Проклятие тамерлана. жуть и дрожь в коленях.

      Комментарии к записи Проклятие тамерлана. жуть и дрожь в коленях. отключены

Копаясь в сети, наткнулся на фильм «Тайна гробницы Тимура. Проклятие Тамерлана». Тема это ветхая, узнаваемая в далеком прошлом. Да и сам фильм снят в 2003 году.

Но вот я удосужился взглянуть его лишь на данный момент. А взглянув, решил мало разобраться.

На неискушённого зрителя фильм вправду создаёт яркое впечатление и внушает иллюзию прикосновения к тайнам мироздания. Но в наличия и эпоху интернета мало-мальски развитого навыка критического восприятия информации, в глаза кидаются шероховатости и странности.

Да и мне, охотнику на попаданцев, весьма интересно стало, не торчат ли тут их ушки?

Отыскать фильм по заглавию несложнее несложного. По окончании прочтения статьи любой может это сделать и сравнить со статьёй.

А до тех пор пока напомню канву событий:

Июнь 1941 года. Самарканд. Несколько археологов под предводительством академика Карыниязова с участием того самого скульптора М.М.

Герасимова, что потом и воссоздал вид Металлического Хромца, отправилась в экспедицию, дабы отыскать и раскопать могилу Тамерлана.

Пишут, что продолжительное время между учёными появлялись споры по поводу места захоронения великого правителя древности, выбирая между родным селением Тимура Кеш и усыпальницей Гур-Эмир в Самарканде, где покоились останки сына Тамерлана Шахруха и внука Улугбека. Решено было проводить раскопки в Гур-Эмире.

Проклятие тамерлана. жуть и дрожь в коленях.

Незадолго перед вскрытием фактически гробницы, а правильнее 17 июня, удалось прочесть надпись на каменной плите, призванной защищать гробницу от посягательств. На плите на древнеарабском языке не считая 16 имён Тимура была высечена цитата из Корана: « либо же потревожит прах предков, пускай постигнет его самая ужасная кара». Эта надпись сейчас считается первым пророческим предупреждением для святотатцев.

фотограф свидетель и Непосредственный кинооператор Малик Каюмов говорит на камеру, как 21 июня на протяжении перерыва, позванного аварией с электроснабжением раскопок, отправился в чайхану. В том месте он встретил трёх старцев, каковые сообщили ему, «нельзя открывать Тимура, начнётся война» (Время в фильме 24.33), а в подтверждении собственных слов предъявили старую книгу. В книге Каюмов прочёл фразу: «Запрещено прах великого полководца трогать, в противном случае начнётся война».

Потрясённый оператор тут же ринулся к месту раскопок и позвал управление экспедиции. Трое главных экспертов показали интерес и отправились к старцам. По словам Каюмова, не смотря на то, что беседа началась в полной мере благожелательно, управление отнеслось к предъявленной книге с пренебрежением.

А присутствующий Сариддин Айни принялся оскорблять старцев. Причём оскорблять на фарси. Обиженные старцы поднялись и ушли.

Каюмов побежал за ними, но старцы провалились сквозь землю.

Три старца, поведавших о проклятии Тамерлана (не смотря на то, что термин «Проклятие Тамерлана» появился значительно позднее и необоснованно), а после этого мистическим образом растворившиеся в пространстве, додают случившемуся священного трепета и жути.

После этого Каюмов говорит, как вскрывалась могила, производилось опознание останков, как вечером усталые, но одухотворённые члены экспедиции возвратились в отель, где к великому кошмару определили по радио, что началась война.

Все последующие публикации на эту тему крутятся около рассказа Каюмова.

Сейчас отвлечёмся от мистики и разглядим случившееся с материалистических позиций.

В СССР в то время действовало Декретное время. Другими словами Москва +2 к Гринвичу, Самарканд +2 к Москве и +4 к Гринвичу. Но сейчас Узбекистан это +5 к Гринвичу, не смотря на то, что отличие с Москвой в 2 часа сохранилась.

на данный момент в июне в Самарканде солнце входит в 20.00. По декретному же времени в первой половине 40-ых годов двадцатого века заход обязан состоятся (в случае если я ничего не перепутал) в 19.00. Но имеется ещё и Среднеазиатское время (+1 час), что даёт 20.00.

