Мартин pbm «mariner» («моряк»)

      Комментарии к записи Мартин pbm «mariner» («моряк») отключены

Мартин pbm «mariner» («моряк»)

Мартин PBM Mariner идет на взлет

В 1937 г. компания «Мартин» со своим проектом «модель 160» принимала участие в конкурсе на четырехмоторную летающую лодку для авиации ВМС США. Победителем была компания «Консолидейтед» со своим самолетом PB2Y «Коронадо», «Мартин» же кроме того не сумел пробиться в финал конкурса и не взял заказа на постройку прототипа. Но из-за большой стоимости PB2Y массово не выпускался. Флоту же требовалась летающая лодка, превосходящая по своим параметрам «Каталину», но более недорогая, чем «Коронадо».

В данной ситуации конструкторы «Мартина» оперативно переделали проект в двухмоторную «модель 162». Эта летающая лодка оборудовалась новыми замечательными двигателями «Райт» R-2600 «Циклон», снабжающими значительное возрастание летных данных если сравнивать с «Каталиной» — и наряду с этим за значительно более низкую цену, чем четырехмоторная машина. 30 июня 1937 г. «Мартин» взял заказ на постройку прототипа XPBM-1.

При создании старательно «вылизанной» в аэродинамическом отношении «модели 162» был применен узкий и большой фюзеляж, и крыло типа «чайка», в точках изломов которого установили двигатели. Крыло имело громадное удлинение (9,89), и развитую механизацию, причем частично — с электроприводами. Подкрыльевые поплавки убирались в особые ниши по направлению к фюзеляжу.

Двухкилевое оперение разрешило выгодно разместить хвостовую стрелковую точку и значительно расширить сектор обстрела надфюзеляжной башни. При определении состава стрелкового оружия «модели 162» был сделан в полной мере логичный выбор в пользу современных механизированных башен разработки самого «Мартина» — не смотря на то, что они ещё и не готовься .

Прототип Martin ХPBM-1 в первый раз поднялся в воздух 18 февраля 1939 г. На нем находились двигатели R-2600-6 мощностью 1600 л.с. На протяжении опробований самолет продемонстрировал, без преувеличения, выдающиеся эти. В частности, большая скорость составила 341 км/ч (на высоте 3650 м), а дальность полета при взлетном весе 18 360 кг (в т.ч.

454 кг бомбовой нагрузки) достигла 5520 км. На начальной стадии летных опробований прототип ещё не имел оборонительного оружия — место носовой башни было закрыто временным обтекателем.

По окончании внесения некоторых трансформаций (консоли стабилизатора взяли поперечное V в приблизительно 18°, переделали нижнюю часть лодки и др.) в сентябре 1939 г. было разрешено начало серийного производства новых летающих лодок. В общем итоге до 1949 г. выпущено 1366 «Маринеров».

Главные модификации Martin PBM «Mariner»

