Азаров пётр лукьянович

      Комментарии к записи Азаров пётр лукьянович отключены

Азаров пётр лукьянович

Появился 14 августа 1922 года в деревне Зиновино, сейчас Угранского района Смоленской области, в семье крестьянина. В первой половине 30-ых годов двадцатого века вместе с семьёй переехал в Москву. Образование взял неполное среднее, окончил школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).

Трудился на заводе слесарем-механиком. Окончил аэроклуб. С ноября 1940 года в рядах Красной Армии.

В первой половине 40-ых годов XX века окончил Энгельсскую военную авиационную школу пилотов.

С 11 ноября 1942 года в армии. В составе 86-го бомбардировочного авиационного полка (позднее преобразован в 134-й Гвардейский БАП) сражался на Сталинградском, Южном, 4-м Украинском и 3-м Белорусском фронтах.

К марту 1945 года старший лётчик 134-го Гвардейского бомбардировочного Таганрогского Краснознамённого ордена Александра Невского авиационного полка (6-я Гвардейская бомбардировочная авиационная дивизия, 1-я Воздушная армия, 3-й Белорусский фронт) Гвардии лейтенант П. Л. Азаров произвёл 158 боевых вылетов, из них 133 — одиночным самолётом на разведку армий, фотографирование оборонительных аэродромов и сооружений соперника. В групповых воздушных битвах с участием его экипажа стёрто с лица земли 8 истребителей соперника.

19 апреля 1945 года за воинскую доблесть и мужество, показанные в битвах с неприятелями, удостоен звания Героя СССР.

По окончании войны продолжал работу в ВВС. С 1949 года — в запас. Погиб в первой половине 50-ых годов XX века.

Награждён орденами: Ленина, Красного Знамени (два раза); медалями.

* * *

Боевая судьба лётчика Петра Азарова практически началась в августе 1941 года, в то время, когда их военная авиационная школа пилотов была эвакуирована в Заволжье. Начальник полётов внес предложение Азарову вылететь в район учебного полигона для захода и отработки подхода на бомбометание. Получив приказ, Пётр ещё раз уточнил задание и поднял в небо собственный бомбардировщик СБ.

Начальник полёта, замечавший за чёткостью выхода и набором высоты на курс, остался доволен выучкой курсанта.

Придя в заданный район, Азаров умело сделал пара атак на «цель» и уже приготовился идти к себе, как внезапно заметил справа несколько «Мессершмиттов». Германские лётчики, по всей видимости, кроме этого увидели одинокий коммунистический бомбардировщик. Оценив обстановку, Азаров кинул машину в крутое пике и, маскируясь, забрал курс на собственный аэропорт.

Таковой маневр для соперника был неожиданным, и они утратили из виду одинокий самолёт, что имел возможность стать для них достаточно лёгкой добычей.

Выслушав доклад курсанта, начальник эскадрильи заявил ему признательность. Храбрые действия комсомольца Азарова стали скоро известны всей школе. Его находчивость при неожиданной встрече с неприятелем приводили в пример вторым.

Написали об этом и в его служебной характеристике.

А в июле 1942 года в выпускной аттестации Петра Азарова показалась новая запись: «Летает с громадным жаждой. Техника пилотирования хорошая. Хорош присвоения воинского звания «сержант». Возможно использован в скоростной бомбардировочной авиации».

С этим заключением Азаров и прибыл в 3-й запасной летный полк. Но вместо долгожданных боевых вылетов на разгром гитлеровских захватчиков, к чему так упорно подготавливался Пётр, ему внесли предложение опять засесть за книжки. Предстояло переучиться на новый пикирующий бомбардировщик «Петляков-2».

Как-то просматривая газеты, Петр встретил сообщение о том, что завершился оборонительный период Сталинградской битвы. Войска СССР, остановив наступление неприятеля, сорвали его стратегический замысел по прорыву и захвату Сталинграда в Закавказье, к источникам советской нефти.

— Вот, прочёл эту заметку и как-то неудобно стало, — поделился Азаров собственными мыслями с товарищами. — С одной стороны, весело, что бьют гитлеровцев. А с другой? Того и смотри под Сталинградом без нас доколотят нацистов.

Желание комсомольца Петра Азарова в этом случае сбылось. В декабре 1942 года он уже обрушивал на своем пикирующем бомбардировщике смертоносный груз на головы соперника. По 2 — 3 вылета в сутки совершал его экипаж, обретая мастерство, увеличивая собственный боевой счёт, приближая победу над фашистскими армиями, окружёнными у стенку Сталинграда.

К весне 1943-го о Петре Азарове с похвалой отзывались уже не только в 86-м бомбардировочном авиаполку, но и в других частях. Ему присвоили офицерское звание. Экипаж младшего лейтенанта не только наносил прицельные удары по неприятелю, но и неоднократно отличался в исполнении разведывательных полётов, добывая полезные сведения о сопернике.

Так, 30 мая 1943 года, в составе группы Пе-2, он вылетел на бомбардировку вражеского аэропорта недалеко от Донбасса. Не обращая внимания на сильный обстрел, отечественные лётчики, выполняя противозенитный маневр, действовали с уверенностью. Младший лейтенант, пребывав в ударной группе, нанёс бомбовый удар по цели.

Было отчётливо видно, как взвились вверх огненные смерчи от вспыхнувших на аэропорте вражеских автомобилей. Повторяя один заход за вторым, бомбардировщики стёрли с лица земли 16 самолётов соперника. Помимо этого, в схватках с германскими истребителями отечественные лётчики подожгли 5 «Мессершмиттов».

Это была победа. О ней в те дни большое количество писали фронтовые газеты.

Как-то раз в полк поступило сообщение, что в район Калиновки немцы подтянули большие силы танков и артиллерии. Создалась угроза продвижению отечественных армий. Требовалось отобрать самый подготовленные экипажи для нанесения замечательного бомбового удара по скоплению техники противника и живой силы. И в этом случае фамилия младшего лейтенанта Азарова была названа в числе первых. Окрылённый доверием лётчик с особенной тщательностью подготавливался к вылету. Он обговорил с экипажем каждую подробность задания.

Обратил внимание штурмана и стрелка-радиста на их действия в особенных условиях полёта.

Появление отечественных бомбардировщиков недалеко от цели было встречено сильным огнём зенитной артиллерии неприятеля. Но несколько прикрытия, в которой шёл Азаров, срочно ударила огневых точкам. Оказалось удачно. С первого же захода замолкло пара зениток.

Прицельным был и второй заход. А сейчас главная несколько нанесла бомбовый и штурмовой удары по мотопехоте и танкам неприятеля.

Через 30 мин. затем Калиновка была забрана отечественными армиями. А скоро в полк поступила весточка командующего наземной армией, в которой он объявлял признательность всем лётчикам, участвовавшим в исполнении серьёзного задания и обеспечившим продвижение отечественных армий.

В первых числах Августа 1943 года боевые приятели поздравляли Азарова с первой боевой призом — орденом Красного Знамени. Весело переживал он эту высокую оценку его ратного труда. В ответ на приз Отчизны ему хотелось сделать ещё больше.

В один из дней поступила команда вылететь на разведку в район станции Харцизск. Азаров первым попросился пойти на эту цель. Комполка неоднократно убеждался в отменных качествах этого воздушного следопыта, исходя из этого согласился с просьбой лётчика не раздумывая, но предотвратил:

— Знаю, что лёгких боевых заданий не бывает. Но это задание повышенной трудности. Попытайся быть предельно бдительным.

Ожидаю с ответственными сведениями.

Шепетильно изучив условия подхода к цели, Азаров решил пойти на хитрость: собрать нужную высоту, зайти в глубь территории, занятой соперником, после этого с разворотом на 180 градусов приблизиться к объекту. Так и было сделано. Наряду с этим самолёт Азарова издавал звуки, характерные для германских бомбардировщиков.

Всё это разрешило Азарову свободно показаться над станцией, где как на ладони находились 7 ЖД эшелонов с оружием и боевой техникой.

Найдя эшелон, Азаров срочно отправил на КП полка радиограмму с правильным указанием количества составов. В этот самый момент же приобрел новое задание: отправиться на разведку аэропортов в район Донбасса, куда, по агентурным данным, немцы посадили пара авиаполков. И тут Азарову помогла смекалка.

Маскируясь рельефом местности, он нежданно выскочил над аэропортом, на что только что приземлились «Юнкерсы» и «Мессершмитты», ещё не успевшие зарулить на стоянку. Сказав новые данные в полк, лётчик забрал курс к себе. Но сейчас в наушниках раздался тревожный голос стрелка-радиста Князева:

— Слева с превышением двести метров пара «Фоккеров».

— Приготовиться к отражению атаки, — ответил Азаров.

Германские лётчики, тем временем, уже нападали Пе-2. Но Князев был начеку. Долгая очередь из пулемёта отрезала путь сопернику. Тогда немцы решили, по всей видимости, расстрелять Пе-2 на встречном курсе и сделали переворот через крыло. Азаров разгадал план неприятеля.

Маленьким доворотом вправо он предоставил возможность навигатору Виктору Онищенко выпустить прицельную очередь. «Фоккер» как будто бы наскочил на препятствие, на мгновение застыл на месте, после этого, оставляя дымную полосу, отправился со понижением. Его ведомый быстро покинул поле боя.

— Молодец, Виктор! — не удержался Азаров от похвалы собственному навигатору.

Скоро показалась линия фронта, а после этого аэропорт. Выслушав доклад Азарова, пребывавший в полку комдив заявил экипажу признательность.

— Мне приятно отметить, — сообщил командир дивизии, — что по вашим разведданным уже действуют группы отечественных бомбардировщиков и штурманов, уничтожая вражеские эшелоны с боевой техникой, нанося бомбовые и штурмовые удары по аэропортам соперника…

В новый, 1944 год Пётр Азаров вступил умелым начальником. Его повысили в звании. Сейчас Гвардии лейтенанту приходилось водить на задания целые группы «Петляковых».

На его груди показался второй почётный Красного знак и орден Знамени советской Гвардии.

10 апреля 1944 года перед 134-м Гвардейским бомбардировочным авиационным полком была поставлена задача нанести бомбовый удар по скоплению танков и мотопехоты соперника в населенном пункте Байсары. Ознакомившись с заданием, комполка решил отправить на эту цель лучших лётчиков, имеющих опыт бомбометания с пикирования. Азарову вменялось в обязанность возглавить группу прикрытия.

Когда взвилась в небо зелёная ракета, Гвардейцы вылетели на очередное задание. Делая указания, они действовали чётко, решительно. И, не обращая внимания на шквальный пламя вражеской артиллерии, отечественные удачно произвели бомбометание по танкам соперника. Фотоснимки подтвердили пара прямых попаданий.

И опять в числе отличившихся значилась фамилия Азарова.

Но не только удачи сопутствовали ратным делам крылатого Гвардейца. Были и огорчения. Как-то в один из майских дней около двух десятков Пе-2 вылетели для бомбардировки аэропорта в районе Херсона, откуда немцы совершали нередкие налёты на войска СССР, действовавшие на Севастопольском направлении.

Исполнение этого задания осложнялось тем, что соперник сосредоточил тут большие средства ПВО и в воздухе практически непрерывно барражировали истребители.

Как и следовало ожидать, на подступах к цели «Петляковых» встретила несколько Ме-109. Но четвёрка «Лавочкиных», закрывавшая отечественных бомбардировщиков, сразу же вступила в бой с истребителями соперника. С первой же атаки советским лётчикам удалось расстрелять один, а после этого второй вражеский самолёт. Не ожидавший для того чтобы финала, соперник дрогнул. Сейчас по отечественным автомобилям открыли ураганный огонь зенитчики.

Но и они не помешали Гвардейцам совершенно верно выйти в район вражеского аэропорта, на котором пребывали десятки самолётов различных типов. Взметнувшиеся вверх столбы дыма и огня свидетельствовали о том, что атака была успешной. Горели самолёты, рвались снаряды, полыхали бензозаправщики. Но как раз сейчас при выходе из очередной атаки зенитный боеприпас угодил в самолёт Азарова.

Машина начала терять скорость и высоту.

— Пробиты хвостовое оперение и левая плоскость! — послышался голос стрелка-радиста.

Навигатор экипажа Гвардии лейтенант Онищенко, осознавая, какие конкретно тяжёлые 60 секунд переживает начальник, старался как возможно чаще напоминать об оставшемся времени полёта до их аэропорта.

Подлетая к аэропорту, Азаров привычно поставил кран шасси на выпуск, но на приборной доске кабины лётчика вспыхнула красная лампочка, сигнализирующая, что правая стойка шасси не вышла. Что делать? Новая беда имела возможность кончиться трагично для экипажа. Оценив обстановку, начальник полётов приказал Азарову произвести посадку на фюзеляж.

Но лётчик настоял, дабы приземлиться на одно колесо.

Тяжело заявить, что больше помогло тогда Петру Азарову совершить эту необыкновенную посадку: смелость, желание сохранить военную машину либо отменное мастерство. Но лишь видавшие виды авиаторы были поражены столь ювелирной посадкой Пе-2. Умело действуя элеронами, рулём и триммерами высоты, лётчик удачно приземлил самолёт. Только в конце пробега «Петляков» медлено качнулся на крыло, но после этого пробежал ещё пара метров и замер на месте.

Но не только эта отменная посадка поразила однополчан. Они были поражены, как по большому счету удалось Азарову долететь до собственного аэропорта. В самолёте насчитали до 30 пробоин.

И таких примеров мужества, боевого мастерства и отваги в биографии Петра Азарова было много. В различные обстановки в годы войны попадал крылатый храбрец, но постоянно выходил из них победителем.

В феврале 1945 года, воображая Азарова к званию Храбреца СССР, начальник 134-го Гвардейского бомбардировочного авиационного полка полковник Катков писал: «За время нахождения в полку Гвардии лейтенант Азаров показал себя дисциплинированным, грамотным, общительным, вежливым в обращении офицером… Владеет хорошей техникой пилотирования, грамотно эксплуатирует материальную часть в любое время года… В битвах при освобождении Белоруссии, Литвы, при разгроме нацистов в Восточной Пруссии П. Л. Азаров мастерски наносил бомбовые удары по неприятелю…» В данной немногословной, но емкой оценке виден боевой лётчик, умелый начальник, храбрец из племени соколов.

 Указом Президиума ВС СССР от 19 апреля 1945 года за примерное исполнение заданий руководства и показанные героизм и мужество в битвах с немецкими захватчиками Гвардии лейтенант Азаров Пётр Лукьянович удостоен звания Героя СССР с вручением медали и ордена Ленина «Золотая Звезда» (№ 6230).

По окончании войны Пётр Азаров продолжал работу в ВВС. Во второй половине 40-ых годов XX века по состоянию организма лишился работы в запас. Жил в Москве, трудился водителем на автобазе.

В первой половине 50-ых годов XX века он уехал на целину, в Республику Алтай. Скоро заболел и 29 ноября 1954 года погиб. Похоронен на кладбище села Устьянка Бурлинского района Республики Алтай. Первое время за могилой заботились местные школьники, но неспешно имя прославленного лётчика было забыто, могила его заросла, родственники на ней так и не показались.

Лишь в 1995 году имя Храбреца было возвращено из забвения. Сейчас на могиле установлен новый монумент, в Устьянской школе имеется маленький стенд, посвящённый Храбрецу СССР Петру Лукьяновичу Азарову. Его имя увековечено в мемориале одного из гарнизонов.

Источники:
1. «Храбрецы СССР. Краткий биографический справочник. Том 2». — М.: Воениздат, 1988.
2. «Храбрецы огненных лет. Книга 4». — М.: Политиздат, 1980.

10 ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны:

  • Долина (мельникова) мария ивановна

    Появилась Мария Мельникова (Равнина) 18 декабря 1920 года в деревне Шаровка, сейчас Полтавского района Омской области, в семье крестьянина. Окончила 8…

  • Страница боевой летописи советской авиации

    В июле — августе 1943 г. Советская Армия одержала блестящую победу на Курской дуге, явившуюся наибольшим событием ВОВ. Вместе с пехотинцами, танкистами,…

  • Лучший день гауптмана баркхорна

    О военной карьере германского воздушного аса №2 времён Второй мировой Герхарда Баркхорна на данный момент известно фактически всё, не смотря на то, что…

  • Охота на крупную дичь

    В последних числах Декабря на аэропорт Сталино (сейчас Донецк) из Норвегии прибыли 18 FW 200 из состава I и III групп 40-й бомбардировочной эскадры. Эти…

  • Советские лётчики в сталинградской битве

    Историческая битва за Сталинград — самая выдающаяся победа в истории войн. Она явила новый пример совершенства передовой советской военной науки….

  • Смолина а.н. «там вдали ваша юность военная…»

    Всё началось с просмотра документального фильма о «ночных колдуньях», внезапно продемонстрированного шведским телевидением. Из-за чего «внезапно»? Да…