В любом случае закат достаточно ранний.

По рассказу Каюмова, практически сразу после заката солнца рабочий сутки был закончен, несколько возвратилась в отель, где предавалась ликованию по поводу собственного археологического открытия. Другими словами это было в 21.00-22.00 по локальному времени. По радио сейчас шли сообщения, что отыскана гробница Тамерлана.

И внезапно один из участников экспедиции, знавший английский язык , побледнел, поскольку услышал сообщение британской радиостанции о нападении на СССР.

Отыщем в памяти, в то время, когда началось наступление на СССР?

Обстрел территории СССР начался в 3.15 по Берлинскому времени и соответственно в 04.15 по Столичному. В Самарканде было уже 7.15 по Среднеазиатскому времени.

Сомневаюсь, что британское радио передало новость раньше физического начала боевых действий. Следовательно, если доверять Каюмову, общение сотрудников экспедиции длилось в отеле не меньше 8 часов, и они совершили совместно по окончании тяжёлого дня ещё и бессонную ночь? Это уже заставляет относиться к его воспоминаниям с определённым недоверием.

В собственном рассказе глубокоуважаемый и заслуженный человек, выдающийся оператор и узбекский режиссёр документального кино, Малик Каюмов фактически открытым текстом обвинил другого глубокоуважаемого и заслуженного человека, основоположника таджикской советской литературы, Сариддина Айни в том, что тот своим пренебрежением к предупреждению стал причиной великие жертвы и великую беду.

Очевидно, по окончании выхода в свет фильма, в 2004 году высказалась и вторая сторона. Сам Сариддин Айни в далеком прошлом погиб и оправдаться не смог. Но, как оказывается, был пятый свидетель того беседы — сын Сариддина, Камал Садриддинович Айни.

Следующий текст забран мной из этого:

http://www.centrasia.ru/newsA.php?st=1077350520

М. Каюмов в фильме говорит о трех старцах, каковые принесли книгу, где были слова о запрете трогать могилу Тимура, в противном случае начнется война. По словам М. Каюмова, он якобы прочёл эти слова по-арабски в книге, а позже привел в том направлении Т. Н. Кары-Ниязова, С. Айни и А.А. Семенова.

Они якобы взглянули книгу, и С. Айни, по домыслу М. Каюмова, начал ругать старцев на фарси и выгнал их палкой.

В собственных записях я отыскал данный эпизод, вот его перевод: В то время, когда все вышли из склепа, я заметил трех старцев, говоривших по-таджикски с отцом, с А. А. Семеновым и Т. Н. Кары-Ниязовым. Один из старцев держал в руке какую-то древнюю книгу. Он раскрыл ее и сообщил по-таджикски: Вот эта книга старописьменная. В ней сообщено, что кто прикоснётся могилу Тимурлана, всех настигнет несчастье, война. Все присутствующие вскрикнули: О, Аллах, сохрани нас от бед!.

С. Айни забрал эту книгу, надел очки, пристально просмотрел ее и обратился к старцу по-таджикски: Глубокоуважаемый, вы верите в эту книгу? Ответ: – Как же, она так как начинается именем Аллаха!. С. Айни: – А что за книга эта, вы понимаете?. Ответ: Серьёзная мусульманская книга, начинающаяся именем Аллаха и оберегающая народ от бедствий.

С. Айни: Эта книга, написанная на фарси, всего-навсего Джангнома – книга о поединках и битвах, сборник фантастических рассказов о неких храбрецах. И эта книга составлена всего лишь в недавнее время, в конце XIX в. А те слова, что вы рассказываете о могиле Тимурлана, написаны на полях книги второй рукой. (фраза по арабски: Прах великого Тимура не прикоснись, в противном случае начнется война!. Прим.

ХБ) Кстати, вы точно понимаете, что по мусульманским традициям по большому счету считается грехом вскрывать могилы и священные места – мазары. А те слова о могиле Тимурлана – это классические изречения, каковые подобно имеются и в отношении захоронений Исмаила Сомони, и Ходжа Ахрара, и Хазрати Богоутдина Балогардон и др., дабы предохранить захоронения от искателей легкой наживы, ищущих сокровища в могилах исторических личностей.

Но для научных целей в различных государствах, как и у нас, вскрывали древние могилы и могильники исторических личностей. Вот ваша книга, изучайте ее и думайте головой.

Книгу забрал в руки Т. Н. Кары-Ниязов, пристально просмотрел ее и в знак согласия, кивнул головой С. Айни. После этого забрал книгу в руки Малик Каюмов, которого все в том месте именовали суратгир (фотограф). И я заметил, что он перелистывает страницы не от начала книги, как положено справа налево, а, напротив, по-европейски слева направо.

Потому, что М. Каюмов не знает таджикского языка (фарси), он не осознал беседу старцев, говорящих по-таджикски, и все исказил с оттенком пренебрежения к находившимся таджикам и таджикоязычным. Так как Т. Н. Кары-Ниязов, таджик по – национальности, сказал с А. А. Семеновым по-таджикски.

И в том месте же:

В этом рассказе М. Каюмова так много несоответствий, лжи, что , как возможно так несерьезно относиться к историческим событиям. Во-первых, С. Айни по окончании тяжелого дня отправился со мной, со своим сыном, к себе и уж, само собой разумеется, он никак не имел возможности находиться в отеле со съемочной группой, где он якобы услышал сообщение о начале войны, и все встретились с ним реакцию на это ужасное, грозное известие. Во-вторых, как имела возможность съемочная несколько услышать по радио о начале войны вечером 21 июня, в то время, когда нацисты напали 22 июня в 4 часа утра, а по среднеазиатскому времени это было в 7 часов утра.

Но это воспоминания, споры, обоюдные обвинения. А что возможно сообщить с позиций истории?

Давайте пофантазируем и предположим, что глава экспедиции Карыниязов заявил первому секретарю ЦК компартии Узбекистана:

– Три старца сообщили мне, что не нужно вскрывать могилу, в противном случае мир ожидают страшные несчастья – кто-то с кем-то начнёт вести войну. Я отказываюсь продолжать раскопки.

На это Юсупов понимающе покивал головой и ответил:

– Старцы – это серьёзно. Раз они такое сообщили, безотлагательно сворачивайте работу и отправляйтесь в Ташкент.

И в данный же час Гитлер-эффенди подпрыгивает на стуле и кличет собственных генералов.

– Мои верные генералы! – восклицает он, в то время, когда генералы столпились около стола с картой, на которой жирные светло синий стрелы пронзают красные рубежи обороны.

– Только что я решил не нападать на СССР. Замыслы Барбаросса и Ост отменяются, армии отводятся в места постоянной дислокации. Все свободны.

А на данный момент дискотека.

– Всё в руках Аллаха – восклицают генералы, облегчённо вздыхают и пританцовывая удаляются.

В общем, для кого как, а для меня вопрос закрыт. Никакого проклятия Тамерлана не существует, никакой мистики, никаких ужасных предсказаний. Всё произошедшее имеется совпадение, умноженное на неграмотность.

Убеждать собеседника посредством книги на чужом языке, в которой можешь прочесть лишь одно слово, это несолидно.

Иначе, увлекательный вопрос: как старцы появились в необходимое время в чайхане рядом с книгой и усыпальницей в руках? Они в том месте постоянно сидят? Либо намерено пришли как раз в данный сутки, в то время, когда выяснили, что не обращая внимания на неудачи, первым секретарём ЦК Узбекистана было приказано продолжить раскопки? И не сами ли они дописали на полях фразу по-арабски?

И не явилась ли авария с освещением усыпальницы спланированной попыткой извлечь археологов наружу, с целью проведения разъяснительной беседы на основании неправильно понятой книги? Так как вовнутрь бы их не разрешили войти сотрудники НКВД?

Попытка не удалась. Но стоит признать, в организационном замысле это была хорошая попытка.

Что до попаданцев, каковые пробовали не допустить мировую бойню таким нетривиальным методом – ими в том месте, как узнается, и не пахло.

Меньше, вопрос закрыт раз и окончательно, в случае если лишь не обращать внимание на дату данной статьи.

Проклятие Тамерлана (2003)

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: