Последний защитник мальты. истребитель gloster sea gladiator n5520 «faith»

      Комментарии к записи Последний защитник мальты. истребитель gloster sea gladiator n5520 «faith» отключены

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века в Европе вспыхнула война, инициатором которой была гитлеровская Германия. Армии западных держав были мобилизованы и находятся в тех районах, где в кратковременной возможности возможно было ожидать эскалацию конфликта. Англия привела в состояние боеготовности собственные ВВС не только в метрополии, но и в государствах Содружества.

Исходя из этого осталось мало областей, в которых англичане были не готовы к стремительному обострению конфликта. Одним из таких мест был средиземноморский остров Мальта.

В начале 1940 года Англия на собственной базе, расположенной на острове Мальта, располагала только несколькими торпедоносцами Fairey Swordfish, входившими в состав No.3 AACU (Anti Aircraft Cooperation Unit – подразделения сотрудничества с ПВО), и несколькими радиоуправляемыми мишенями de Havilland Queen Bee. Вторых действующих английских автомобилей на острове не было. Одновременно с этим на складах базы Калафрана (Kalafrana) пребывали восемнадцать истребителей Gloster Sea Gladiator, являвшихся резервом авиагруппы авианосца «Глориес» (HMS Glorious).

Эйр-коммодор Ф. Х. Мейнард (Air Commodore F. H. Maynard), руководивший с января 1940 года воздушными силами на Мальте, четко осознавал отсутствие каких-либо сил, талантливых противостоять ожидаемым воздушным атакам соперника. Он попросил выделить пара автомобилей со складов Fleet Air Arm для создания маленьких подразделений, талантливых защищать воздушное пространство Мальты.

В марте 1940 года со складов Воздушных сил Королевского флота были выделены шесть автомобилей, из которых пять (номера N5521, N5525, N5527, N5530 a N5533) были переданы флаинг-офицеру (лейтенанту авиации) Коллинзу (Flying Officer Collins) с базы Калафрана. Сейчас перед эйр-коммодором Мейнардом поднялась тяжёлая задача отыскать подготовленных пилотов для выделенных автомобилей. В то время на острове не было умелых летчиков-истребителей, и исходя из этого несколько была организована из летчиков многомоторных самолетов и летающих лодок.

В середине апреля пришел очень сильно деморализовавший приказ переместить истребители Sea Gladiator на палубу следовавшего в Александрию авианосца «Игл» (HMS Eagle). 29 апреля подразделение было расформировано. К счастью скоро удалось взять новые автомобили (армейские номера N5519, N5520, N5524 и N5531), и 3 мая подготовка была возобновлена.

Истребители с номерами N5519 и N5520 по окончании столкновения на протяжении посадки были починены на базе Калафрана. Кроме этого на данной базе была совершена модернизация выделенных автомобилей: были удалены посадочные гаки, были демонтированы подфюзеляжные корпуса со спасательными шлюпками и были установлены бронеспинки для защиты пилотов. Позднее, по всей видимости, к группе были добавлены и другие автомобили.

Обучение летчиков, на протяжении которого была согласована тактика боевого применения, проводилось на базе Хал Фар (Hal Far). Летный персонал был разделен на две группы по три пилота в каждой. Группы поочередно были в состоянии боеготовности, и три автомобили были неизменно готовы к немедленному применению.

Четвертый Sea Gladiator был резервным.

Первое наступление итальянцев случилось 11 июня, и пилоты Sea Gladiator-ов сказали только о повреждениях вражеских самолетов. О первой победе (SM.79) 22 июня заявил флайт-лейтенант (капитан авиации) Джордж Берджес (George Burges), летавший на Gladiator-е N5519 (время от времени именуют N5531 – прим. ред.). Не смотря на то, что говорится, что защита Мальты лежала на плечах пилотов, летавших на устаревших истребителях Gloster Sea Gladiator, действительность была пара прозаичнее.

В августе 1940 года на остров прибыла 261-я эскадрилья Королевских ВВС, летавшая на истребителях Hawker Hurricane. Позднее в состав этого подразделения были включены и мальтийские Sea Gladiator-ы.

Мальту обороняли истребители-бипланы лишь пара дней по окончании первых итальянских атак, после этого в обороне острова учавствовали Hurricane-ы, следовавшие транзитом через Мальту на Ближний Восток. Однако, это никоим образом не умаляет важности тех огромного мужества и событий пилотов, каковые защищали Мальту в июне 1940 года и каковые на собственных Sea Gladiator-ах добились девяти воздушных побед. По крайней мере, три победы были достигнуты на истребителе Sea Gladiator N5520 Faith.

Последний защитник мальты. истребитель gloster sea gladiator n5520 «faith»
истребитель Gloster Sea Gladiator Mk I Faith N5520 на аэропорте; Мальта, сентябрь 1940 года

11 июля 1940 года Джон Уотерс (John Waters) на N5520 сбил SM.79 из 34-го бомбардировочного полка (34. Stormo BT) Королевских ВВС Италии. В данный же сутки тот же летчик в кабине истребителя Sea Gladiator N5520 записал на собственный счет второй сбитый им бомбардировщик SM.79 из 60-й эскадрильи 33-й группы 11-го бомбардировочного полка.

Но согласно данным итальянских источников оба этих бомбардировщика смогли возвратиться на базу. Последними удачами Джорджа Берджеса в кабине N5520 были два истребителя Fiat CR.42, одного из которых он сбил, а другого повредил в воздушном бою 2 ноября 1940 года над городом Зейтун (Zeitun). В данный сутки с итальянской стороны в сражении учавствовали автомобили 80-й эскадрильи 17-й группы 1-го истребительного полка, но и в этом случае итальянские источники не подтверждают утрату собственных истребителей.

Кое-какие источники утверждают, что истребитель Sea Gladiator N5520 Faith был оснащен двигателем Mercury VIII и трехлопастным винтом переменного шага, снятых с бомбардировщика Bristol Blenheim.

реконструкция самолета Sea Gladiator N5520 по окончании установки двигателя Mercury VIII с трехлопастными винтом переменного шага. Надпись «Faith» под ветровым стеклом кабины пилота не подтверждается впредь до самого окончания работы самолета на Мальте

Gloster Sea Gladiator N5520 есть единственной машиной из группы морских истребителей-бипланов, которая принимала участие в июне 1940 года в обороне Мальты от итальянских бомбардировщиков и которая сохранилась до наших дней. Сейчас данный самолет хранится в помещении мальтийского национального военного музея в форте Сен-Эльмо столицы Мальты Ла-Валетте. Его путь к музейной экспозиции был продолжительным, и лишь стечению радостных событий мы обязаны тому, что данный истребитель не попал как остальные его товарищи в сырье для металлургических фабрик.

В соответствии с документам последний полет истребителя Sea Gladiator N5520 прошёл в январе 1942 года, на протяжении которого летчик 185-й эскадрильи Королевских ВВС Ф. Дж. Шепард (F. G. Sheppard) делал метеорологические изучения. Затем машина совсем выведены из эксплуатации, что в действительности означало каннибализацию на запчасти и последующую отправку на свалку.

Летом 1943 года по инициативе Уильяма Брауна (William Brown) фрагмент фюзеляжа был извлечен из карьера, расположенного вблизи аэропорта ТаКуали (TaQuali), и послан на авиабазу Калафрана для ремонта. Чтобы уменьшить и ускорить ремонт на фюзеляж был установлен двигатель Bristol Mercury Mk.XI с двухлопастным винтом, но крыло для реконструкции автомобили взять не удалось.

фюзеляж истребителя Sea Gladiator N5520 по окончании извлечения из перемещения и карьера к аэропорту ТаКуали, лето 1943 года

По окончании исполнения вторых небольших косметических трансформаций на поверхности самолета была нанесена серебряная краска. Применение серебрянки имело прозаическую обстоятельство – второй краски просто не было. 3 сентября 1943 года в присутствии последовательности влиятельных армейских и гражданских начальников, среди них и эйр-вице-маршала (генерала авиации) сэра Кейта Парка (Air Vice Marshal Sir Keith Park), на Дворцовой площади Ла-Валетты самолет был официально представлен населению Мальты.

По окончании церемонии Sea Gladiator N5520 был выставлен в дворцовом арсенале, хранившем богатую коллекцию мальтийской истории. Из-за ограниченного пространства для размещения самолета нужно было выбрать пара нетрадиционный путь. При помощи крана машина была помещена в экспозицию через окно с Олд-Тейта-стрит (Old Theatre Street).

фюзеляж истребителя Sea Gladiator N5520 на Дворцовой площади Ла-Валетты на протяжении официального представления мальтийцам. На церемонии находился командующий Королевскими ВВС на Мальте эйр-вице-маршал (генерал авиации) господин Кейт Парк

Предстоящие мероприятия с N5520 случились в первой половине 60-ых годов двадцатого века в то время, когда в последних числах Августа Королевские ВВС в аэропорту ТаКуали организовали авиашоу, посвященное 20-летию окончания Битвы за Британию. В рамках данного мероприятия кроме этого была запланирована выставка, посвященная битве за Мальту. Sea Gladiator N5520 опять был перевезен в дворцовый арсенал к 103-й группе техобслуживания для исполнения самые необходимых ремонтных работ перед экспозицией в ТаКуали.

В Ла-Валетту машина возвратилась 3 августа 1960 года и по окончании попытки переместить самолет в экспозицию при помощи винтовой лестницы N5520 был возвращен на собственный место снова при помощи подъемного крана.

В первой половине 70-ых годов XX века Королевские ВВС снова показали интерес к аренде N5520, и вследствие этого управление музея воспользовалось шансом на реконструкцию Sea Gladiator-а. Машина была доставлена на базу Королевских ВВС Лука (RAF Luqa), где был совершён первый со времен Второй мировой тщательный осмотр фюзеляжа. С фюзеляжа были удалены все чужеродные подробности и вся ветхая окраска.

Поврежденные части были отремонтированы либо заменены; часть железной обшивки, направления и рули высоты, установка бортового оружия и фонарь кабины были сделаны заново. Весьма интересно подчернуть, что команда, занимавшаяся реконструкцией автомобили, на протяжении данной работы нашла подписи механиков, делавших первую реконструкцию 1943 года. По завершении ремонтных работ на самолет был нанесен камуфляж, что N5520 нес входе боевых действий 1940 года.

По окончании завершения реконструкции самолет в 1975 году был выставлен в сравнительно не так давно открывшемся армейском музее в форте Сен-Эльмо, где он находится и сейчас.

на данный момент фюзеляж истребителя Sea Gladiator N5520 (слева) выставлен в армейском музее в форте Сен-Эльмо, Мальта. Самолет оснащен двигателем Mercury VIII, снятым с бомбардировщика Bristol Blenheim. По некоторым источникам это могла быть машина с армейским номером N5520 (справа-внизу)

фюзеляж истребителя Sea Gladiator N5520 (слева) выставлен в армейском музее в форте Сен-Эльмо, Мальта

на данный момент по окончании многих лет, думается, что Gloster Sea Gladiator N5520 Faith возможно совсем реконструировать к полному удовлетворению музейных всех любителей и сотрудников ветхих самолетов: во второй половине 90-ых годов двадцатого века музею удалось взять крылья, подаренные из кардингтонской коллекции Королевских ВВС. Не смотря на то, что полученные крылья были не в лучшем состоянии, мысль полного восстановления истребителя Gloster Sea Gladiator N5520 Faith получает настоящие очертания.

во второй половине 90-ых годов двадцатого века мальтийскому музею удалось взять крылья для Gladiator-а. По окончании многих лет показался настоящий шанс, что самолет N5520 будет восстановлен всецело

источник: Ing. TOMAŠ MODLIK «Gloster Sea Gladiator N5520 «Faith»» L+K 21/01

Faith Hope and Charity — 2007

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: