Хомякова валерия дмитриевна

      Комментарии к записи Хомякова валерия дмитриевна отключены

Хомякова валерия дмитриевна

Лётчик — истребитель. Появилась в 1914 году в Москве, в семье инженера — химика. Отправившись по стопам отца, окончила химический университет имени Менделеева.

По окончании окончания аэроклуба, трудилась лётчиком — инструктором.

Участница ВОВ с февраля 1942 года. Сражалась в составе 586-го женского истребительного авиационного полка ПВО, была замкомандиром эскадрильи. 24 сентября 1942 года первая среди дам — лётчиц сбила в ночном бою самолёт соперника (бомбардировщик «Юнкерс-88»).

Погибла в сентябре 1942 года под Саратовом в авиационной трагедии.

***

На фронтовых дорогах отечественным воздушным бойцам неоднократно приходилось встречать девушек в лётной форме. Молодым юношам они казались олицетворением красоты и женственности. В небе же, в схватках с неприятелями, девушки показывали образцы лётного мастерства и отваги.

Многие из них не дожили до яркого Дня Победы, не возвратились из полёта. Но они покинули собственный след на земле. Как, к примеру, Валерия Хомякова, погибшая в осеннюю пору 1942 года. Кто же была эта женщина — лётчица ?

Валерия Хомякова появилась и выросла в Москве. Обучалась она в школе №32, занималась спортом. В 17 лет стала студенткой химико-технологического университета. Во второй половине 30-ых годов XX века окончила его, взяв диплом с отличием. В студенческие годы с увлечением занималась в планерном кружке и, уже трудясь на одном из фабрик столицы, получала образование аэроклубе.

Небо кликало всё настойчивее и мечта привела девушку в Центральный аэроклуб. Тут она стала лётчиком-инструктором.

Вспоминает узнаваемая лётчица Герой Советского Союза Марина Павловна Чечнёва:

«Валерия Хомякова была красивым педагогом, моим надёжным товарищем по работе в аэроклубе. Как одну из лучших лётчиц Осоавиахима её постоянно выделяли на воздушные парады и поручали ей самые ответственные номера программы. И как человек Валерия была страно приятной. Она отличалась жизнерадостностью, собственной неутомимой энергией умела передавать всех.

В ней подкупали собранность, умение подчинить всю себя главной цели.

Война развела отечественные дороги. Я стала «ночником», Хомякову же, имевшую блестящую технику пилотирования, зачислили в 586-й истребительный авиаполк».

Авиагруппу по формированию трёх женских авиационных полков возглавила прославленная лётчица Марина Раскова. В учебном центре, что пребывал в городе Энгельсе, никто ещё не знал, кто и в какой полк попадёт. Но Валерия уже тогда решила для себя конкретно: «Буду лишь истребителем!» Сильная воля чувствовалась в данной прекрасной стройной девушке.

Отбор в истребительный полк был самоё тщательным. На его оружие поступали самолёты Як-1 — лучшие отечественные истребители того времени. При отборе Хомякова продемонстрировала хорошую технику пилотирования. Рабочая группа была придирчивой и строгой, но, видя, как чётко и красиво делает Валерия фигуры высшего пилотажа, один из участников рабочей группы, Полковник Багаев, сообщил: «Эта будет истребителем!»

Путь к боевой зрелости был жёсток, но о трудностях в собственных письмах к родным Валерия не упоминала. Письма были лаконичны, неизменно полны оптимизма и бодрости. «Определю большое количество нового и увлекательного по теории, — писала она, — обучаюсь стрелять». И радовалась: «А на каких автомобилях буду летать, мечта!»

Пришёл сутки её первого боевого вылета… Вспоминает Н. Словохотова:

«Весной 1942 года отечественный 586-й истребительный авиаполк, прекрасно обученный и сколоченный, вооружённый новенькими «Яками», вошёл с строй боевых частей. В то время, когда германская армия устремились к Сталинграду, мы взяли задачу прикрыть с воздуха ответственный стратегический объект — город Саратов. Одной из первых на боевые задания начала вылетать Валерия Хомякова.

К тому времени она была назначена замкомандиром эскадрильи.

Лётчицы 586-го ИАП. Галина Бурдина, Тамара Памятных, Валерия Хомякова, Валентина Лисицына (слева -направо) по окончании полёта, 1942 год

Валерия была не только хорошим лётчиком, но и волевым начальником — воспитателем. Эти качества проявились у неё ещё в аэроклубе. Курсанты Хомяковой были хорошим пополнением для армейских лётных школ.

Так, руководство Борисоглебской военной школы пилотов неоднократно присылало признательность инструктору Хомяковой за хорошую подготовку её учеников».

В те тяжёлые дни битвы на Волге город Саратов игрался особенную роль в обеспечении армий под Сталинградом. Из-за Волги по ЖД мосту непрерывно шли эшелоны с армиями, снарядами, боевой техникой. Данный моста стал стратегическим объектом. К нему рвалась германская авиация. Но бомбардировщиков встречал замечательный заградительный пламя зенитных орудий, а в атмосферу поднимались истребители ПВО.

в один раз вражеский бомбардировщик однако прорвался через пламя зенитчиков и устремился к мосту. Его нашли и намертво схватили лучи прожекторов…

Из архивных документов 586-го истребительного авиаполка:

«При ночном бомбардировочном налёте на Саратов 24 Сентября 1942 года замкомандиром эскадрильи Лейтенантом Хомяковой Валерией Дмитриевной был открыт боевой счёт полка: сбит первый самолёт соперника — бомбардировщик Ju-88».

Германский двухмоторный бомбардировщик-разведчик Junkers Ju-88.Эти слова окончательно вписаны в историю полка. Большое количество позже подвигов совершили лётчицы, но данный окончательно будет особенно памятным. Вспоминает Е. Полунина, бывшая в годы войны авиационным механиком самолёта Валерии Хомяковой:

«Пламя полыхало над Волгой: вражеские самолёты разбомбили баржу с нефтью. Непрерывно били отечественные зенитки. Днём поступило указание: в то время, когда воздушная цель будет поймана прожекторами, зенитчики прекращают по ней пламя и в дело вступают истребители.

И в ночь на 25 сентября по тревоге в небо встал самолёт Леры Хомяковой. Мы с почвы, затаив дыхание, следили за ним. Видели, как прожектористы поймали в клещи пересекающихся лучей бомбардировщик соперника, как отечественная лётчица открыла по нему пламя. Германский стрелок начал отвечать. Хомякова, не обращая внимания на свинцовые автострады, снова нападала.

А позже мы заметили, как «Юнкерс» камнем отправился вниз. Скоро истребитель приземлился на аэропорте. Валерия доложила кратко и деловито: «Вражеский самолёт сбит!»

Из рассказа Валерии Хомяковой о собственном ночном бое обозревателю военной газеты:

«Вылетела я по боевой тревоге в 21 час 40 мин.. Весьма опасалась, что немец уйдёт… Переживала, само собой разумеется. И лишь тогда, в то время, когда заметила, что отечественные прожекторы тремя лучами освещают вражеский самолёт, стала внезапно совсем спокойной и сосредоточенной. Уж сейчас — то я всю скорость выжала из собственного «Яка»…

Майор Казаринова (справа) и комиссар Куликова поздравляют В. Хомякову.

Пристроившись сверху позади, дала пушечно — пулемётную очередь. Ощущаю, что и вражеский стрелок бьёт по мне. Инстинктивно отвалила в сторону и опять ударила.

Бомбардировщик с правым разворотом вошёл в пике и врезался в почву.

Иду на посадку, и такая гордость меня распирает: так как это я сбила его, мерзавца. Пускай знают неприятели, каковы отечественные девчата!..»

Вспоминает бывший летный техник 586-го авиаполка В. Гущина:

«В то время, когда Хомякова благополучно возвратилась на аэропорт, мы все ринулись к ней, стали обнимать и целовать её. Отечественной эйфории не было границ. А Лера, неизменно скромная до застенчивости, и в эти радостные 60 секунд не сказала о себе, а больше благодарила нас за хорошую подготовку самолёта.

Утром несколько лётчиц, вместе с комполка, выехала к месту падения германского самолёта… Рядом от моста в прибрежном лозняке распласталась искорёженная машина. Около неё — мёртвые пилоты с нераскрывшимися парашютами. По всей видимости, так стремительна и неожиданна была для них атака истребителя, что они не сходу осознали, что самолёт падает.

Выпрыгнули, да поздно — парашюты опоздали раскрыться. На груди одного из них было пара крестов — высших призов Германии. По всей видимости много побомбил он мирных городов в Европе…»

ЖД мост через Волгу, что защищала отважная женщина, неприятель так и не смог разбомбить. Более 40 лет по окончании окончания войны по нему всё шли и шли поезда…

В.И.Хомякова

Город не забывает собственную героиню: в Саратове имеется улица имени Валерии Хомяковой, её именем названа кроме этого одна из средних школ, где ежегодно первый урок у первоклассников начинается с рассказа о подвиге отважной лётчицы.

Из произведения ученицы школы Ирины Чугуновой:

«Она прожила 28 лет. Большое количество ли это ? Не знаю. Принципиально важно, возможно, сколько ты за это время успел. Валерия Хомякова успела очень многое.

Её нет среди нас, но яркое и чистое имя этого человека живёт в отечественных сердцах».

Да, Валерия Хомякова прожила маленькую судьбу. А ей бы жить да жить, радоваться небу и солнцу, иметь семью, растить детей, внуков… Не выпало ей это счастье. Послевоенная будущее Валерии могла быть похожа на судьбы её подруг — однополчанок: А. Макуниной — профессора географии , доктора наук МГУ; Н. Словохотовой — профессора химии ; З. Мальковой — доктора педагогических наук; Н. Андреевой — лауреата Национальной премии…

Рано оборвалась жизнь отважной лётчицы Валерии Хомяковой. В конце cентября 1942 года она погибла. Произошло это не в очередном ночном воздушном бою, как пишут в некоторых изданиях, а достаточно прозаично.

Измученная дневными боевыми вылетами, на протяжении ночного дежурства она спала в землянке и позже прочно уснула. По сигналу тревоги техник, не ждя лётчицы, сама запустила мотор, и выбежавшая Валерия, прыгнув в самолёт, сходу отправилась на взлёт, не успев как направляться присмотреться в темноте. Истребитель с рёвом устремился в черноту ночи, а спустя пара секунд от удара задрожала почва…

Её боевая судьба была до обидного маленькой, но она погибла успев выполнить собственный долг перед Отчизной до конца.

Прохорова Ирина Валерьевна

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: