартное обозначение серийного номера, повторявшееся не только на бортах фюзеляжа, но и большим шрифтом на нижнем крыле: на правой консоли тёмное «GL-», на левой – три белые цифры. По всей видимости, британцы применяли финские серийные номера в качестве регистраций для перегонки самолётов клиенту. Уже по окончании окончания войны на части самолётов крыльевые номера закрасили, приведя так обозначения к стандарту.

Для финских истребителей были свойственны тактические номера на хвостах (довольно часто многоцветные, дабы различать самолёты различных отрядов), но «Гладиаторы» изначально предполагалось применять в разведывательной авиации, а потому они обходились идентификацией по одним лишь серийным номерам.

Gladiator Mk.II из состава 1-го отряда 12-й авиагруппы (1/LeLv 12), февраль-март 1940 г. Ещё в первой половине тридцатых годов в финских ВВС был принят двухцветный стандарт маскировочной окраски из зелёного аэролака Oliivin vihrea для верхних и боковых поверхностей и светло-серого Vaalean harmaa для нижних – последний иногда поменяли на «серебрянку», но «Гладиаторов» это не коснулось. Но стандарт данный был необходим лишь для тех самолётов, что были выстроены в Финляндии либо проходили в том месте важный ремонт с заменой обшивки. Зарубежным поставщикам кроме этого информировали о предпочтительном внешнем виде самолётов, но кроме того при сильном несоответствии перекрашивали технику, лишь если она несла заведомо демаскирующую окраску.

30 сентября 1940 года стандарты у финнов поменялись: был введён новый трёхцветный камуфляж, в котором к прошлым зелёной и светло-серой краскам добавился тёмный аэролак Musta, пятна которого должны были занимать не меньше 2/5 площади верхних и боковых поверхностей. В отличие от прошлой схемы, новая распространялась на все самолёты без исключения, но немедленного и глобального перекрашивания приказ однако не потребовал, оставляя смену окраски на период прохождения ремонта. Из «Гладиаторов», Наверное, первым был перекрашен представленный выше GL-270, возвратившийся из ремонта 30 января 1941 года, но до весны 1942 года чёрно-зелёные самолёты этого типа существовали в единичных экземплярах.

«Гладиатор» с бортовым номером GL-267 из состава 14-й авиагруппы взлетает с аэропорта Утти 25 июня 1941 года. Прекрасно видны чёрно-белый низ крыльев и их жёлтые законцовки

18 июня 1941 года в финской авиации были приняты неспециализированные для Германии и её союзников элементы стремительного опознавания самолётов восточного фронта. Применительно к «Гладиаторам» это означало, что в жёлтый цвет красились капоты двигателей (не всегда), законцовки нижнего крыла снизу и наносилась вертикальная полоса на хвостовой части фюзеляжа.

В 1941–1942 гг. на отдельных «Гладиаторах» заметность опознавательных знаков на верхнем крыле была уменьшена путём закрашивания белых кругов до узких окантовок около свастик, а по крайней мере в одном известном случае символы по большому счету были удалены, но оба варианта так и остались редкими исключениями из правил.

Gladiator Mk.II из состава 1-го отряда 16-й авиагруппы (1/LeLv 16), май 1942 – июнь 1943 гг. Машина была послана в ремонт в январе 1942 года и возвратилась в строй в апреле уже в новом камуфляже и с характерным «пузырём» цвета нижних поверхностей на борту, что именно тогда вошёл в моду (прежде граница цветов шла по низу фюзеляжа). Окраска дана на период с мая 1942 по июнь 1943 гг., в то время, когда самолёт разбил в аварии вянрикки (младший лейтенант) Йоуни Тела (vanrikki Jouni Tela), и «Гладиатор» в итоге списали.

Личные эмблемы на финских самолётах были мало распространены, но на нескольких «Гладиаторах» 1/LeLv 16 весной 1942 года их нарисовали.

Летом 1942 года светло-серый цвет нижних поверхностей в стандартном камуфляже заменили германской светло синий краской RLM 65 Hellblau, но это изменение имело ещё меньший приоритет, чем прежнее введение чёрно-зелёного камуфляжа, исходя из этого оно затронуло «Гладиаторы» в минимальной степени, и лишь те самолёты, что проходили ремонт в 1943–1944 годах.

Gladiator Mk.II из состава 1-го отряда 16-й авиагруппы (1/LeLv 16). В начале 1943 года данный самолёт был передан в LeLv 28 и взял в том месте зимний камуфляж по примеру истребителей «Моран-Солнье», состоявших на вооружении в данной части. 21 марта он был возвращён на прошлое место работы и ещё некое время летал в таком виде.

Выше упоминался шведский приоритет в применении зимней маскировки на строевых самолётах. В финских ВВС периода Зимней войны такие автомобили также виделись, но только в единичных экземплярах – стандартной такая окраска стала лишь зимний период 1941–1942 гг.

Наряду с этим финны, совершенно верно так же как и шведские добровольцы либо норвежцы на протяжении отражения германского вторжения в первой половине 40-ых годов двадцатого века, не окрашивали верхние и боковые поверхности самолётов всецело, как это делали в люфтваффе и советских ВВС, а наносили полосы и белые пятна, создавая зелёно-белые камуфляжные схемы, более подходящие для полётов над хвойными лесами, чем однотонная белая окраска. Для «Гладиаторов», но, такая схема была в целом не характерна, и, за редким (быть может, кроме того единственным) исключением, они зимний период летали в летней чёрно-зелёной окраске.

Картинки Михаила Быкова

Супер Фильм Гладиаторы 2016. Зарубежные фильмы, боевики, криминальные, военные 2016

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: