Цвета военного неба: бельгийские истребители – от разгрома к победе

      Комментарии к записи Цвета военного неба: бельгийские истребители – от разгрома к победе отключены

По окончании начала Второй мировой Бельгийское королевство сохраняло нейтралитет, но его расположение стало эргономичным путём для германских армий во Францию. Это сделало вторжение неизбежным. Немногочисленная и не лучшим образом оснащённая истребительная авиация Бельгии как имела возможность противостояла люфтваффе, сражаясь кроме того по окончании капитуляции армии, а позднее была воссоздана уже в рядах английских Королевских ВВС.

В первой половине ХХ века бельгийская авиационная индустрия уступала не только передовым государствам, но и «державам второй лиги». Неудивительно, что к концу тридцатых годов бельгийские ВВС пришли с недостаточным по численности парком самолётов, каковые в большинстве собственном относились к уже устаревшим типам.

К началу Второй мировой все боевые эскадрильи бельгийских ВВС (Aeronautique Militaire Belge) были сведены в три авиационных полка (Regiment d’Aeronautique) различного назначения: 1-й относился к корпусной авиации (ближние лёгкие бомбардировщики и разведчики), 2-й – к истребительной, а в 3-м были собраны самолёты военного подчинения (дальние разведчики и бомбардировщики).

Истребительный авиаполк складывался из трёх групп (Groupe), любая по две эскадрильи (Escadrille). По штату ему надеялось 90 истребителей, но на практике их было всего 79, из которых лишь 30 возможно было вычислять более-менее современными.

Цвета военного неба: бельгийские истребители – от разгрома к победе
Бельгийский истребитель Фейри «Файрфлай» в довоенной серебристо-тёмной окраске с национальным чёрно-жёлто-красным триколором на руле направления.

Первая несколько полка летала на английских «Гладиаторах» (1-я эскадрилья) и «Харрикейнах» (2-я эскадрилья). Вторая всё ещё была вооружена «Файрфлаями» примера 1930 года и прошла перевооружение на итальянские «Фиаты» CR.42 лишь в марте-апреле 1940 года. Третьей группе за неимением более подходящих самолётов достались разведчики-бомбардировщики «Фокс», номинально переквалифицированные в двухместные истребители.

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века Бельгия вышла из блока с бывшими союзниками по Антанте, заявив о собственном нейтралитете. Увы, как и в 1914 году, армейские замыслы обеих будущих противоборствующих сторон предусматривали необходимый ввод армий на территорию королевства, и в напрасной попытке избежать войны бельгийцы только затруднили себе получение новой бронетехники. В отсутствие активных военных действий на западе нейтралитету страны угрожали лишь самолёты противоборствующих сторон, систематично нарушающие границы воздушного пространства из-за неточностей в навигации либо при уходе от истребителей соперника.

Бельгийская истребительная авиация с началом Второй мировой проводила постоянные патрулирования с целью интернирования либо выдворения нарушителей, но по принципу «как бы чего не вышло». Многие самолёты не несли боекомплекта, что ставило перехватчиков в заведомо невыгодное положение.

9 сентября на пулемётную очередь, выпущенную перед носом английского бомбардировщика «Уитли», его стрелок ответил прицельным огнём, сбив «Фокс» из состава 5./III./2.Ae (5-я эскадрилья 3-й группы 2-го полка), экипаж которого спасся на парашютах. Одновременно с этим экипаж другого «Уитли» верно выяснил национальную принадлежность перехватившей его пары «Файрфлаев» из 4./II./2.Ae и послушно последовал за ними на аэропорт. Самолёт был интернирован, а экипаж переправили к союзникам.

Двухместный Фейри «Фокс» к началу Второй мировой войны безнадёжно устарел, но вторых резервов у бельгийцев не нашлось

С марта 1940 года все перехватчики наконец взяли боекомплект и право открытия огня, но к хорошим итогам это всё равняется не привело: 2 марта перехват одиночного германского разведчика Do 17 тройкой «Харрикейнов» закончился тем, что один истребитель был сбит (лётчик погиб), а два вторых повреждены. Нарушитель ушёл. Более удачно «выступила» тройка «Гладиаторов», обстрелявшая 20 апреля идущий на одном двигателе одиночный «Хейнкель» He 111, что после этого упал на территории Голландии.

На протяжении «необычной войны» случилось ещё пара боестолкновений, в основном, с германскими двухмоторными бомбардировщиками и разведчиками, но безвозвратных потерь и побед не было, не смотря на то, что повреждения самолёты приобретали.

10 мая 1940 года началось германское вторжение. Сейчас в составе 2-го (истребительного) авиаполка было 14 боеготовых «Гладиаторов», 11 «Харрикейнов», 23 «порядка» и Фиата 15–20 «Фоксов». Большинство этих самолётов (9 «Гладиаторов», все «Харрикейны», 14 «Фиатов» и 8 «Фоксов») была стёрта с лица земли в первые два дня вторжения на протяжении германских ударов по аэропортам, почему было нужно кроме того вернуть в строй некое количество древних «Файрфлаев».

В воздушных битвах были утрачены четыре «Гладиатора», один «Фиат» и три «Фокса» (все сбиты германскими истребителями Bf 109). Личные удачи составили 15 воздушных побед, из которых только четыре взяли официальное подтверждение.

27 мая бельгийская армия сдалась, и утром 28 мая получило юридическую силу соглашение о перемирии. К тому времени остатки подразделений 2-го авиаполка уже отошли во Францию и на последних оставшихся «Фиатах» и «Файрфлаях» сражались до конца французской кампании.

По типу камуфляжа все бельгийские истребители 1939–1940 возможно поделить на три категории:

середины и Бипланы начала 30-х годов

Вместе с самолётами компании «Фейри» в Бельгию пришла и мода на серебристую окраску. Но эти автомобили не были полностью «алюминиевыми», и их «поясницы» до верхнего лонжерона были выкрашены в чёрный цвет. В феврале 1937 года для всех состоявших на вооружении боевых самолётов была введена двухцветная защитная окраска, в которой верхние поверхности окрашивались в цвет хаки, а нижние оставались серебристыми.

На фюзеляже линия разделения цветов проходила по строительной горизонтали. Авиационные компании, среди них и британская «Глостер», производившая маленькую серию «Гладиаторов» по бельгийскому заказу, тогда же приобрели новые требования к окраске строящихся самолётов.

Весной 1940 года стандарт двухцветного камуфляжа был легко модифицирован: линия границы цветов была опущена вниз фюзеляжа, но такую окраску взяло лишь некое количество «Фоксов» и уже списанных в лётные школы «Файрфлаев». На часть этих автомобилей снова возвратился провалившийся сквозь землю было во второй половине 30-х бельгийский триколор на руле поворота.

Вторыми опознавательными символами бельгийских ВВС были чёрно-жёлто-красные кокарды в шести позициях (сверху и снизу на крыле, и на борту фюзеляжа). Помимо этого, любой армейский летательный аппарат приобретал серийный номер в виде буквы, обозначающей его тип («Y» для «Файрфлаев», «O» для «Фоксов», «G» для «Гладиаторов», «H» для «Харрикейнов» и «R» для «Фиатов» CR.42) и порядковый номер самолёта данного типа. Наряду с этим нумерацию не обязательно начинали с единицы.

В полном варианте номер писали на нижней поверхности нижнего крыла тёмной краской и большого размера (буква на правой консоли, цифры на левой), а в сокращённом (лишь цифры, в большинстве случаев белого цвета) – на вертикальном оперении. Сперва хвостовой номер писали на киле, а на руль поворота наносили небольшие технические надписи, но под конец «необычной войны» всю «техничку» закрасили, а номера перенесли на руль.

В строю на фюзеляжи самолётов наносили большую эмблему эскадрильи либо лётной школы. Эти эмблемы довольно часто сохранялись со времён Первой Мировой.

Gladiator I (серийный № G-32) из состава 1./I./2.Ae «La Comete» («Комета»), май 1940 года. Утром 10 мая данный самолёт успел взлететь с аэропорта Схаффен-Дийст (Schaffen-Diest) практически за пара мин. до начала германской бомбардировки и благополучно перелетел на полевой аэропорт Ле-Кюло в Бовешене (Le Culot, Beauvechain), по дороге поучаствовав в бесплодном бою с бомбардировщиками.

Утром следующего дня он был повреждён в неравном бою шестёрки «Гладиаторов» с 8 либо 12 «Мессершмиттами» Bf 109, а по окончании полудня взял дополнительные повреждения на протяжении двух германских налётов на аэропорт Ле-Кюло и ночью был брошен при отступлении. Оба боевых вылета на нём выполнил премьер-сержант Анри Винан (Henry Winand), по окончании боя с «Мессершмиттами» заявивший об одной воздушной победе.

Монопланы поставок 1939–1940 годов

Во второй половине 30-ых годов XX века вместе с британскими бомбардировщиками Фейри «Бэттл» в бельгийской авиации показался новый британский трёхцветный камуфляж из тёмно-зелёной Dark Green и коричневой Dark Earth на верхних и боковых поверхностях при «алюминиевых» нижних. Совершенно верно такую же окраску несли и «Харрикейны», полученные во второй половине 30-ых годов двадцатого века.

Опознавательные символы, серийные и тактические обозначения на этих самолётах соответствовали таковым у более ранних бипланов, с той отличием, что хвостовой номер сначала стали писать на руле поворота.

На самолётах, взятых по окончании сентября 1939 года, нижние поверхности несли чёрно-белые элементы стремительного опознавания Истребительного руководства RAF: левая плоскость была тёмной, правая – белой, а фюзеляж остался серебристым.

Зелёно-коричнево-серебристый камуфляж английского типа был принят в качестве стандарта для «Харрикейнов» бельгийской постройки и американских экспортных «Брюстеров» бельгийского заказа, но в последнем случае камуфляжная схема была второй. Но, «американцы» в Бельгию до прихода немцев попасть всё равняется опоздали.

Hurricane I (серийный № H-25, бывший английский L1995) из состава 2./I./2.Ae «Le Chardon» («Чертополох»), сентябрь 1939 – май 1940 гг. Данный самолёт «отметился» в нескольких инцидентах на протяжении «необычной войны». 1 декабря 1939 года при посадке на раскисшем аэропорте самолёт стал на шнобель, пилот не пострадал.

2 марта 1940 года премьер-сержант Эдмон Льётенан (Edmond Lieutenant – да, его фамилия практически означала «лейтенант») в составе звена принимал участие в перехвате нарушившего границу германского Do 17. В сражении истребитель был повреждён, кабина наполнилась дымом, и лётчик совершил вынужденную посадку на первой попавшейся ровной площадке. 27 апреля на нём попал в аварию сержант Эжен Лельевр (Eugene Lelievre), но повреждения опять были не через чур важными.

Утром 10 мая в кабине самолёта сидел капрал Л. Якобс (L. Jacobs). Он стал одним из двух пилотов эскадрильи, сумевших взлететь под бомбами, а после этого по пути на полевой аэропорт поучаствовал в сражении с «Хейнкелями» He 111 и воздушной победе над одним из них (её записали на ведущего).

11 мая данный истребитель был стёрт с лица земли в двух германских налётах на аэропорт Ле-Кюло.

Итальянцы на бельгийской работе

В первых числах Декабря 1939 года бельгийская закупочная рабочая группа заключила с компанией «Фиат» договор на поставку партии истребителей CR.42, первые из которых начали прибывать в первых числах Марта. Эти истребители несли обычный итальянский камуфляж того периода: небольшие пятна зелёного Verde Mimetico и, быть может, коричневого Marrone Mimetico цветов поверх песочно-жёлтой Giallo Mimetico базисной окраски верхних и боковых поверхностей, при серых Grigio Mimetico нижних. К сожалению, имеющиеся фотографии не разрешают с безотносительной уверенностью выяснить, одного либо двух цветов были эти пятна.

В хвостовой части фюзеляжа находилась стандартная итальянская «техничка» с указанием его заводского и типа самолёта номера (вместо серийного номера на самолётах итальянских ВВС). Все опознавательные знаки и прочие обозначения соответствовали бельгийским стандартам.

Fiat CR.42 (серийный № R-29, итальянский заводской № 249) из состава 4./II./2.Ae «Cocotte Blanche» («Белая «кокотка»», т.е. бумажная птичка), Бельгия – Франция, май-июнь 1940 года. В тот период на самолёте в большинстве случаев летал су-лейтенант Жан Оффенберг (Jean Offenberg). В августе машина была принята французской Рабочей группой по перемирию, а после этого передана немцам и, быть может, потом употреблялась в учебной эскадре JG 107.

В сентябре 1939 года, в бытность сержантом, Жан Оффенберг вместе с напарником привёл на собственный аэропорт британский бомбардировщик «Уитли», и данный случай с некоей натяжкой можно считать первой победой бельгийской авиации во Второй мировой. Два месяца спустя лётчик стал су-лейтенантом резерва и был назначен начальником звена.

В сутки германского вторжения Оффенберг принимал участие в сражении с бомбардировщиками Do 17 и закрывавшими их истребителями Bf 109 и, по различным данным, одержал одну либо две победы. В следующие семь дней он систематично летал в бой, но удач в воздушных битвах больше не добился.

20 июня Оффенберг убегал из части и на угнанном французском связном самолёте перелетел в Северную Африку, а после этого через Гибралтар добрался до Англии. В составе британской авиации он вести войну сперва рядовым пилотом, позже начальником флайта, одержал 4 индивидуальные и 2 погиб и групповые победы в авиационной трагедии 22 января 1942 года.

Бельгийская армия в изгнании

По окончании капитуляции Франции кое-какие бельгийские лётчики эвакуировалась в Англию и продолжили войну в составе RAF. Позднее к ним присоединились бельгийские добровольцы, которых война застала в колониях либо за рубежом, и те, кому удалось выбраться с оккупированной территории. Сперва бельгийцы сражались в составе простых частей RAF, позже в первой половине 40-ых годов двадцатого века в составе 131-й эскадрильи был создан особый бельгийский флайт, на базе которого в ноябре организовали 350-ю бельгийскую эскадрилью RAF.

В январе 1943 года в Нигерии была организована вторая бельгийская эскадрилья, с номером «349», а полгода спустя её перевели из Африки на западный фронт.

Самолёты, на которых летали обе бельгийских части, несли обычный «истребительный» камуфляж RAF примера 1941 года: тёмно-зелёный семь дней Green и серый с синеватым отливом Ocean Grey на верхних и боковых поверхностях и светло-серый Medium Sea Grey на нижних.

Spitfire Mk.VB (серийный № AD288) из состава 350-й эскадрильи RAF, Шотландия, август 1943 года. Сперва на этих автомобилях употреблялись элементы стремительного опознавания английского Истребительного руководства в виде полосы яркой зеленовато-серой краски Sky перед вертикальным оперением и для того чтобы же цвета кока, но в конце войны от них отказались, дабы не демаскировать самолёты на полевых аэропортах на континенте.

Опознавательные символы бельгийских эскадрилий соответствовали британским стандартам, как и тактические обозначения (349-й эскадрилье присвоили код «GE», а 350-й – «MN»). Зарубежным лётчикам разрешалось обозначать собственные самолёты национальным знаком (флагом либо опознавательным знаком) на борту кабины либо носу самолёта, но бельгийцы, в отличие от поляков либо чехов, этим пользовались достаточно редко.

Картинки Михаила Быкова. Цветные профили приведены в едином масштабе

См. кроме этого:
Цвета армейского неба: американские «ястребы» для сталинских соколов
Цвета армейского неба: «Рабские полосы» над Ливаном и Сирией
Цвета армейского неба: «пенсионеры» над Филиппинами
Цвета армейского неба: «Харрикейны» в Арктике
Цвета армейского неба: «мессершмитты» против «мессершмиттов»
Цвета армейского неба: боевые «буйволы» Ост-Индии
Цвета армейского неба: на «мессершмиттах» против Гитлера

GTA 5 Mods: ВОЕННЫЕ САМОЛЁТЫ #32

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: