Лучший день гауптмана баркхорна

      Комментарии к записи Лучший день гауптмана баркхорна отключены

О военной карьере германского воздушного аса №2 времён Второй мировой Герхарда Баркхорна на данный момент известно фактически всё, не смотря на то, что он всегда остаётся в тени самого результативного «специалиста» люфтваффе Эриха Хартмана. Более того, он значительно менее известен по сравнению со стоящими ниже него по результативности Германом Графом, Вальтером Новотны либо пережившим всех их асом №3 Гюнтером Раллем. Однако, карьера Баркхорна изобиловала увлекательными эпизодами, один из которых выпал на последние дни 1943 года.

Как мы знаем, в составе группы II./JG 52 Герхард Баркхорн (Gerhard Barkhorn) удачно сражался на советско-германском фронте сначала операции «Барбаросса» по январь 1945 года, одержав в общем итоге 301 воздушную победу. Германский ас многократно получал по 2–3 победы за сутки, а время от времени ему получалось сбивать по 4–5 советских самолётов за день.

Самым же результативным днём для него стало 28 декабря 1943 года, в то время, когда недалеко от Керченского полуострова на протяжении трёх боевых вылетов Баркхорн заявил семь побед над советскими самолётами. Наряду с этим все победы были одержаны им без свидетелей – по данным ведущего германского историка авиации Бернда Барбаса, в люфтваффе действовало положение, в соответствии с которому одержавшие более 30 побед лётчики имели возможность подавать заявки на сбитые вражеские самолёты без подтверждения вторых лётчиков.

Лучший день гауптмана баркхорна
Герхард Баркхорн в кабине «Мессершмитта» Bf 109G-6, лето 1943 года

Давайте разберемся, как отражены удачи германского аса в советских своевременных документах 4-й Воздушной армии. Наряду с этим возможно с уверенностью заявить, что 28 декабря Баркхорн сражался лишь с военными лётчиками, но не с морскими: документы ВВС Черноморского Флота показывают, что они действовали в данный сутки в других районах либо в второе время. Отличие во времени по Москве и по Берлину в данный сутки составляла два часа.

Главными соперниками действующей зимний период 1943–1944 годов над востоком Крыма германской авиагруппы II./JG 52 были лётчики советских 229-й и 329-й истребительных авиадивизий. Первая в трёх собственных полках (88-й ИАП, 249-й ИАП, 790-й ИАП) имела на вооружении истребители ЛаГГ-3, четвёртый полк (42-й Гв.ИАП) летал на Як-1. «ЛаГГи» к тому времени обоснованно считались устаревшими и очень сильно уступали германским «Мессершмиттам» Bf 109G-6, каковые эксплуатировала II./JG 52, о чём замечательно знали обе противоборствующие стороны.

Выбора у пилотов «ЛаГГов», увы, не было – переводить их на новую матчасть не торопились, рекомендовалось только вести битвы с «Мессершмиттами» на виражах в горизонтальной плоскости, где шансы сторон пара выравнивались. Немного лучше было лётчикам 42-го Гв.ИАП – «Як» считался более успешной машиной.

Карта района военных действий — восточная оконечность Керченского полуострова

Все три полка 329-й ИАД (57-й Гв.ИАП, 101-й Гв.ИАП и 66-й ИАП) были в осеннюю пору 1943 года перевооружены американскими истребителями P-39 «Аэрокобра». Не смотря на то, что данный самолет и полюбился советским летчикам за красивую связь, живучесть и мощное вооружение, но по комплексу летных черт он кроме этого пара уступал «Мессершмитту». С летчиками этих двух дивизий и было нужно иметь дело Герхарду Баркхорну в знаменательный для него сутки.

Первого успеха начальник II./JG 52 добился в 08:47 по берлинскому времени, заявив один Як-1 севернее мыса Барзовка (Варзовка), что на северо-восточной окраине Керченского полуострова, а уже через шесть мин. недалеко от Джанкоя (сейчас провалившееся сквозь землю село восточнее Керчи, не путать с одноимённым городом в северной части Крыма) записал на собственный счёт Ил-2. По всей видимости, Баркхорн вёл бой с «Илами» из 55-й отдельной корректировочной эскадрильи, каковые под прикрытием истребителей 88-го ИАП фотографировали район Грязевая Пучина – Булганак. Утрат у них не было.

Справедливости для стоит заявить, что в указанное время (10:50–10:53 по Москве) одну утрату понёс 622-й ШАП – из восьмёрки Ил-2, штурмовавших артиллерийские позиции севернее села Булганак, один экипаж был подбит огнём зениток и сел на воду в двух километрах севернее мыса Тархан. Кроме того в случае если высказать предположение, что лётчики сопровождавших штурмовики «ЛаГГов» 863-го ИАП не увидели атаку «Мессершмитта» по штурмовику, в любом случае район в заявке Баркхорна очень сильно не сходится с местом смерти советской автомобили.

Асы II группы 52-й истребительной эскадры: лётчик эскадрильи 4./JG 52 лейтенант Генрих Штурм (158 побед), начальник группы II./JG 52 гауптман Герхард Баркхорн (301 победа), начальник эскадрильи 5./JG 52 обер-лейтенант Вильгельм Батц (237 побед). Багерово, осень 1943 года

Что касается заявки на сбитый Як-1, то, по всей видимости, это был ЛаГГ-3 замкомандира эскадрильи 88-го ИАП лейтенанта Георгия Наумова. По советским данным, вылетев на прикрытие собственных армий в район села Булганак, четвёрка Наумова вела бой с таким же числом Ме-109. По некоторым документам, Наумов подбил один из «Мессершмиттов», но и его машина была повреждена, а сам он взял тяжёлое ранение в руку.

Не дотянув до таманского берега, лётчик совершил вынужденную посадку на воду в 300 метрах от берега недалеко от посёлка Береговой. При посадке «ЛаГГ» скапотировал. Потому, что глубина была не большая, самолёт носом уткнулся в дно, а хвостовое оперение осталось над водой.

Как раз в том направлении взобрался раненый лётчик.

К сожалению, помощи было нужно ожидать продолжительно, и за это время лейтенант Наумов не только утратил большое количество крови, но и взял заражение. Не смотря на то, что позднее лётчик был послан в больницу, у него началась гангрена. Не обращая внимания на ампутацию руки, спасти Георгия Ивановича Наумова не удалось, и 31 декабря он погиб.

По имеющимся у автора документам время вылета группы 88-го ИАП установить не удалось, но, если судить по району боя, эту победу имел возможность одержать лишь Герхард Баркхорн – заявки вторых германских лётчиков на сбитые советские истребители в данный сутки приходятся на значительно более южные районы, где группы Георгия Наумова быть не имело возможности. В его лице 88-й ИАП утратил одного из собственных самые опытных лётчиков, начавшего вести войну в августе 1942 года, совершившего 145 боевых вылетов и одержавшего к моменту смерти шесть личных и три групповые победы.

Собственных следующих побед Баркхорн добился спустя полтора часа, в то время, когда в сражении недалеко от мыса Хрони в 10:20 и 10:23 по берлинскому времени заявил очередные два Як-1. В этом случае с уверенностью возможно заявить, что германские истребители сошлись в сражении с лётчиками 790-го ИАП. Шестёрка ЛаГГ-3 этого полка, ведомая лейтенантом С. Е. Бесединым, в 11:45 по Москве вылетела на перехват германских самолётов согласно данным радиолокационной станции РУС-2.

В районе села Юраков Кут советские лётчики встретили четвёрку Bf 109. В завязавшемся бою, что продолжался 20 мин., младшему лейтенанту Ф. К. Морданову удалось сбить один «Мессершмитт», упавший в море у мыса Тархан.

Bf 109G-6 начальника группы II./JG 52 гауптмана Герхарда Баркхорна, Крым, аэропорт Багерово, ноябрь-декабрь 1943 года. Живописец Claes Sundin (http://www.luftwaffeinprofile.se)

Несколько 790-го ИАП также понесла больного утрату. Атакой снизу начальник II./JG 52 сумел поразить ЛаГГ-3 младшего лейтенанта Николая Москалёва, самолёт которого упал в море в километре восточнее села Осовины. Лётчик покинул обречённую машину на парашюте и совершил посадку в 500 метрах от берега. Шансов продолжительно продержаться в ледяной воде у него не было, а спасательный катер не известно почему не позвали. Не смотря на то, что лётчик начал вести войну лишь в ноябре 1943 года, он уже считался умелым воздушным бойцом.

На момент смерти на счету Николая Георгиевича Москалёва было три самолёта, сбитых лично и два в группе. Лётчик позднее был похоронен в братской могиле в станице Фонталовская под Темрюком.

самые успешным для германского аса стал следующий вылет, на протяжении которого ему удалось сбить сходу три краснозвёздных автомобили. В 14:05 по Москве на боевое задание по прикрытию плавсредств в Керченском проливе и армий на плацдарме вылетела четвёрка Як-1 из состава 42-го Гв.ИАП, ведомая лучшим асом полка, Храбрецом СССР начальником эскадрильи капитаном Иваном Горбуновым, имевшим на своём счету 18 лично сбитых самолётов и ещё один в группе.

Кроме Горбунова, в группу входило ещё два аса полка: замкомандира эскадрильи Герой Советского Союза лейтенант Ахмет-хан Канкошев (14+0), что шёл ведомым у Горбунова, и начальник эскадрильи капитан Николай Печёный (17+3). Ведомым Печёного летел юный лётчик младший лейтенант Юрий Рубцов (20 боевых вылетов, один сбитый).

Лётчики 42-го Гвардейского истребительного авиаполка Иван Николай и Горбунов Печёный, весна-лето 1943 года

Не обращая внимания на опытность большинства лётчиков группы, вылет практически сходу не сложился. В районе пригородного посёлка Аджим-Ушкай пара Bf 109 пробовала атаковать советских лётчиков. Горбунов быстро развернул группу, наряду с этим «Яки» Канкошева и Печёного сорвались в штопор.

При выходе Печёного из штопора его самолёт был атакован и подбит Баркхорном. Выйдя из боя, коммунистический лётчик совершил вынужденную посадку на воду у берега косы Чушка. Самолёт был разбит, а лётчик взял ушибы лица и левой руки.

Ведомый Печёного младший лейтенант Рубцов затем утратил несколько Горбунова и продолжил делать задание, пристроившись к группе охраняющих ЛаГГ-3.

Приблизительно одвременно с этим (вылет 13:43–14:30) в воздушный бой с многочисленной группой «Хейнкелей» He 111, идущих под прикрытием «Мессершмиттов», вступила восьмёрка истребителей 66-го ИАП, ведомая комполка полковником В. А. Смирновым. По советским данным, отечественными лётчиками было сбито пять Хе-111 и два Ме-109, но и несколько понесла утрату. Не возвратился с боевого задания младший лейтенант Александр Андриевский.

Ведущий группы полковник Смирнов видел, как подбитая «Аэрокобра» в районе Эльтигена с дымом отправилась к почва. Как выяснилось позднее, лётчик не пострадал и скоро возвратился в строй. Истребитель Андриевского кроме этого стал жертвой Герхарда Баркхорна, записавшего на собственный счёт сбитый P-39 в 12:10.

Лётчик 42-го Гвардейского истребительного авиаполка Ахмет-хан Канкошев на крыле Як-1

Возможно, как раз просьбу о помощи оторвавшегося от группы Андриевского услышали по радио капитан Горбунов и лейтенант Канкошев. Не смотря на то, что они и не опознали тип атакованного парой Bf 109 советского самолёта, но бросились ему на помощь. Горбунов открыл огонь по одному из «Мессершмиттов», что затем начал падать.

Комэск посчитал его сбитым и не стал преследовать, но его ведомый, дабы точно добить вражескую машину, ринулся за ней.

Возможно, рассчитывая на то, что его атаку закрывает Горбунов, Канкошев всё внимание сосредоточил на ведении огня по пикирующему сопернику, тогда как Горбунов отвлёкся на другой Bf 109 и утратил «Як» Канкошева из вида. Этим и воспользовался Баркхорн.

По всей видимости, это был хороший «выстрел в голову» – выпущенная с близкой дистанции очередь по кабине либо по крайне важной части автомобили, в основание крыла либо хвостовому оперению, по окончании чего, в большинстве случаев, неуправляемый самолёт сходу падал. Потому, что Канкошев преследовал соперника до бреющего полёта, шансов спастись с парашютом у него не было.

Винить Ивана Горбунова в смерти ведомого было бы не совсем правильно – Канкошев, Наверное, самовольно ринулся добивать «Мессершмитт». Не погонись он за соперником, советская пара осталась бы единой, и вражеские лётчики имели возможность и не рискнуть вступить с ними в открытый бой.

Герхард Баркхорн принимает поздравления по окончании 1000-го боевого вылета, январь 1944 года, Багерово. На ленте написаны заглавия государств, над которыми он сражался: «Дания — Бельгия — СССР — Франция — Англия — Голландия»

Горбунову была засчитана победа над Ме-109, что упал в Керченский пролив в 200–500 метрах от горы Митридат. С уверенностью возможно заявить, что подтвердившие победу пребывающий на месте вынужденной посадки капитан Печёный и офицеры со станции наведения видели падение как раз Як-1 Канкошева, приняв его за сбитый Bf 109. В действительности «Мессершмитт» сбит не был, не смотря на то, что, быть может, и взял повреждения.

Канкошев с того времени считается пропавшим без вести, но возможно утверждать, что Як-1, пилотируемый Храбрецом СССР Гвардии лейтенантом Ахмет-ханом Таловичем Канкошевым, покоится в Керченской бухте.

Так, на протяжении одного боевого вылета германскому «специалисту» за четверть часа удалось нанести урон истребителям двух полков. Особенно не легко переживали смерть однополчанина в 42-м Гв.ИАП – Канкошев, ставший единственным Храбрецом СССР, погибшим в битвах под Керчью, был любимцем полка.

Всего за сутки Герхард Баркхорн записал на собственный боевой счёт семь побед, в действительности же германскому асу удалось сбить пять самолётов, лишив 229-ю ИАД сходу троих умелых и результативных лётчиков. Продолжив деятельно летать в последние дни 1943 года, он заявил 29–30 декабря ещё семь побед, кое-какие из которых находят подтверждение в советских документах.

Всего в небе восточного Крыма период с ноября 1943-го по февраль 1944 года, в то время, когда II./JG 52 покинула Керченский полуостров, Баркхорн заявил об уничтожении 73 краснозвёздных автомобилей. Всего же в битвах на полуострове ас заявил 90 побед, что было рекордом среди германских лётчиков, сражавшихся в Крыму, В первую очередь войны.

Слева направо: лейтенант , замкомандира эскадрильи 88-го ИАП Георгий Наумов, младший лейтенант, лётчик 790-го ИАП Николай Москалёв, младший лейтенант, лётчик 66-го ИАП Александр Андриевский. Все фото сделаны на протяжении обучения в лётных школах

Судьбы упомянутых советских лётчиков сложились по-различному. Иван Михайлович Горбунов, одержав за время ВОВ 24 индивидуальные и одну групповую победы, погиб в воздушном бою в Корее 29 июня 1953 года, пилотируя реактивный МиГ-15. Николай Николаевич Печёный пережил войну. В мае 1946 года за 219 боевых вылетов, на протяжении которых он в 88 воздушных битвах одержал 20 личных и три групповые победы, был удостоен звания Героя СССР.

Младшие лейтенанты Александр Александрович Андриевский и Юрий Сергеевич Рубцов погибли в последующих битвах. Первый был сбит на 50-м боевом вылете недалеко от Керчи 5 февраля 1944 года германским асом лейтенантом Отто Фённекольдом (Otto Fonnekold), второй не возвратился из собственного 35-го боевого вылета 12 февраля 1944 года из района села Булганак, став, по всей видимости, 248-й жертвой того же Герхарда Баркхорна.

литература и Источники:

  1. ЦАМО Российской Федерации, фонд 214-й ШАД
  2. ЦАМО РФ, фонд 229-й ИАД
  3. ЦАМО РФ, фонд 230-й ШАД
  4. ЦАМО РФ, фонд 329-й ИАД
  5. ЦАМО РФ, фонд 42-го Гв.ИАП
  6. ЦАМО РФ, фонд 159-го Гв.ИАП
  7. ЦАМО РФ, фонд 863-го ИАП;
  8. Bernd Barbas. Das vergessene As. Der Jagdflieger Gerhard Barkhorn — Luftfahrtverlag-Start, Bad Zwischenahn, 2014
  9. Bernd Barbas: Die Geschichte der II. Gruppe des Jagdgeschwaders 52 – Eigenverlag, Uberlingen, 2003

Фото из фондов ЦАМО, коллекции автора, и домашних архивов родственников Н. Н. Печеного, Н. Г. Москалева и А. Т. Канкошева

Создатель разыскивает родственников авиаторов 4-й Воздушной Армии и ВВС Черноморского Флота, принимавших участие в битвах за Крым, и будет признателен, в случае если с ним свяжутся по адресу электронной почты ivan_l@ukr.net

АУДИОКНИГИ КОРОТКИЕ

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: