Цвета военного неба: война бипланов над сомали и эфиопией

      Комментарии к записи Цвета военного неба: война бипланов над сомали и эфиопией отключены

Кампания в Восточной Африке принесла государствам антигитлеровской коалиции первую важную победу на протяжении Второй мировой – в первый раз была высвобождена от оккупации территория целой страны. С авиационной точки зрения она стала полем боя устаревающих либо уже устаревших истребителей-бипланов: лишь в том месте принимали участие в воздушных битвах не только итальянские «Фиаты» и британские «Гладиаторы», но и «Фьюри» и «Гонтлеты» ВВС государств Английского Содружества.

«Империя, над которой ни при каких обстоятельствах не заходит солнце» – это не только черта мощи державы, но и огромные территории, каковые в реалиях XX века Англии стало очень сложно защищать. Так Английская Восточная Африка, не обращая внимания на соседство с владениями возможно враждебной Италии, стала одним из «медвежьих углов» империи, лишённых адекватной защиты. Но, Итальянская Восточная Африка кроме этого была второстепенной в армейском отношении территорией, но из-за меньших неспециализированных размеров Итальянской империи ей уделялось значительно больше внимания.

Движение военных действий на земле

Итальянское королевство было союзником Германии сперва по Антикоминтерновскому, а позже по Металлическому пакту, но в сентябре 1939 года заявило о собственном нейтралитете. Но, к началу 1940 года в Англии заключили, что при успешного наступления вермахта на западном фронте итальянское наступление станет неизбежным.

Взять лишнего достаточно важного соперника британцы не хотели, а потому были ограничены в методах реакции на угрозу: предупредительное наступление было через чур страшно как в армейском, так и политическом отношении. Исходя из этого в Лондоне «право первого выстрела» покинули Муссолини, ограничившись упрочнением обороны собственных владений в Северной и Восточной Африке.

В середине мая 1940 года разведка доложила, что итальянская армия закончила подготовку к войне и ожидает лишь приказа на выступление. В свете данной информации в конце месяца английские армии на Среднем Востоке были приведены в полную боевую готовность.

Цвета военного неба: война бипланов над сомали и эфиопией
Особенности войны в Африке: обнажённый по пояс лётчик южноафриканского «Гладиатора» занимает место в кабине

10 июня Италия вступила в войну. Боевые действия в Восточной Африке начались на следующий сутки: итальянские и южноафриканские летчики обменялись ударами по армейским объектам у кенийско-сомалийской границы. 14 июня итальянцы сбили первый самолёт соперника, а 19 июня был отмечен первый воздушный бой, в котором обе стороны применяли истребители.

В тот раз в сражении сошлись «Фиаты» CR.32 411-й итальянской эскадрильи и «Харрикейны» 1-й южноафриканской, наряду с этим соперники утратили по одному самолёту. В начале Июля итальянцы начали наступления в один момент на суданском (северном) и кенийском (южном) фронтах.

Третьей территорией боевого соприкосновения была граница Итальянской Восточной Африки и Английского Сомали. Вторжение в том месте началось 3 августа, а уже 15 августа британский командующий получил разрешение на эвакуацию армий в Аден. К вечеру 19 августа итальянская армия вошла в Берберу.

Эта победа стала единственным успехом итальянского оружия во Второй мировой, но в стратегическом замысле положение восточноафриканской группировки итальянских армий было незавидным: изолированность театра войны и господство соперника на море оставляли воздушный мост единственным путём снабжения. В таких условиях ожидать успеха кампании возможно было только , если ливийская группировка сумеет создать так большую опастность Суэцу, что отвлечёт на себя все английские резервы.

Но этого не случилось, а потому в январе 1941 года союзники начали крупное наступление на северном и южном фронтах, а в марте совершили десантную операцию в Английском Сомали. К концу марта была захвачена большинство Итальянского Сомали и Южная Абиссиния, к началу апреля – Эритрея, к концу мая – центральная часть Абиссинии, а 27 ноября 1941 года последние итальянские соединения сдались, не смотря на то, что вялотекущая партизанская война длилась ещё в течение двух лет.

Итальянские истребители

В начале военных действий итальянская истребительная авиация в Восточной Африке была более бессчётной, но уже в июле с силы сторон сравнялись, а с осени качественное и количественное преимущество перешло к союзникам. В безотносительных размерах число истребителей на этом театре было через чур мало если сравнивать с протяжённостью фронта, исходя из этого обе стороны дробили собственные эскадрильи на отряды (флайты), отделения и секции (детачменты), распределяя их по различным аэропортам. Наряду с этим на одной площадке имели возможность базироваться подразделения различных авиачастей, каковые при необходимости делились между собой самолётами.

По состоянию на 10 июня 1940 года в Итальянской Восточной Африке действовали пять отдельных эскадрилий одноместных истребителей: 410-я и 411-я на «Фиатах» CR.32, и 412-я, 413-я и 414-я эскадрильи на взятых в апреле более новых «Фиатах» CR.42. Помимо этого, на разведчиков и экипажи IMAM Ro.37bis 110-й отдельной эскадрильи возлагались «вторичные» функции истребителей ПВО. В этом качестве «Ромео» потом совершили пара воздушных битв, но одержали лишь одну победу.

В последних числах Января 1941 года 110-я эскадрилья взяла пара «Фиатов» CR.42, став смешанной истребительно-разведывательной.

«Фиат» CR.32 с бортовым номером 410–8, на котором летом 1940 года летал на сомалийском фронте начальник 410-й эскадрильи капитан Коррадо Риччи (Corrado Ricci)

Итальянские истребительные и разведывательные эскадрильи в Восточной Африке были организованы по сокращённому штату (9 самолётов вместо 12), но 414-й досталось лишь 6 истребителей. Помимо этого, её лётчики ранее служили на CR.32 и только-только начали осваивать CR.42. Потом это стало одной из обстоятельств высоких утрат – на исходе четвёртой семь дней войны часть осталась без самолётов, по окончании чего и была расформирована 10 июля.

Утраты эскадрилий CR.32 имели возможность восполняться лишь из маленького, не более дюжины автомобилей, резерва и путём «каннибализации» неисправных аппаратов в ремонтных мастерских. В таких условиях 410-я и 411-я эскадрильи на удивление продолжительно сохраняли хотя бы минимальную боеготовность, совсем оставшись без техники лишь к началу июня 1941 года. Тогда же практически прекратила собственное существование и 110-я эскадрилья.

С «Фиатами» светло синий.42 было мало легче: по воздушному мосту из Ливии на транспортных самолётах в разобранном виде доставили за год полсотни истребителей, но и эти силы неуклонно таяли в битвах. 413-я эскадрилья совершила последний узнаваемый воздушный бой в первых числах Июля, через некое время затем оставшись без самолётов. 412-й повезло больше: последняя пара её истребителей летала ещё в ноябре.

Один из них 24 октября был сбит в воздушном бою с «Гладиаторами» 3-й эскадрильи южноафриканских ВВС (SAAF) – это была последняя воздушная победа кампании, а второй 22 ноября совершил последний боевой вылет итальянской авиации на этом театре боевых действий, а четыре дня спустя был сожжен, чтобы не достаться неприятелю.

И «Фиаты», и «Ромео» в Восточной Африке несли обычный «крапчатый» итальянский камуфляж, в котором на верхних и боковых поверхностях поверх базисной песочно-жёлтой краски наносились небольшие пятна одного (зелёного), либо двух (зелёного и коричневого) цветов, а нижние поверхности были серыми. Наряду с этим в случае если серая краска Grigio Mimetico была единой для всех ВВС, то для каждого из цветов камуфляжа верхних поверхностей известно по паре вариантов: на CR.32, CR.42 и Ro.37bis употреблялись две разновидности базисной песочно-желтой Giallo Mimetico, три разновидности зелёной Verde Mimetico и две – коричневой Marrone Mimetico.

Начальник 413-й эскадрильи капитан Коррадо Санторо (Corrado Santoro) в кабине собственного «Фиата» CR.42.

Перед кругом с фасцией на борту виден треугольный командирский вымпел. Прекрасно видно, какова была структура пятен камуфляжа

Разнился и стиль нанесения пятен. В большинстве случаев во внешнем виде самолётов преобладал базисный цвет, на котором размешались небольшие чёрные пятна либо маленькие узкие полосы (второй вариант виделся значительно реже). Одновременно с этим, у «Ромео» внешний вид довольно часто бывал обратным: небольшие яркие пятна на зелёном фоне.

Итальянский тропический камуфляж в то время ещё не был официально введён, но совсем неподходящие для региона цвета имели возможность поменять конкретно в строю. По воспоминаниям одного из пилотов, такому перекрашиванию подверглись «Фиаты» 410-й эскадрильи, на которых исходный базисный цвет камуфляжа был заменён каким-то более насыщенным оттенком. К сожалению, не известно, какую как раз краску применяли при перекрашивании: это мог быть один из стандартных камуфляжных цветов, легко более чёрный, чем в заводской окраске самолётов эскадрильи, либо что-то, намешанное перед покраской по разумению «маляров».

Не известно да и то, как распространённым был таковой самодеятельный камуфляж. В принципе, остальные CR.32 его кроме этого имели возможность взять, но на взятых перед началом военных действий CR.42 его наличие маловероятно. Самолёты же, переправленные в Восточную Африку на протяжении войны, не всегда успевали приобретать кроме того тактические номера, не то что новую окраску.

Fiat CR.32 quater (серийный номер 4149) из состава 410-й отдельной эскадрильи итальянских ВВС, Аддис-Абеба, Эфиопия, март-апрель 1941 года. Самолёт несёт на фюзеляже стандартные бортовые коды, принятые в итальянской авиации (комбинация номера части и тактического номера самолёта), эмблему эскадрильи и введённый в начале 1941 года для всех самолётов восточноафриканского театра боевых действий белый квадрат с тёмным Андреевским крестом, игравший роль элемента стремительного опознавания. По стандартам, в центре креста либо на его верхнем луче на хвостовом оперении должна быть наклейка с изображением герба Савойской семействе, но на данном аппарате её не было.

Fiat CR.42 (серийный номер 6271) из состава 412-й отдельной эскадрильи итальянских ВВС, Эритрея, зима 1940–1941 гг. В указанный период на этом истребителе летал замкомандира эскадрильи капитан Марио Визинтини (Mario Visintini). Самолёт выпуска сентября-октября 1940 года, доставленный в Восточную Африку по воздушному мосту из Ливии и вступивший в бой, так и не взяв стандартных бортовых кодов.

Но эмблему эскадрильи на фюзеляж нанесли. Она совмещала в себе изображение африканского континента и поднявшейся на дыбы лошади.

Марио Визинтини, уроженец австро-венгерской Истрии, с ноября 1937 по сентябрь 1938 гг. вести войну в Испании в составе 16-й группы «Ла Кукарача» и одержал две индивидуальные и одну групповую победы. Весной 1940 года он был направлен в Итальянскую Восточную Африку и стал замкомандиром 412-й эскадрильи. 14 июня он сбил британский бомбардировщик «Уэллсли», одержав первую воздушную победу восточноафриканской кампании, а 1 сентября записал на собственный счёт пятую победу, став первым итальянским асом во Второй мировой.

11 февраля 1941 года Визинтини погиб в авиакатастрофе, врезавшись в склон горы в сложных метеоусловиях. К тому времени на его счету уже было 16 либо 17 подтверждённых воздушных побед (часть из них были групповыми, но итальянцы тогда никак не отделяли их от личных), сделавших его лучшим асом восточноафриканской кампании и самый результативным итальянским лётчиком в Африке по большому счету.

Не считая удач в воздушных битвах, Визинтини прославился спасением начальника эскадрильи: 12 декабря на протяжении штурмовки британского аэропорта самолёт капитана Антонио Раффи (Antonio Raffi) был подбит зенитным огнём и совершил вынужденную посадку на неприятельской территории. Визинтини приземлился рядом с ним, выкинул из кабины собственный парашют, посадил Раффи на сидение, сам сел к нему на колени и отправился на взлёт.

Истребители Английского Содружества

В начале Второй мировой на территории фактически Восточной Африки у британцев не было ни одного истребителя, но через Баб-эль-Мандебский пролив в Адене базировалась 94-я эскадрилья RAF на «Гладиаторах», которая при необходимости имела возможность выделить часть сил для действий в Английском Сомали. Летом 1940 года как раз так и случилось.

31 мая базирующаяся в Египте 112-я эскадрилья RAF получила приказ послать отделение самолётов на суданско-эритрейскую границу, и на следующий сутки в том направлении убыл флайт «B» с восемью «Гладиаторами». 20 августа он был выделен из состава прошлой части и преобразован в отдельный флайт «K».

В середине мая в качестве меры по усилению обороны колоний в Кению начали прибывать авиация и сухопутные войска Южно-Африканского Альянса, среди них и 1-я эскадрилья SAAF с истребителями-монопланами Хаукер «Харрикейн» – всеми четырьмя, имевшимися в южноафриканских ВВС. Этого, очевидно, было мало, исходя из этого В том же направлении передали шесть устаревших бипланов Хаукер «Фьюри», оставшихся по окончании недавнего расформирования 6-й эскадрильи.

Всех «безлошадных» лётчиков на двух транспортных самолётах послали в Египет, где они в июне-июле освоили «Гладиаторы». В начале военных действий единственная тогда южноафриканская истребительная эскадрилья уже была на месте, но первый боевой вылет совершила лишь 19 июня.

Основной боевой силой 1-й эскадрильи считались «Харрикейны» и полученные со складов RAF в Египте «Гладиаторы», а устаревшие «Фьюри» предназначались лишь для тренировочных полётов и ПВО района базирования. Отражая налёты соперника, они поучаствовали в нескольких воздушных битвах и одержали две воздушные победы. «Фьюри» совсем вывели из боевого состава лишь в марте 1941 года, передав в учебные подразделения.

Южноафриканский «Гладиатор». Прекрасно видна одинокая кокарда на нижней тёмной поверхности левого крыла

В отличие от итальянцев, союзники не имели особенных неприятностей в снабжении, и в воюющие в Восточной Африке эскадрильи шли истребители «Харрикейн» и «Фьюри» (лишь в части SAAF), «Гладиатор» и «Гонтлет» (RAF и SAAF). Наряду с этим африканцы использовали «Гонтлеты» подобно «Фьюри», а у англичан они попали на фронт, пускай и не в качестве истребителей.

В июле 1940 года пара самолётов этого типа взял вооружённый устаревшими лёгкими бомбардировщиками «Винсент» флайт «D» 47-й эскадрильи RAF, действовавшего на суданском фронте. 16 августа это подразделение было выделено в отдельный 430-й флайт. Назначением данной части было нанесение штурмовых ударов. По донесениям пилотов, «Гонтлеты» в воздушных битвах сумели сбить один самолёт соперника, но эту победу то ли не засчитали, то ли просто не стали оформлять.

Последний узнаваемый боевой вылет истребителей-штурмовиков относится к октябрю 1940 года, а в будущем 430-й флайт сражался лишь на «Винсентах».

«Траурная процессия»: «Гладиатор» с номером N5813 из 2-й эскадрильи SAAF был сбит огнём с почвы 9 ноября 1940 года

С конца июля 1940 года детачменты 1-й эскадрильи SAAF начали функционировать не только на кенийском, но и на суданском фронтах, и 30 сентября авиационная часть поделили на две полноценных эскадрильи. «Северная» половина, которая летала на «Харрикейнах» и «Гладиаторах», сохранила прошлое наименование, а «южной» присвоили № 2. В ней были те же истребители плюс «Фьюри». В октябре на фронт в Кению прибыла из Южной Африки 3-я эскадрилья SAAF, всецело вооружённая «Харрикейнами».

В марте 1941 года, в то время, когда будущее кампании была уже решена, союзники начали вывод авиации из Восточной Африки на более серьёзный фронт в Западной пустыне. В последних числах Марта 94-я эскадрилья была переведена в Египет, а её «Гладиаторы» передали в 3-ю южноафриканскую для восполнения утрат в «Харрикейнах». В первых числах Апреля на север убыла 1-я эскадрилья SAAF, а за ней и флайт «K», преобразованный после этого в 250-ю эскадрилью RAF.

Их истребители-бипланы остались на месте, но английские «Гладиаторы» были так очень сильно изношены, что потом их применяли лишь как тренировочные.

На замену убывших частей в апреле в Кению прибыл 4-я эскадрилья SAAF на истребителях-монопланах «Мохаук», но в активных военных действиях она не принимала участие и в сентябре кроме этого убыла в Египет, а двумя месяцами ранее в том направлении перевели и 2-ю эскадрилью. Так, на завершающем этапе кампании была задействована лишь 3-я эскадрилья, эксплуатировавшая «Гладиаторы», «Харрикейны» и «Мохауки».

Британские истребители на Среднем Востоке значительно продолжительнее, чем в Европе, сохраняли довоенную серебристую окраску, но к началу июня 1940 года они однако были закамуфлированы и взяли опознавательные символы нового стандарта (введённые в мае красно-бело-светло синий триколор на киле и дополнительное жёлтое кольцо фюзеляжной кокарды).

Всего известно три стандартных схемы окраски верхних и боковых поверхностей бипланов «Гладиатор», «Гонтлет» и «Фьюри»:

1) двухцветная камуфляжная схема для средних широт с применением зелёного Dark Green и коричневого Dark Earth, которую в большинстве случаев наносили конкретно в строю;

2) хорошая «противотеневая» четырёхцветная камуфляжная схема для бипланов средних широт с применением тех же красок, что и в прошлом случае, плюс их более ярких разновидностей Light Green и Light Earth. Эта схема, в большинстве случаев, имела заводское происхождение;

3) пустынно-тропическая эрзац-схема с применением чёрного и яркого «земляных» цветов, в которой «яркий земляной» замещал уже официально введённый, но пока ещё отсутствующий на складах жёлто-песочный Middle Stone. Данный вариант виделся редко и, в большинстве случаев, уже по окончании начала военных действий, не смотря на то, что разработка пустынного камуфляжа велась ещё в 30-х годах.

Нижние поверхности самолётов в большинстве случаев окрашивались в тёмный (левая добрая половина) и белый (правая) цвет, либо же оставались серебристыми.

Gladiator Mk.II (серийный номер N2287) «GO-E», что в апреле 1941 года был передан из 94-й эскадрильи RAF в 3-ю эскадрилью SAAF

Фотография относится уже к африканскому периоду работы самолёта, но обозначения и окраска сохранились со времён работы в 94-й эскадрилье. Истребитель несёт малоизвестный многоцветный камуфляж с очевидно нетипичным для британской авиации размещением пятен. Происхождение данной схемы и её расцветка малоизвестны. Она могла быть как результатом местной самодеятельности, так и повторением одного из экспериментальных пустынных камуфляжей 30-х годов.

Яркая полоса перед хвостовым оперением – возможно, часть элементов стремительного опознавания, введённых для истребителей RAF в ноябре 1940 года. В случае если это вправду так, то возможно высказать предположение, что нижние поверхности и кок самолёта кроме этого были выкрашены в яркий зеленовато-серый цвет Sky либо светло-светло синий Sky Blue. Нижние поверхности левых консолей крыльев при таких условиях могли быть окрашены в чёрный цвет.

Тот же самолёт в более позднее время.

Он был перекрашен и взял простую для самолётов 3-й южноафриканской эскадрильи одиночную кодовую букву. Серийный номер автомобили сохранил прошлый нестандартно мелкий шрифт.

Ветхие южноафриканские «Фьюри» перед вступлением в бой кроме этого взяли зелёно-коричневый камуфляж английского стандарта с «серебром» на нижних поверхностях и триколор на киле, но жёлтого кольца фюзеляжной кокарды на них, если судить по фотографиям, имело возможность и не быть. Ещё одним отличием африканских опознавательных знаков от английских была замена красного цвета оранжевым. К сожалению, по чёрно-белым фотографиям фактически нереально отличить один цвет от другого, но на самолётах с серийными номерами SAAF (от английских отличались отсутствием букв) с большей долей возможности возможно ожидать перекрашенных триколора и кокард.

Gladiator Mk.I (серийный номер K7974) «RT-O» из состава 112-й эскадрильи RAF (позднее отдельного флайта «K»), Судан, лето-осень 1940 года. 1 августа на нём одержал собственную единственную подтверждённую победу пайлот-офицер Перси О. В. Грин (Percy O.V. Green). Не считая него, на этом истребителе сражались и другие лётчики. Самолёт в зелёно-коричневом камуфляже с чёрно-белыми нижними поверхностями, на которых отсутствовали опознавательные символы, не очень-то и необходимые при таковой окраске.

Серийный номер написан нестандартным шрифтом и почему-то тем же цветом, что и бортовые коды.

Gladiator Mk.II (английский серийный номер N5852) из состава 1-й эскадрильи SAAF. На этом истребителе на суданском фронте в сентябре 1940 года летал 2-й лейтенант Джон Л. Хьюитсон (John L. Hewitson), одержавший на нём одну групповую победу, а в октябре-ноябре – капитан Брайан Дж.Л. Бойл (Brian J.L.

Boyle), что одержал на этом биплане две победы, а 6 ноября сам был сбит в воздушном бою с «Фиатами» CR.42 412-й эскадрильи. Переданные SAAF летом 1940 года «Гладиаторы» несли обычный британский «бипланный» камуфляж с чёрно-белой окраской нижних поверхностей и стандартные серийные обозначения и опознавательные знаки.

Не совсем простым было наличие кокарды на тёмной половине крыла при её отсутствии на белой, но таковой вариант виделся на «Гладиаторах» и «Харрикейнах» производства компании «Глостер». Полные бортовые коды в частях SAAF на протяжении восточноафриканской кампании по большому счету употреблялись редко, в особенности на истребителях. Время от времени самолёты обозначались личной кодовой буквой, но истребители-бипланы значительно чаще обходились лишь серийными номерами.

Оба летавших на N5852 лётчика были в группе пилотов 1-й эскадрильи, которую в мае 1940 года послали в Египет за самолётами, а в июле они возвратились в Судан. В августе Брайан Бойл был назначен начальником флайта, в октябре-ноябре ему засчитали два сбитых неприятельских самолёта, а в воздушном бою 6 ноября он сам был ранен, но сумел дотянуть на падающем самолёте до линии фронта.

Возвратившись в строй в январе, он одержал в феврале одну победу на «Гладиаторах», а после этого две личных и одну в паре на «Харрикейнах», доведя, так, собственный счёт до 5?. К концу марта 1941 года Бойл совершил 106 боевых вылетов и взял назначение инструктором в лётную школу. В феврале 1944 года лётчик возвратился на фронт и взял назначение в состав 4-й эскадрильи SAAF, вести войну на итальянском фронте на «Спитфайрах» Mk.V, так и не сумев до конца войны расширить счёт собственных побед.

Капитан Брайан Дж.

Л. Бойл у «Гладиатора» N5852.

2-й лейтенант Хьюитсон в сентябре-ноябре 1940 года одержал одну личную и одну групповую победу на «Гладиаторах», а после этого пересел на «Харрикейны», но на них удач в воздушных битвах не добился и закончил первый «боевой тур» в один момент с капитаном Бойлом. Второй он начал в ноябре 1941 года командиром и капитаном флайта в 5-й эскадрилье SAAF на «Томагавках» в Западной пустыне.

1 июня 1942 года его произвели в майоры и поставили во главе 4-й эскадрильи, а уже 26 июня он был сбит в воздушном бою с Bf 109 и попал в плен. Счёт Хьюитсона к тому времени также достиг 5? побед.

Эфиопо-сомалийская война и СССР

Увлекательные записи:

Похожие статьи, которые вам, наверника будут интересны: