Долина (мельникова) мария ивановна

      Комментарии к записи Долина (мельникова) мария ивановна отключены

Долина (мельникова) мария ивановна

Появилась Мария Мельникова (Равнина) 18 декабря 1920 года в деревне Шаровка, сейчас Полтавского района Омской области, в семье крестьянина. Окончила 8 классов школы села Михайловка (сейчас посёлок Запорожской области), после этого экстерном школу в городе Днепропетровск. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века окончила Херсонскую авиационную школу.

Трудилась лётчиком — инструктором Днепропетровского, после этого Николаевского аэроклубов Осоавиахима. С 1941 года в рядах Красной Армии.

Участница ВОВ. С июля 1941 года в армии. В первой половине 40-ых годов XX века окончила Энгельсскую военную авиационную школу.

Сражалась на Южном, Донском, Северо — Кавказском, Западном, 3-м Белорусском, 1-м Прибалтийском фронтах.К январю 1945 года замкомандира эскадрильи 125-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка (4-я Гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-й Гвардейский бомбардировочный летный корпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) Гвардии капитан М. И. Равнина совершила 63 боевых вылета, скинула на объекты соперника 45 тысячь киллограм бомб. В 6 воздушных битвах сбила в группе 3 истребителя соперника.К концу войны совершила 72 успешных (зафиксированных фотосьёмкой) боевых вылета.

На протяжении Белорусской наступательной операции принимала участие в битвах за Витебск, Оршу и Борисов. 26 июня 1944 года метким бомбовым ударом уничтожила ЖД полотно на станции Орша, взорвала эшелон с снарядами. 28 июня 1944 года бомбовыми ударами по скоплению соперника в деревне Зембин помогла советским армиям форсировать Березину и высвободить город Борисов.

18 августа 1945 года за воинскую доблесть и мужество, показанные в битвах с неприятелями, удостоена звания Героя СССР.

По окончании войны продолжила работу в ВВС, была замкомандиром бомбардировочного авиационного полка. С 1950 года — в запасе. Жила в городе Шауляй, после этого в Риге, где окончила партшколу. Трудилась в Рижском горкоме партии Латвии и в ЦК КП Латвии до 1975 года.

Являлась членом правления Республиканского общества дружбы «СССР — Франция», Комитета защиты мира, с 1975 года — почётный член полка «Нормандия — Неман».

С 1983 года жила в Киеве. Её именем были названы бригада трубного завода города Волжский Волгоградской области, пионерская дружина в Омской области и многие пионерские отряды средних школ. Создатель статьи — «Прыжок из пламени» (размещена в книге «В небе фронтовом») и книги «Дочери неба». Погибла 3 марта 2010 года.

Похоронена на Байковом кладбище в Киеве.

Награждена орденами: Ленина, Красного Знамени (два раза), Отечественной войны 1-й степени; медалями.

***

Мария Равнина появилась в деревне Шаровка, сейчас Полтавского района Омской области, в семье крестьянина — переселенца из Украины. В первой половине 30-ых годов двадцатого века, из-за инвалидности отца (он в войну лишился ноги) семья Долиных переехала в Украину, в село Михайловку Запорожской области. В семье Долиных было 10 детей. Маша — старшая. По окончании 8 классов школы села Михайловка, Мария была вынуждена получить работу .

Паралельно с работой занималась в Михайловской планерной школе — филиале Мелитопольского аэроклуба, которую окончила с отличием. Во второй половине 30-ых годов двадцатого века окончила Херсонскую авиационную школу. Чтобы поступить в неё, Равнина прибавила к собственному возрасту лишних 2 года (с того времени во всех официальных документах указывался 1920 год в качестве её года рождения). Трудилась лётчиком — инструктором Днепропетровского, после этого Николаевского аэроклубов Осоавиахима.

Окончила экстерном школу в городе Днепропетровск.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века добровольцем вступила в РККА. В первой половине 40-ых годов XX века окончила Энгельсскую военную авиационную школу пилотов. вести войну в составе 587-го (позднее ставшего 125-м Гвардейским) бомбардировочного авиационного полка. Летала на пикирующем бомбардировщике Пе-2 (навигатором её экипажа была Галина Джунковская). Первый боевой вылет совершила под Сталинградом.

После этого вести войну в небе Северного Кавказа, Курска и Кубани, принимала участие в освобождении Прибалтики и Белоруссии.

2 июня 1943 года экипажу Равниной была поставлена задача стереть с лица земли цель недалеко от станицы Крымская на Кубани. Ещё на подходе к цели осколок зенитного боеприпаса угодил в левый мотор самолёта. «Пешка» Равниной не поспевала за остальными. Удачно отбомбив, экипаж на обратном пути был без истребительного прикрытия и был атакован группой из 2 германских истребителей FW-190 и 4 Me-109.

Экипажу Равниной удалось подбить один FW-190 и один Me-109. Но и коммунистический самолёт начал гореть.

До тех пор пока летели над вражеской территорией, экипаж не имел возможности покинуть горящий самолёт. Спасло то, что навигатор Галина Джунковская надела на Марию Равнину очки, именно поэтому у лётчицы от огня сохранились глаза. Равнина сумела чудесным образом посадить машину в 2-х километрах от линии фронта.

Из горящего Пе-2 лётчиц вытащил, будучи раненым, стрелок — радист Иван Соленов. Чуть успели отбежать, как самолёт через пара мгновений взорвался…

***

В первой половине 40-ых годов XX века Борисовская газета «За коммунизм!» сказала своим читателям о том, что над городом пролетели отечественные самолёты, и с одного из них был скинут вымпел с надписью: «Передать горкому ВКП(б). Боевой привет гражданам Борисова от лётчиков-борисовцев! М. Равнин».

Вместе с вымпелом было скинуто и письмо:

«Дорогие граждане Борисова!Сейчас, 18 июля 1944 года, над вашим городом пролетает авиационная часть, которой за участие в освобождении города Борисова присвоено наименование «Борисовской».

Мы летим дальше на запад бомбить неприятеля на его территории.

Призываем Вас, дорогие товарищи, стремительнее восстанавливать собственный город!»

В конце этого письма стояла та же самая подпись: М. Равнин.

В том же номере газеты был напечатан и ответ местных железнодорожников, каковые говорили о собственных удачах по восстановлению станции.

Прошло 15 лет… Отмечая годовщину освобождения собственного города, сотрудники газеты отыскали в памяти о вымпеле и захотели определить, кто же были те лётчики, каковые в первой половине 40-ых годов XX века отправили борисовцам тёплый привет? Какая авиационная часть была удостоена имени их города? И наконец, кто таковой М. Равнин?

Но как по прошествии стольких лет узнать ответ на эти вопросы? И началась усердная работа…

В первую очередь были сопоставлены текст газетной информации с настоящим текстом на полотнище вымпела, что хранится в муниципальном краеведческом музее. Стало известно, что подпись на вымпеле не «М. Равнин», а «М. Равнина».

По всей видимости, журналист, готовящий эти сведенья к печати, усомнился в том, что «воздушное послание» написано дамой. Редакция обратилась в Архив Минобороны СССР прося разыскать М. Равнину в перечнях личного состава авиационных частей. Через некое время ими был взят следующий ответ:

«В наградных перечнях личного состава 125-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка имени Храбреца СССР М. Расковой значится:

1. Гвардии лейтенант Равнина Мария Ивановна, замкомандира авиационной эскадрильи, награждена орденом Красного Знамени 28 июля 1944 года.

2. Гвардии капитану Равниной Марии Ивановне, помощнику начальника авиационной эскадрильи, Указом Президиума ВС СССР от 18 августа 1945 года присвоено звание Героя СССР с вручением медали и ордена Ленина «Золотая Звезда».

В копии наградного страницы М. И. Равниной записано:

«28 июня 1944 года тов. Равнина создавала бомбардирование техники противника и живой силы в районе Зембин, что северо — западнее города Борисова. Задание выполнено превосходно.

За правильный бомбовой успешное содействие и удар наземным армиям при форсировании реки освобождение и Березина города Борисова приказом Главнокому полку присвоено собственное наименование «Борисовский».

Сотрудники редакции заинтересовались предстоящей судьбой отважной лётчицы и продолжили поиски. Наконец М. И. Равнину нашли в Риге. При встрече, Мария Ивановна поведала им следующее:

— Вымпел, скинутый Вам, борисовцам, — это коллективное приветствие всего лётного состава второй эскадрильи 125-го Гвардейского авиаполка. Тогда эскадрильей временно руководила я, поскольку её начальник, Гвардии капитан Фомичёва Клавдия Яковлевна, была сбита в воздушном бою и пребывала в военного госпиталь. На другой сутки, по окончании того как на дивизионном вечере в праздничной обстановке был зачитан приказ о краже отечественному полку наименования «Борисовский», мы и написали обитателям города письмо с просьбой трудиться так же самоотверженно, как отечественные лётчицы сражались за освобождение этого города.

18 июля 1944 года отечественный полк совершал перелёт из Каменки (откуда мы летали на освобождение Борисова) на аэропорт Ситце — Вельск. Пролетая над Борисовом, я снизилась до 400 метров и навигатор скинула вымпел…

Из предстоящего рассказа лётчицы, сотрудникам редакции удалось узнать, что 125-й Гвардейский бомбардировочный летный Борисовский летный полк имени Храбреца СССР Марины Расковой в годы войны прошёл славный боевой путь от Волги до берегов Балтийского моря.

Сражаясь на пикирующих бомбардировщиках Пе-2, лётчицы полка уничтожали оборонительные сооружения, живую технику и силу соперника на берегах Волги, содействовали наземным армиям по прорыву обороны неприятеля на Северном Кавказе, вместе с другими авиационными соединениями снабжали ввод в прорыв танковой группы на Орловско-Курском направлении, делали задачи по прорыву долгосрочной, очень сильно укреплённой оборонительной полосы и разрушению узлов сопротивления соперника на участке Богушевск — Орша.

Полк принимал участие в битвах за Ельню, Смоленск, Витебск, Борисов, за освобождение Белоруссии, Прибалтики и в разгроме германских армий в Восточной Пруссии. Всего же, за период ВОВ, летчицами полка было совершено 1134 боевых вылета и скинуто на неприятеля 980 тысячь киллограм бомб. За хорошие боевые действия и показанный личным составом героизм полк награждён орденами Кутузова и Суворова 3-й степени.

На классический в таких случаях вопрос: какой боевой вылет стал для лётчицы самым памятным, Мария Ивановна поведала такую историю:

«2 июня 1943 года мы получили приказ на исполнение очередного боевого задания. Взлетели звеньями, в воздухе собрались в девятку и пошли к аэропорту истребителей. Они скоро взлетели и заняли собственные места, сопровождая нас к цели.

Облачность покрывала практически всё небо. Это мешало наблюдению. Приближение к цели мы увидели по возрастающей силе зенитного огня. Наконец, перед нами — целая огненная завеса.

Боеприпасы рвутся то в первых рядах, то по сторонам. Маневрировать в плотном строю весьма тяжело, исходя из этого мы увеличили промежутки между самолётами и по сигналам навигатора и стрелка — радиста, непрерывно смотрящих за воздухом, сновали вверх — вниз, вправо — влево, сбивая новодку пристреливающихся зенитчиков соперника. Боеприпасы рвались так близко, что самолёт довольно часто вздрагивал, а осколки горохом рассыпались по плоскостям…

Я вела в девятке левое звено. Перед самой целью мотор начал давать перебои. Машину быстро потянуло в сторону. Мы начали отставать.

Ведомые Тоня Скобликова и Маша Кириллова, увидев, что отечественный самолёт подбит, также снизили скорость, закрывая нас.

До цели оставались считанные 60 секунд. Зенитки били по — прошлому кучно, но для исполнения задания в эти кажущиеся вечностью 60 секунд принципиально важно забыть о том, что около бушует пламя, собрать вся силу воли и хладнокровно, чётко выдерживать заданную навигатором высоту, скорость и направление полёта.

бомбы и — Короткая команда скинуты. Облегчённый самолёт лёгким толчком подбрасывает кверху. Сейчас вторая задача — сохранить экипаж и машину.

Зенитки соперника нежданно затихают. В этот самый момент же радист докладывает о приближении «Мессеров». А закрывающих нас истребителей нет — они завязали воздушный бой с первой группой «Мессеров» и скрылись в тучах.

Немцы в первую очередь стараются нарушить отечественный строй, зная, что легче сбит одиночный самолёт. А мы, прижавшись крылом к крылу, закрываем друг друга огнём пулемётов. Стрелки — штурманы и радисты отбивают одну атаку за второй.

Бой идёт жаркий. Вот уже горит на моём самолёте мотор. Повреждён самолёт Тони Скобликовой, за ним тянется белая струя.

В разгаре боя кончаются патроны, пулемёт навигатора умолкает, я иду со понижением. Один «Мессер» нагнал нас и подошёл слева близко. Отчётливо видно лицо пилота. Он поднял руку и сперва продемонстрировал один, позже два пальца.

Я не осознала его. Лишь позже мне растолковали, что это был вопрос — «Как тебя сбить: за один заход либо за два?»

Тут же я почувствовала удар по самолёту. Загорелся второй мотор. Опять атака. Галя Джунковская, не долго думая, начала отстреливаться сигнальными ракетами. К нашему удивлению, эффект оказался хорошей. Соперник был ошеломлён «новым огневым средством» и уже не решался больше к нам доходить близко.

Ещё пара выстрелов, и истребители соперника отстали.

…Внизу под нами течёт Кубань. Это линия фронта. Только бы её перетянуть. А самолёт, как будто бы пылающий факел, — пламенем объяты оба мотора. Даю команду стрелку и штурману — радисту покинуть самолёт.

Ваня Солёнов отвечает: «Тяни, начальник, дотянем. А вдруг погибать, то всем совместно!».

Самолёт скоро теряет высоту. Почва… Сели на фюзеляж. Но выйти со навигатором не можем — заклинило выходной люк. Выручает Ваня.

Не обращая внимания на ранение, он, собрав последние силы, отбивает люк. Чуть мы успели отбежать на пара десятков шагов, как самолёт взорвался — столб дыма и пламени взметнулся в небо.

Нас подобрали зенитчики и отвезли в станицу Славянскую, в медико-санитарный батальон. Тут мы встретились с экипажем Тони Скобликовой, которая, как выяснилось, произвела вынужденную посадку на одном из прифронтовых аэропортов».

Тяжёлое воздушное сражение 9 бомбардировщиков с 8 германскими истребителями окончилось победой. Не утратив ни одного экипажа, девушки выполнили боевое задание и сбили 4 истребителя, утратив только одну свой автомобиль. Данный бой вошёл в историю ВОВ как пример мужества и отвали советских лётчиц.

На примере этого сражения обучались лётчики многих бомбардировочных полков, вести войну на всех фронтах.

За примерное исполнение боевых заданий руководства, мужество, геройство и отвагу, показанные в борьбе с немецко — фашистскими захватчиками, Указом Президиума ВС СССР от 18 августа 1945 года Гвардии капитан Равнина Мария Ивановна удостоена звания Героя СССР с вручением медали и ордена Ленина «Золотая Звезда» (№ 7926).

О собственной «Золотой Звезде» она сказала так: «Я всю жизнь отрабатываю данный кусочек золота и считаю его неспециализированной призом полка. Это они, не возвратившиеся из боевых вылетов — настоящие Храбрецы».

По окончании войны отважная лётчица продолжала проходить службу в ВВС, была помощником командиpa бомбардировочного авиационного полка. С 1950 года — в запасе. Жила в городе Шяуляй, после этого в Риге.

С 1983 года — в Киеве.

Её неуемная энергия и, как сейчас принято сказать, харизма помогали брать штурмом чиновничьи баррикады и получать установления монументов однополчанкам на местах их смерти, каковые она разыскивала по окончании войны вместе с поисковыми группами. Тем, кто выжил, она доставала дефицитные лекарства, «пробивала» места в клиниках и законные квадратные метры. Её именовали «ходячий SOS», но наряду с этим — Равнина ни при каких обстоятельствах ничего не попросила для себя.

Единственное, о чём грезила, — написать книгу о судьбах армейских лётчиц, дабы рассекретить в ней настоящую историю полка и поведать о том, что видела и пережила. Вела ежедневники, хранила переписку, собирала данные в архивах Минобороны СССР. Вот лишь времени на книгу выкроить всё не получалось, а позже пришли новые времена, а с ними — новые и ревизия прошлого храбрецы…

Собственное 85-летие легендарная лётчица отметила в Национальном музее ВОВ. Поздравить Марию Ивановну с юбилеем пришли представители Киевской администрации, фронтовики — ветераны и многие должностные лица. По окончании просмотра фильма о смелом прошлом Марии Ивановны, боевых песен и горячих поздравлений слово предоставили юбилярше.

Было тяжело не подметить ту боль, с которой жила в те дни героиня. Мария Равнина призвала присутствующих на встрече курсантов быть патриотами и не слушать интерпретации истории.

— Любите отчизну, храните её! Мы временны на данной почва, а постоянное, вечное — это Отчизна. Дорогие мои юные приятели, не верьте фальсификаторам истории, каковые именуют Великую Отечественную Второй мировой войны. Не верьте, что это была лишь схватка Гитлера и Сталина! Изучайте историю по подлинникам, имейте собственное вывод! Не верьте предателям, каковые не защищали Украину: УПА и другие били в пояснице.

В этом я убедилась на своем опыте.

По окончании Парада Победы в Москве в июне 1945 года мы взяли правительственное задание перегнать в Белград дивизию самолётов, которую Сталин подарил Тито. По дороге приземлялись для дозаправки во Львове. Потому, что на нас была военная форма, всех предотвратили, что от аэропорта на большом растоянии отходить не следует, поскольку кругом орудуют «лесные братья». Позже, в то время, когда мы вылетели со Львовского аэропорта, над Карпатами по нам начали стрелять из зенитного оружия. У ОУН — УПА была кроме того зенитная артиллерия!

Мы сходу рассредоточились, и они, само собой разумеется, никого не сбили, поскольку стрелять толком не умели, но кое-какие самолёты были повреждены. По прибытии в Белград мы рассказали об этом руководству.

Обложка книги М.И.Равниной

Мария Ивановна призвала украинские власти «повернуться лицом» к фронтовикам, которых осталось так мало.

— Ужасная несправедливость, что до сих пор не смогут пересмотреть пенсий фронтовиков! Мы, победители, живём хуже побеждённых. Кто доживёт, должны пожить в цивилизованном стране.

Нам большое количество не нужно. Нежное слово, хорошее отношение…

Она чуть — чуть не дожила до 65-летия Победы и до выхода собственной книги, которую решила назвать «Дочери неба», — так постоянно подписывал письма к Марии Равниной её приятель лучший коммунистический истребитель, трижды герой Советского Союза Иван Кожедуб. Издание мемуаров лётчицы произошло благодаря превосходному коллективу издательства «Довра». В базу книги легли беседы Марии Ивановны с журналистом Еленой Вавиловой. Ей Равнина детально поведала о собственном товарищах и фронтовом пути по оружию.

К сожалению, до выхода книги в свет Мария Равнина не дожила — её не стало 3 марта 2010 года. Думается, что «Дочери неба» стали необычным монументом героине.

5 марта 2010 года её похоронили на Байковом кладбище под залпы прощального военного салюта. Пригодилось вмешательство Уполномоченного ВР по защите прав человека Нины Карпачевой, дабы лётчице выделили скромное место на отдалённом участке респектабельного городского погоста: юная команда Черновецкого объявила, что право на захоронение в том месте имеют лишь два раза Храбрецы. В похоронах принимали участие солдаты Отдельного полка Украинского президента.

 В горящем самолёте…

Балашов,первая учительница моя,Мария Ивановна Елисеева!,2010г.

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Кулькина мария ивановна

    …Декабрь 1943 года. Он остался в памяти ещё и событием, совершившимся во фронтовой судьбе одного превосходного человека, проходившего службу в…

  • Батракова мария семёновна

    …В голубом небе чётко виден сильно пикирующий самолёт. В то же мгновение на аэропорте взревели моторы, понеслась снежная пыль, и два отечественных…

  • Азаров пётр лукьянович

    Появился 14 августа 1922 года в деревне Зиновино, сейчас Угранского района Смоленской области, в семье крестьянина. В первой половине 30-ых годов…

  • На «горбатом» через войну. летчик-штурмовик муса гайсинович гареев

    Этот текст выкладывается на сайт в честь 69-й годовщины победы в Великой Отечественной войне и а продолжение штурмовиков и темы бомбардировщиков. В…

  • Константинова тамара фёдоровна

    Появилась 7 ноября 1919 года в деревне Нигерёво, сейчас Лихославльского района Тверской области, в семье крестьянина. В 1925 году семья переехала в город…

  • Кожедуб иван никитович

    Иван Никитович Кожедуб Иван Никитович Кожедуб появился 8 июня 1920 года в селе Ображеевка, сейчас Шосткинского района Сумской области, в семье…