  • PBM-1 — двигатели R-2600-6 (1600 л.с). Стрелковое оружие — 5 12,7-мм пулеметов «Браунинг» (по 1 в носовой и верхней башнях, хвостовой установке и боковых блистерах; в соответствии с некоторым публикациям, в хвостовой установке стоял 7,62-мм пулемет). Масса бомбовой нагрузки, размещаемой в бомбоотсеках мотогондол, — 907 кг. Экипаж — 7 чел. С августа 1940 г. по апрель 1941 г. выпущено 20 самолетов. Одна из серийных автомобилей переоборудована в прототип дальнего бомбардировщика ХPBM-2 с увеличенным на 80% возможностью старта и запасом топлива с катапульты (со особого судна).
  • PBM-3С — поменяны очертания верхней части фюзеляжа, подкрыльевые поплавки увеличены по длине и выполнены неубирающимися, усовершенствовано хвостовое оперение, удлинены мотогондолы (дабы поместить увеличенные бомбоотсеки), рабочие места экипажа взяли бронезащиту. Двигатели — R-2600-12 (1700 л.с). Стрелковое оружие — 7 12,7-мм пулеметов (по 2 в носовой и верхней башнях, по 1 в хвостовой башне и боковых блистерах). Масса бомбовой нагрузки — 1814 кг. Большая часть самолетов комплектовались РЛС AN/APS-15 с антенной в обтекателе над пилотской кабиной. Выпущено 274 самолета.
  • PBM-3S — вариант PBM-3С с уменьшенным составом оружия (4 12,7-мм пулемета — 2 в носовой части, 1 в хвостовой установке, 1 в левой боковой установке) и без бронезащиты, но с увеличенным запасом горючего (дальность возросла с 3400 до 4800 км). Все PBM-3S комплектовались РЛС AN/APS-15. В 1943 г. произведено 94 единицы, ещё 62 переоборудовано из PBM-3С.
  • PBM-3D — вариант PBM-3С с расширенными ударными возможностями (предусмотрена подвеска двух торпед на под крыльевых узлах между мотогондолами и фюзеляжем). Стрелковое оружие подобно PBM-3С, но верхняя и хвостовая башни — усовершенствованных моделей. Двигатели — R-2600-22 (1900 л.с), предусмотрена возможность подвески ракетных стартовых ускорителей. Выпушено 259 автомобилей. Два самолета переоборудованы в прототипы ХPBM-5.
  • PBM-3R — невооруженный транспортный вариант. Вместимость — до 33 чел. либо 4050 кг груза. В осеннюю пору 1942 г. выпущено 50 самолетов.
  • PBM-3В — вариант для поставки в Англию. Английское обозначение — «Маринер» GR Mk.I. Переоборудовано 33 самолета из автомобилей модификаций PBM-3С, PBM-3D и PBM-3S.
  • PBM-5 — 18-цилиндровые двигатели «Пратт энд Уитни» R-2800-34 (2100 л.с). Стрелковое оружие соответствует PBM-3D. Экипаж -9—12 чел. С сентября 1944 г. по июль 1947 г. выпушено 614 самолетов, в т.ч. 41 невооруженный PBM-5G для Береговой охраны (в 1945 г.), и около 100 противолодочных автомобилей PBM-3S/ S2. Последние кроме РЛС комплектовались приемниками сигналов радиогидроакустических буев и детекторами магнитных аномалий, а PBM-3S2 — ещё и замечательным прожектором.
  • PBM-3Е — летающая лодка, лишенная оружия и приспособленная к стремительной смене наборов радиоэлектронного оборудования. В послевоенное время выпустили 13 таких автомобилей, использовавшихся для опробований оборудования.
  • PBM-5А — амфибия с убираемым трехстоечным шасси с носовым колесом. Стрелковое оружие — 6 12,7-мм пулеметов в носовой, верхней и хвостовой башнях. Бомбоотсеки в мотогондолах сохранялись, но самолет предназначался прежде всего на роль поисково-спасательного. В декабре 1947 г. вышел на опробования прототип, переоборудованный из недостроенного PBM-5. Позднее подобным образом взяли ещё 4 амфибии, а до марта 1949 г. выпустили 36 новых PBM-5А.
  • Вариант модифицированного гидросамолёта PBM-4 проектировался под 18-цилиндровые моторы «Райт» R-3350-8 (2200 л.с), но в производство его не внедряли, потому, что все такие моторы резервировались для бомбардировщиков Boeing B-29 «Superfortress».

Гидросамолет Мартин PBM «Маринер» употреблялись для патрульных операций.

Лётно-технические характеристики гидросамолёта Мартин PBM-1 Mariner

  • Двигатель: Райт R-2600-6
  • мощность, л.с.: 1600
  • Размах крыла, м.: 35,96
  • Протяженность фюзеляжа, м.: 23,50
  • Высота самолета, м.: 5,33
  • Площадь крыла, кв. м.: 130,75
  • Масса самолета, кг: безлюдного: 15060
  • обычная взлетная: 23280
  • большая взлетная: 25 425
  • Скорость, км/ч: большая: 330
  • Скороподъемность, м/с: 4,1
  • Потолок, м.: 6040
  • Дальность полета, км.: 4800

Фото одного из лучших гидросамолётов Второй мировой войны в полёте.

Боевое применение летающих лодок Мартин PBM Mariner во время второй мировой

Фото подъема летающей лодки Мартин Маринер на плавучую базу для ремонта

Гидросамолеты Мартин PBM-1 поступили на вооружение двух эскадрилий — VP-55 и VP-56. Последнюю скоро реорганизовали в учебную часть. VP-55 (позднее переименованная в VP-74) с июля 1941 г. несла работу в рамках «нейтрального патруля», базируясь на Ньюфаундленде и в Исландии.

В январе 1942 г. её передислоцировали на Бермудские о-ва, а 30 июня того же года VP-74 добилась первой победы — экипаж Р. Шредера потопил субмарину U185. Начало поставок в осеннюю пору 1942 г. самолетов PBM-3С разрешило к весне следующего года перевооружить VP-32, и укомплектовать снова организованные эскадрильи VP-201 — VP-207. VP-32 действовала над Карибским морем, применяя базы в зоне Панамского канала, на Острове Свободы и Пуэрто-Рико.

Все 7 снова организованных эскадрилий вместе с VP-74 были включены в состав крыла FAW-16, предназначенного для патрулирования побережья Южной Америки от Тринидада на севере до Ресифи (Бразилия) на юге. К ноябрю 1943 г. на «Маринерах» были организованы эскадрильи VP-208 — VP-216. Эти части, приобретавшие наровне с PBM-3С кроме этого автомобили модификации PBM-3S, в основном были включены в состав крыла FAW-12, закрывавшего подходы к Панамскому каналу, как со стороны Карибского моря, так и с Тихого океана.

Помимо этого, в 1943-1945 гг. 37 самолетов PBM-3S взяла Береговая охрана, эксплуатировавшая их до конца войны.

Для эскадрилий «Маринеров» особенно «урожайным» выдался июль 1943 г., в то время, когда дислоцировавшаяся в Бразилии VP-74 послала на дно субмарины U513 и U199, а жертвами VP-32 стали сходу три подлодки — U159, U759 и U359. 3 августа 1943 г. самолет VP-205 потопил у Тринидада U572 (действительно, зенитчики подлодки успели сбить «Маринера»), а PBM-3С из VP-204 и VP-205 совместно с другими самолетами по окончании продолжительной «охоты» послали на дно U615.

В Июле—августа 1943 г. «Маринеры» потопили самостоятельно либо во взаимодействии с другими силами половину из десяти U-ботов, высланных Дёницем в треть и Карибское море из шести субмарин, посланных к берегам Бразилии. Полосу удач «Маринеров» на Атлантике завершил экипаж Г. Паттерсона из VP-74. 27 сентября 1943 г. на подходах к Сан-Сальвадору (Бразилия) он потопил подлодку U-161.

Для применения на Тихоокеанском театре боевых действий (ТВД) была создана особая модификация «Маринера» — PBM-3D. Первой взяла такие самолеты эскадрилья VP-202. Пройдя переучивание на новую модификацию в Норфолке, она в начале 1944 г. была передислоцирована на Тихий океан.

Скоро к ней присоединились эскадрильи VP-16 и VP-216, экипажи которых прошли целевую подготовку: первая специализировалась в ночных полетах, а вторая освоила топмачтовое бомбометание. Первой большой операцией с участием «Маринеров» на новом ТВД стала высадка на острове Сайпан. Все три эскадрильи в середине июня 1944 г. передислоцировались на захваченную американцами базу в бухте Танапаг, откуда осуществляли патрульные полеты над окрестными акваториями.

самый значительным успехом «Маринеров» в начальный период их работы на Тихом океане стало обнаружение 19 июня 1944 г. экипажем из состава VP-16 на расстоянии приблизительно 470 миль к западу от Гуама 1-го своевременного флота адмирала Одзавы, следующего к Марианским островам.

1 октября 1944 г. вооруженные «Маринерами» эскадрильи были переименованы из патрульных (VP) в патрульно-бомбардировочные (VPB). Не считая них, такие гидросамолеты начали поступать и в спасательные эскадрильи (VH). А специальные транспортные PBM-3R эксплуатировались в эскадрильях как на Атлантике (VR-1 и VR-8), так и на Тихом океане (VR-2 и VR-10).

В сентябре 1944 г. основной базой для «Маринеров» стали острова Палау — летая из этого, самолеты учавствовали в операции по освобождению Филиппин. Как раз в это время были одержаны первые победы над японскими субмаринами. 1 октября PBM-3D из состава VPB-16 у островов Палау повредил субмарину 1-177, на следующий сутки добитую эсминцами. Громаднейших удач в атаке морских целей достигла эскадрилья VPB-20. 27 ноября 1944 г. экипаж лейтенанта Дж.

Муоло из данной эскадрильи закрывал суда, находящиеся в бухте Ормок (Филиппины) и ведущие обстрел береговых целей. Авиаторы нашли и без промедлений атаковали японскую подлодку, нанеся ей повреждения. Дело довершили эсминцы, добив субмарину. Жертвой была военный транспортная подводная лодка Yu-2.

А 19 января 1945 г. самолет У.О. Глэйза ударил по самой громадной цели, которая попадалась «Маринерам», — авианосцу «Дзуньё». С бреющего полета Глэйз скинул две 250-фн и одну 500-фн бомбы, добившись двух прямых попаданий. В ночь на 21 января PBM-3D, пилотируемый экипажем Фрэнка А. Юрека, к западу от атолла Улити нашёл и нанес бомбовый удар по японской субмарине, наутро добитой тремя эскортными эсминцами.

Жертвой была Y-48, отправившаяся ко дну со всем экипажем.

В операции по захвату Окинавы участвовали девять эскадрилий «Маринеров» — пять патрульно-бомбардировочных (VPB-18, -21, -26, -27 и -208), и четыре спасательных (VH-1, -3, -4 и -6). На их оружии, наровне с PBM-3D, уже имелись и новые PBM-5. Как раз «Маринер» нашли идущее к Окинаве японское соединение во главе с линкором «Ямато».

Это событие имело место 7 апреля 1945 г., причем две летающие лодки из VPB-21 не только нашли японские суда, но и навели на них американские самолеты, а после этого занялись спасением сбитых пилотов.

По окончании окончания Второй мировой в составе ВМС США осталось 6 эскадрилий, вооруженных PBM-5, — по три на Тихом океане и Атлантике. На протяжении гражданской войны в Китае они несли патрульную работу у берегов данной страны. На протяжении войны в Корее регулярные и резервные эскадрильи, вооруженные PBM-5S/S2, по ротации направлялись на японские авиабазы, совершая оттуда дневные и ночные патрульные полеты над водами, омывавшими Корейский полуостров.

Последние PBM-5S и PBM-5А были сняты с оружия в июне 1956 г., а в учебных частях «Маринеры» эксплуатировались ещё около двух лет.

Англия взяла 32 самолета «Маринер» GR Mk.I (передано 33 автомобили, но одна потерпела трагедию при перелете через Атлантику). В октябре 1943 г. 10 таких самолетов передали в 524-ю эскадрилью для войсковых опробований, но их результаты признали неудовлетворительными, и уже в декабре эскадрилья избавилась от «Маринеров». Потом Королевские ВВС применяли такие автомобили только в качестве транспортных.

17 «Маринеров» GR Mk.I по окончании окончания войны в Европе вернули американцам и по окончании обратной конверсии по американским стандартам, были переданы в части морской авиации и переоборудованы в транспортные. Они успели кроме того поучаствовать в войне на Тихом океане в составе транспортной эскадрильи VR-6 и поисково-спасательной VH-3.

Летающая лодка Martin PBM-5S Mariner оснащалась РЛС.

12 «Маринеров» в мае 1944 г. поступили на вооружение 41-й эскадрильи Королевских австралийских ВВС. Основной их задачей стали транспортные перевозки между Новой Гвинеей и Австралией. Большая часть этих автомобилей было сдано на склад в 1946 г., но пара единиц в составе 114-го отдельного звена в качестве поисково-спасательных эксплуатировались до 1948 г.

17 PBM-5 с баз хранения американского флота были переданы в 1956-1957 гг. Нидерландам. Гидросамолеты поступили в 321-ю эскадрилью, дислоцированную на острове Биак у Новой Гвинеи. Голландцы эксплуатировали «Mariner» до 1960 г.

12 «Маринеров» служило в Латинской Америке. В частности, девять самолетов взяла Аргентина. А три автомобили модификации PBM-3S2 в 1956 г. взяла морская авиация Уругвая. Последний из них был снят с оружия в феврале 1964 г.

Martin PBM «Маринер» являлся одним из лучших гидросамолетов времен Второй мировой. Выстроенный в достаточно громадном количестве, он значительно превосходил собственного яркого соперника — гидросамолет «Консолидейтед» PBY «Каталина». Изделие компании «Мартин» имело более современную конструкцию и лучшие летные характеристики, в т.ч. скорость полета и нужную нагрузку.

Однако, «Маринер» не снискал славы «Каталины», оставаясь все годы войны в тени более известного «одноклассника».

1950's MARTIN PBM-5 MARINER PATROL SQUADRON 16mm FILM

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Саро (сандерс-ро) s-36 «lerwick»

    Фото летающей лодки Саро Лервик Следствием стремительного количественного роста Королевских ВВС в конце 30-х гг. стал заказ многих новых самолетов «с…

  • Консолидейтед pb2y «coronado»

    Летающая лодка ВМС США Consolidated PB2Y Coronado Фактически сразу же по окончании выхода на опробования летающей лодки PBY «Catalina» американские ВМС…

  • Саро (сандерс-ро) «london»

    Фото двухмоторной летающей лодки SaRo London времён Второй мировой Двухмоторная английская летающая лодка Сандерс-Ро (Саро) «Лондон» разрабатывалась в…

  • Short s.25 sunderland

    Фото летающей лодки Второй мировой Short Sunderland 23 ноября 1933 г. Министерство авиации Англии утвердило тактико-техническое задание R.2/33 к…

  • Глостер «гладиатор»

    Глостер «Гладиатор» стал последним истребителем-бипланам, принятым на вооружение Королевских ВВС. Разработка осуществлялась по спецификации F.7/30,…

  • Кертис sc «seahawk» («морской ястреб»)

    Катапультный корабельный гидросамолет Кертис SC Seahawk С началом военных действий на Тихом океане для чинов американского флота стало очевидным, что…