Цвета военного неба: «хеншели», пикировщики переходного периода

      Комментарии к записи Цвета военного неба: «хеншели», пикировщики переходного периода отключены

«Хеншель» Hs 123 стал последним довольно массовым бипланом в боевом составе люфтваффе. Данный небольшой одномоторный самолёт по лётным данным соответствовал современным ему германским истребителям-бипланам, но сам относился к классу пикирующих бомбардировщиков. Его принятие на вооружение изначально было только временной мерой в ожидании поставок более совершенного пикировщика, которым стал «Юнкерс» Ju 87, исходя из этого применение по начальному назначению выяснилось закономерно маленьким, но в качестве штурмовика он провоевал до середины 1944 года.

Особыми самолётами для бомбометания с пикирования немцы заинтересовались ещё в первой половине 30-ых годов двадцатого века, в то время, когда военной авиации в Германии ещё официально не существовало. Годом позднее в серию запустили пикировщик «Хейнкель» He 50, созданный по японскому заказу, в один момент начав работы над более идеальными самолётами. Принятая тогда программа предусматривала параллельную разработку двух проектов: упрощённого самолёта с не через чур высокими чертями, но с возможностью запустить его в производство в скором будущем, и полноценного боевого аппарата с более отдалённым сроком вступления в строй.

Победителем конкурса на «временный» пикировщик стал Henschel Hs 123, запущенный в серию в конце 1935 года. Всего до прекращения производства в октябре 1938 года выпустили 16 предсерийных Hs 123A-0 и 229 автомобилей главных серий Hs 123A-1 и Hs 123B-1. В строевые части самолёты начали поступать с осени 1936 года, а уже следующей весной начался процесс их постепенного замещения «Юнкерсами» Ju 87.

Цвета военного неба: «хеншели», пикировщики переходного периода

В декабре 1936 года пятёрка «Хеншелей» была послана в Испанию, где самолёты прошли опробования в битвах в составе германского легиона «Кондор» и взяли хорошие отзывы. Позднее к ним прибавились ещё 14 автомобилей, переданных испанцам. Списаны они были лишь во второй половине 40-ых годов XX века!

Изначально не все начальники люфтваффе вычисляли бомбометание с пикирования наилучшей тактикой, и в августе 1938 года были организованы сходу пять отдельных штурмовых авиагрупп (Schlachtfliegergruppe): две на ветхих двухместных разведчиках-бомбардировщиках He 45 и три (10-я, 30-я и 50-я) на Hs 123. Действительно, скоро верх опять забрало «пикировочное лобби», и уже в ноябре четыре штурмовые группы ликвидировали, а из их персонала организовали три новые группы пикировщиков.

Так, в штурмовой авиации осталась лишь 10-я несколько, которую тогда переименовали в II.(Sch.)/LG 2. Эта сокращение расшифровывается как «2-я (штурмовая) несколько 2-й исследовательской эскадры» (не смотря на то, что L – «Lehr» – практически свидетельствует «учебная», но в этом случае имелась в виду отработка методики боевого применения). К началу 1939 года эта несколько осталась единственной строевой частью люфтваффе, вооружённой бипланами «Хеншель».

Несколько учавствовала сперва в польской кампании, после этого во французской, и по окончании её окончания была перевооружена на Bf 109E в варианте истребителя-бомбардировщика. Казалось бы, на этом история применения Hs 123 должна была закончиться, но в марте 1941 года на них организовали эскадрилью 10.(Sch.)/LG 2, которая совместно с «Мессершмиттами» 2-й группы сражалась сперва на балканском полуострове, а после этого на советско-германском фронте.

Hs 123B-1 из состава Erg.St.(Sch.)/LG 2, советско-германский фронт, район Вязьмы, весна 1941–1942 годов

«Исследовательский» период существования штурмовой авиации закончился в январе 1942 года с формированием 1-й штурмовой эскадры, в состав которой 10-я эскадрилья и 2-я несколько LG 2 вошли как 8-я эскадрилья и 1-я несколько соответственно.

В апреле 1942 года 8-я эскадрилья была выведена в тыл для перевооружения на бронированные двухмоторные штурмовики Hs 129, и в один момент на фронт прибыла организованная в январе II./SchG 1 со смешанным оружием из Hs 123 и Hs 129. В ноябре к ним добавились ещё и Bf 109E, но по окончании перевооружения в марте 1943 года остались лишь Hs 123 и Fw 190A.

В октябре того же года прошла неспециализированная реструкуризация ударных частей люфтваффе, на протяжении которой все прошлые части штурмовиков (SchG) и пикировщиков (StG) были преобразованы в новые штурмовые эскадры с сокращением SG. Наряду с этим 2-я несколько 1-й штурмовой эскадры превратилась во 2-ю группу 2-й эскадры, унаследовавшей от StG 2 наименование «Иммельман». Под новой вывеской бипланы «Хеншель» употреблялись впредь до июня 1944 года, а после этого были совсем заменены «Фокке-Вульфами».

Hs 123A-1 с бортовыми кодами L2+AM, на котором в сентябре 1939 года на протяжении польской кампании летал начальник 4.(Sch.)/LG 2 обер-лейтенант Адольф Галланд (Adolf Galland). Узкая белая полоса на фюзеляже и шеврон сверху на центроплане были неавторизованными, но время от времени видевшимися в начале войны обозначениями командирских автомобилей. На носу самолёта расположена эмблема эскадрильи.

Раздельно продемонстрирован фрагмент фото, на котором прекрасно видно различие в размещении прочих обозначений и креста, каковые не были симметричны на правом и левом бортах.

Бывший лётчик-ветеран и истребитель войны в Испании, Адольф Галланд был переведён в штурмовую авиацию в июле 1939 года, и за время польской кампании совершил 87 боевых вылетов. Но зимний период 1940 года стало ясно, что по медицинским показателям (артрит) он уже не имеет возможности летать на самолётах с открытой кабиной, исходя из этого в феврале его вернули в истребительную авиацию и прописали адъютантом JG 27.

В июне Галланд стал начальником III./JG 26, в августе возглавил JG 26 и закончил год с 58 победами, став одним из лучших асов «Битвы за Британию». В первой половине 40-ых годов двадцатого века он довёл собственный персональный счёт до 96 побед и по окончании смерти Вернера Мёльдерса в авиакатастрофе поменял его на должности командующего истребительной авиации. В феврале 1945 года Галланд организовал и возглавил авиагруппу JV 44 и закончил войну в звании генерала со 104 победами на счету (а также 7 – на реактивных истребителях в 1945 году).

К началу Второй мировой фактически на все германские самолёты первой линии был нанесён камуфляж из двух оттенков тёмно-зелёного цвета, но штурмовики так и остались в ветхой четырёхцветной окраске примера 1936 года. Их верхние и боковые поверхности имели схему из коричневого RLM 61 Braun, зелёного RLM 62 Grun и светло-серого RLM 63 Grau, а нижние поверхности окрашивались светло синий краской RLM 65 Hellblau.

Характерной изюминкой «Хеншелей» в таком камуфляже было несимметричное размещение крестов на различных бортах: на левом символ было нужно переместить вперёд, в противном случае между ним и хвостовым оперением не получилось бы втиснуть три знака из стандартного довоенного пятизначного бортового кода. В середине 1939 года ввели новые четырёхзначные коды, но перенесением опознавательных знаков никто не озаботился.

Hs 123A-1 с бортовыми кодами L2+AC, на котором в мае 1940 года на протяжении французской кампании летал начальник II.(Sch.)/LG 2 гауптман Отто Вайс (Otto Wei?). Не считая цвета личной кодовой буквы, на штабной статус самолёта показывают нетипичные для люфтваффе шеврон на центроплане и белая полоса сверху фюзеляжа. На носу самолёта изображена эмблема 5-й эскадрильи.

К началу французской кампании «Хеншели» однако взяли обычный камуфляж из двух оттенков зелёного: более чёрного RLM 70 Schwarzgrun и более яркого RLM 71 Dunkelgrun на верхних и боковых поверхностях, а цвет нижних остался без трансформации. Однако, большая часть самолётов всё равняется оставались архаичными по внешнему виду по причине того, что пропорции и размещение их опознавательных знаков соответствовали стандарту, отменённому в осеннюю пору 1939 года. Новые символы с более широкими белыми «уголками» взяли лишь самые последние из поступивших в II./LG 2 автомобилей.

По окончании перевооружения данной группы на «Мессершмитты» прошлые «бомбардировочные» обозначения штурмовиков были заменены новыми, напоминающими таковые у одноместных истребителей. Известно два главных варианта: а) с тёмным треугольником, обозначающим принадлежность к штурмовикам, по одну сторону креста, и кодовой буквой либо тактическим номером – по другую; б) с кодовой буквой и/либо штабным шевроном по одну сторону и «истребительным» обозначением принадлежности к группе – по другую. Наряду с этим, за исключением шевронов и треугольника, все обозначения могли быть выполнены в «приборном цвете» эскадрильи.

В то время, когда в первой половине 40-ых годов двадцатого века на фронте снова показались бипланы «Хеншель», на них также применяли такие обозначения. Изменилась и неспециализированная схема окраски: на фотографиях самолёты в большинстве случаев выглядят однотонно чёрными. В одних случаях это разъясняется погрешностями цветопередачи, нивелировавшими отличие между двумя зелёными красками, в других всё дело в неоднократных подкрашиваниях и выцветании краски без рвения сохранить камуфляжную схему.

Со временем проходящие ремонт самолёты начали получать упрощённую двухцветную окраску из RLM 71 сверху и RML 65 снизу.

Перед началом балканской кампании самолёты 10.(Sch.)/LG 2 взяли введённые для неё элементы стремительного опознавания в виде жёлтых капотов, рулей направления и законцовок крыльев. В июне 1941 года были введены обозначения для всего восточного фронта: жёлтый руль поменяла полоса на фюзеляже, а капот и законцовки остались жёлтыми, но лишь снизу.

Hs 123A-1 из состава II./SG 2, Крым, апрель 1944 года. Машина окрашена по упрощённому стандарту, в краски RLM 71 и RLM 65. Если судить по наличию шеврона на борту, это мог быть самолёт из штабного звена, но цвет других обозначений показывает на 6-ю эскадрилью, исходя из этого нельзя исключать, что это самолёт начальника эскадрильи. Крест на фюзеляже этого и многих вторых поздних «Хеншелей» выполнен в «позднем истребительном» стиле из одних лишь белых уголков.

Другие опознавательные символы простые чёрно-белые.

Начиная с конца 1941 года боевые самолёты люфтваффе в зимний период начали получать временную белую окраску верхних и боковых поверхностей, и штурмовые «Хеншели» в этом не стали исключением.

Hs 123A-1 из состава Erganzungsstaffel (учебной эскадрильи) эскадры SchG 1, южная часть советско-германского фронта, начало 1942 года. Самолёт в белой зимней окраске, нанесённой поверх стандартного камуфляжа. Элементы стремительного опознавания восточного фронта остались без трансформации.

АРМИЯ- 2016. Территория превосходства. Военная приемка

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: