Альтернативные гидросамолеты-истребители gloster gladiator mk.ii hidro. великобритания/португалия

      Комментарии к записи Альтернативные гидросамолеты-истребители gloster gladiator mk.ii hidro. великобритания/португалия отключены

Этот материал из серии моделей отечественного германского коллеги dizzyfugu был мной переведен и существенно переработан. Желаю выразить громадную признательность глубокоуважаемому коллеге redstar72 за неоценимую помощь в редактировании данной статьи.

Gloster Gladiator (он же Gloster SS.37) был последним английским истребителем-бипланом. В конце тридцатых годов XX века самолеты данного типа использовались Королевскими ВВС и воздушными силами Королевского флота (Fleet Air Arm; вариант Sea Gladiator) и поставлялись на экспорт в большое по тем временам число государств. Не смотря на то, что появление новейших истребителей-монопланов сделало «Гладиаторы» устаревшими уже на стадии принятия на вооружение, и в первые дни Второй мировой им было нужно функционировать против более сильных соперников, они достойно продемонстрировали себя.

Поставка автомобилей первой версии – Gladiator Mk I – была начата в июле 1936 года, а боеготовности первая часть достигла в январе 1937 года. Скоро последовало производство автомобилей второй версии Gladiator Mk II, отличавшихся от своих предшественников более замечательными двигателями Mercury VIIIAS с блоками регулирования состава смеси Hobson и частично автоматическим регулированием наддува, вращавшими трехлопастные винты фиксированного шага Fairey (вместо установленных на Mk I двухлопастных древесных).

В начальный период второй мировой истребители Gloster Gladiator участвовали в военных действиях практически на всех театрах боевых действий в вооруженных силах множества государств, среди них и вести войну на стороне Оси. «Гладиаторы» Королевских ВВС сражались во Франции, в Норвегии, Греции, защищали Мальту, сражались на Ближнем Востоке а также в краткой англо-иракской войне (на вооружении Королевских ВВС Ирака кроме этого были самолеты данного типа).

Истребителям Gloster Gladiator довелось вести войну не только в составе Королевских ВВС. С 1938 года китайские «гладиаторы» сражались против японских агрессоров. Переданные Швецией автомобили (на них сражались шведские добровольцы) принимали участие в финской войне 1939-40 годов и в совместной с Германией агрессии против СССР (т.н. «войне-продолжении»).

Норвежские, бельгийские и греческие истребители Gladiator защищали небеса собственных государств от вторжения государств Оси.

Еще одной страной, эксплуатировавшей «гладиаторы», была Португалия. На вооружении ВВС (Aeronautica Militar) данной страны истребители Gloster Gladiator оставались долгое время кроме того по окончании окончания Второй мировой. Первоначально правительство Португалии в июле 1938 года заказало 15 истребителей Gladiator Mk.II.

Компания Gloster поставила наборы для сборки в Альверку (Alverca), где в сентябре 1938 года самолеты были собраны.

«Гладиаторы», которым были выделены серийные армейские номера 450–464, были направлены на оснащение истребительной эскадрильи на авиабазе № 2 в Ота (муниципалитет Аленкер, округ Лиссабон). Вместе с ними в том месте базировались ночные бомбардировщики Junkers Ju 52/3m и дневные Ju 86. Спустя некое время Португалия постаралась заказать у Англии более современные истребители, но в условиях надвигавшейся Второй мировой Королевские ВВС имели намного больший приоритет.

В следствии португальцам было нужно ограничиваться дополнительными пятнадцатью Gladiator Mk.II. Эти самолеты взяли серийные армейские номера 465–479 и были направлены на формирование новой истребительной эскадрильи, которая разместилась на авиабазе №3 в Танкуше (Tancos).

В начале 1941 года американский президент Франклин Д. Рузвельт объявил, что Азорские острова

«являются восточную границу Соединенных Штатов».

Принадлежащие Португалии Азорские острова были совершенной операционной базой для морских кораблей самолётов и надводных союзников-разведчиков, каковые, действуя с данного архипелага, должны были бороться с германскими подводными лодками, действовавшими в средней и южной частях Атлантического океана.

Иначе, существовала потенциальная опасность германской оккупации Азорских островов. С позиций германских стратегов этот архипелаг был совершенной базой для трансатлантических налетов на восточное побережье США со стороны разрабатывавшихся в Германии сверхдальних бомбардировщиков (Amerika Bomber).

В любом случае озабоченность португальского правительства довольно вероятного захвата союзниками была более реалистичной, и оно предприняло упрочнения по размещению на Азорских островах дополнительных воздушных и морских частей. В июне 1941 года в составе ВВС Португалии была организована 1-я экспедиционная истребительная эскадрилья «Азорские острова» (Esquadrilha de Caca Expedicionara No. 1 dos Azores).

Пятнадцать «гладиаторов» данной эскадрильи были срочно развернуты в Рабу-ди-Пейши (Rabo de Peixe), остров Сан-Мигель, Азорские острова. Практически сразу после этого была организована 2-я экспедиционная истребительная эскадрилья «Азорские острова», «гладиаторы» которой были расквартированы в архипелаге на острове Терсейра (Terceira).

К концу 1943 года «гладиаторы» были глубоко устаревшими в качестве истребителей первой линии, и в роли защитников Азорских островов их поменяли Curtiss P-36 Mohawk. Поставленные Англией «харрикейны» и «спитфайры» заменили «гладиаторы» в авиационных частях, каковые базировались в материковой части Португалии.

Но старички-бипланы не были списаны: во второй половине 40-ых годов XX века пара «гладиаторов» были возвращены на Азорские острова и включены в состав 3-й истребительной эскадрильи, аэропорт Лажеш (Lajes). Тут два истребителя Gloster Gladiator были преобразованы в гидросамолеты с одним громадным центральным поплавком и двумя маленькими опорными поплавками, расположенными под консолями нижнего крыла. Преобразованные в гидросамолеты истребители сохранили собственные армейские серийные номера 461 и 464, но среди технического персонала и лётчиков они были больше известны под прозвищами «Tubarao» (акула) и «Toninha» (тунец) из-за нанесенных у кабин пилотов картинок рыб.

Предстоящие трансформации в конструкции поплавковых «гладиаторов» включали в себя установку новых реверсивных трехлопастных винтов для улучшения управляемости на воде и подфюзеляжного киля для улучшения устойчивости. Подкрыльевые пулеметы были удалены и заменены на держатели для легких бомб. Кроме этого в состав оборудования были введены контейнеры и сигнальные ракеты со спасательными средствами.

Установленные в фюзеляже пулеметы были сохранены, не смотря на то, что они редко устанавливались, поскольку пулеметы страдали от океанической среды и додавали вес, что снижало лётные характеристики и полезную нагрузку.

Эти неповторимые автомобили по большей части употреблялись в качестве самолетов-наблюдателей, разведчиков погоды и курьерских, т.е. для доставки документов между Азорскими островами и проходящими судами. Но данный эпизод в карьере «гладиаторов» был недолгим. Остальные самолеты были возвращены в материковую часть Португалии и употреблялись в Танкуше (Tancos) в качестве самолета увеличения квалификации.

Альтернативные гидросамолеты-истребители gloster gladiator mk.ii hidro. великобритания/португалия

Гидросамолет-истребитель Gloster Gladiator Mk.II Hidro (461) “Tubarao” из состава 3-й истребительной эскадрильи ВВС Португалии; аэропорт Лажеш, Азорские острова

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ [1]

Тип: Gloster Gladiator Mk.II Hidro

Назначение: гидросамолет-истребитель

Экипаж: 1 чел.

Силовая установка: девятицилиндровый радиальный редукторный двигатель Bristol Mercury VIIIAS, развивавший мощность 840 л.с. и вращавший трехлопастный железный винт Fairey диаметром 3,20 метра

Размеры:

размах крыльев 9,83 м
протяженность 8,36 м
высота 3,58 м
площадь крыльев 30,01 м?

Вес:

безлюдного 1562 кг
с полной нагрузкой 2206 кг
удельная нагрузка на крыло 73,72 кг/ м?
удельная нагрузка на мощность 2,62 кг/л.с.

Летные характеристики:

большая скорость
на уровне моря 346 км/ч
на высоте 5 000 футов (1520 м) 360 км/ч
на высоте 10 000 футов (3050 м) 401 км/ч
на высоте 14 500 футов (4420 м) 414 км/ч
на высоте 17 500 футов (5330 м) 407 км/ч
на высоте 20 000 футов (6100 м) 385 км/ч
крейсерская скорость 338 км/ч
скорость сваливания 85 км/ч
практический потолок 10 210 м
время комплекта высоты
4 000 футов (1220 м) 1 мин 26 сек
8 000 футов (2450 м) 2 мин 55 сек
10 000 футов (3050 м) 4 мин 30 сек
15 000 футов (4750 м) 5 мин 50 сек
20 000 футов (6100 м) 8 мин 45 сек
25 000 футов (7620 м) 14 мин 05 сек
протяженность разбега 114 м
протяженность разбега с комплектом высоты 50 футов (15 м) 165 м
протяженность пробега с выпущенными закрылками и с тормозами 165 м
протяженность пробега с выпущенными закрылками и с тормозами при понижении с высоты 50 футов (15 м) 229 м
длительность мин 2 и 6 полёта

Оружие:

стрелковое – два синхронизированных 0,303-дюймовых (7,7 мм) пулемета Vickers
бомбовое – две 110-фунтовые (50 кг) бомбы

  • [1] португальцами на протяжении опробований замеры летных черт не проводились и в таблице приведены эти истребителя Gloster Gladiator Mk.II с колесным шасси

источник: https://www.flickr.com/photos/dizzyfugu/31324614280/in/photostream/

Airfix 1/72 Gloster Gladiator Mk.II J8A (Skis) # 02063 www.eModels.co.uk

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: