Экспериментальный экраноплан адп-05 «орфей».

      Комментарии к записи Экспериментальный экраноплан адп-05 «орфей». отключены

Разработчик: А.Н.Панченков
Страна: СССР
Первый полет: 1975 г.Экспериментальный экраноплан адп-05 «орфей».

Весной 1971 года начали проектирование и подготовку к постройке на Иркутском авиазаводе «громадного экраноплана» АДП-05 с пассажирской кабиной. В этих работах активное участие принимали студенты, имена которых потом станут известны многим поколениям авиаторов из Иркутского «политеха»: К.Попов, А.Стерхов, Б.Чиняков, В.Буляткин, Б.Пономарев, В.Мещеряков. В том году они заканчивали университет и дабы не утратить перспективные кадры, Панченков при помощи ректоров ИПИ и ИГУ, организовал Межвузовскую лабораторию по околоэкранной аэродинамике под руководством Сибирского энергетического университета Сибирского отделения Академии наук СССР.

На выделенной авиазаводом территории начали сборку первого варианта АДП-05. Аппарат воображал собой несущую платформу, напоминавшую катамаран из двух АДП-04 и установленной в центре 8-местной пассажирской кабины от аэросаней Ка-30 с мотором АИ-14РС (260 л.с.). Параллельно продолжали опробования буксируемых моделей АДП-05, по итогам которых конструкция непрерывно дорабатывалась.

Экраноплан  АДП-05?Орфей» с кабиной от аэросаней.

В первой половине 70-ых годов двадцатого века случилось событие, которое, по оценке В.В.Суржика «…нанесло глубочайший вред экранопла иному перемещению». Один из маститых столичных докторов наук разместил статью, где обобщил теории полета для аппаратов разных схем и вынес окончательный вердикт — «утка» вблизи экрана в принципе неустойчива и быть устойчивой не имеет возможности. Авторитет этого «аэродинамического корифея» стал причиной тому, что фактически все советские и зарубежные разработчики экранопланов перешли на хорошие самолетные схемы и «летающие крылья». Но в группе Панченкоеа не забывали полушутливую мудрость, известную многим авиационным инженерам: «Размеры крыльев жука недостаточны для его полетной массы, жук этого не знает и летает лишь исходя из этого!»

В Иркутске настойчиво занимались «аэродинамической ересью» и кроме того, данные исследований начали публиковать в систематично производимом сборнике научных статей «Асимптотические способы в теории совокупностей». Практические результаты опробований предшествующих моделей и АДП-04 обосновывали: экранопланы-«утки» перспективны, они изо всех схем владеют наилучшей самостабилизацией, а неустойчивы лишь при определенных условиях.

Не обращая внимания на помотць завода, сборка АДП-05 затянулась до 1975 года. Осознавая необходимость собственного «угла», А.Н.Панченков уже в первой половине 70-ых годов XX века начал создание экспериментальной базы для испытаний и изготовления умелых сборки и моделей самих экранопланов. Ее строили в районе Балаганска на месте недостроенного и закинутого водозабора на берету Братского моря.

Собственными силами возвели ангар, выстроили столовую, жилье, баню, сжлад, механическую и сборочную мастерские, установили оборудование, совершили электричество и сжатый воздушное пространство.

В 1975 году ко мне перевезли АДП-05. Последовало еще 5 лет «перестроек и достроек», до тех пор пока АДП-05, переименованный в «Орфей», вывели на опробования. Уже первые полеты продемонстрировали, что машине нужна переделка — громоздкая кабина от аэросаней создавала через чур большое сопротивление. Тогда на аппарат установили носовую часть фюзеляжа самолета Як-18 с мотоустановкой, но до опробований дело не дошло — дежурный студент по халатности покинул без присмотра включенный кабина и отопитель загорелась.

Спасти смогли лишь платформу «Орфея». Прошло еще время, пока удалось дотянуться «салон» от Як-12, смонтировать на нем аварийные совокупности выброса и пожаротушения тормозного парашюта. В этом варианте экраноплан летал до 1985 года, не смотря на то, что и не без аварий и поломок, но в полной мере удачно, неизменно совершенствуясь, и на Восточно-Сибирской студии кинохроники о нем создали рекламный фильм.

Экраноплан  АДП-05?Орфей» с кабиной от Як-12.

О том, что было дальше, вспоминает с грустью К.Б.Попов: «В первой половине 80-ых годов XX века Панченков уехал в Неприятный, а тут опробования велись уже под управлением Ю.Ф.Орлова, как разрешали финансы. А их фактически не было — все доработки велись на энтузиазме. Вот люди получали зароботную плату — кто младших научных сотрудников — 120-140 рублей, кто преподавательскую — все и уходило… Но до бесконечности это же не имело возможности длиться!

Опробования не были закончены, по причине того, что финансирование закончилось вовсе — в стране началась «перестройка»… «Орфей» был законсервирован. Денег в Академии наук не выяснилось не только для доводки, но кроме того для хранения. В следствии сторожа разбежались, все мастерские, все сам аппарат и материалы были разворованы местными обитателями, и по сей день в том месте пустырь.»

Но, имеется информация, что остатки «Орфея» все же были вывезены из Балаганска и до сих пор сохраняются на закрытой территории Иркутского вычислительного центра.

.

.

Перечень источников:
«время и Авиация» 2006-03. Сергей Вахрушев. От стариц Днепра до берегов Байкала.

Возобновились испытания экранопланов, приостановленные из-за аварии

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: